Статья "Педагогический опыт: теория и практика"
Оценка 4.8

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
русская литература +1
Взрослым
13.03.2019
Статья "Педагогический опыт: теория и практика"
Данная статья содержит в себе мой опыт работы как учителя русского языка и литературы. После 30 лет работы в школе я задумалась над тем, а какой опыт работы я накопила, что получилось, что не получилось, есть ли чем поделиться со своими коллегами. Когда начала писать эту статью, постаралась вспомнить всё, что придумывала раньше, когда не было этой замечательной "шпаргалки"-интернета, когда была полна сил, энергии, творческих задумок. В теоретической части использовала работы различных талантливых педагогов. Многими своими открытиями, "изюминками", мне захотелось поделиться с вами, уважаемые коллеги.
Мой педагогический опыт.doc
Статья «Педагогический опыт: теория и практика» Автор: учитель русского языка и литературы моу сш р.п. Сурское Болотова Тамара Николаевна Содержание: 1.Введение_______________________________________с.3-4 2.Теоретические аспекты проблемы развития творческих творческой способностей школьников на уроках литературы. 2.1.Учёные и психологи о влиянии творчества на личность ребёнка_______________________________с.5-7 2.2.Классификация деятельности___________с.7-12 3.Активизация творческой деятельности школьников на уроках литературы. 3.1.Виды работ на уроках литературы в 5-7 классах_______с.12-19 3.2. Виды работ на уроках литературы в 8-11 классах______с.19-24 4.Заключение________________________________________с.25- 26 5. Библиография______________________________________27 Введение Я-учитель русского языка и литературы. Выбор этой специальности мною был далеко не случаен. Я очень люблю наш родной язык, до сих пор не устаю поражаться его богатству, многозначности, звучности, красоте. Каждый раз, готовясь к уроку, задаюсь вопросом: как добиться того, чтобы и ребята оценили уникальность русского языка, захотели его выучить? Ответ, на мой взгляд, один: любовь к языку должна прийти через любовь к слову, то есть через различные художественные произведения, лучше классические. И действительно, читающий ребёнок более грамотен, более чувствителен к языку, он лучше других усваивает грамматику, ему не составляет труда написать творческую работу, его грамотную речь приятно слушать. Но, к большому сожалению, таких учеников становится всё меньше и меньше. Интерес к чтению у молодёжи утрачивается полностью, на первое место встают другие ценности, а это значит, что утрачивается интерес к своему языку. И это становится настоящим бедствием не только для нас, учителей, но и для страны в целом. Человек, равнодушный к родному языку, не сможет стать настоящим гражданином, любящим свою родину и стремящимся к её процветанию. Данная проблема настолько злободневна, что её ставят и пытаются решить на высшем уровне. Так, В. В. Путин, выступая на Российском литературном собрании, проходившем в ноябре 2013г. В РУДН, отметил с сожалением, что уровень владения русским языком среди молодёжи снижается, как и интерес к литературе. В результате оскудения современного разговорного языка «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимается как исключение, а пренебрежение правилами родного языка становится нормой.»[5] Далее Путин призвал формировать внутри страны среду, «в которой образованность, эрудиция, неординарное мышление, знание литературной классики и современности станут правилами хорошего тона.»[5] Иными словами, стране нужны умные, грамотные, творческие, конкурентноспособные личности. Для решения ряда проблем подчас необходимо нестандартное, абстрактное, порой оригинальное мышление. В связи с этим нужна молодежь новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к новому. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание человека как личности, человека- творца духовных и культурном пространстве, материальных ценностей. Воспитание творческой личности- это формирование духовного мира человека. Л.С. Выготский писал о том, что «один из очень важных вопросов детского совершенствования – это вопросы о творчестве детей, об условиях развития творческих способностей, которые имеют огромное влияние на формирование личности человека».[4,216] Я люблю своих детей, и я хочу, чтобы они не потерялись во взрослом сложном мире, чтобы стали настоящими гражданами своей страны. Для этого я должна привить им стремление к познанию, научить их самостоятельности суждений, развить творческий потенциал, который заложен в каждом ребёнке, научить владеть устной и письменной речью. Всё это поможет им занять достойное место в социально- выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей. Вот почему я считаю проблему развития самостоятельности и творческого потенциала учащихся одной из наиболее актуальных. Данная проблема не является новой. Её рассматривали и рассматривают как зарубежные, так и российские учёные- лингвисты, писатели, преподаватели. Много научных трудов написано по этому вопросу, однако меня и моих коллег как учителей- практиков в большей степени интересует практическая сторона этой проблемы. Следовательно, цель данной работы: предложить методические идеи, педагогические находки по развитию творческой обучающихся. Для достижения этой цели я поставила следующие задачи: - изучить теоретический материал по данной проблеме -собрать практический материал, наработанный мною за годы работы, систематизировать его; - показать значимость развития творческих способностей детей; -привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы самостоятельности 2.