Словарик как помощник ученика
Оценка 4.6

Словарик как помощник ученика

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русский язык +1
Взрослым
16.11.2018
Словарик  как помощник ученика
Русский язык – сложное и многогранное, а потому и очень интересное явление. Можно потратить целую жизнь и все-таки не узнать всех его тонкостей, всех особенностей и правил. Ведь язык постоянно развивается и изменяется, пополняясь все новыми и новыми словами. При изучении языка каждый раз открываешь для себя что-нибудь новое. В особенности это касается его истории. Наш словарик наверняка заинтересует многих читателей-школьников, и каждый сможет извлечь из словаря массу новой и полезной информации.
словарик.doc
Проект   «Словарик в помощь школьнику» относится к разделу «Языкознание». Авторы проекта   обосновывают   актуальность   выбранной   темы,   ставят   перед   собой   цель   и   намечают задачи. А именно:  Познакомиться с этимологическим словарем.  Изучить словарные статьи этимологического словаря тех слов, которые предлагаются для запоминания.  Исходя   из   истории   происхождения   или   образования   слова   попытаться   найти   к   нему проверочное слово.  Используя найденный материал, создать словарик в помощь школьнику. Работа состоит из теоретической и практической частей.  Теоретическая   часть   включает   в   себя   определения   основных   понятий,   на   которых базируется работа над проектом.  Практическая часть представлена словариком, в состав которого входят 90 слов. Каждое из этих слов является обязательным для запоминания. В словарной  статье, помимо толкования слова   предлагаются   проверочные   слова   из   числа   устаревших   или   заимствованных   слов,   от которых и произошло данное.  Работа имеет прикладной характер, так как такой словарик окажет неоценимую помощь в освоении написания «трудных» слов всем ученикам начальной школы. Цель проекта:  создание пособия, предназначенного для организации словарно­ орфографической работы, содержащего  проверочные слова для слов с труднопроверяемыми орфограммами. Задачи проекта:    Проанализировать словарные статьи этимологического  словаря. Среди устаревших и заимствованных слов найти «родственников» для проверки «словарных» слов.  Создать пособие для успешного запоминания правописания «словарных» слов.  Язык и стар, и вечно нов ­ И это так прекрасно! В огромном море ­ море слов ­ Купайся ежечасно! Введение.     Много разных слов в русском языке, и каждое по­своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.       «Хромое слово – кривая речь», ­­ говорит   русская   пословица.   Чтобы   мы   могли   понять   написанное,   точно   рассказать   о прочитанном или увиденном, чтобы речь наша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много слов. И, конечно, важно уметь грамотно их писать. Для этого мы знакомимся с орфографическими правилами, способами проверки гласных и согласных.     Но проверочные слова к одним словам подбираются легко и просто, а к другим нет. Вот и приходится   нам,   школьникам,   запоминать   огромное   количество   слов   с   непроверяемыми написаниями. На протяжении нескольких лет мы старательно записываем в словарик, а потом заучиваем большое количество слов с трудным написанием. Словарные слова, как и таблицу умножения нужно   знать   наизусть.   Вот   только   таблица   умножения   помещается   на   половине   тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.     Мы задались вопросом: как же так получается, что среди большого количества родственных слов невозможно найти ни  одного «родственника»,  способного стать проверочным для  остальных слов.   И   тут   нас   осенила   мысль:   а   может   быть   они   и   есть,   но   мы   просто   не   знаем   об   их существовании, т.к. сейчас эти слова уже не являются родственными. Нам показалось просто необходимым таких «родственников» отыскать.  Мы   поставили   перед   собой   цель:   создать   специальное   пособие   в   помощь   ученикам,   в котором будут собраны проверочные слова для наших «словарных» слов. Итак, основополагающий вопрос – если у одних слов русского языка есть проверочные слова, то, значит, и у других слов они тоже могут быть?  Воспользовавшись   этимологическим   словарем,   проанализировать   историю План исследования:  1. происхождения изучаемых слов. 2. 3. слов) отыскать такие, которые могут быть проверочными. Среди   бывших   родственников   (из   числа   устаревших   или   заимствованных Объединить все находки и выпустить пособие для младших школьников   « Словарик в помощь школьнику». 4. Основное содержание. Глава 1. Что изучает наука этимология.   Из справочника школьника «Русский язык» (составитель О. Галаева под редакцией В. Cлавкина) мы узнали, что наукой, которая занимается историей происхождения слов, является этимология.  Этимол гия  — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Слово это греческое, оо и дословно обозначает— учение об «истинном первоначальном» значении слова.    «Этимологией» называют также само происхождение слова (например, «у слова тетрадь греческая этимология»).   Этимология  рассказывает о том, каким является то или иное слово: исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было образовано слово и каково было его значение.    