Ключевые особенности ФГОС
Оценка 4.6

Ключевые особенности ФГОС

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
1 кл—4 кл
16.10.2018
Ключевые особенности ФГОС
Ключевые особенности ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:Ключевые особенности ФГОС
ключевые особенности ФГОС.docx
Ключевые особенности ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт ­ принципиально новый для  отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего  стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы  школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований: 1) 2) 3) Изменилась не только структура, но и методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно­деятельностный подход. к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к результатам освоения основной образовательной программы. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к  результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой  конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось  представление об образовательных результатах ­ стандарт ориентируется не только на  предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его  введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования», который  ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей,  результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей  образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной  образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ  учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и  конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую  дифференциацию. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований  стандарта к результатам образования ­ критериальной основой оценки становятся  результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы  не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений. В требованиях к структуре основная образовательная программа общего  образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные  компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к  структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и  формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что  определены разделы основной образовательной программы (содержательно и  количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной  деятельности. Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления  образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых,  материально­технических, информационных, учебно­методических). Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной  программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для  обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану  и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое  1 качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся,  их родителей и всего общества, духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся. Статус и формат примерной основной образовательной программы. Является  ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом? На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерациина основе  ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и  науки России примерная основная образовательная программа начального общего  образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный  учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Формат примерной основной образовательной программы начального общего  образования представляет собой модель основной образовательной программы  образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной  основной образовательной программы носит рекомендательный характер. Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной  программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в  структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной  образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана  осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения. Взаимосвязь таких документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа  общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа  школы и к чьей компетенции относится их разработка? Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и  утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных  образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля  2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации (п.п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных  государственных образовательных стандартов). Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для  разработки примерной основной образовательной программы. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку  примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п.  5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»). На основе примерной основной образовательной программы образовательное  учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка  может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная  программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего  образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом,  согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы  (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными  проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые  реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу  школы. Таким образом, основная образовательная программа является нормативным  документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной  2 образовательной программы, который регламентирует особенности организационно­ педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных  государственных образовательных стандартов. Утверждение образовательной программы образовательного учреждения  осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения. Рабочие программы по отдельным учебным предметам в структуре основной  образовательной программы. К чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам? В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»  основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы. На основании требований ФГОС начального общего образования (п.19.5) программы  отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального  общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного  учебного предмета, курса; 6) содержание учебного предмета, курса; 7)  тематическое планирование с определением основных видов учебной  деятельности обучающихся; 8)  описание материально­технического обеспечения образовательного процесса. Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной  образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным  учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных  предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы. Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к  компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и  распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы. Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных  программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их  использования в структуре основной образовательной программы школы решается на  уровне образовательного учреждения. Возможен ли поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС? Какой  нормативный документ определяет сроки перехода на ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования  разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего  образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего  образования. В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего  образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в  3 Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785) и для ступени основного  общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897,  зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644). Стандарт среднего (полного) общего образования после прохождения процедуры  независимой экспертизы и общественного обсуждения рассмотрен на Совете Минобрнауки  России по федеральным государственным образовательным стандартам и отправлен на  доработку. Сейчас стандарт старшей школы находятся в процессе доработки, а значит ­ в  процессе профессионального и общественного обсуждения. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309­ ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения  понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное  введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской  Федерации начинается с 2011/12 учебного года. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до  завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными  стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. № 1089. Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1  января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они  могут начать со следующей ступени общего образования. Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего  образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности  образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах начиная с 2012/13 учебного  года, в 10 классах ­ с 2013/14 учебного года. Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения,  они фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой ступени обучения, что обеспечивает деятельность школ ступеней. И завершив обучение на одной ступени  общего образования по стандартам 2004 года, можно начать обучение на следующей  ступени по ФГОС. Как определить готово ли образовательное учреждение, к введению ФГОС? Кто может  принять решение о переходе на ФГОС? Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС  начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной  образовательной программы начального (основного, среднего (полного) общего  образования. Для этого необходимо провести экспертизу (самоэкспертизу) на соблюдение в  образовательном учреждении критериев готовности образовательного учреждения к  введению ФГОС (Приложение 1). Насколько разработано учебно­методическое обеспечение ФГОС? Сейчас разработана примерная основная образовательная программа  начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и  обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы  4 инструментально­ технологического сопровождения: инструментарий по оценке  достижения результатов освоения основной образовательной программы,  методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий,  тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов  деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др. Примерная основная образовательная программа начального общего образования  размещена на официальном сайте Минобрнауки России www   .  mon    .  gov   .  ru. Разработаны и утверждены федеральные требования к образовательным  учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России  от 28 декабря 2010 г. № 2106), федеральные требования к образовательным учреждениям в  части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений  (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986). Сформирован и утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных  Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2011/2012 учебный  год, содержание которых соответствует ФГОС. Разрабатываются модели введения ФГОС в малокомплектной школе, модели  реализации внеурочной деятельности, модель мониторинга введения и реализации ФГОС. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников? Можно ли использовать старые  учебники при обучении по ФГОС? Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников,  разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей  экспертизы. Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные  перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям,  возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не  определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы:  учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым  заданы стандартом. В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы  учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован  Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623). В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно­ методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое  внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при  одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов,  ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных  результатов. Как будут учитываться при введении ФГОС особенности коррекционных классов (школ)? В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных  образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные  стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006­2010  годы реализован проект, предусматривающий разработку федерального государственного  образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5 В то же время в утверждённых ФГОС начального и основного общего образования  определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными  возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного  общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на  основе ФГОС можно заложить все специфические особенности обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу  коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на  подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые  материально­технические условия реализации основной образовательной программы  начального общего образования и др. В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих  специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, в  ФГОС общего образования. Данный подход согласуется с восприятием системы  образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной  составляющей системы образования России в целом и приоритетным развитием различных  форм интегрированного образования обучающихся этой категории. Приведёт ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников  образования? Как это повлияет на приём на работу (увольнение) работников образования? При введении ФГОС существенно не меняются место работы, трудовая функция  педагогического работника (в том числе его должность и вид поручаемой работы), условия  оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер  работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда  работников образования с введением ФГОС не произойдёт. Следовательно, не произойдёт и существенных изменений определённых сторонами условий трудового договора. Таким  образом, введение ФГОС не повлияет на приём (увольнение) на работу сотрудников  образовательного учреждения. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением  ФГОС и в соответствии с какими документами? Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой  совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной  образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к  материально­ техническим и иным условиям её реализации. Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально­ техническому и  информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с  активным использованием участниками образовательного коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной  мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы. процесса информационно­ Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На  федеральном уровне разработаны федеральных требований к минимальной оснащенности  учебного процесса и оборудованию учебных помещений. 6 Как финансово справиться с требованиями к условиям реализации основной  образовательной программы? Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС в  части условий реализации основной образовательной программы, необходимо: 1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные  требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной  образовательной программы. 2. Сделать экономический расчёт стоимости обеспечения этих требований по  каждой позиции. 3. Провести оценку условий реализации основной образовательной программы  основной образовательной программы, имеющихся по факту в каждом образовательном  учреждении. 4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования  и работ для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной  программы в соответствии с ФГОС в разрезе каждой школы. 