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей учащихся на уроках 2.1.Учёные и психологи о влиянии творчества развитии литературы. личности ребёнка. творчество? В Большом уникальностью. Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Что такое Российском энциклопедическом словаре написано, что «творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Творчество – далеко не новый предмет для изучения. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способностей человека, так и на само понятие «творчество». Исследованием творческой деятельности занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и другие, они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста. В своей книге «Педология подростка» великий психолог отмечает, что только в переходном возрасте образуется фантазия. В ней подросток « изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои порывы. Неизжитая жизнь находит выражение ребёнка в творческих образах. Это искусство для себя. Фантазия- одно из проявлений творческой деятельности человека» [4,217-219] Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис «От маленького писателя к большому читателю» был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Труды этого замечательного педагога, такие как «Словесное творчество как предмет методики», «Методика преподавания литературы», несмотря на то, что были написаны давно, не потеряли своей новизны и должны стать настольной книгой любого учителя литературы. Мария Александровна большое значение придавала личности учащегося, его творческой самостоятельности. На уроках она никогда не давала готовый вывод, заставляла детей доходить до всего самостоятельным размышлением. Большое внимание М. А. Рыбникова уделяла литературным походам, экспедициям, составлению альбомов, проведению выставок- всему, что помогало проявить творческую деятельность учащихся. За развитие творческой самостоятельности детей ратовал известный русский педагог К. Д. Ушинский. . Активность и самостоятельность учащихся – одни из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. [16,57-58] По проблеме творческого развития учащихся также можно познакомиться с педагогическими исследованиями в А.Н.Окунева. трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, решения задачи; -комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа; Например, следующие элементы творческих способностей: советский педагог И.Я.Лернер выделил -видение новой проблемы в знакомой ситуации; -перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию; -видение новых (скрытых) функций известных объектов; -видение всех взаимосвязей структуры объекта; -видение альтернативных и вариативных способов -построение принципиально нового способа решения, 2.2. Классификация творческой деятельности. отличающегося от известных.[8,41] Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий. Все теории развития творчества,о которых идёт речь в работе, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческий потенциал учащихся. Итак, творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности. Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. неповторимое отношение к миру. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. Очень важно правильно организовать этот процесс. Управление развитием творческого мышления имеет свою специфику. Работа должна идти изнутри, от самого школьника. Эмоциональная открытость, способность к эмоциональному воплощению - дар, который дети нередко в школе у нас утрачивают. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его- важнейшая для меня задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ обучающихся. Общепризнанно, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить этих способных учащихся (психологи утверждают, что на этот случай так и не создано специальной методики), но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Поэтому педагогическая работа с этими учащимися ориентирована на специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом. Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. К творческой деятельности учащихся относится: -создание нетрадиционных работ, творческих заданий в учебное и внеурочное время; выполнение -самостоятельный выбор творческих форм при выполнении учебных задач; -проявление инициативы самостоятельном решении лингвистических задач; -профессионально-ориентированная творческой творческая при деятельность; -межпредметный характер деятельности (основная функция – познание и общение). Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей: 1. это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи. Второй тип способностей – аналитические, под которыми 2. понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать. 3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение. Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами: -средой жизнедеятельности; -социальными формами деятельности; -индивидуальными особенностями личности. Способности синтетические Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые - могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты). Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Развивать творческие способности? Что это значит? - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе. Язык, речевая деятельность – это процесс («речетворческий» - по словам Л.В.Щербы), который всегда служил для понимания и себя, и других в этом мире. Дети делают свои открытия с разных точек зрения. Именно через язык (детский фольклор) было создано открытие, что все мы прошли через мир детства, параллельный миру взрослых. Учитель – посредник между миром взрослых и ребёнка. Главное – не вспугнуть ребёнка своим присутствием, позволить ему самому сделать шаг навстречу. И самое важное, по-моему, в развитии самостоятельности ученика – его психологическое благополучие. Необходимо фиксировать ситуацию успеха! Дети становятся внимательнее, не боятся задавать – вырабатывается уверенность в своих силах у слабых учащихся, как следствие, интуитивно стираются грани между детьми с разным уровнем обученности. Преодолению кризисного состояния могут послужить как отдельные применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета. При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать: педагогические вопросы приемы, стремясь учить целеустремленно, а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы. При развитии потребностей и интересов в творчестве обычно педагоги используют различные формы учебной и ребенка внеурочной работы, целенаправленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока. Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.). Литературно-творческие задания следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - "оригинальных по форме текстов, создаваемых учащимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия". К творческим сочинениям принято относить: - домысливание сюжетной линии произведения: "Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?"; - домысливание дальнейшей судьбы героев: "Как сложилась дальнейшая судьба (Онегина)…?" ; - домысливание "пропущенного" в тексте эпизода; - дневник литературного героя, например: "Страница из дневника Печорина, Татьяны Лариной"; - письмо от имени литературного героя, например, письмо Кулигина Борису Григорьевичу; - речь в защиту или обвинение героя, например, Родиона Раскольникова, Катерины Измайловой (Н.С.Лесков."Леди Макбет Мценского уезда"); - "перемещение" литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: "Тринадцатый подвиг Геракла в наше время", "Встреча толстого и тонкого в наши дни"; - воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить (Чацкого)…» ; - словесное и графическое описание герба помещика, например, герб Собакевича, Манилова (Н.В.Гоголь."Мертвые души") К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся: - самостоятельный анализ эпизода, главы или явления; - самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения; - сравнение произведений на одну тему; - сочинение-эссе; - отзыв; - рецензия; - реферат; - устное сообщение (доклад); - предисловие или послесловие к книге; Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят: - устное словесное рисование; - создание киносценария по одному из эпизодов произведения; - инсценирование; - чтение по ролям; - выразительное чтение; - творческие пересказы; - иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке; Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально- (или эмоционально-образные художественные). К логическим формам принадлежат: -уроки-лекции; -семинары; -практикумы; -исследования; -защиты докладов, рефератов. -урок-концерт; -композиция; -монтаж; -урок-новелла; -урок-сказка; -урок - воображаемое путешествие; -урок-спектакль. К эмоционально-образным формам относятся: Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария» - все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность. Активизация творческой деятельности школьников 3.1 Виды работ на уроках литературы в 5-7 классе С 2013 учебного года преподавание в 5-х классах ведётся по второму стандарту общего образования. Новая программа, представленных в мировоззрением, новый подход к ведению урока… Но хочется отметить, что иногда новое- это давно забытое старое. И не все требования, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте, являются для нас незнакомыми. Например, в программе по литературе говорится: «На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.» Далее даётся ценностное значение литературы: планировать ее, «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей -необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.» Проводя уроки литературы, я уверена, многие учителя следовали этим требованиям и ранее, так как были заинтересованы в «продукте своей деятельности»- всесторонне развитой, гармоничной личности. Для нас, учителей литературы, уроки в 5-7 классах, важны, в первую очередь, тем, что именно в этом возрасте необходимо пробудить творческий потенциал ребёнка, помочь ему познать себя, раскрыться полностью, дать