Применение метода проектов при изучении русского языка
Оценка 5

Применение метода проектов при изучении русского языка

Оценка 5
Научные работы
doc
русский язык
Взрослым
11.10.2018
Применение метода проектов при изучении русского языка
Русский язык как одна из общеобразовательных дисциплин является основой для формирования и дальнейшего развития исследовательских знаний и умений студентов, совершенствующихся при изучении других учебных курсов. Однако низкое качество успеваемости по дисциплине не позволяет в полной мере применить проектную деятельность как приоритетное направление среди инновационных технологий в образовании. В данной статье рассматриваются возможности применения метода проектов в рамках изучения дисциплины «Русский язык» студентами, обучающимися на специальности «Преподавание в начальных классах».
Применение метода проектов....doc
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА            Русский язык  как одна из общеобразовательных дисциплин является основой для формирования   и   дальнейшего   развития   исследовательских   знаний   и   умений   студентов, совершенствующихся   при   изучении   других   учебных   курсов.   Однако   низкое   качество успеваемости   по   дисциплине   не   позволяет   в   полной   мере   применить   проектную деятельность   как   приоритетное   направление   среди   инновационных   технологий   в образовании. В данной статье рассматриваются возможности применения метода проектов в   рамках   изучения   дисциплины   «Русский   язык»   студентами,   обучающимися   на специальности «Преподавание в начальных классах».                     Основной курс русского языка изучается в школе.   В педагогическом колледже студенты лишь углубляют и совершенствуют полученные   в школе знания, выработанные умения   и   навыки   по   дисциплине.   Тем   не   менее,   преподавательскую   деятельность необходимо   строить   таким   образом,   чтобы   аудиторные   и   внеаудиторные   занятия способствовали повышению качества успеваемости, влияли на выработку положительной мотивации     к   учебе,   к   поиску   дополнительной   учебной   информации,   к   участию   в олимпиадах,   творческих   конкурсах   и   научных   конференциях.     Кроме   того,   выбранные формы,   методы   и   средства   обучения   должны   оказывать   влияние   на  профессиональную подготовку   будущих   специалистов,   формируя   у   них   необходимые   профессиональные компетенции.   Одним   из   эффективных   методов   работы   по   повышению   качества успеваемости студентов, выработке у них мотивации как раз и является их вовлечение в проектную деятельность.              Большинство проектов, запланированных в рамках изучения дисциплины «Русский язык»,   можно   отнести   к   внеаудиторной   деятельности   студентов.   Хотя   элементы проектирования вводятся на аудиторных занятиях.                                     Работа над исследовательским проектом может быть предложена студентам при изучении   практически   всех   разделов   языкознания.   Например,   изучая   лексикологию, студенты   выполняют   исследовательские   проекты   на   темы   «Говоры   народов   Сибири», «Студенческий   жаргон»   (а   в   рамках   школьного   изучения   курса   «Русский   язык»   ­ «Школьный   жаргон»),   «Компьютерный   жаргон»,   «Использование   профессиональной лексики   студентами   педагогического   колледжа».     При   изучении   фразеологии   тема исследовательского   проекта   звучит   как   «Использование   фразеологизмов   в   творчестве беловских поэтов». Изучая словообразование, студенты работают над проектом «Детское словотворчество».   А   в   процессе   изучения   синтаксиса   выполняют   исследовательский проект на тему «Особенности структуры предложения в современной бытовой речи».                     Говоря о специфике перечисленных исследовательских проектов, необходимо отметить, что проекты «Использование фразеологизмов в творчестве беловских поэтов», «Говоры народов Сибири» актуальны в рамках регионального компонента. Кроме того, при работе   над   данными   проектами   прослеживаются   четкие   межпредметные   связи, объединяющие в себе знания, умения и навыки, полученные в результате изучения русского языка, культуры речи, литературы, краеведения, отечественной истории, истории культуры народов Сибири.                      В настоящее время, изучая тему «Фразеологическая система русского языка» в рамках   раздела   «Лексика   и   фразеология»,   студенты­первокурсники   работают   над исследовательским   проектом   «Использование   фразеологизмов   в   творчестве   беловских поэтов». Разработан план выполнения данного проекта, курируется ход работы над ним.                   Учитывая специфику учебного процесса в педагогическом колледже, а именно небольшое количество аудиторных часов, предусмотренных учебным планом на изучение дисциплины (на изучение указанного раздела выделено 12 часов, на изучение темы ­ 2 часа), характерной   чертой   исследовательских   проектов   по   русскому   языку   должна   стать   их краткосрочность.   Оптимальный   срок  выполнения   проекта  –   один   месяц.  Рациональным будет понедельное   планирование работы.           1 неделя. «Введение в проект».           На дополнительном занятии по дисциплине студенты распределяются на подгруппы в соответствии с одним из выбранных беловских поэтов (В. Коврижных, О. Добрыгина, А. Курицын   и   др.).   Выявляются   проблемы,   требующие   исследования   (используют   ли беловские   поэты   в   своем   творчестве   фразеологизмы,   какие   именно   и   с   какой   целью; новизна   и   актуальность   подобного   исследования),   ставятся   цели,   планируется     и анализируется предстоящая деятельность. Между участниками проекта распределяются роли.            Относительно «масштаба субъекта» данный проект можно классифицировать как групповой. Именно этот вид проекта предпочтительнее использовать на уроках русского языка.   Его   суть   в   том,   что   каждый   член   группы   выполняет   индивидуальную   работу   в соответствии   со   своей   ролью.   Один   из   участников   проекта   подбирает   теоретический материал,   другой   анализирует   наработанные   языковые   элементы.   Кто­то   оформляет проект,   а   кто­то   готовит   презентацию.   