Этимология   помогает   установить   родство   между   словами,   объяснить   их   современное значение   и   написание.   Так,   слова   кольцо,   колесо,   колея   теперь   не   воспринимаются   как родственные. Этимология расскажет, что все эти исконно­русские слова ведут свое начало от древнерусского слова коло, которое означало «круг», что к ним примыкают и такие слова, как около, околица, околыш.   Получить этимологическую справку можно в этимологическом   словаре. Он­то и помог нам в наших поисках.                   Первым этимологическим словарем русского языка является «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими  славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С.Шимкевича (1802­1843 г.г.) Словарь издали в Петербурге в 1842 г. В нем помещены только коренные слова русского языка. Их в словаре 1378.   В   настоящее   время   существует   много   этимологических   словарей.   К   ним   относятся: «Краткий   этимологический   словарь   русского   языка»   Н.М.Шанского   и   Т.А.Бобровой, «Школьный   этимологический   словарь   русского   языка»   этих   же   авторов;   «Этимологический словарь русского языка» Г.П.Цыганенко.               Эти словари интересны и познавательны. Они не только знакомят с этимологией слов и устойчивых сочетаний, но и показывают, как слово образовалось, что оно первоначально называло,   с какими   словами  по  происхождению,  словообразованию   оно прямо  или  косвенно связано.  Глава 2. Устаревшие слова. 2.1. Историзмы.   Вооружившись   словарями     Н.М.Шанского   и   Г.П.Цыганенко,   мы   стали   внимательно изучать словарные статьи тех слов, которые нам предлагаются для запоминания. В результате этой работы  мы пришли к такому выводу: слова­помощники, поисками которых мы занимаемся, все­таки есть, они  могут быть либо из числа устаревших слов, либо из числа заимствованных. Нам стало интересно, что же прячется за этими понятиями и мы решили познакомиться  с ними более подробно. Из   того   же   справочника   школьника   по   русскому   языку   мы   узнали   много   интересной информации о том, что словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова,   появляются   другие.   Отмирание   слова   происходит   не   сразу,   сначала   оно   становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.   Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) историзмы; 2) архаизмы.   Историзмы (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой­либо предмет, например, кольчуга, соха, вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами. Они не   имеют   синонимов   в   современном   русском   языке.   Объяснить   их   значение   можно,   только прибегнув к энциклопедическому описанию.    Стали   историзмами   многие   слова,   называющие   предметы   ушедшего   быта,   старой культуры, вещи и явления. Так, много историзмов среди слов, связанных с военной тематикой: кольчуга, пищаль, забрало, редут. Многие устаревшие слова называют бытовые и хозяйственные предметы, предметы одежды: ендова, севалка, просак, светец, армяк, камзол.   Историзмами   являются   многие   слова,   обозначающие   звания,   сословия,   должности, профессии   старой   России:   царь,   боярин,   конюший,   лакей,   стольник,   земство,   крепостной, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик, бурлак. 2.2. Архаизмы.   Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Архаизмы (от греч.   archaios   —   древний)   —   это   слова,   вышедшие   из   употребления   вследствие   замены   их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.   Эти слова перестали употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например: перст— палец,   ланита   –   щека,   чело   –   лоб.   Т.е.,   архаизмы   отличаются   от   историзмов   тем,   что   они являются обозначением вещей и явлений, существующих и ныне, но имеющих другое название.   Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом свое первоначальное значение, например, копье – оружие древнего воина и копье спортсмена, барин – господин и барин – лентяй, белоручка. Некоторые   устаревшие   слова   сохранились   в   пословицах,   поговорках,   устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, коломенская верста, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.   Часть слов ушли из языка совсем, другие оставили после себя слова, которые от них образовались. Вот несколько примеров. Слово окно было образовано от слова око. Око – орган зрения, и окно сначала делали круглым,  как око. Сейчас окна не круглые, но название предмета осталось. От слова око произошло и слово очки.   Всем известны слова перстень, наперсток, перчатка? Все эти предметы надеваются на палец, по­старинному перст. Значит можно использовать это знание для того, чтобы проверить написание   слова   перчатка.   Точно   также   легко   можно   проверить   правописание   слов   челка, устный, зная, что эти слова произошли от слов чело(лоб) и уста(рот).   Или возьмем старое слово рех. Оно означало – дыра, отверстие. Теперь понятно, почему мы говорим прореха, решетка, решето. А вот старое слово лоп обозначало широкий лист. От него   образовались   слова   лопух   (растение   с   широкими   листьями),   лопата   (орудие   труда,   по форме напоминающее лист), лопасть  (широкая поверхность, внешне похожая на лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: человек с большими, как лопы (листья), ушами.   