Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА
Оценка 4.8

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.01.2019
Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА
ОДА -это система костей, мышц, сосудов и нервов, позволяющих организму двигаться и осуществлять жизненную функцию. Нарушения ОДА могут носить врожденный и приобретенный характер. В зависимости от причины и времени действия вредного фактора, выделяют следующие виды патологии ОДА: 1.заболевания нервной системы: ДЦП, полиомелит; 2.патология костной системы: вывихи, кривошея, косолапость, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалия развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство)(это врожденные заболевания); аномалии развития позвоночника, заболевание скелета, системное заболевание скелета (рахит), травматические повреждения конечностей, черепа и т.д.(это приобретенные). 3.заболевания суставов: полиартрит. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, но при ряде нарушений ОДА двигательное расстройство сочетается с отклонением развития сенсорных функций, познавательной деятельности и речевыми нарушениями. В этиологии аномалии двигательной сферы играют роль различные генетические факторы, чаще обусловливающие негрубые варианты конституциональной недостаточности моторики, внутриутробные, катальные и ранние постнатальные поражения ЦНС. Особые формы нарушений моторной сферы наблюдаются при раннем детском аутизме. Тяжелые двигательные нарушения возникают и при поражении спинного мозга (в детском возрасте - чаще инфекционного происхождения -при заболевании полиомелитом). Своеобразные нарушения моторного развития могут иметь место и при явлениях эмоциональной депривации.
14.doc
1блок 22 вопрос.  Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА. ОДА   ­это   система   костей,   мышц,   сосудов   и   нервов,   позволяющих   организму двигаться и осуществлять жизненную функцию. Нарушения   ОДА   могут   носить   врожденный   и   приобретенный   характер.   В зависимости от причины и времени действия вредного фактора, выделяют следующие виды патологии ОДА: 1.заболевания нервной системы: ДЦП, полиомелит; 2.патология   костной   системы:   вывихи,   кривошея,   косолапость,   недоразвитие   и дефекты конечностей, аномалия развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство)(это врожденные заболевания); аномалии развития позвоночника, заболевание   скелета,   системное   заболевание   скелета   (рахит),   травматические повреждения конечностей, черепа и т.д.(это приобретенные). 3.заболевания суставов: полиартрит. Ведущим   в   клинической   картине   является   двигательный   дефект,   но   при   ряде нарушений ОДА двигательное расстройство сочетается   с   отклонением   развития   сенсорных   функций,   познавательной деятельности и речевыми нарушениями. В этиологии  аномалии  двигательной  сферы  играют роль различные  генетические факторы, чаще обусловливающие негрубые   варианты   конституциональной   недостаточности   моторики, внутриутробные, катальные и ранние постнатальньк поражения   ЦНС.   Особые   формы   нарушений   моторной   сферы   наблюдаются   при раннем детском аутизме. Тяжелые двигательные нарушения возникают и при поражении спинного мозга (в детском возрасте ­ чаще инфекционного происхождения   ­при   заболевании   полиомелитом).   Своеобразные   нарушения моторного развития могут иметь место и пр1 явлениях эмоциональной депривации. Особенности   клинике   ­   патофизиологической   структуры   аномалий   развития моторной сферы обусловлены недостаточностью различных отделов нервной системы. При недостаточности   подкоркового   уровня   организации   движет   наблюдается   наблюдается нарушение   тонуса,   ритмичности,   выработки   первичных   автоматизмов   и   выразительных движений.   При   поражении   кортикального   уровня   страдает   сила,   точность   движений, формирование предметных действи! Наиболее изученным заболеванием среди нарушений ОДА является ДЦП. У   детей   с   ДЦП   часто   отмечается   недостаточность   целого   ряда   нервно   — психических   функций,   в   значительной   степени   связанных   именно   с   поражением двигательной сферы. Прежде всего стоит остановиться на нарушениях речи, которые в большей степени обусловлены   дефектностью   ее   моторного   компонента.   Основными   из   них   считаются дизартрия разного характера и разной степени выраженности. Наблюдаются более позднее формирование   моторной   стороны   речи,   правильности   произношения,   запаздывание   в появлении   первых   слов   и   фразовой   речи,   замедленное   расширение   словаря.   