возможность говорить, размышлять, спорить, доказывать своё, не боясь быть осмеянным и непонятым. Если этого не случится, в старших классах ребёнок не раскроется, в силу его возрастных особенностей. Как этого добиться? Конечно же, посредством постоянной кропотливой работы, направленной на развитие творческих способностей. Во-первых, сразу стараюсь приучить их быть внимательными к окружающему миру. В начале урока спрашиваю детей, на что они обратили внимание по дороге в школу или из школы. А чтобы ребята поняли, что я хочу от них услышать, первой привожу примеры какого- либо изменения в природе или рассказываю об интересной встрече. Привыкнув, ученики сами, не дожидаясь моих вопросов, начинают делиться своими впечатлениями от увиденного или услышанного ими. Далее я стараюсь систематически, из урока в урок, использовать задания, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. В этом мне помогают разные виды и формы уроков, но наиболее интересными для этого возраста являются педагогические игры. Например, изучая литературную терминологию, я использую такой вид игры, как «Угадай слово»: называю определённую цифру и даю лексическое значение слова. Ребята пишут понятие и обводят букву, соответствующую данной цифре. Если все лексические значения будут угаданы, «узнаны», то отгадают слово-ключ. Детям настолько нравится эта игра, что, поняв её суть, они включаются в учебный процесс и самостоятельно, без моей помощи, составляют её и предлагают на уроке своим одноклассникам. Данный вид деятельности способствует усвоению теории литературы, развитию памяти, интереса, желания проявить себя. С большим удовольствием учащиеся выполняют такие домашние задания, как составить кроссворд по определённой теме или викторину. Они самостоятельно делятся по интересам и группами готовят эти задания. Интересно наблюдать за ними, когда, зайдя в класс, они бегут к доске занимать очередь, чтобы начертить свой кроссворд. Ребятам очень нравится самим выступать в роли учителя, поэтому они с желанием выполняют такие задания, как нарисовать отгадки, а одноклассников попросить вспомнить загадки, или наоборот, по маленькому тексту отгадать автора или героя произведения, т.д. Таких видов педагогических игр великое множество, и нет смысла все их перечислять, тем более, я уверена, многие учителя литературы их используют. Важно другое: почему нужно использовать этот вид деятельности. Дело в том, что игра выполняет важные функции в развитии творческой самостоятельности ученика: 1) развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, 2) коммуникативную (освоение диалектики общения); 3) диагностическую (самопознание в процессе игры). В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко. В современной педагогике их опыт, педагогические идеи были подхвачены многими талантливыми педагогами, разработаны авторские программы, которые доказывают положительную роль пробудить интерес); развития чаще поэтический) педагогических игр в процессе познания, творческой личности. . Особенностью методической системы моей деятельности является направление работы на пробуждение творческой активности учащихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи. Последнему я уделяю большое внимание, особенно развитию письменной речи, умению подобрать «красивое» слово (эпитеты, метафоры). На творческих пятиминутках использую такой вид деятельности: даю ребятам текст ( с пропущенными словами (прилагательными, глаголами), прошу их поработать корректорами и вставить подходящие по смыслу слова. После изучения фольклора в 5 классе даю такие творческие задания: сочинить сказку, загадку, составить рассказ по пословице или из пословиц, составить книжку-малышку. Причём они сами выбирают вид деятельности. Одно из требований- работа должна быть оформлена оригинально. Конечно, не все справляются с этим заданием, но радует уже то, что каждый из учащихся попробовал себя в роли сочинителя, и я хвалю обычно все работы, даже в самых слабых пытаюсь отметить какую-нибудь изюминку. А как радуются ребята, когда их работы не просто оцениваются, а лучшие передаются в детский садик малышам (это я обговариваю заранее). Кроме этого, после изучения лирических произведений предлагаю ребятам самим попробовать написать стихотворение, или опираясь на готовую рифму (по принципу буриме), или полностью своё стихотворение. Некоторые ребята откликаются на это предложение, и сердце наполняется радостью, когда читаешь такие строки: …Гордятся жители посёлком, Гордятся и рекой своей. И колокольней церкви звонкой, И широтой своих полей, И высотой зелёных сосен, И урожаем спелой ржи, Сурчане говорят посёлку: «Живи ты много лет, живи!» народным играм, Эти строчки написала ученица седьмого класса Грунина Маша, написала после урока литературы, проведённого на Никольской горе. В каждом классе я вношу в программу региональный компонент, и мы с ребятами читаем и обсуждаем стихи местных поэтов-сурчан. Но такие уроки мы проводим или на Никольской горе, или на берегу Суры, чтобы ребята не только услышали описание своего края, но и увидели ту красоту, которой восхищаются наши поэты. Некоторые учащиеся настолько успешно овладевают письменной речью, что мы смело участвуем в творческих конкурсах