МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Калязинский колледж имени Н.М.Полежаева»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СПО «Калязинский
колледж им.Н.М.Полежаева»
____________________М.Г.Клементьева
Приказ № ____ от«____» _______20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве
Принято собранием
Совета колледжа
ГБОУ СПО «Калязинский колледж
им.Н.М.Полежаева»
Протокол № _________ от
«____» ___________20___ годаПоложение о классном руководстве колледжа разработано с целью
стимулирования творческого потенциала педагогов колледжа и эффективности
учебновоспитательного процесса.
1. Назначение классных руководителей производится из числа наиболее
творческих, успешно работающих педагогов, обладающих положительными
коммуникативными качествами.
2. За классным руководителем закреплена определенная группа обучающихся с
соответствующим номером.
3. Классному руководителю вменяется должностная обязанность,
соответствующая должностной инструкции.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» от 29.12.12г № 273ФЗ, Типовым положением об
образовательном учреждении,
инструктивнометодическими документами
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной
работы в образовательных учреждениях и деятельности классного руководителя,
Уставом колледжа и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога,
направленная на воспитание подростка в студенческом коллективе.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями
«Конвенции о правах ребенка», законодательства Российской Федерации о правах
ребенка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава колледжа и
настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах гуманизма,
приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья подростка,
гражданственности, свободного развития личности.
1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от
должности приказом директора колледжа. Непосредственное руководство его
работой осуществляют заместители директора по учебной и воспитательной работе.
1.6. Свою деятельность классный руководитель проводит в тесном контакте с
администрацией колледжа, социальным педагогом, педагогоморганизатором,
органами студенческого самоуправления, родителями (законными представителями
детей), общеколледжским родительским комитетом.
2. Организация работы классного руководителя
1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются
нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава
колледжа, настоящего положения.2. Работа классного руководителя с учебной группой и отдельными ее
обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой:
2.1. Классный руководитель ежедневно:
контролирует отсутствующих на занятиях обучающихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу
по предупреждению опозданий или непосещаемости учебных занятий;
организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися;
2.2. Классный руководитель еженедельно:
проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
организует работу с родителями по ситуации;
проводит работу с учителямипредметниками, работающими в учебной
группе, по ситуации;
анализирует состояние успеваемости в учебной группе в целом и у
отдельных обучающихся.
2.3. Классный руководитель ежемесячно:
посещает уроки в своей учебной группе;
проводит консультации у педагогапсихолога, социального педагога и
отдельных преподавателей;
решает хозяйственные вопросы в группе;
организует работу группового актива.
2.4. Классный руководитель в течение семестра:
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за семестр,
состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый семестр;
проводит групповое родительское собрание;
2.5. Классный руководитель ежегодно:
анализирует состояние воспитательной работы в учебной группе и уровень
воспитанности обучающихся в течение года;
составляет план воспитательной работы в учебной группе (план классного
руководителя);
собирает и представляет в администрацию колледжа статистическую
отчетность о студентах учебной группы (успеваемость, трудоустройство
выпускников).
3. Классный час может проводиться классным руководителем в определенной
форме согласно утвержденному расписанию.
4. Количество воспитательных мероприятий в учебной группе не должно быть
менее двух в месяц.
5. Групповые родительские собрания проводятся не реже одного раза за
семестр.
6. Классный руководитель обязан по требованию администрации колледжа
готовить и представлять отчеты различной формы об учебной группе и
воспитательной работе.7. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании
педагогическом и
методического объединения классных руководителей,
методическом советах, административном совещании.
8. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе
методического объединения классных руководителей.
