Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык +1
Взрослым
05.12.2018
Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Занимательная грамматика Мостовая 2018-19г..doc
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г.Калачинска Омской области «Центр детского творчества» Принята на заседании                                                                   Утверждаю:     методического совета                                                                    Директор БОУДО «ЦДТ»  от « __   »   _________  20___г.                                                    ___________Ж.А.Соловьева Протокол №________                                                                    « __   »   _________  20___г               Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»  (социально­педагогическая направленность)                                                                                                                  Срок реализации:  2 года Возраст детей:  7­11 лет                                                                                    Автор­составитель:                                                                                  Мостовая И.А.,                                                                    педагог  дополнительного образования    г. Калачинск, 2018 г. Пояснительная записка Направленность  программы: социально­педагогическая. Уровень программы ­1  год ­ стартовый, 2 год ­ базовый.    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Куприн А.И. Актуальность: программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,  неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования  подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения  данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к  занимательной  грамматике     должно  пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать  устную  и письменную речь учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм  речевого поведения. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех  учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная  деятельность. Программа «Занимательная грамматика» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического  пособия  Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».          С целью  познакомить  учащимся с интересными, нестандартными вопросами  русского языка  содержание разделов: «Фонетика», «Морфология», «Словообразования»  и «Лексика»   программы  «Занимательная грамматика» более  расширенны.   Новизна программы  «Занимательная грамматика» в том, что  содержание  занятий ориентирует  ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дает ему возможность  увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия  кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в  среднем звене. Практические занятия ведут к обогащению словаря  и развитию речи детей. Общее  направление  работы  над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые  темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания,  обучение русскому языку). Педагогическая целесообразность программы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Данная программа создает  благоприятные условия для  удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений.   На всех занятиях обучающиеся   приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно  подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Возрастные особенности детей. Возраст  7 ­11лет  является одним из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе  развития   накапливаются  знания об окружающем мире. Этот период является благоприятным и  восприимчивым для любой информации поступающей извне. Важную роль в развитии  познавательных процессов играет память.  Дети лучше воспринимают яркие предметы,  подвижные,  рисунки или схемы. Если ребенок сам участвует в деятельности, это повышает его  интерес и материал усваивается лучше. Поскольку игра все еще является актуальной и значимой    можно использовать игровые приемы и дидактические игры. Продолжают развиваться звуковая  сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом  возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,  антонимы.  Форма обучения ­ очная.  Трудоемкость программы­ 144 часа. Отличительные особенности организации образовательного процесса. Особенность программы в том, что в основу построения программы «Занимательная грамматика» положен модульный принцип построения, который предполагает логическую завершённость курса и,   как   следствие,   относительная   обособленность   содержания   обучения   модуля   от   остального учебного материала. Такое посторенние программы предполагает использование каждого модуля как самостоятельного курса. Наряду с этим каждый модуль курса «Занимательная грамматика» перекликается в содержательном плане с другими модулями. Так в учебном плане 1 и 2 года обучения есть раздел «Словообразование»,  но содержание раздела подобрано таким образом, что от года к году степень сложности изучаемого материала увеличивается,  исключая  дублирование. Принцип отбора содержания – циклический.    Процесс   обучения     строится   на   использовании   следующих  современных   образовательных технологий: Процесс   обучения   технологий:   строится   на   использовании   следующих  современных   образовательных   игровая   технология:  игры   и   упражнения,   формирующие   умение   выделять   основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов   по   определенным   признакам;   группы   игр,   в   процессе   которых   у     детей развивается   умение   отличать   реальные   явления   от   нереальных;   группы   игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Здоровьесберегающие технологии.   Для   предупреждения утомления, улучшения общего состояния,   восстановления работоспособности у учащихся   используются   пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,  дыхательная гимнастика, динамические паузы.  С целью  повышения эффективности занятия, снятия напряжения   внедряются   приемы сказкотерапии,     музыкальные этюды, релаксации.   профилактики   нарушений   осанки,   плоскостопия,  Информационно – коммуникационные технологии. Использование  презентаций позволяет сделать   занятие   эмоционально   окрашенными,   интересными,   являются   прекрасным наглядным   пособием   и   демонстрационным   материалом,   что   способствует   хорошей результативности занятия.   Активные методы обучения, которые  эффективно и динамично помогают    начать   занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу.   Режим занятий: 2 раз в неделю Возраст  учащихся: 7 ­ 11 лет.      Срок реализации программы:  2 года.     