разного уровня: пишем сочинения, эссе, стихи. Изучая в 6-ом классе повесть Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», мы с учащимися готовим проекты по обрядовой поэзии, христианским праздникам. Ребята разбиваются на группы, выбирают тему. Они очень ответственно подходят к этой работе, тщательно собирают материал, используя интернет, опрашивая и своих бабушек, и соседей, и родственников. По своей теме ребята готовят презентацию и, что самое приятное, творческое выступление. Наряжаются в народные костюмы, поют песни, показывают детали игры, инсценируют обычаи христианских праздников (например, Пасхи или Рождества Христова). Такие уроки превращаются в уроки- праздники, и дети очень их любят. А самое главное, учащиеся закрепляют в своей памяти народные традиции, что способствует сохранению связи с прошлым своей страны. Развивать творческое мышление учащихся мне помогает технология коллективно - мыслительной деятельности (КМД). Сущность её заключается в том, что на уроке я создаю три пространства : -целевое (где создаётся проблемная ситуация); -поисковое (где обсуждается проблема в микрогруппе); -рефлексивное (где происходит осознание собственной деятельности). Таким образом, каждый ученик имеет возможность развиваться как творческая личность в мыслительной и поисковой деятельности. Развивая творческие способности, я чётко знаю, что я хочу от ребят и зачем я этого хочу. Поэтому модель деятельности такова: творческих способностей мотив (зачем я хочу)- потребность (что я хочу)- цель- содержание - методы- результат- рефлексия При этом учебный процесс становится открытой системой для развития творческих способностей учащихся. Ребята приобретают умения и навыки, становятся инициативными, активными. Главный критерий - включённость в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. «Нужна какая-то духовная подготовка перед началом творчества, каждый раз, при каждом повторении его…Нужно, прежде чем творить, уметь войти в ту духовную атмосферу, в которой только и возможно творческое таинство»,- писал К.С.Станиславский о творческом взаимодействии [14,304]. Поэтому условия максимального проявления учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления. С 1997 года я на своих уроках использую работу в группах. Мне сразу понравился этот вид деятельности, так как он помогает привлечь всех учащихся, видеть и контролировать каждого. Но главным является то, что у детей развиваются такие качества, как сотрудничество, взаимопомощь, чувство ответственности. На своих уроках я учу ребят «чувствовать» слово, уметь раскрывать идейное содержание произведения через анализ композиции и языка. Например, изучая сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», предлагаю ребятам разбиться на группы, где каждая получает задание: 1)восстановить композицию сказки (на листочке дана запутанная композиция), определить структуру (зачин или экспозиция, кульминация,т.д.) 2)вспомнить определение сказки, составить таблицу «Сходство и различие народной и литературной сказки» 3)дать характеристику главному герою, высказываний о нём. 4)подготовить чтение по ролям (или инсценирование) К инсценированию, или тетрализации, обращаемся, когда изучаем сказки в 5 классе и басни в 6-ом. В конце темы предлагаю ребятам подготовить инсценирование сказки, с исходя из тем чтобы выступить перед первоклассниками. Вновь делимся на группы, каждая выбирает свою сказку, небольшую по объёму. В результате мы готовим 4-5 сказок, на подготовку даю от недели до двух, в зависимости от обстоятельств. Выступать всегда ходим к их первой учительнице. Очень любят мои ученики составлять синквейны. СИНКВЕЙН (от франц. «пять»). – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму. В методической литературе встречаются два алгоритма, которые можно использовать для составления синквейна АЛГОРИТМ №1 1 строка – существительное, задающее тему стихотворения; 2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы; 4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным. Зима. Снежная, морозная. Заметает, бодрит, радует. Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса. Волшебница. АЛГОРИТМ №2 1 строка – напишите то, о чём вы пишете; 2 строка – описание темы: два–три прилагательных; 3 строка – 1-2 сказуемых /глаголов/; 4 строка – чувства, связанные с тем, что вы описываете; 5 строка – опишите, какого цвета могут быть описываемые вами явления или предмет; 6 строка - опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете; 7 строка – существительное – синоним. Новый год. Семейный, весёлый. Вселяет надежду на лучшее, собирает всех за праздничным столом. Чувство радости, ожидания чего-то необычного. Зелёный, яркий, оранжевый. Бой курантов, звук открываемого шампанского, фейерверк, хлопушки. Чудо! Синквейн, написанный по алгоритму № 1, можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при работе со связными текстами / описание и повествование/ при изучении речеведческих понятий, таких как «текст», «тема текста», «основная мысль текста». Здесь синквейн используется в качестве способа сжатия текста Утро. Солнечное, морозное, Удивляет, радует, восхищает. Только январь может подарить эту красоту. Великолепие. / по тексту И.