Таким образом, среди устаревших слов мы смогли найти проверочные слова к 56 словам, правописание которых раньше пришлось бы запоминать.   Интересно и происхождение многих названий животных и растений. Русский народ давал названия   животным   и   растениям   по   какому­нибудь   характерному   для   них   признаку.   Это внешний вид, крик, который издает птица, внутренние качества или сходство с чем­либо или кем­либо, повадки. Например такие птицы как воробей, сорока, гагара получили свое название по звукам, которые издают (ворк, сорк, га­га), Некоторые птицы названы по цвету оперения (синица, соловей, ворона). Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время жительства. Так, снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной  отправляется на север. Из­за своих повадок получили  названия такие  животные, как петух,   медведь.   Растения   земляника,   малина,   лопух   также   получили   свое   название   из­за определенных особенностей. Глава 3. Заимствованные слова.   Но не все слова нашего языка являются исконно­русскими. Многие были позаимствованы из других языков. Они так и называются заимствованные. Такие слова занесены в специальный словарь. Заимствованные слова есть во всех языках. И это понятно, ведь между народами разных стран существуют различные контакты – политические, экономические, культурные. В процессе общения люди знакомятся с новыми идеями, новыми предметами, происходит взаимный обмен новыми понятиями. Русские люди постоянно общаются с представителями других народов, и часто бывает так, что вместе с каким­нибудь предметом из­за границы приходит новое слово. Придет да и останется у нас навсегда. Вот, например, хорошо нам известное слово газета пришло из Италии. А сначала в Италии «газетой» называли мелкую монету, которую платили за листок с новостями.   Потом  этот  листок  по  названию  монеты  стали  называть  газетой,   и  слово   пошло гулять по свету, прижилось оно и у нас. Из английского языка к нам пришли такие слова, как джемпер, сервис, акваланг, мотель, ралли.          Иноязычные слова различны по времени заимствования. Некоторые из них пришли к нам   очень   давно   (тетрадь,   кукла,   школа,   карандаш)   и   настолько   обрусели,   что   уже   и   не воспринимаются, как иноязычные. Другие пришли недавно (компьютер). Нерусскими по происхождению являются и названия некоторых животных и растений. Например слово корова произошло от латинского слова кор –рог, слово капуста произошло от латинского кап – голова. Родственными этому слову по происхождению будут капюшон, капор.    Итак, 34 словам мы нашли проверочные слова в других языках. Мы так увлеклись поиском слов помощников для проверки непроверяемых написаний, что решили   искать   их   не   только   в   словарях.   Совсем   недавно   ученики   нашего   класса   читали произведение Владимира Железникова «Чучело».   Каково же было наше удивление, когда мы прочитали, что герои, обращаясь друг к другу, вместо слова ребята используют просторечное ребя. Вот и еще одно проверочное слово в нашу копилку. А для проверки слова компьютер можно использовать сленговое слово комп, ведь в борьбе за грамотность все средства хороши!  Выводы.   Таким   образом,   нам   все­таки   удалось   достичь   своей   цели:   отыскать   пропавших «родственников» и создать пособие для школьника. Все свои находки мы поместили в словарик, который окажет неоценимую помощь любому школьнику. Наш словарь включает в себя  90 слов. На   первых   трех   страницах   мы   поместили   перечень   всех   слов,   «родственники»   которых отыскались. На остальных страницах в алфавитном порядке мы разместили  слова. Каждому слову мы решили на всякий случай дать его толкование, а дальше указали то слово, от которого берет свое начало интересующее нас, и которое можно считать проверочным.  В конце словарика мы   решили   оставить   несколько   чистых   страничек   для   того,   чтобы     можно   было   пополнять существующий   словарь   новыми   находками.   Хочется,   чтобы   наша   работа   помогла   и   другим научиться грамотно писать многие слова. Кроме того – это так интересно окунуться в историю происхождения слова. Заключение. Русский язык – сложное и многогранное, а потому и очень интересное явление. Можно потратить целую жизнь и все­таки не узнать всех его тонкостей, всех особенностей и правил. Ведь язык постоянно развивается и изменяется, пополняясь все новыми и новыми словами. При изучении языка каждый раз открываешь для себя что­нибудь новое. В особенности это касается его истории. Наш словарик наверняка заинтересует многих читателей­школьников, и каждый сможет извлечь из словаря массу новой и полезной информации.

Словарик как помощник ученика

Словарик  как помощник ученика

Словарик как помощник ученика

Словарик  как помощник ученика

Словарик как помощник ученика

Словарик  как помощник ученика

Словарик как помощник ученика

Словарик  как помощник ученика

Словарик как помощник ученика

Словарик  как помощник ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018