Условия набора и добора в группы. Набор детей в группу осуществляется с  26 мая  до 31  августа при наличии согласия родителей, заявления и медицинской справки. Добор детей   возможен в течение всего учебного года при наличии вакансии. Цель программы  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи: ­развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; ­пробуждение потребности у  детей к самостоятельной работе над познанием родного языка; ­развитие мотивации к изучению русского языка; ­развитие творчества и обогащение  словарного запаса; ­формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. ­приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; ­развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями; ­учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных   способностей   и   общеучебных   умений   и   навыков,   а   не   усвоение   каких­то конкретных знаний и умений.  Планируемые  результаты реализации программы    Познавательный аспект формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка; формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект создать условия для приобщения школьников к художественной культуре; способствовать развитию интереса к чтению. Воспитывающий аспект воспитание системы межличностных отношений;    Планируемые результаты освоения   программы   1 года обучения. личностных результатов:  ­определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей   правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  ­в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других  участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать свое предположение (версию);  учиться работать по предложенному педагогом плану;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;  учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт,  информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;  учиться распознавать литературные жанры. Коммуникативные УДД:  учиться выражать свои мысли;  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.  Предметными результатами являются формирование следующих умений:  сравнивать слова по написанию и произношению;  определять разницу между звуком и буквой;  устанавливать общие признаки жанров;  находить языковые закономерности;  определять последовательность работы над словом. Планируемые результаты освоения   программы   2 года обучения. Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать   внимание  на   особенности   устных   и   письменных   высказываний   других   людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).  Метапредметные  результаты. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты.  Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого  текста);  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему  (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения  оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).    Учебный план реализации программы № п/п Название темы Количество часов 1год обучения 2 год обучения Всего  Теория  Практика  Всего  Теория Практика  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вводное занятие.  Фонетика  Словообразование.  Лексика.   Морфология.  2  30  36  30  14 Пословицы и поговорки.   10 Игротека. 22  1  10  16  10  7 3 1  20  20  20  7 7 22 1  10  10  10  12 5 2  24  30  30  30 10 18 1  14  20  20  18 5 18 ИТОГО: 144  48  96 144 47  97 Учебно­тематический  план реализации программы №   Раздел, тема о г е с В в В том о с а ч   числе В х и к с е ч и т е р о е Т   о г е с в о с а ч к и т к а р П В том числе к и т к а р п     х и к с е ч и т е р о е Т 1 2 2.1 2.2 2.3  2.4   2.5 2.6 2.7  2.8 10 2.9 11 2.10 12 2.11   2.12 13 2.13 14 2.14 15 2.15   16  2­­­­­­­­­ 17 2.1   2.2        18 2.3   19 2.4 20 2.5 21 2.6   2.7 22 2.8   2.9 Вводное занятие  Фонетика Речь устная и письменная В мире звуков    Игротека  Что такое метаграммы?   Звуки  и буквы Жили­были гласные и согласные Добрый «волшебник» — ударение. Звуки – «волшебники» На сцене гласные.  Такие разные согласные Чудесные превращения слов. Игротека В гости к Алфавиту. В Страну Говорящих Скал.    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Что мы знаем о звуках и буквах Как обходились без письма? Как возникла наша письменность? Рисуночное письмо. Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Ошибкоопасные» места.  1 год обучения  2 1 20 30 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 4 4 2 2 2 2 1  2 1 10 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 1     2 год обучения 2  1 1 24 4 2 2 2 4 4 6 10 2 1 1 1 2 2 1 14 2 1 1  1 2 2 5 2.10   2.12    36 2 16 1 20 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 1 1 ­ 1 1 1 1 1 ­ 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2  1     3 3.1   3.2 3.3  3.4   3.5  3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12    3.13   3.14 3.15    3.16     3.17  3.18 23 2­­­­­­­­­­ 24 2.1   25 2.2        26 2.3   27 2.4 28 2.5 29 2.6    30 2.7     2.9     31 2.10 32 2.11   2.13 33 2.14   2.15    Словообразование. Знакомство с единицей языка  слогом, словом. Деление слова на слоги.   Перенос слов.  Игротека  О безударных гласных О парных звонких и глухих согласных Опасные согласные. Сомнительный согласный. Русские народные загадки Шипящие согласные звуки. Неожиданная остановка в пути. Анаграмма. Чтение анаграммных текстов. Чудеса в Стране Слов.  Рифмоград. Создание «маленького словарика».   В Королевстве ошибок. Познакомить с ребусом ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Тайны фонемы. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Сомнительный согласный. На сцене гласные. Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Правила о непроизносимых согласных. Поговорим обо  всех приставках сразу. Слова – «родственники».  Корень и главное правило. Анаграммы. Игротека.  30 2 2 2 2 2 2 6 2 6 10 1 1 1 1 1 1 2 1 1 20 1 1 1 1 1 1 4 1 5 30 4 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4   14 2 2 2 2 2 4 10  ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1  1   7 1 1 1 1 1 2   20 4  1 1 1 1 1 1 1 3 3 3   7 1 1 1 1 1 2    4 4.1      4.2   4.3  4.4 4.5  4.6 4.7  4.8 4.9 4.10   4.11   4.12   4.13      4.14   4.15       4­­­­­­­­­­ 4.1    4. 2  4.3 4.4 4.5  4.6 4.6         4.8         10 4.9        11 4.10   4.11 12 4.12        13 4.13   4.15 5 14 5.1  15 5.2 16 5.3  17 5.4   18 5.5 19 5.6     5.7 5­­­­­­­­­­­­­ 20 5.1 21 5.2 22 5.3 23 5.4   24 5.5  25 5.6 26 5.7     5.8 27 5.9     5.10  28 5.11   5.12 5.13   5.15 Лексика.  К   словам   разнообразным,   одинаковым,   но разным.  Многозначные слова. К словам – родственникам.   Слова­друзья.  Слова­противники. Загадки имён. Что за зверь такой  ­ фразеологизм? Поговорим о предложении Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? Познакомиться с понятием «шарада». ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Что такое лексика? Слова ­ братья Слова ­ наоборот. Викторина Синонимы и антонимы  Знакомство со словами­омонимами. Однозначные и многозначные слова Отличие  многозначных слов от  слов­омонимов. Викторина  Омонимы    Фразеологизмы в русском языке Викторина «Фразеологизмы»   Шарады, анаграммы и метаграммы Морфология.  