Представлен материал для проведения урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК на тему
Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль
В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией.
В материале - создание опры "Садко"В разработке представлены интересные факты жизни Р.-Корсакова
Материал для проведения урока музыки в общеобразовательной и
музыкальной школах по любому УМК
На тему Клипер «Алмаз» и Соколкорабль
В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд,
готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда
«Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией.
«Мы вступили в полосу северовосточного пассата и вскоре пересекли тропик
Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно
лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время
перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный,
тёмнолазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим
свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и
короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось.
Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста... Вскоре все
звёзды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над
горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.
Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто
ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим
светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на
океане чудеснее всего на свете!»
Только человек, понастоящему влюблённый в море, моряк или
путешественник мог так восторженно писать о нём. Действительно, эти
строки написаны (впоследствии) одним из гардемаринов выпускников
морского корпуса, совершивших своё первое большое плавание на клипере
«Алмаз». Однако книга, из которой взят этот отрывок, называется несколько
неожиданно: «Летопись моей музыкальной жизни», и автор её композитор
Николай Андреевич РимскийКорсаков.
Николай Андреевич РимскийКорсаков родился 6 (18) марта 1844 года в
Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но
не меньше манило его море.
Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата,
морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал
заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил
в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, икаждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то
лет) казалась даже милее первой…
В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал
учиться игре на фортепиано.
В 1861 году РимскийКорсаков стал членом «Балакиревского кружка»,
известного более как «Могучая кучка», куда входили Даргомыжский,
Мусоргский, Кюи и несколько позже Бородин. По «благословению» и под
руководством Балакирева начинающий композитор приступил к созданию
своей Первой симфонии. Начало работы над нею совпало с окончанием
Морского корпуса.
РимскийКорсаков получил офицерское звание и должен был отправиться в
дальнее плавание на клипере «Алмаз».
Плавание продлилось три года (186265). Путешествуя по белому свету,
новоявленный офицер не отрывался от «Могучей кучки», поддерживал
переписку с Балакиревым.
Правда, писать музыку в «каютных» условиях было не такто легко, на
«Алмазе» не было рояля. Всякий раз, когда корабль заходил в порт,
композитор опрометью бросался на берег в поисках ресторана, где можно
было бы посидеть нет, не за бокалом вина за инструментом.
В декабре 1865 года РимскийКорсаков вернулся на родину и наконецто
закончил свою Первую симфонию. Первое её исполнение прошло с большим
успехом, и этот успех помог РимскомуКорсакову «решить» свою жизнь:
отныне, понял он, она будет связана не с морем, но с музыкой.
В 1871 году РимскийКорсаков стал профессором Петербургской
консерватории.
Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель,
высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых
и известных всем опер, романсов, симфонических картин таким его знает
весь мир.
Пожалуй, только по какойто особой подтянутости, стройности его высокой
фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали
консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом
профессоре.Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так
чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант,
всю жизнь музыке?
Не будем торопиться с ответом, а лучше вспомним о том, что произошло в
1897 году через 35 лет после ухода «Алмаза» в плаванье.
В декабре 1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова,
была поставлена опера РимскогоКорсакова «Садко».
И как знать: не будь на свете клипера «Алмаз», может быть, не ушёл бы в
плаванье в неизведанный Окианморе синее другой корабль Соколкорабль
весёлого гусляра Садко. Не двинулся бы по холщовым волнам, мимо
рисованных теремов Господина Великого Новгорода, под удалую песню
корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль, странный и таинственный
голос морской царевны Волховы. Не родилась бы прекрасная музыка
«Окианаморя синего».
Опера «Садко»
Слушание: Интродукция «Океанморе синее». Грозен и могуч «Окианморе
синее», мерно и тяжело катит он свои волны... Звучащий океан. Эту
музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время
повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах,
затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в
однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки:
спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.
Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о
самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что
главное это «Окианморе синее».
Слушание: Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Не богат, не
чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами
новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах,
о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях
морских, что прославят его родной Новгород.
Кабы была у меня казна,
Кабы была дружинушка хоробаяПробегали б мои бусыкорабли,
Объезжали б моря, моря синие…
Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй беден гусляр; а кто
бедному поможет? Только насмехаются именитые.
Слушание: Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Светлая летняя ночь.
Тишина. Крутой берег Ильменьозера. С невесёлыми мыслями приходит сюда
Садко. Грустит Садко у любимого Ильменьозера, смотрит на воды глубокие,
тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью,
непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием
к природе, изливая в песне свою тоскукручинушку.
Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения.Вышли на
берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с
подружками. А среди них самая прекрасная, любимица отца, Волхова
царевна.
О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру
Волхова... Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало,
навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?
Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с
ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней
звонкие голоса труб рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за
песни.
Слушание: Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». По просьбе Волховы
Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». В награду за песню
Волхова обещает Садко, что он поймает трёх рыбок «золотое перо», которые
принесут ему богатство и славу.
Заколыхалась вода в озере поднялся из глубины сам грозный Царь Морской.
Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и
беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему
Океана.
Клекочет полебединому флейта, затихло, успокоилось озеро исчез Царь
Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись
чистым золотом.Вот и исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на Ильменьозере
снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Соколкорабль: на нем поплывёт
сам Садко, на других товарищи верные.
Слушание: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом
волны».
Слушание: Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах».
Слушание: Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать».
Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему
о своих странах.
Слушание: Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная».Алое
заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной
запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота,
глубота окианморе, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты
днепровские!»
Здравствуй, Окианморе синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра
весёлого с дружиной его храброй!
Десять лет плавает Садко по Окиануморю, да не платит дани Царю
Морскому. Вот и встал Соколкорабль посреди моря синего. Все корабли
вдаль плывут, а Соколкорабль только покачивается на волнах с повисшими
парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.
И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом,
чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю
морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волховецаревне. Садко
прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство
Лазоревое, откупиться песнями от царя.
Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с
друзьями и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя
морского. Оркестр исполняет Интермеццо музыкальную картину
необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.
Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные
инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темымелодиичемто неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены
волнующим лазоревым светом подводного царства.
Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов так писал об
этой музыке: «Она, действительно, переносит нас вглубь волн это чтото
«водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить
ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как
возникают, точно привидения, не то величественные, не то смешные фигуры
старого Морского Царя и его гостей».
Слушание: Величальная песня Садко. И в этом плавном, «текучем» мире
раздаётся весёлая плясовая песня. Садко играет и поёт величальную песню
«Синее море грозно, широко».
Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли
Садко чуда морские... Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь
Морской, поднялась на море буря небывалая.
Слушание: Сцена появления Видения Старчища могуч Богатыря.Бурлит,
мечется знакомая музыка Океана, будто вихрь подхватил мощное звучание
оркестра, сильнее, громче... И оборвалась музыка. Вступил орган. Это
Старчище могучбогатырь тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук
Садко. «Не ко времени расплясался, Царь Морской, тонут корабли от твоей
пляски».
Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный
странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.
Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильменьозера. Спит
Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым
молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым
туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По
Волховереке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.
Слушание: Финал. Песня Садко и хора. Ликует Господин Великий Новгород.
Славит гусляра: «За песню отдал Царь Морской Садку царевну Волхову, и
протекла река, быстра и глубока».
«Морю синему слава», поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема
Океана. В последний раз звучит она в опере. Звучит мощно, торжественно,
завершая былину о Садко.Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре
между моряком и композитором.
Краткое содержание оперы
На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то,
что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и
неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас
учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.
Садко уходит к Ильменьозеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя
на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая
белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц.
Среди них прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Очарованный красотой
Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах.
На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок три
рыбки «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и
счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». В раздумье
возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена Любава
Буслаевна.
На пристани, у Ильменьозера, Садко предлагает настоятелям новгородским
биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильменьозера три рыбки
«золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не
окажется рыбок купцы вольны снять голову с плеч Садко.
Купцы согласны. Сеть закинута и когда её вытаскивают, то Садко вынимает
из неё три рыбки «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет
купцам их лавки: он и без того стал богат вся рыба в неводе превратилась на
глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину
хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
Много лет плавал Садко по морямокеанам. Но вот его корабль остановлен
среди моря какойто враждебной силой. Это Морской Царь требует выкупа.
Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но,
несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол
то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь
требует иной дани самого Садко.Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской
Царь. Но стоило запеть Садко и Царь смягчил свой гнев.
Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери
прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир.
После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски
поднимается буря на море тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски
появляется Старчище Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко и
пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над
водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.
Заключительная картина на берегу Ильменьозера. Волхова поёт
прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом,
превращается в реку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно
приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят
на новую широкую Волховуреку у стен своего города. Торжественными
возгласами толпы «Морю синему слава! Волховереке слава!» заканчивается
опера.
Источник http://musicfantasy.ru/materials/rimskiykorsakovoperasadko