В   более тяжелых   случаях   речевых   расстройст   являются   проявления   моторной   алалии   с   общим недоразвитием всех сторон речи. Реже имеют место явления сенсорной алалии. Указанные виды   речевых   расстройств   часто   сочетаются   друг   с   другом,   однако   каждый   из   них наиболее характере для того или иного вида двигательных нарушений. В   нарушении   психического   развития   имеет   значение   и   недостаточность пространственного   гносиса,   связанная   как   с   поражением   теменных   отделов,   так   и   в определенной   мере   обусловленная   и   нарушениями   зрительного   восприятия   в   связи   с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и т.д.). У этих   детей   имеются   трудности   формировании   восприятия   формы,   в   соотнесении элементов   в   пространстве,   в   правильном   восприятии   пропорции   и   перспективы. Отмечается   недоразвитие   представлений   о   схеме   собственного   тела.   Запаздывает формирование   доминантности   руки,   понятий   левого   и   правого.   В   связи   с   этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких деп неумение правильно изобразить лицо   и   руки.   Двигательная   недостаточность   обусловливает   недоразвитие   предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формировани школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении   арифметикой   в   значительной   мере   обусловлены   недостаточностью пространственных функций. Они проявляются в нечеткости распознования графического изображена цифр, смешении арифметических знаков. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв. Тяжелые двигательные расстройства, нарушение ряда высших корковых функций, сопутствующие   им   явления   психической   истощаемости   являются   причиной   задержки интеллектуального развития у многих детей с ЦБ. В   их   эмоциональной   сфере   описывается   склонность   к   невротическим   и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, темноты, новой обстановки), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей. Помимо отдельных эмоциональных расстройств таким детям нередко свойственна и задержка эмоционального разви в целом, которая ,как правило, сочетается с задержкой интеллектуального   развития.   Проявления   «органического   инфантилизма»   выступают   в недостаточной   дифференцированности   эмоций   даже   в   игровой   деятельности,   ее монотонное слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности. При ЦБ в результате дефицита двигательной сферы возможно формирование ряда отклонений   в   развитии   лич­ности.   Важное   место   в   формировании   у   этих   детей патологических   свойств   личности   по   дефицитарному   типу,   связанному   преж   всего   с двигательной   недостаточностью,   принадлежит   явлениям   депривации   и   гиперопеки.   В результате   двигательных   ограничений,   накладываемых   болезнью,   ребенок   живет   и развивается   в   пространственно   весьма   ограниченном   мире.   Это   препятствует формированию   развития   многих   видов   взаимоотношений   и   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности. 2б13в.   Психологическая   коррекция   как   одно   из   направлений   деятельности специального психолога. Психокоррекция   ­   одно   из   направлений   деятельности   специального   психолога, наряду   с   психологическим   просвещением,   психологическим   консультированием, психотерапией,   психологической   диагностикой,   психологическим   сопровождением, психодидактикой, психологической профилактикой. Психологическая коррекция ­ система мероприятий,   направленных   на   исправление   недостатков   клиента   с   помощью   средств психологического воздействия. Термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться   в   дефектологии   применительно   к   различным   вариантам   аномального развития ребенка.    Под «коррекцией»,  в отличие  от медицинской  помощи,  понималась определенная   форма   психолого­педагогической   деятельности,   т.е.   совокупность педагогических   воздействий,   направленных   на   исправление   недостатков   в   развитии аномального ребенка.    По  мере   развития  прикладной   психологии  понятие  «коррекция»   стало  все  шире использоваться   и   при   нормальном   психическом   развитии   ребенка.   