Результаты   работы   отдельных   групп   можно объединить в коллективный проект.                        2 неделя. Разработка проекта, поисковая деятельность в соответствии с целью производится на аудиторном занятии.                       Первый   этап  комбинированного   аудиторного  занятия  ­  работа   студентов  в подгруппах по 3­4 человека  с учебной литературой  различных авторов, обсуждение    и конспектирование теоретического материала по плану: 1. Понятие   фразеологической   единицы,   фразеологизма,   фразеологической   системы. Разграничение фразеологических единиц и свободного словосочетания. 2. Классификация фразеологических единиц. 3. Роль фразеологических единиц в разговорной речи и художественных текстах.                        По окончании работы студенты резюмируют для всей группы наработанный в подгруппах материал.             Практическая часть занятия начинается с формулировки проблемы исследования: «Используют ли беловские поэты в своем творчестве фразеологизмы, какие именно и с какой   целью?»   Продолжая   работу   в   подгруппах,   студенты   анализируют   стихотворения одного   из   беловских   поэтов   с   позиции   сформулированной   проблемы.   В   конце   занятия студенты готовят мини­отчеты по плану: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Характеристика используемых автором фразеологизмов: А.     зафиксирован   ли   данный   фразеологизм   в   словарях   или   является трансформацией, новообразованием автора  Б. тип фразеологизма:  ­ по степени идиоматичности компонентов; ­ по грамматическому сходству компонентного состава; ­ по синтаксической функции; ­ по звуковой организации; ­ по происхождению В. парадигматические отношения Г. стилистические особенности Д. синтагматические отношения. 3. Роль фразеологизмов в данном тексте.                     Итог   занятия   –   устные   размышления   студентов   по   проблемному   вопросу, сформулированному в начале занятия.             3 неделя. Технологическая стадия. Оформление наработанного материала в виде проекта выносится на внеаудиторную самостоятельную работу студентов.              4 неделя. Представление проекта и его оценивание. Презентация проекта в форме автореферата проводится на зачетном занятии по разделу. В работе должны быть раскрыты цели и задачи исследования, кратко проанализирована основная часть, сделаны выводы. Сообщение сопровождается показом альбома, куда включены портрет поэта, иллюстрации к   стихотворениям,   рисунки   к   фразеологизмам   (в   том   числе   выполненные   самими студентами).                          Основываясь на анализе и обобщении научно­методической литературы по заявленной проблеме, несомненным остается тот факт, что использование метода проектов в рамках преподавания русского языка оказывает позитивное влияние на мотивацию, так как     ­     при   формулировке   темы   исследовательского   проекта   учитываются   индивидуальные способности и интересы студентов, в том числе профессиональная направленность; ­ предоставляется свобода творческих изысканий и возможность использовать полученный опыт   не   только   для   самостоятельной   работы,   но   и   в   дальнейшей   профессиональной деятельности; ­   развивается устойчивый интерес к учебе и внеаудиторным видам деятельности; ­   растет   творческая   активность   обучающихся,   культура   их   поведения   и   общения, взаимодействия с людьми, что очень важно в рамках изучения русского языка как средства общения; ­  происходит увлечение исследуемой проблемой; ­   проектная   деятельность   подразумевает   ориентацию   на   внутренний   мир   личности,   на получение требуемых характеристик  и свойств, таких как культура речи, грамотность, богатый словарный запаса и т.д.                          Показатель роста качества успеваемости по русскому языку  важен, так как в рамках   государственной   аттестации   и   непрерывного   образования   выпускники педагогического   колледжа   сдают   ЕГЭ   по   русскому   языку.   В   результате   проектной деятельности наблюдается положительная динамика качества успеваемости, так как ­ совершенствуются навыки самообразования и самоконтроля; ­ совершенствуются исследовательские навыки, а именно умение использовать различные источники   информации,   методы   их   обработки,   технологии   оформления   результатов работы и т.д.; ­ происходит углубленное изучение теоретического курса, привлечение знаний из других областей.                            В процессе собственной проектной деятельности у студентов формируются умения и навыки, которые необходимы будущему педагогу для профессиональной работы в образовательных учреждениях, а именно: ­ углубленное изучение теоретического курса, которое дает представление об основных понятиях,   диагностике,   целях   и   задачах,   подготовке   и   организации   исследовательской деятельности с учетом ее этапов;  ­ выработка навыков по созданию и реализации собственного практико­ориентированного проекта,   результат   которого   можно   будет   увидеть,   осмыслить,   применить   (после апробации) на практике; ­   в   системе   профессиональной   подготовки   проектная   деятельность   реализуется   через курсовое   и   дипломное   проектирование   как   обучающую   и   контролирующую   форму организации подготовки специалиста; ­ тематикой исследовательских проектов студенты могут пополнить свою педагогическую копилку, в дальнейшем предложить своим ученикам; ­ оформленный комплекс инновационных идей может стать проектом в системе повышения квалификации.                        Таким образом, опыт проектной деятельности позволит объединить студентам определенные знания и умения, компетенции и ценности, а сформированные в результате исследования   навыки   окажут   положительное   влияние   на   повышение   качества успеваемости,   мотивацию   студентов   и   их   профессиональную   подготовку.   Имея собственный опыт, специалисты смогут приобщить к проектной деятельности учащихся начальных классов, а значит сформировать   у них исследовательские умения и навыки, способствовать их развитию, повысить качество успеваемости учащихся, выработать у них необходимую мотивацию.

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка

Применение метода проектов при изучении русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2018