5. Вычислить величину региональных затрат на обеспечение требований к  условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС с  учетом программы развития сети образовательных учреждений в регионах в соответствии с  основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных  расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя  региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех  остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по  региону). 6. Соотнести необходимые затраты с региональным графиком введрения ФГОС (на 1, 2 и 3­й ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение  требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с  ФГОС ( по годам (всего n лет). 7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину  норматива в каждый из n лет, ориентируясь на цены текущего года. 8. Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины  норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации основной  образовательной программы в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения  норматива с учётом реальных цен. 9. Для обеспечения целевого расходования объёма средств норматива,  направляемого для обеспечения требований к условиям реализации основной  образовательной программы в соответствии с ФГОС, региональным нормативным актом  ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС? В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть  использована следующая организационной модель, которая исходя из задач, форм и  содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты: • участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные  исследования и т.д.); учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую  7 дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного  образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также деятельность иных педагогических работников (педагога­ организатора, социального  организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,  • учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); • учреждений культуры и спорта; • • общественно полезные практики и т.д.); • педагога, педагога­психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными  обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; • внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные  особенности. В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна  быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности? инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации,  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но  в первую очередь ­ это достижение личностных и метапредметных результатов. Это  определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только  и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать  решения и др. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях  целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся  (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы,  конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые  и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от  организационных форм в урочной системе обучения. Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием  детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и  включения их в художественную, техническую, эколого­биологическую, спортивную и  другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием  детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения  профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и  задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой  сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей  предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы. Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса  сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к  познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования  действующих нормативно­правовых документов, регламентирующих деятельность  образовательного учреждения. В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»  образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в  8 рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в  области образования. При организации... в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек (п. 10.1 Постановление Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях") При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы  (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от  20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216). Для использования возможности учреждений дополнительного образования,  культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно  заключать договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников. При этом  необходимо учитывать п. 1.6. раздела I "Санитарно­эпидемиологические требования к  учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251­03" (Постановление от 3  апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп. Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную  деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен. Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков  источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС? Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную  образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет  образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить  достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на  основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также  имеющихся кадровых, материально­технических и других условий. Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется  Законом Российской Федерации «Об образовании»!!] в соответствии с нормативами,  установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему отменено  положение об обязательности 10 внеурочных часов в новых стандартах. Будут ли они оплачиваться? Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и  утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного  учреждения. Основная образовательная программа общего образования реализуется  образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ  Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»). В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного  учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками  9 образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая  реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на  внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать  занятость обучающихся в течение дня. Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной  образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст.29 Закона Российской Федерации  «Об образовании» и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п.24 приказа  Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) она подлежит финансированию. Реализация основной образовательной программы общего образования  осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для  реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках  соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем,  использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей,  организаций культуры и спорта. Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной  деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет  ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов  общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей. Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться? Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной  деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего  образования определяет образовательное учреждение. Общеобразовательное учреждение (далее ­ ОУ) вправе самостоятельно выбирать  направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на  определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в  образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под  планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ  образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности  обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования. В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные  направления внеурочной деятельности: спортивно­ оздоровительное, духовно­нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и  представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности  и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ. Будет ли финансироваться материально­ техническое оснащение внеурочной деятельности? В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее ­ Закон)  расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные  материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской  Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской  Федерации (пп.1 п.6 ст.29 Закона). 