Волшебное слово предлог Игротека Экскурсия в прошлое Слова – названия предметов. Слова – названия признаков предметов. Слова – названия действий предметов. К тайнам волшебных слов, игротека ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Слова, обозначающие предметы Слова, обозначающие действие предметов Слова, обозначающие признаки предметов Учимся различать  им. существительные. Учимся различать имена прилагательные   Учимся различать глаголы Игротека Предложение. Текст, тема, главная мысль  Заголовок ­ всему голова 4   4 30 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 6 30 2 2 2 2 2 2 4 4 4 6  10 2 ­ 1 1 1 1 1 1 2    12 1 1 1 1 1 1  2 2 2 20 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 6 18 1 1 1 1 1 1  4 2 2 4 6 6.1  6.2      6.4 6.5     29 6­­­­­­­­­­­­­ 30 6.1 31 6.2 32 6.3 6.4     6.5      7 7.1   7.2 7.3 7.4      7.5    7.6      7.8 7.9      7.10 7. 11    7­­­­­­­­­­­­ 33 7.1 34 7.2 7.3 7.4   7.5     7.6 7.7   7.8  7.9                Пословицы и поговорки.   Привет, пословица! Загадки правил. Где прячутся ошибки?   Пословица недаром молвится ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  И снова пословицы И вновь словарные слова Ещё раз о фразеологизмах Русские народные загадки    Игротека. На карнавале слов И снова пословицы Играем со словарными словами Русские народные загадки, скороговорки. Еще раз о синонимах и антонимах Шарады, анаграммы и метаграммы Игротека. Итоговое занятие ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Игротека Заучивание песенки ­ «запоминалки».  Игры со словами.  Шарады, анаграммы и метаграммы Разгадывание ребусов.  Работаем с фразеологизмами Повторяем… Итоговое занятие  «Умники и умницы». 10 2 6 2  22 2 2 2 4 6 4 2  3 1 2       ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­    7 1 4 2 22 2 2 2 4 6 4 2 10 2 2 2 4 18 2 2 2 2 4 2 2 2 Итого:   144  46  98 144 5 1 1 1 2 5 1 1 1 2  18 2 2 2 2 4 2 2 2  97 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­  47 Учебно ­ тематический  план реализации программы 1 год обучения. №   Раздел программы, тема учебного занятия Кол. часов 34 2 35 2.1 36 2.2 37 2.3  38 2.4   39 2.5 40 2.6 41 2.7  42 2.8 43 2.9 44 2.10 45 2.11      2.12 46 2.13 47 2.14 48 2.15   Фонетика. Речь устная и письменная В мире звуков    Игротека  Что такое метаграммы?   Звуки  и буквы Жили­были гласные и согласные Добрый «волшебник» — ударение. Звуки – «волшебники» На сцене гласные.  Такие разные согласные Чудесные превращения слов. Игротека В гости к Алфавиту. В Страну Говорящих Скал.    3 3.1  3.2 3.3  3.4   3.5  3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12     3.13    3.14 3.15  3.16     3.17    3.18 4 4.1       4.2  4.3  4.4 4.5  4.6 4.7  4.8 4.9 4.10    4.11   4.12    4.13   4.14    4.15      5 35 5.1  36 5.2 37 5.3  38 5.4   39 5.5 Словообразование.  Знакомство с   единицей языка  (слогом, словом). Деление слова на слоги.   Перенос слов.  Игротека  О безударных гласных О парных звонких и глухих согласных Опасные согласные. Сомнительный согласный. Русские народные загадки Шипящие согласные звуки. Неожиданная остановка в пути. Анаграмма. Чтение анаграммных текстов. Чудеса в Стране Слов.  Рифмоград. Создание «маленького словарика»  В Королевстве ошибок. Познакомить с ребусом Лексика. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.  Многозначные слова. К словам – родственникам.        Слова­друзья.  Слова­противники. Загадки имён. Что за зверь такой  ­ фразеологизм? Поговорим о предложении Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? Познакомиться с понятием «шарада». Морфология.  Волшебное слово предлог Игротека Экскурсия в прошлое Слова – названия предметов. Слова – названия признаков предметов. Слова – названия действий предметов.    30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 36 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 30 4 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 14 2 2 2 2 2 40 5.6     5.7  К тайнам волшебных слов. Игротека.    6 6.1  6.2      6.4 6.5           7 7.1   7.2 7.3 7.4      7.5    7.6      7.8 7.9      7.10 7. 11 Пословицы и поговорки. Привет, пословица! Загадки правил. Где прячутся ошибки? Пословица недаром молвится Игротека. На карнавале слов И снова пословицы Играем со словарными словами Русские народные загадки, скороговорки. Еще раз о синонимах и антонимах Шарады, анаграммы и метаграммы Итоговое занятие Итого 4 10 2 6 2  22 2 2 2 4 6 4 2  144 Содержание программы 1 года обучения. Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)     .     Вводное занятие     Тема 1     Теория:   Знакомство с детьми   Практика: Правила поведения на занятиях и в  «ЦДТ», техника безопасности. Раздел 2. Фонетика (30 часов).  3    Игротека  .(2 часа).       В мире звуков .(2 часа).     Речь устная и письменная.(2 часа) Тема 1     Теория:   Дать представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь. Практика: Сказка «Кутерьма». Игры «Подбери слово». Тема 2.    Теория: Уточнить представление о звуках. Дать понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический  слух».  Практика: «Третье лишнее», «Мозговой штурм».     Тема    Теория: Повторять звуки и буквы     Практика: игры «Лесенка», «Сквозная буква».   Тема  4     Что такое метаграммы?  (2 часа).    Теория: Познакомить с метаграммами.  Практика:Учить разгадывать метаграммы  Тема    Теория:   Звуки и буквы ­ не одно и тоже.  Практика: Прямое и переносное значение слов. Употребление слов в переносном значении в  предложениях    Тема   Теория: Звуки: гласные, согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие     6  Жили­были гласные и согласные.(2 часа).     5.        Звуки  и буквы.(2 часа). .(2 часа).      .(2 часа).      Игротека.(2 часа).      9.       На сцене гласные. .(2 часа).      7     . Добрый «волшебник» — ударение.    10   .   Такие разные согласные .(2 часа).    Практика Игра «Опасные соседи». Тема   Теория:   Познакомить с ролью ударения в слове. Дать понятие «омограф».   Практика:   Определять ударный слог в слове.  Игра «Поставь ударение».  Учить искать омографы в предложениях.    Тема 8  Звуки – «волшебники»   Теория:  Изменение слова при замене звука (буквы).  Практика:    Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Тема   Теория:  Уточнить представление о гласных звуках и буквах от согласных.  Практика: Головоломка «Все слова на А».  Пирамида «Всё на А».    Тема    Теория:   Формировать умение отличать твердые согласные от мягких. Формировать умение  отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных.  Практика: Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости­глухости,  твердости­мягкости.   Тема 11­12.    Теория: Чудеса в Стране Слов.  Практика: игры на расширение словарного запаса школьников «Кто больше?», «Цепочка слов».    Тема 13.    Практика:  Тренировочные упражнения «Кто последний?».     Тема 14.    Теория:   Обобщить знания учащихся об алфавите.     Практика:  Упражняться в правильном назывании букв и звуков. Записывать слова в алфавитном  порядке.   Тема 15.    Теория:  Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать  и считать.   Практика: Головоломка «Заколдованные слова»            В Страну Говорящих Скал. .(2 часа).        Чудесные превращения слов .(4 часа).          В гости к Алфавиту.(2 часа).    Раздел 3. Словообразование (36 часов)   2 часа).      Перенос слов. .