Бунина Алгоритм №2 лучше всего использовать при написании миниатюр на свободные темы. Например, «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», «Лес», «Моя улица», «Новый год» и т.д. Это даёт большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами. Весна. Обновляющая, жизнерадостная. Врывается, бодрит, пробуждает ото сна. Чувство радости, новизны. Зелёный, голубой, солнечный. Запах земли, первой грозы, черёмухи. Шум талой воды, капели, щебет птиц. Жизнь. Конечно, такой метод хорошо работает, если используется не очень часто, чтобы не убить элемент творчества, радости, неожиданности. Такие формы и методы урока способствуют развитию творческого потенциала детей, их самостоятельности, дают им уверенность в том, что каждый из них- личность, что каждому под силу выполнить то задание, которое им предлагает учитель, каждый, даже слабый ребёнок, чувствует себя нужным. 3.2. Виды работ на уроках литературы в 8-11 классах. Немного по-другому строятся уроки в этих классах, хотя и здесь я не отказываюсь от игровых элементов. Но необходимо учитывать, что в старших классах ребята считают себя уже взрослыми. Поэтому, подбирая игровые элементы к творческим занятиям, нужно помнить психолого- возрастные особенности учащихся, обращаться к ним, как взрослым. Труднее всего проводить уроки в 8-ых классах. Это ещё не взрослые, но и уже не дети. «Минусы» переходного возраста здесь проявляются во всей своей красе. Пассивность, скептицизм, легкомысленность. Иногда смотришь на ребят и не узнаёшь их. Спасает одно- их желание казаться взрослыми. Это и помогает мне не потерять творческий потенциал учащихся, так как часто им повторяю свою присказку: только взрослому человеку под силу выполнить то или иное задание. В 9-ом классе дети успокаиваются и вновь готовы «творить, выдумывать, пробовать». В старших классах я также использую разные формы занятий, направленные на развитие творческой самостоятельности, но особо хочу остановиться на театрализации, так как в последнее время у ребят усилился интерес к этому виду деятельности. Театрализация является одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы. способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип – принцип связи Театрализация Инсценирование – создание драматической литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений. Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д. Театрализация включает в себя: 1) трансформации эпического текста. 2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле. 3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики. 4) Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу научно- популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – (справочную, учащихся, которые уроках основывается литературы это создает условия для формирования опыта самообразования. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации творческих способностей способствуют формированию мировоззрения, эстетическому развитию. В нашей школе уже стало традицией проводить неделю русского языка и литературы в форме театрализованных Каждая параллель готовит своё представлений. выступление. Конечно, этому предшествует большая предварительная работа, так как мы стараемся сочинять свои сценарии в соответствии с замыслом, а не брать готовые, но результат превосходит все ожидания. На каждом представлении в зале аншлаг. Это говорит о том, что дети тянутся к театральным постановкам, им интересно наблюдать за развитием действия, за игрой «актёров» из числа их друзей, дети чувствуют и понимают прекрасное. Вот уже с тремя своими выпусками я ставила «Бал литературных героев. (19 век о любви)». А в последний раз, в 2011 году, мы проводили его в РДК для зрителей посёлка. С этой целью нам предоставили танцевальный зал. Подготовка к этому мероприятию занимает много времени и сил, мы подключаем хореографическую школу, музыкальную школу, готовим костюмы, экспонаты. Я не говорю уже о ежедневных репетициях. В этом мероприятии у нас участвовало около тридцати детей, и никто из них не отказался от своей роли, наоборот, чем нужно. Положительными моментами этой разработки является то, что по замыслу на балу собираются герои из разных произведений 19 века. Чтобы сыграть их роли, необходимо знать сами произведения. И дети читают, перечитывают их, чтобы «войти в роль». Кроме того, ребята исполняют танцы желающих всегда больше, Например, того периода, поют романсы, которые звучали на светских вечерах. Таким образом, они воспроизводят жизнь светского общества, их развлечения. На балу звучит много стихотворений о любви, созданная атмосфера влияет на чтецов, стихи звучат очень эмоционально, затрагивают душу. Также с удовольствием старшеклассники показали мини спектакль «Именины Обломова» в 2012 году, а в этом году мы с ещё одним учителем литературы подготовили и показали театрализованную постановку «Всё начинается с любви», в которой приняли участие 9-ые, 10-ый и 11-ый классы. Итак, ещё раз хочется отметить, что использование театрализации на уроках и во внеурочной деятельности пробуждает интерес к чтению, желание больше узнать об определённой эпохе, развивает эстетический вкус учащихся, позволяет раскрыться творческим способностям ребят. На уроках в