10 Процедура наполнения ресурсного обеспечения, в том числе и внеурочной  деятельности в начальной школе, происходит с учётом: федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и  оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4  октября 2010 г. № 986; СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29  декабря 2010 г. № 189; Санитарно ­ эпидемиологических требований к учреждением  дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные  постановлением Минздрава России от 3 апреля 2003 г. № 27. Вместе с тем нельзя полностью разграничить материально­ техническое и учебно­ методическое обеспечение. В силу данной причины естественно некоторое дублирование  отдельных средств обучения, которые могут быть использованы как в урочной, так и во  внеурочной. Это лишь подтверждает наличие преемственных связей в организации учебного  процесса и процесса за его рамками: одно и тоже средство может быть использовано с  разной целью и в разных видах деятельности (урочной и внеурочной). Некоторые средства  используются только во внеурочной деятельности, их отбор определяется наполнением  содержания программ курсов внеурочной деятельности и особенностями занятий. Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований  ФГОС? Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в  соответствии с определённой в учреждении системой внутришкольного контроля на основе  реализуемой в нём системы оценочной деятельности. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система  внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества  образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть  зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».  Изменятся ли процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в  связи с введением ФГОС? И если изменятся, то в чём? Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя  требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе  кадровым, финансовым, материально­техническим и иным условиям. Так как в соответствии с п. 9 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» предметом и  содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании образовательной деятельности,  является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса,  предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в  части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья  обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования  учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза  педагогических работников и укомплектованности штатов, то прослеживается прямая  взаимосвязь между федеральным государственным образовательным стандартом и  государственными требованиями, которые предъявляются к образовательным учреждениям  и организациям при проведении процедуры лицензирования. Сама процедура  лицензирования на данном этапе не подвержена изменениям и состоит из этапов,  закрепленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым 11 Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года №174, но  предмет и содержание экспертизы, проводимой лицензирующими органами, определяются  требованиями,зафиксированными в ФГОС. Процедура аккредитации образовательных учреждений не будет изменена. В  соответствии с п. 18 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании»  государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу  соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного  учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным  государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного  учреждения, которые необходимы для определения его вида. Перечень показателей  деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и  категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно­правовому регулированию в сфере образования. Исходя из этого ФГОС становится определяющим нормативно­ правовым актом при  проведении экспертиз в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений.  В этом контексте особую актуальность при государственной аккредитации образовательных учреждений имеют требования к результатам освоения основной образовательной  программы. Аккредитационные органы при проведении процедуры государственной  аккредитации обязаны руководствоваться ФГОС и принимать решения о государственной  аккредитации образовательных учреждений в соответствии с ним. Таким образом, ФГОС  становится основным нормативно­правовым актом, в соответствии с которым  предъявляются требования при предоставлении государственных услуг по лицензированию  образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных  учреждений. Ограничивает ли вновь введенный СанПин количество часов внеурочной деятельности? Согласно п.10.5. санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН  2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение  обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из  обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не  должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. В то же время, в этом же пункте говориться, что величину недельной  образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и  внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 (гигиенические  требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки). Поскольку Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что под  образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, то указанные  выше положения регламентируют именно процесс обучения. Так как процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную  деятельность, то ограничения, накладываемые п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821­10 касаются  только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план  общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками  образовательного процесса), и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного  12 дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников,  деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения. Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно п.10.28. и п.10.29. СанПиН  2.4.2.2821­10 при организации групп продленного дня необходимо руководствоваться  рекомендациями, изложенными в приложении 6 указанных санитарных правил, а кружковая  работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно­активными и статическими занятиями, и  организована в соответствии с санитарно­эпидемиологическими требованиями к  учреждениям дополнительного образования детей. Приложение 1 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС: разработана и утверждена основная образовательная программа начального  (основного, среднего(полного) общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с  требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование,  материально­техническое обеспечение и т.п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и  новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников  образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном  процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы  работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат,  порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные  соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного  процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например,  модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения  ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов  (учителей­предметников) и других педагогических работников(возможно поэтапно по мере  введения ФГОС общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально­технические и иные условия  реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего  (полного) общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения,  обеспечивающих нормативно­правовые условия для введения ФГОС НОО По кадровому обеспечению 1. Должностные инструкции работников образовательного учреждения. 