(2 часа).      Деление слова на слоги  (2 часа).       Тема 1 .   Знакомство с минимальной единицей языка  (слогом, словом).     Теория: Дать представление о слове. Практика: Игра – собирание слов. «Слово в слове» Тема 2.   Теория: правила деления по слогам.   Практика: Тренировочные упражнения деления по слогам. Проговаривание слов по слогам. Игры  «Найди другое слово» Тема 3.   Теория:  правил переноса слова. Практика:  Тренировочные упражнения.  Упражняться в произнесении скороговорок.  Тема  4    Игротека     Теория:  Работа со словообразовательным словарём.   Практика: Угадывание слов по их значению.  Тема  5.    Теория:  Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Практика: Выполнение  творческих заданий для формирования орфографической зоркости по  правилам о  безударных гласных в корне. Тема 6 .   Теория: Уточнять знания о парных звонких и глухих согласных.   О парных звонких и глухих согласных.(2 часа).      О безударных гласных.(2 часа).        .(2 часа). Русские народные загадки.(2 часа).      .(2 часа).      .(2 часа).     Шипящие согласные звуки.(2 часа).   .   Неожиданная остановка в пути. .(2 часа).    Практика: Выполнение  творческих заданий для формирования орфографической зоркости по  правилам о    парных согласных в словах.    Тема 7.   Опасные согласные.     Теория:  Опасные согласные.  Практика: Игры «Исправь ошибки»,  игра «Замечательный сад». Тема 8 .   Сомнительный согласный.     Теория:   Сомнительный согласный. Практика:  Выполнение  творческих заданий для формирования орфографической зоркости по  правилам о  непроизносимых  согласных в словах.  Тема 9.    Теория:  Познакомить с загадкой как с жанром устного народного творчества.   Практика:  Выделять свойства и признаки загаданного предмета.  Тема 10.    Теория:  Шипящие согласные звуки.  Практика: Зачем шипят шипящие.  Уточнять знания о шипящих согласных. Тема  11.   Теория: Повторяем изученные орфограммы.   Практика: Тренировочные упражнения «Рассыпанные слова»  Тема 12.   Теория:  Знакомимся с анаграммами. Практика: Разгадывание анаграмм. Чтение анаграммных текстов.   Тема 13.Чудеса в Стране Слов.   Теория:  Шипящие согласные звуки.  Практика: Тренировочные упражнения. Придумывать анаграммы к словам. Тема 14. Рифмоград.   Теория:  Законы рифмования слов.  Практика: Проба пера. Игры «Подбери рифму». Тема 15.    Теория:  Создание «маленького словарика».   Практика: Тренировочные упражнения   со словами с сочетаниями жи­щи, чу­щу, ча­ща, чк, чн,  щн, нщ.  Тема 16.   Познакомить с ребусом       Теория:  Ребус.  Практика:  Разгадывание ребусов. Составление собственных ребусов.       Создание «маленького словарика». В Королевстве ошибок. .(4часа).         Аннаграмма.   Чтение анаграммных текстов.       (4 часа).      .(2 часа).           .(2 часа).     .(2 часа).    Раздел 4 . Лексика (30 часов).  Многозначные слова.(2 часа) Тема 1­2. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.(4 часа) Теория:   Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».    Практика: логически­поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.  Игра «Угадай ­ ка!» Тема 3.    Теория: Многозначные слова.      Практика: Игры «Подбери слово». Тема 4.    Теория: Родственные слова.    Практика: Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Игры «Назови по родству» Тема 5.   Слова­друзья.    Теория: Слова­приятели. Познакомиться с понятием «синоним».   Практика:   Подбирать   синонимы   к   данным   словам,   находить   среди   слов   синонимичные  пары «Найди друзей».   (2 часа)     К словам – родственникам.               (2 часа) 2 часа)   .(2 часа)     Слова­противники.       Что за зверь такой  ­ фразеологизм? (2 часа)  Тема 6.    Теория: Слова­неприятели. Познакомиться с понятием «антоним». Практика:  Подбирать  антонимы  к данным словам,    находить антонимичные  пары в группе  слов. Образовать антонимы игра «Скажи наоборот» Тема 7.  Загадки имён.   Теория: Знакомство с происхождением имен. Знакомство с историей образования древнерусских  имен. Работа с этимологическим словарем. Практика: Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».  «Кто больше?», «Цепочка слов».   Тема 8.    Теория: Знакомство с   фразеологизмами русского языка.   Беседа о значении  «крылатых  выражений» в русском языке.   Практика:   Подбор   «крылатых   выражений»   в   названиях     текста.     Работа   с   выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык»  и  В. Орлова «Ни пуха, ни пера».              Тема 9.    Теория:  Что такое  предложение.   Практика:  Познакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Тема 10­11. Что такое текст?   Теория: Что такое текст. Уточнять знания о тексте. Практика: Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста.  Тема 12­13.     (4 часа)   Теория:   Изучить правила написания заглавной буквы.    Практика:    Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных.  Тема 14­15.   Познакомиться с понятием «шарада».     Теория:   Познакомиться с понятием «шарада». Практика: Упражняться в умении разгадывать шарады.     Поговорим о предложении (2 часа)     Что мы пишем с большой буквы?      (4 часа)   (4 часа) Раздел  5. Морфология (14 часов).  (2 часа)   Экскурсия в прошлое(2 часа)     Слова – названия предметов. (2 часа)    Тема 1 . Волшебное слово предлог   Теория: Познакомить с предлогами. Правописание предлогов  со следующим словом.  Практика: Творческие задания на умение подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их  раздельно со следующим словом.  Тема 2  Игротека    Теория: Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя).    Практика: В «музее» древних слов. Рисуем слова. Тема 3.    Теория:  Расширение знаний о  существительном,  его морфологических признаках. Практика: Игра «Слова ­ братья».   Тема 4.     Теория:  Расширение знаний о  прилагательном,  его морфологических признаках.  Практика: Игры на знание частей речи «Слова в корзинку», «Цепочка слов» Тема 5.   Теория:  Расширение знаний о  глаголе, его морфологических признаках. Практика: Словесные игры «Прочитай и найди лишнее слово», «Третье лишнее», Пирамида «Всё на К».  Тема  6­7.  К тайнам волшебных слов. Игротека.      Теория:   К тайнам волшебных слов.  Сказка «Волшебные слова».   Практика: Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».   Слова – названия действий предметов. (2 часа)  Слова – названия признаков предметов. (2 часа)     (4 часа)  Раздел 6. Пословицы и поговорки (10 часов). (2 часа) Тема 1 . Привет, пословица!   Теория:  Беседа о красоте и богатстве народной речи.       Практика: Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы.   Тема 2 ­4    Загадки правил. Где прячутся ошибки?     Теория:  Ваши старые знакомые. Заучивание  песенки — «напоминайки». Практика: Тренировочные упражнения  на умение подбирать проверочные слова, исправлять  допущенные ошибки. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Исправь ошибки». Тема  5  Пословица недаром молвится    Теория: Отличие пословиц и поговорок. Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки. Практика: Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной  ситуации. Подбирать пословицы к тексту. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных  русских пословиц, поговорок.   (6 часа)  (2 часа)  Раздел  7. Игротека (22 часа).  .(2 часа).      .(4 часа).    Тема 1 .    На карнавале слов      Практика: Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Тема 2. И снова пословицы.(2 часа).    Практика: игры «Собери пословицу», «Подбери пословицу к картинке» Тема 3. Играем со словарными словами .(2 часа).    Практика: Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Исправь ошибки». Тема 4­5.    Русские народные загадки, скороговорки.     Практика: Разгадывать русские народные загадки. Рисование загадок, частушек, инсценировка  известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.  Тема  6­8. Еще раз о синонимах и антонимах.(6 часа).    Практика:   Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами и синонимами.  Прослушивание сказок, рассказов. Тема 9­10. Шарады, анаграммы и метаграммы.  (4 часа).    Практика: Чтение перевёрнутого текста. Решать метаграммы. Рифмовать слова. Разгадывать анаграммы. Придумывать анаграммы к  словам. Упражняться в умении разгадывать шарады. Ребусы. Тема  11. Итоговое занятие .(2 часа).    Практика: Игра «Умники и умницы» логически­поисковые задания, направленные на развитие  познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм,  игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.   Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1­го класса Обучающиеся должны знать: ­ отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим,  буквы пишем и видим); ­ признаки гласных и согласных звуков; ­ буквы русского алфавита; ­ родственные  слова; ­ антонимы,  синонимы,  многозначные слова;                                                                                         ­ системные связи слов. Обучающиеся должны уметь: ­ правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко ­ буквенный анализ      слов; ­ распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.  ­ делить слова на слоги; ­ подбирать родственные слова; ­ объединять слова в группы; ­ проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне  слова, с парными звонкими      и глухими согласными в корне слова и в конце;  ­ составлять текст по вопросам учителя;                                                                                       работать со словарями; ­ отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Учебно – тематический план   2 года обучения Раздел программы, тема учебного занятия  Вводное занятие Фонетика Что мы знаем о звуках и буквах Как обходились без письма? Как возникла наша письменность? Рисуночное письмо. Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Ошибкоопасные»места. Словообразование Тайны фонемы. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Сомнительный согласный. На сцене гласные. Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Правила о непроизносимых согласных. Поговорим обо  всех приставках сразу. Слова – «родственники».  Корень и главное правило. Анаграммы. Игротека.   Лексика. Что такое лексика?  Слова ­ братья Слова ­ наоборот. Викторина Синонимы и антонимы  Знакомство со словами­омонимами. Однозначные и многозначные слова Отличие  многозначных слов от  слов­омонимов. Викторина  Омонимы    Фразеологизмы в русском языке Викторина «Фразеологизмы»   Шарады, анаграммы и метаграммы Морфология Слова, обозначающие предметы Слова, обозначающие действие предметов 49 № 50 1 51 2 52 2.1      2.2 53 2.3   54 2.4 55 2.5 56 2.6     2.7 57 2.8     2.9 58 2.10   2.12   41 3 42 3.1 43 3.2 44 3.3 45 3.4  46 3.5 47 3.6 48 3.7     3.9 49 3.10 50 3.11   3.13 51 3.14   3.15 52 4 53 4.1    4. 2  54 4.3 55 4.4 56 4.5  57 4.6 58 4.6         59 4.8        60 4.9        61 4.10    4.11 62 4.12        63 4.13    4.15   5 64 5.1 65 5.2 Количество часов 2 24 4 2 2 2 4 4 6 30 2 2 2 2 2 2 6 2 6 4  30 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 6 30 2 2 66 5.3 67 5.4   68 5.5  69 5.6 70 5.7     5.8 71 5.9     5.10  72 5.11   5.12 73 5.13   5.15  74 6 75 6.1 76 6.2 77 6.3 78 6.4     6.5 79    7 80 7.1 81 7.2 7.3 7.4   7.5     7.6 7.7   7.8 7.9          Слова, обозначающие признаки предметов Учимся различать имена существительные, Учимся различать имена прилагательные   Учимся различать глаголы Игротека Предложение. Текст, тема, главная мысль  Заголовок ­ всему голова Пословицы и поговорки. И снова пословицы И вновь словарные слова Ещё раз о фразеологизмах Русские народные загадки   Игротека. Игротека Заучивание песенки ­ «запоминалки».  Игры со словами.  Шарады, анаграммы и метаграммы Разгадывание ребусов.  Работаем с фразеологизмами Повторяем… Итоговое занятие­игра «Умники и умницы». итого 2 2 2 2 4 4 4 6 10 2 2 2 4 18 2 2 2 2 4 2 2 2 144 Содержание   разделов программы 2 года обучения   Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)     .     Вводное занятие     Тема 1     Теория:   Знакомство с детьми   Практика: Правила поведения на занятиях и в  «ЦДТ», техника безопасности  Раздел 2. Фонетика (24 часа).   (  4 часа).              (  2 часа).        Что мы знаем о звуках и буквах             Тема 1­2    Теория:  повторение знаний о звуках гласных и согласных.   Практика:  Головоломки «Добавьте букву», «Шутка наборщика», «Говорящие цифры» Тема 3    Как обходились без письма?     Теория: Беседа « Как обходились без письма?» Легенда о Тесее.  Практика:  Творческое задание «Придумай свой алфавит». Тема 4   Как возникла наша письменность?     Теория:  Беседа «Как возникла наша письменность?» Практика:  Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Тема 5         (  2 часа).     Рисуночное письмо.     Теория: Иероглифы ­  «священные знаки. Практика: Игра «Угадай символ».     Тема 6­7    Меня зовут Фонема.     Теория: Фонемы гласные и согласные. Звуки ­ смыслоразличители.   Фонемы гласные и согласные.          (  4 часа).               (  2 часа). (  4 часа).    Практика: Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Игра  «Наперегонки».   Тема   8­9    Для всех ли фонем есть буквы?     Теория: Звонкие и глухие «одиночки». Звонкие и глухие «двойняшки». Твёрдые и мягкие фонемы. Практика: Заучивание песенок – «напоминалок». Игра «Строим дом». Таинственная буква. Буква  ­ подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.    Ошибкоопасные» места          Тема   10­12         (  6часов).    Теория:  «Зеркальные и не зеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана  де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость  Практика: Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».      Раздел 3. Словообразование (30 часов)         (  2 часа).              (  2 часа).              (  2 часа).     Тема 1    Тайны фонемы.     Теория:    Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Практика: работа со схемами, шарады, логически­поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Тема  2    Звуки – «волшебники» сонорные звуки.     Теория:  Звуки – «волшебники» сонорные звуки.  