В обязанности классного руководителя входит:
осуществлять систематический анализ состояния успеваемости динамики общего
развития обучающихся;
организовывать учебновоспитательный процесс в группе, вовлекать обучающихся
в систематическую деятельность учебной группы и колледжа;
изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их
жизнедеятельности в семье и в колледже;
содействовать социальной, психологической и правовой защите обучающихся;
пропагандировать здоровый образ жизни;
оказывать помощь каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
всестороннее изучать обучающихся группы и организовывать их в дружный
сплоченный коллектив;
развивать общий культурный уровень обучающихся;
наблюдать за успеваемостью в учебной группе, выявлять причины
неуспеваемости отдельных обучающихся и организовывать своевременную помощи
отстающим;
мобилизовать внимание обучающихся на успешное изучение всех учебных
предметов и выполнение программ учебной и производственной практики;
воспитывать сознательное отношение к учебе и труду, бережное отношение к
имуществу учебного заведения, чувство ответственности за честь своей группы и
учебного заведения, любви к избранной специальности; организация и проведение в
группе бесед, докладов на политические, научные, литературные и другие темы,
воспитание научного мировоззрения у обучающихся;
проведение собраний обучающихся группы по вопросам воспитания, повышения
успеваемости, улучшения дисциплины, выполнение Устава учебного заведения и
правил внутреннего распорядка;
организация и посещение экскурсий, коллективных посещений театров, кино и т.д.;
содействие вовлечению обучающихся в работу предметных кружков и кружков
художественной самодеятельности, физкультурных секций;
информирование родителей (законных представителей) обучающихся по
вопросам, связанных с успеваемостью и поведением их детей;
изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся, условий
их жизнедеятельности в семье и колледже.
Цели и задачи деятельности классного руководителяЦель деятельности классного руководителя создание условий для
саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной
социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива группы;
создание благоприятных психологопедагогических условий для развития
личности, самоутверждения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива группы;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы со обучающимися группы;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками, между обучающимися и работниками
колледжа;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе устава колледжа, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностного ориентированного подхода к
обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим
коллективом колледжа и ситуации в коллективе группы, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо знать психолопедагогические
основы работы с подростками, быть информированными о новейших тенденциях,
способах
и формах воспитательной деятельности, владеть современными
технологиями.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
1. Организационнокоординирующая функция:
обеспечение связи колледжа с семьей;
установление контактов с родителями
представителями) обучающихся;
(иными законными
взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно
воспитательным персоналом колледжа;
организация в группе образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общеколледжского коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение
«малых педсоветов», педагогических консилиумом, группы в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся,
план работы классного руководителя);
формирование коллектива учебной группы;
классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся в период проведения внеаудиторных и внеколледжских
мероприятий;
защита прав обучающихся;
организация индивидуальной работы с обучающимися.
2. Коммуникативная функция:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в
коллективе группы;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
3. Аналитическая функция:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого
студента;
изучение и анализ влияния колледжской среды и малого социума на
обучающихся группы;
4. Прогностическая функция:
прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального коллектива
учебных групп;
прогнозирование результатов учебной деятельности;
построение модели воспитания в учебной группе, соответствующей
воспитательной системе колледжа в целом;
определение ближайших и дальнейших перспектив жизни и деятельности
отдельных обучающихся и учебных групп в целом;
предвидение последствий складывающихся в студенческом коллективе
отношений.
5. Контрольная:
контроль за успеваемостью каждого студента;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
Формы работы классного руководителя
работы с обучающимися:индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты,
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
соревнования и др.)
При выборе форм работы со обучающимися целесообразно руководствоваться
следующим:
соответствии с задачами, стоящими перед колледжами;
возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
значимой, творческой деятельности обучающихся группы.
определять содержание и основные виды деятельности в
учитывать принципы организации образовательного процесса,
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально
Критерии оценки осуществления функции классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно
оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценивать реализацию управленческих
функций классного руководителя (организация воспитательной работы со
обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими со
обучающимися данной группе, и другими участниками образовательного процесса, а
также учебновоспитательным персоналом колледжа, родителями (иными законными
представителями) обучающимися и общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитию обучающихся).
В колледже действует Положение о порядке установления доплат за классное
руководство
Планирование и организация работы классного руководителя:
Работа классного руководителя должна носить плановый характер. На основе
общего плана учебновоспитательной работы учебного заведения классный
руководитель составляет годовой план работы в группе. Планированию этой
работы следует привлекать актив обучающихся; воспитательная работа классного
руководителя должна строиться с учетом возрастных особенностей и степени
общего развития обучающихся; план воспитательной работа группы классного
руководителя (с конкретными сроками проведении воспитательных
мероприятий) утверждается заместителем директора по учебно воспитательной
работе; в конце учебного года классный руководитель составляет
педагогическую характеристику на каждого студента своей группы
Характеристика хранится в личном деле студента.
присутствовать на любом уроке, лекции практическом занятии своей
Права классного руководителя:группы;
оценивать поведение обучающихся группы и представлять оценки по
поведению обучающихся на утверждение заместителю директора по учебной
работе;
вызывать родителей обучающихся для бесед по вопросам обучения и
воспитания обучающихся;
налагать на обучающихся взыскания: устное замечание, замечание на собрании
группы;
ставить перед директором колледжа вопрос о поощрении или о наложении
дисциплинарного взыскания на обучающихся, нарушающих правила
внутреннего распорядка.