старших классах я продолжаю способствовать развитию устной и письменной речи учащихся. готовясь к уроку- суду по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, ребята встретились с юристом и попросили познакомить их с особенностями речи прокурора, защитника, с правильностью ведения суда. Учу писать письма – сверстникам из другого города, родственникам, учителям, литературным героям. В письмах обязательно должен быть выдержан определённый стиль. Например, письмо Родиону Раскольникову или Пьеру Безухову. Даю письменные работы творческого характера: «Я- Наташа Ростова», т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках литературы необходимо больше использовать формы занятий, направленных на раскрытие имеющегося у учащихся интеллектуального и творческого потенциала. Уже в старших классах становится понятно, кто из учащихся является одаренным. Необходимо развивать одаренность учащихся, его творческий потенциал, предлагая ему самовыражаться активнее как в урочное, так и внеурочное время. Ученики проникаются интересом к изучаемому вопросу лишь тогда, когда сталкиваются с конкретным человеком или «примеряют» литературный образ, его мировоззрение, судьбу на себя. Например, при изучении романа «Обломов» И.А. Гончарова учащимся предлагается написать письмо герою романа и посоветовать ему, как можно преобразовать деревню Обломовку; результатом работы над романом М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» стало сочинение на тему «Что бы я сделал в городе Глупове, если б был там градоначальником. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс также позволяет активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, интерес к предмету, развивает самостоятельность и критичность мышления. Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации урока. Учащиеся, начиная с 5-го класса, готовят презентации- кроссворды, викторины, иллюстрации к произведению, старшеклассники- презентации- биографии писателей, обзор произведений одного автора и т.д. Проявлением творческого начала является исследовательская работа учащихся. Психологи отмечают, что творческая деятельность основана на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Исследовательские задания могут быть различными и по уровню сложности, и по объёму, и по тематике: интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью. Ученику предлагается вести учебно- исследовательская работа предполагает принцип добровольности, заинтересованности. Самостоятельная творческая деятельность позволяет ученику осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы. На уроках литературы в 10 классе предлагаю провести исследование по темам: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Следовательно, личной исследование! просмотреть много литературы, Толстого «Война и мир», «Образы- символы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В 11 классе в обзорные темы включено очень много направлений и имён авторов. Чтобы охватить всё, учащиеся работают в своих группах, выбирают определённую тему, проводят её исследование. Работа сложная, кропотливая, нужно прочитать предлагаемые тексты, объединить найденный материал по плану, подготовить выступление. Такую форму работы даю редко, чтобы не загружать ребят. Стремясь пробудить интерес к литературе, я не ограничиваюсь стенами школы. Раньше часто, сейчас реже, но всё –таки вывожу детей на экскурсии, в Ульяновский драмтеатр. Так, мы ездим в Болдино, в Языково, посещаем музей Гончарова; из всех спектаклей, что мы посмотрели, больше всего запомнилась постановка по «Педагогической поэме» А. Макаренко «Колонисты». Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы работы. Однако названные приемы направлены не только на активизацию творческих процессов, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся. Наша задача, задача учителей, работающих над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время,- помнить: - Надо быть терпеливым. Не ждать «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопить события. - Оценивание детских работ – дело очень деликатное. - Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных». - И самое главное – творить самим. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Необходимо помнить о доброжелательности. Заключение проблемно-поискового характера. В ходе внедрения творческих работ у многих учащихся появилось положительное отношение к заданиям творческого, Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Итак, применение творческих заданий на уроках литературы, развитие творческих способностей учащихся, его индивидуальность, использование существующих технологий обучения, в которых творчество учащихся считается приоритетной целью – это подготовка молодежи новой формации, конкурентоспособной, интеллектуально развитой, творчески одаренной личности. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности. Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно репутация укрепилась «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты каждого человека можно развивать.

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"

Статья "Педагогический опыт: теория и практика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019