Практика:  Работа со стихотворением С. Есенина. Секрет безошибочного письма.  Тема   3    Сомнительный согласный.     Теория: Звонкие и глухие «двойняшки». Согласные в слабой и сильной позиции.    Практика:  Тренировочные упражнения. Игра «Опасные соседи»,  «Кто последний?» Звуки  «живут» по закону составление «Свода законов». Тема 4  На сцене гласные.     (2 часа).    Теория: Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и  многозначные слова.  Практика:  Игра «Строим дом». Песенка – «напоминайка».  Игра «Узнай их в лицо».   Тема    5  Добро пожаловать, ь!     Теория:   Познакомить с особенностями букв Я, Е, Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель  мягкости согласных; разделительный Ь. Практика: Тренировочные упражнения  Песенка – «напоминайка».             Тема  6    Правила о непроизносимых согласных.       Теория: Учим правила о непроизносимых согласных. Практика:  Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Тренировочные упражнения  Поговорим обо  всех приставках сразу.            Тема   7­9      Теория:  Правила написания приставок.  Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил.  Коварная приставка с ­. Самые  трудные (пре­ и при­).    Практика: Игры и упражнения с приставками.  Приставкины «смыслиночки». Тема   10    Слова – «родственники».     Теория:  Секреты родственных слов.   Чередование гласных в корне. Полногласные и  неполногласные сочетания.      Практика: игры на превращения слов, Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Тема    11­13  Корень и главное правило.                 Теория: Изменяем форму слова. Непроверяемые гласные. Проверочные слова.      Практика:   Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов. «Смыслиночки» суффиксов.  «Смыслиночки» окончания.  Тема 14­15    Анаграммы. Игротека                 Практика: Разгадывание ребусов.  Игра «Вставь слова».  Игра «Засели домик».   Игра «Найди  подходящий транспорт».                 (  2 часа).      (  2 часа).      (  6 часа).      (  6 часа).      (  4 часа).          (  2 часа).     Раздел 4. Лексика (30 часов). Тема 1­2 Что такое лексика? (4 часа) Теория: Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Практика: Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Тема 3  Слова – братья  (2 часа) Теория:  Знакомство со словами ­ синонимами.  Беседа «Что обозначают слова ­ синонимы».  Практика: Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Учимся   вычленять синонимы и  антонимы из выражений и текстов. Тема 4  Слова – наоборот (2 часа).   Теория: Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.  Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке. Практика: Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над  стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».   Тема 5  Викторина Синонимы и антонимы (2 часа)  Теория: Работа над подбором слов ­ антонимов.  Учимся   вычленять синонимы и антонимы из  выражений и текстов. Практика: Викторина «Синонимы и антонимы».    Тема 6  Знакомство со словами­омонимами. (2 часа) Теория: Познакомить с омонимами Омонимы в русском языке и их роль.   Практика: Подбор омонимов. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…».  Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами Тема 7  Однозначные и многозначные слова(2 часа) Теория: Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового  словаря. Игра «Прямое и переносное значение слов». Практика Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание  головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Тема 8   Отличие  многозначных слов от  слов­омонимов. (2 часа) Теория: Отличие  многозначных слов от  слов­омонимов. Практика: Игры «Добавки», «Знаешь сам ­ расскажи нам».   Тема 9   Викторина  Омонимы(2 часа)    Практика: Викторина  «Омонимы».      Тема 10­11  Фразеологизмы в русском языке(4 часа) Теория: Многозначность фразеологизмов. Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском  языке Практика: Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями,  употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова  «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». Тема 12  Викторина «Фразеологизмы» (2 часа)    Практика: Викторина «Фразеологизмы».  Тема 13­15   Шарады, анаграммы и метаграммы(6 часа) Теория: повторение о шарадах, анаграммах  и метаграммах. Практика: разгадывание и составление собственных шарад, анаграмм и метаграмм.  Раздел 5 . Морфология (30 часов).   Тема  1   Слова, обозначающие предметы(2 часа)   Теория: Познакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и  неодушевленными, собственными и нарицательными.   Практика: Расшифровывание фраз и текстов, логически­поисковые задания на развитие  познавательного интереса к русскому языку  «Назови одним словом    Тема 2  Слова, обозначающие действие предметов(2 часа)   Теория: Познакомиться с глаголом как частью речи. Практика: Найти ключ к разгадке пословицы. «Собери пословицу» Тема   3  Слова, обозначающие признаки предметов(2 часа)   Теория: Познакомиться с именем прилагательным как частью речи. Практика: Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету. Составляем  словосочетания. Тема  4  Учимся различать имена существительные, (2 часа)   Теория: Учимся различать имена существительные. Практика: Подбираем существительные.  Составляем словосочетания. Тема 5  Учимся различать имена прилагательные (2 часа)    Теория: Учимся различать имена прилагательные. Практика: Повторять распознавание частей речи; Подбираем  прилагательные. Составляем  словосочетания. Тема  6  Учимся различать глаголы (2 часа)   Теория: Учимся различать глаголы. Практика: Подбираем глаголы. Составляем словосочетания. Тема  7 ­8  Игротека (4 часа)    Практика: Играем с фразеологизмами. Русские народные Игры на превращения слов: «Буква  заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Тема   9­10  Предложение. (4 часа)   Теория:  Уточнять знания о предложении. Практика: Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Тема  9  Текст, тема, главная мысль (4 часа)   Теория: Уточнять знания о тексте.   Практика: Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста. В.  Котова «Капризные коты».   Тема  10  Заголовок ­ всему голова(6 часа)    Теория: Объяснять роль заголовка. Практика: Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Определять особенности заголовков.    Различать текст и набор предложений. Определять тему текста.     Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте. Раздел 6. Пословицы и поговорки (10 часов).    Тема 1   И снова пословицы (2 часа)   Теория: Страничка «Народная мудрость» (пословицы об азбуке и учении).   Практика: «Пословицы шутят». Пословица «рассыпалась» Тема 2   И вновь словарные слова (2 часа)   Теория: И вновь словарные слова. Практика: Играть со словарными словами. Эстафета «Чей ряд лучше».  Найди «лишнюю» пословицу. Подбери антонимы к пословицам. Животные в пословицах Тема 3  Ещё раз о фразеологизмах (2 часа)   Теория: Играть с фразеологизмами. Страничка: «Почему так говорят?» (Ахиллесова пята).  Практика: Отгадывание загадок о волшебных предметах.   