В   связи   с   этим произошло   принципиальное   изменение   характера   задач   и   адресата   коррекционных воздействий   –   от   исправления   дефектов   при   нормальном   развитии   до   создания оптимальных возможностей и условий психического развития ребенка. Как   вид   психологической   практики   психолого­педагогическая   коррекция   имеет долгую историю развития, начиная с попыток французского врача и педагога Ж. Итара (Itard)   в   конце  XVIII  века   перевоспитать   и   обучить   «авейронского   мальчика­дикаря» Виктора. Психокоррекция   в   специальной   психологии   рассматривается   и   как   метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс), и как система методов психологического воздействия на клиента, и как совокупность психологических приемов для исправления психологии или поведения   психически   здорового   человека   (Р.С.   Немов),   и   как   способ   профилактики нервно­психических   нарушений   у   детей   (А.С.   Спиваковская).   Нередко   понятие «психокоррекция»подменяется   понятием   «психотерапия»   (от   греч.  psyche  –   душа   и therapeia  –   уход).   Исторически   именно   психотерапия   впервые   выступила   как самостоятельная   психологическая   практика   работы   с   больными,   как   форма   оказания психологической помощи человеку, испытывающему психологические трудности.  Остановимся   на   рассмотрении   соотношения   понятий   «психокоррекция», «психологическое консультирование», «психотерапия» (Ю.Е. Алешина, А.А. Осипова, Р.С. Немов, С. Глэддинг), основываясь на сфере их приложения с помощью ключевых вопросов: «когда?», «что?», «кто?», «с кем?».  Генезис  психотерапии связан с появлением техник гипноза в конце XIX века и неразрывно связан с медициной, коррекции – с дефектологией и   образовательной   сферой.  Сферой   воздействия  в   психотерапии  является     (что?) психическое   здоровье   людей,   в   психологическом   консультировании   и   коррекции   ­ психологической   здоровье   (термин   И.В.   Дубровиной),   т.е.   психологические   аспекты психического здоровья.  Работа осуществляется  (с кем?) в психотерапии – с больными людьми,   в   психологическом   консультировании   и   коррекции   –   со   здоровыми, испытывающими   трудности   разрешения   той   или   иной   критической   ситуации   (А.А. Осипова), и с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии (И.И. Мамайчук). Следует   дифференцировать   психологическую   коррекцию   нормального   и   аномального развития, отягощенного биологическими факторами отклонений в развитии.  Воздействие осуществляет  (кто?)   в   психотерапии   –   врач­психотерапевт   или   психолог   с соответствующей   подготовкой,   в   психологическом   консультировании   и   коррекции   – психолог, педагог­психолог, социальный работник. С точки зрения А.А. Осиповой  психокоррекция  имеет несколько специфических особенностей: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые черты личности;   ориентация   на   среднесрочную   помощь,   в   отличие   от   краткосрочной; направленность  на изменение  поведения   и развития  личности.  Однако,  как совершенно верно замечает И.И. Мамайчук, объектом психокоррекции могут быть как здоровые, так и больные люди. В   зарубежной   психологии   аналогом   понятия   «коррекция»   выступает   понятие «интервенция». Основное отличие понятий «психологическая коррекция» и «интервенция» связано на акцентировании различных сторон психологического воздействия: интервенция акцентирует момент вторжения, вмешательства в ход развития, а коррекция подчеркивает целевой   аспект   психологического   воздействия   –   преодоление   отклонений   в  развитии   и обеспечение достижения уровня возрастных норм развития. Чем   большее   значение   имеют   психологические   и   социально­психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, тем больше удельный вес приобретает метод психологической коррекции (Р.А. Защепинский, Г.Л. Исурина, 1983). Основные направления коррекционной работы с клиентом Классический психоанализ З. Фрейда выступает как помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. Аналитическая индивидуальная   психокоррекция   А.   Адлера   позволяет   оказывать   помощь   клиенту   в преодолении базисного чувства неполноценности и самореализации личности. Клиент   ­   центрированный   подход   К.   Роджерса  в   качестве   основной   целевой установки опирается на оказании помощи клиенту в развитии способности предпринимать действия   для   приведения   "Я"   ­   реального   в   соответствие   с   личностным   опытом   и глубинными   переживаниями.   