№ Название
1. Папка № 1
«Планы работы
классного
руководителя с
группой»
«Документы по
организации и
проведению
каникулярного отдыха
обучающихся»
2 Папка № 2
«Нормативные
документы по работе
классного
руководителя
Содержание
Номенклатура дел классного руководителя по работе с группой
Примечание
Ведется
накопительно за весь
период работы с
группой.
План воспитательной работы группы
на год;
Планы индивидуальной и
профилактической работы с
обучающимися;
Расписание уроков и звонков
Планы и графики дежурства
Планы работы на каникулы
Информация об отдыхе
обучающихся;
Аналитические записки об отдыхе
обучающихся
Анализ работы за семестр;
Анализ работы за год;
Анализ работы с родителями
Характеристики обучающихся
группы
Положение о классном
руководителе;
Правила внутреннего распорядка
для обучающихся;
Инструкции по технике
безопасности;
Закон РФ «Об образовании»
Желательно вложение
всех документов,
которые касаются
непосредственно
организации
образовательного
процесса и прав
ребенка.
Можно на3 Папка № 3
«Социально
педагогический
паспорт группы»
«Работа с
родителями»
« Группа риска»
эл.носителях
Документы носят
закрытый характер,
папка хранится
отдельно, сведения из
нее представляются
только по
распоряжению или
разрешению
администрации.
Общие рабочие сведения о группе;
Этапы творческого роста и
достижений группы;
Валеологический мониторинг
группы сведения о здоровье
обучающихся группы;
Индивидуальные социально
педагогические карточки;
Средние баллы и рейтинги;
Результаты работы с группой
психологов и специалистов
Акты, копии докладных записок.
Копии грамот и свидетельств
обучающихся;
Результаты учебных достижений
обучающихся (сравнительный по
семестрам и результатам года)
Сведения о занятости обучающихся
во внеурочное время;
Сведения об общественной нагрузке
и участии обучающихся в делах
группы
Развернутые данные о родителях;
Данные о семьях особой группы;
Сведения о социально
педагогическом активе родителей;
План работы родительского
комитета
Календарно тематический план
родительских собраний
Таблица учета "Индивидуальная
работа с "трудными" обучающимися
группы".
Карточка учета социально опасной
семьи
Акт обследования условий жизни и
воспитания
Характеристика
Педагогическая
характеристика
Краткая характеристика
"трудного" ребенка
Вид проводимой работы
Результативность проводимыхработ
Отчет классного руководителя за
квартал
Анализ работы по профилактике
правонарушений со стоящими на
КДН и ЗП или ПДН за квартал, ВКУ
за семестр
Представление о принятии мер к
родителям
Документы на отчисление: ( при
необходимости)
Представление
Ходатайство
Ведомость оценок
Социальный паспорт группы
Дневник педагогических
наблюдений
табель посещения занятий за месяц
Список обся состоящих на каком –
либо контроле
Табель посещения обся на каждый
месяц
Посещение родителей на дому и в
колледже
Индивидуальный план
( программа) работы по
профилактике с обся «группы
риска»
Состав родительского комитета,
план работы с родителями
Социальный паспорт семьи
Карта семьи
Характеристика группы
Разработки классных часов
Сценарии мероприятий
Планы конспекты родительских
собраний
4 Папка № 5
Методические
материалы»
5 Дневник классного
руководителя
По форме, определенной и утвержденной
директором колледжа
6 Презентационное
портфолио группы
( по желанию)
Общая характеристика группы и
групповая фотография;
Краткая история группы
Странички преподавателей,
Отображает
оперативную и
текущую информацию
по работе с группой.
Презентационная
информация, красиво
оформленная и
содержащая основныеработающих в группе;
Странички обучающихся;
Достижения группы с приложением
копий грамот;
Фотоальбом группы (самые
интересные события);
Электронное приложение (если есть)
7 Дневник (хронограф,
В произвольной форме
летопись группы)
( по желанию)
данные группы,
учителей, детей,
регулярно
дополняемая, по
которой можно
судить, как
изменяется группа. В
итоге сдается на
хранение в колледж.
Описание событий и
жизни группы, с
приложением особо
интересных
документов, записок.