Игра «Проделки Бабы­Яги».   Тема 4­5  Русские народные загадки (4 часа)    Теория: Русские народные загадки. Загадки к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе».     Практика: Игра «Закончи пословицу или поговорку» Блиц опрос «Знатоки пословиц».  Отгадывание загадок. Проба пера «Придумай загадку». Раздел 7. Игротека (18 часов). Тема  1  Игротека  (2 часа)    Практика:  «НЕ ошибись!», «Найди ошибку», эстафета «Кто быстрей?» Тема   (2 часа)     2  Заучивание песенки ­ «запоминалки».          Практика: Заучивание песенки ­ «запоминалки». Рифмовки. Игра с мячом «Продолжи слово». 5­6  Разгадывание ребусов.(4 часа)  Тема  (2 часа)    3  Игры со словами         .   Практика: Игры со словами. Шарады, анаграммы и метаграммы.  Игры «Добавки»,  Тема 4  Шарады, анаграммы и метаграммы (2 часа)    Практика: Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы. Стихи ­ игры «Доскажи словечко».   Тема   Практика:  Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Тема 7  Работаем с фразеологизмами   (2 часа)   Теория: Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава). Практика: Работаем с фразеологизмами.    Тема 8­9 Повторяем  ( 2 часа)… Практика: Игры по теме занятия «Помоги Незнайке» Отгадывание загадок. Проба пера «Придумай загадку».   «Подставляшки», «Перепутаница».  Корректировка деформированных предложений.  Тема 10  Итоговое занятие­игра «Умники и умницы». (2 часа)   «Испорченное   слово»,   «Ремонт   слов», Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 ­ го класса Обучающиеся  будут  знать: ­звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; ­лексическое значение слова, морфемы: приставку, корень;  ­признаки родственных слов;   ­признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; ­правила правописания слов с изученными орфограммами. Обучающиеся  будут уметь: ­различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно; ­проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных непроизносимых  согласных в корне слова; ­распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы,   устаревшие слова,         фразеологические обороты, пословицы, поговорки;   ­распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;  ­писать НЕ с глаголами; ­работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила; ­различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова; ­составлять рассказы по картинке;     ­решать и составлять кроссворды                                                                     Контрольно­оценочные средства Формы контроля:  ­ проведение  викторин на знание правил русского языка, выполнение зачетных заданий по  пройденным темам; ­ «Портфолио» на каждого ребенка; ­ участие в конкурсах, олимпиадах. Карта успешности учебной деятельности  обучающихся. Умения и  навыки Формирование Рабочие навыки Развитие учебных общеинтеллектуальных умений   навыков Фамилия, имя  обучающиеся    и     в о к а н з и р п х ы н н е в т с е щ у с   е и н е л е д ы в   , е и н е щ б о б о   , е и н е н в а р с   , з и л а н А   . й е т с о н р е м о н о к а з . я и н а м и н в   е и т и в з а Р   . и т я м а п   е и т и в з а Р   .   и и ц а н и д р о о к й о н р о т о м о с н е с   и   я и т я и р п с о в   о г о н н е в т с н а р т с о р п     е и т и в з а Р   й е и ц а м р о ф н и   с   а т о б а Р х ы л с о р з в   я и н а з а к у   т е я н л о п ы В у т о б а р   т е у з и н а г р о и     т е у р и н а л П о н ь л е т я о т с о м а с   т е а т о б а Р а ц н о к     о д у т о б а р   т и д о в о Д у т о б а р   т е у р и л о р т н о К   й и ц н е т е п м о к   х и к с е ч и т с и в г н и л   е и т и в з а Р у к ы з я   у м о к с с у р к     а с е р е т н и   о г о н ь л е т а в а н з о п о г о в и ч й о т с у     е и т и в з а Р   а с а п а з   о г о н р а в о л с     е и н е щ а г о б о и     а в т с е ч р о в т   е и т и в з а Р   Символы используемые для заполнения карты: 1. – для блока «Развитие учебных навыков» Зеленый круг – выполняет самостоятельно Желтый круг – выполняет с помощью педагога Красный круг – не выполняет 2. – для блоков «Рабочие навыки», «Умение слушать»        Зеленый квадрат – быстро продвигается к цели        Желтый квадрат – испытывает трудности        Красный квадрат – не является целью в данное время Методическое обеспечение программы Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов,  поиск  необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных  носителях, в сети  Интернет.   В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:  ­ рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация; ­ проблемно – ситуационный метод;  ­ методы мотивации и стимулирования;  ­ обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;  ­ игровые.  Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным   замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет  своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную  коррекционную работу.  Основными формами   занятий являются:  ­ занятия ­ исследования;  ­ нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие­КВН, урок­путешествие, занятие –  творческая мастерская);  ­ интегрированные занятия (с использованием информационно­коммуникационных технологий).  Условия реализации программы 1.Учебно­методическое обеспечение программы  Для реализации программы разработан учебно­методический комплект, включающий: ­специальную литературу по внедрению технологии; ­методические рекомендации (периодика); ­собственные разработки тем и занятий; ­литература по предмету;  ­дидактический, раздаточный материал; ­набор диагностик по определению индивидуального продвижения детей. 2.Дидактические  игры:   ­наличие карточек с играми и заданиями; ­наличие текстов для работы на занятиях; ­подборка печатных изданий и материалов СМИ. 3. Наглядные пособия ­наличие   лингвистических   словарей   (омонимов,   синонимов,   антонимв,   фразеологизмов, этимологии); ­наличие   карточек со сведениями из истории слов и выражений, лингвистическими сказками, играми, загадками, шарадами, кроссвордами, метаграммами, весёлыми рисунками;   Кадровое обеспечение программы ­ педагог – предметник.  4. Презентационные материалы: ­отдельные слайды –  подборка видеофрагментов; ­CD­ROM (MP3). Радионяня.  Веселая грамматика; ­мультимедийные  презентации:  «Фразеологизмы», «Пословицы и поговорки», «Викторина по      словарным словам», «Конкурс знатоков русского языка», «Ребусы, шарады»; ­динамические   минутки с музыкальным  сопровождением; ­музыкальные этюды. 5. Материально­техническое обеспечение программы; ­кабинет для организованной образовательной деятельности.  ­технические средства обучения – компьютер. Список литературы для педагога Методическое пособие для 1­4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:  Издательство РОСТ, 2013. «Занимательный русский язык». Л.В.Холодова.   РОСТ книга, 2015  «Правил легче нет на свете! Орфографические фантазии»  Соболева,    Дрофа Плюс, 2013 г. «Здравствуйте, Имя Существительное!» Татьяна  Рик,    Вако, 2018 г «Справочное пособие по русскому языку, 1­2 классы», Узорова  О.