Данный   подход   служит   источником   стимулирования личностного роста и развития, разрешения внутриличностных проблем клиентов. Логотерапия В. Франкла ­ это оказание помощи в обретении смысла жизни через творчество, эмоциональные переживания и сознательное принятие клиентом обстоятельств своей жизни. Экзистенциальная коррекция  (Д. Буженталь, С. Кьеркегор, А. Камю, А. Маслоу, Ж.П.   Сартр)   выступает   как   ориентация   на   осознание   клиентом   личностной   свободы   и ответственности.  Поведенческое направление в психокоррекционной работе (И.П. Павлов, Д. Вольпе, А.   Лазарус,   Э.   Торндайк,   Б.   Скиннер,   Д.   Уотсон)   способствует   выработке   нового адаптивного   поведения,   формированию   социальных   умений.   Овладение   приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избегание эмоциональных травм. Когнитивно­аналитическое   направление   (Д.   Келли,   Ж.   Пиаже,   А.   Риле) используется   для   исправления   ошибочной   информации,   помощи   клиентам   в   изменении убеждений, поддерживающих неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции. Рационально ­ эмотивная коррекция А. Эллиса  помогает в оказании помощи в пересмотре   убеждений,   норм   и   представлений   (частной   формой   данного   направления коррекции является освобождение от идеи самообвинения). Когнитивный   подход   А.   Бека  важен   для   освобождения   от   неприятия   себя   и негативного взгляда на мир и свое будущее. Реальностная   терапия   У.   Глассера  значима  в   развитии  рассудительности, эмоциональной   устойчивости,   способности   оценивать   свои   действия   и   планы   в соответствии с ценностями личности. Трансактный   анализ   Э.   Берна  выступает  как   освобождение   от   навязанных программ   поведения,   определение   судьбы,   помощь   в   налаживании   отношений   с окружающими, принятие ответственности за свои чувства. Гештальттерапия   и   коррекция   Ф.   Перлза  оказывает  помощь   в   обнаружении психологических блоков, препятствий к росту личности и устранение их.  Индивидуальная и групповая психокоррекция как формы работы с клиентом. Показаниями   индивидуальной   психокоррекционной   работы   являются   проблемы индивидуального плана, категорический отказ от работы в группе, сильная тревожность, сильная   заторможенность,   необоснованные   страхи, несформированность   социальной   потребности   в   общении,   асоциальное   поведение. Основными   способами   воздействия   на   клиента   в   индивидуальной   психокоррекции выступают   убеждение   и   внушение.   Психологические   особенности   индивидуальной   неуверенность   в   себе, психокоррекции – это заключение контракта между клиентом и психологом, исследование проблем   клиента,   поиск   способов   решения   проблем,   формирование   психологом коррекционных программ и обсуждение ее с клиентом, реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом, оценка эффективности проведенной работы как основные стадии индивидуальной психологической коррекции. Специфика   групповой   формы   психокоррекции   (термин   введен   Д.Морено) заключается   в   целенаправленном   использовании   групповой   динамики.   Показания   к групповой   психокоррекции:   трудности   коммуникации,   отсутствие   адекватных   способов разрешения   конфликтных   ситуаций,   необщительность,   замкнутость   (при   условии сформированности   потребности   в   общении),   нарушения   поведения,   трудности эмоционального развития, трудности личностного развития, фобические реакции. Психокоррекционная   группа   (тренинговая)   –   это   искусственно   созданная   малая группа,   объединенная   целями   межличностного   исследования,   личностно   научения, самораскрытия.   Особенности   комплектования   группы:   возрастной   и   половой   состав группы,   профессиональный   состав   группы,   размер   группы   –   25­30   человек   –   большие группы и 8­12 человек – малые группы, частота и длительность встреч – кратковременная – 1­6 месяцев и долговременная – несколько лет по 3­4 занятия в неделю по 60­90 мин (максимум   –   30­70   встреч),   подготовка   к   групповой   коррекции.   При   этом   психолог руководствуется   принципами   добровольности   и   информированности.   Принципы   работы группы – соблюдение строгого распорядка групповых занятий, открытость и искренность, конфиденциальность,  активность, познание и изменение себя, умение слушать других и рефлексировать.

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019