В., 2013  «Таблицы по русскому языку для начальной школы»,  Узорова  О.В., Нефедова Е.А., 2015 «Словарные слова в картинках для начальной школы»,  Анашина Н.Д., 2016 Список литературы для учащихся «Занимательный русский язык» 1 класс. Рабочая тетрадь РОСТ книга 2017г. «Занимательный русский язык» 2 класс. Рабочая тетрадь РОСТ книга 2017г. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка». Татьяна Розе,      Абрис/ОЛМА, 2018 г «Большой фразеологический словарь для детей» Татьяна Розе,   Абрис/ОЛМА, 2018 г «Словопрятки. Занимательные игры со словами для развития речи». 7­10 лет  Н. Кравченко   Издательство: Речь, 2016 г.   «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю... «1 класс. Тетрадь для  обучающихся.  Воротникова В.Н. Список литературы для  родителей «Как говорить с детьми, чтобы они учились»,  Фабер А., Мазлиш Э.  М, 2011 «Самоучитель русского языка в схемах и таблицах»,   Алексеев Ф.С., 2017 «Словарик по русскому языку, Морфологический разбор, 1­4 классы»,  Дьячкова Л.В., 2016          Интернет ресурсы:                    https  ://   iqsha      .  ru   /  uprazhneniya  /7­   let   /                    http://samouchka.com.ua                  http://otlichnyk.ru Календарно – тематический план 1 года обучения   Раздел программы, тема учебного занятия  Фонетика. Речь устная и письменная В мире звуков    Игротека  Что такое метаграммы?   Звуки  и буквы Жили­были гласные и согласные Добрый «волшебник» — ударение. Звуки – «волшебники» На сцене гласные.  Такие разные согласные Чудесные превращения слов. Игротека В гости к Алфавиту. В Страну Говорящих Скал.   Словообразование. Знакомство с   единицей языка  (слогом, словом). Деление слова на слоги.   Перенос слов.  Игротека  О безударных гласных О парных звонких и глухих согласных Опасные согласные. Сомнительный согласный. Русские народные загадки Шипящие согласные звуки. Неожиданная остановка в пути. Знакомимся с анаграммами. Чтение анаграммных текстов. Чудеса в Стране Слов.  Рифмоград. Создание «маленького словарика»  В Королевстве ошибок. Познакомить с ребусом Лексика.  К словам разнообразным, одинаковым, но разным.  Многозначные слова. К словам – родственникам. Почему их так назвали?      Слова­друзья.  Слова­противники. Загадки имён. Что за зверь такой  ­ фразеологизм? Поговорим о предложении Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? Познакомиться с понятием «шарада». 59 2 60 2.1        2.2 61 2.3        2.4   62 2.5        2.6 63 2.7        2.8 64 2.9        2.10 65 2.11      2.12 66 2.13      2.14 67 2.15      2.16 68 2.17      2.18 69 2.19      2.20 70 2.21      2.24 71 2.25      2.26 72 2.27      2.28 73 2.29      2.30   3 3.1        3.2 3.3        3.4   3.5        3.6 3.7        3.8 3.9        3.10 3.11      3.12 3.13      3.14 3.15      3.16 3.17      3.18 3.19      3.20 3.21      3.22 3.23      3.26 3.27      3.28 3.29      3.30 3.31      3.34 3.35      3.36 82 4 83 4.1        4.4  84 4.5        4.6 85 4.7        4.8 86 4.9        4.10 87 4.11      4.12 88 4.13      4.14 89 4.15      4.18 90 4.19      4.22 91 4.23      4.24 92 4.25      4.28  4.29      4.30 дата Кол. часов 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2  36 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 30 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 6 5 93 5.1        5.2 94 5.3        5.4   95 5.5        5.6 96 5.7        5.8 97 5.9        5.10 98 5.11      5.14 Морфология.  Волшебное слово предлог Игротека Экскурсия в прошлое Слова – названия предметов. Слова – названия признаков предметов. Слова – названия действий предметов. К тайнам волшебных слов. Игротека.     6 6.1        6.2 6.3        6.8    6.9        6.10  7 7.1        7.2 7.3        7.4   7.5        7.6 7.7        7.10 7.11      7.16 7.17      7.20 7.21      7.23 7.24  Пословицы и поговорки. Привет, пословица! Загадки правил. Где прячутся ошибки? Пословица недаром молвится Игротека. На карнавале слов И снова пословицы Играем со словарными словами Русские народные загадки, скороговорки. Еще раз о синонимах и антонимах Шарады, анаграммы и метаграммы Игротека. Итоговое занятие Итого Календарно – тематический план 2 года обучения 74 № Раздел программы, тема учебного занятия 75 2 76 2.1        2.3 77 2.4        2.6 78 2.7        2. 9 79 2.10      2.12    80 2.13      2.16  81 2.17      2.21 82 2.22      2.24  99 3 100 3.1        3.2 101 3.3        3.4  102 3.5        3.6 103 3.7        3.8 104 3.9        3.10 105 3.11      3.12 106 3.13      3.18 107 3.19      3.20 108 3.21      3.26 109 3.27      3.30   110 4 111 4.1        4.4  Фонетика Что мы знаем о звуках и буквах Как обходились без письма? Как возникла наша письменность? Рисуночное письмо. Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Ошибкоопасные» места. Словообразование Тайны фонемы. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Сомнительный согласный. На сцене гласные. Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Правила о непроизносимых согласных. Поговорим обо  всех приставках сразу. Слова – «родственники».  Корень и главное правило. Анаграммы. Игротека.   Что такое лексика? Лексика.   14 2 2 2 2 2 4  10 2 6 2    24 2 2 2 4 6 4 3 1  144 Коли честв о   24 3 3 3 3 4 4 4 30 2 2 2 2 2 2 6 2 6 4  30 4 дата 112 4.5        4.6 113 4.7        4.8 114 4.9        4.10 115 4.11      4.12 116 4.13      4.14 117 4.15      4.16 118 4.17      4.18 119 4.19      4.22  120 4.23      4.24 121 4.25      4.30   5 122 5.1        5.2 123 5.3        5.4   124 5.5        5.6 125 5.7        5.8 126 5.9        5.10 127 5.11      5.12 128 5.13      5.16 129  5.17     5.18 130 5.19      5.20 131 6 132 6.1        6.2 133 6.3        6.4   134 6.5        6.6 135 6.7        6.8  6.9       6.10 7 136 7.1        7.2 7.3        7.4   7.5        7.6 7.7        7.8 7.9        7.12 7.13      7.14 7.15      7.18 7.19      7.20  Слова ­ братья Слова ­ наоборот. Викторина Синонимы и антонимы  Знакомство со словами­омонимами. Однозначные и многозначные слова Отличие  многозначных слов от  слов­омонимов. Викторина  Омонимы    Фразеологизмы в русском языке Викторина «Фразеологизмы»   Шарады, анаграммы и метаграммы Морфология Слова, обозначающие предметы Слова, обозначающие действие предметов Слова, обозначающие признаки предметов Учимся различать имена существительные, Учимся различать имена прилагательные   Учимся различать глаголы Игротека Текст, тема, главная мысль  Заголовок ­ всему голова Пословицы и поговорки. И снова пословицы И вновь словарные слова Ещё раз о фразеологизмах Русские народные загадки  Игротека Игротека. Игротека Заучивание песенки ­ «запоминалки».  Игры со словами.  Шарады, анаграммы и метаграммы Разгадывание ребусов.  Работаем с фразеологизмами Повторяем…  Итоговое занятие­игра «Умники и умницы». итого 2 2 2 2 2 2 2 4 2 6 20 2 2 2 2 2 2 4 2 2  10 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 4 2 4 2 144

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная грамматика»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа  «Занимательная грамматика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018