2. Приказ об утверждении плана­графика повышения квалификации педагогических и  руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС НОО. По информационному обеспечению 1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного  учреждения. 13 2. Положение об Интернет­сайте образовательного учреждения. 3. Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в  образовательном учреждении. 4. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных  данных для ведения электронных дневников и журналов. По финансовому обеспечению 1. Положение об оплате труда работников образовательного учреждения. 2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 3. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. По  материально­техническому обеспечению Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной  оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например: 1. Положение об учебном кабинете. 2. Положение об информационно­библиотечном центре. 3. Положение о культурно­досуговом центре. 4. Положение о физкультурно­оздоровительном центре. По организационному обеспечению 1. Устав образовательного учреждения. 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями)  обучающихся. 5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе  детских и молодежных) организаций (объединений). 6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. 7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений  дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной  деятельности. 8. Приказ об утверждении плана­графика (сетевого графика, дорожной карты) введения  ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. 9. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС  НОО. По научно­методическому обеспечению 1. Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего  образования образовательного учреждения. 2. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин  (модулей). 3. Приказ об утверждении списка учебников в соответствии с федеральными перечнями  учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном  процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном  процессе. 4. Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации обучающихся образовательного учреждения. 14 Дорожная карта для директора Как организовать процесс введения ФГОС начального общего образования в школе Сделайте пять шагов! 1. Создать совет и рабочую группу для разработки и управления программой  изменений и дополнений образовательной системы школы 2. Определить изменения и дополнения в образовательную систему школы 3. Разработать единичные проекты изменений и сводную программу изменений и  дополнений 4. Разработать план­график изменений и дополнений образовательной системы  начальной ступени школы 5. Контролировать реализацию запланированных изменений в образовательной  системе школы Шаг №1: создание совета и рабочей группы для разработки и управления  программой изменений и дополнений образовательной системы школы Целесообразно при введении ФГОС создать в образовательном учреждении совет по  его внедрению. Совет обеспечивает координацию действий всего педагогического  коллектива, отвечает за информационное, научно­методическое, экспертное сопровождение процесса, утверждает проекты, планы­графики изменений, стимулирует деятельность  работников, разрешает возможные конфликты. Деятельность этого органа управления  программой изменений предлагается регламентировать специальным положением о совете.  Руководить советом может директор школы. Безусловно, именно он играет ключевую роль  во всех проводимых в образовательном учреждении изменениях. Совет по введению новых ФГОС формирует рабочую группу по разработке  программы изменений и дополнений образовательной системы школы. Рабочая группа  может сформировать временные микрогруппы для решения конкретных задач. В состав  рабочей группы необходимо включить всех педагогов начальных классов, а также ряд  педагогов средней и старшей школы» чтобы сохранить преемственность ступеней и  вырабатывать новые нестандартные решения для начальной школы. Руководство рабочей  группой может возглавить заместитель директора по начальной школе. Подойдите  внимательно к выбору руководителя рабочей группы. Он должен стать лидером  производимых изменений! Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждаются  приказом директора образовательного учреждения. Члены совета и рабочей группы не могут приступить к работе, если они  недостаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС  второго поколения. Они должны пройти профессиональную переподготовку для его  внедрения, обязаны активно сотрудничать с опорной школой в городе или районе по  данному вопросу, с научно­методическим центром, самостоятельно изучать материалы  по внедрению. Деятельность по внедрению ФГОС второго поколения требует от учителя  времени, инициативы, дополнительных усилий. Совету желательно заранее определить  формы поощрения сотрудников за полученные результаты и довести их до сведения  участников. Таким образом, шаг №1 позволяет: определить состав руководителей совета и  рабочей группы по внедрению ФГОС; определить порядок работы совета и рабочей группы;  провести текущую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС членов совета и рабочей  группы. 15 Шаг №2: определение изменений и дополнений в образовательной системе  школы На этом этапе работы совет должен получить ответ на вопрос: «Что необходимо  изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с  нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого совету необходимо определить,  какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации  образовательных программ (кадровых, финансовых, материально­ технических и пр.); в  учебном плане. Ответить на эти вопросы может рабочая группа. Ее задача ­ тщательное изучение тех изменений, которые требует от нас новый стандарт в следующих областях: в содержании  учебных программ; в программах внеучебной деятельности; в образовательных  технологиях; в способах и организационных механизмах контроля образовательного  процесса и оценки его результатов. Члены рабочей группы выделяют элементы образовательной системы и сравнивают  со стандартом. Выделенные элементы могут полностью отвечать стандарту, частично  отвечать, отсутствовать в системе. Эта работа может осуществляться рабочей группой как  последовательно, так и параллельно (одновременно). Для параллельного анализа различных  частей образовательной системы необходимо разделить рабочую группу на микрогруппы.  Например, между членами рабочей группы могут быть распределены образовательные  области (группы образовательных программ, тем), которые они будут анализировать. В результате этой работы должен быть создан перечень необходимых изменений и  дополнений в элементах образовательной системы начальной ступени образовательного  учреждения. Всегда очень непростым делом для учителей и администрации школы является  процесс целеполагания. Для определения необходимых изменений в иерархической системе  образовательных целей начинать работу надо с разработки или сравнения имеющейся и  предлагаемой стандартом идеальной «модели выпускника начальной ступени  образовательного учреждения». Именно эта модель и включает основные цели  образования в начальной школе, цели изучения учебных предметов, внеучебной  деятельности. При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми  стандартами необходимо определить; какие из них ранее не ставились; какие ставились, но  не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием учебных и  внеучебных программ, используемыми технологиями. Идеальную модель выпускника построить бывает достаточно сложно. Здесь  существует несколько известных путей. Первый ­ от частного к общему. То есть от  конкретики учебных и воспитатепьных программ через закладываемые в учебно­ воспитательный процесс технологии, далее через результаты обучения и воспитания к  изменениям в учебном плане, которые потянут за собой изменения образовательных  условий, образовательной среды школы, к корректировке задач и целей образования в  школе в целом. Соответственно путь от общего к частному пролегает в обратном  направлении. Практика показывает, что учитель ­ человек конкретного знания и конкретных  действий. Ему проще начинать с работы над изменениями в программе конкретного  учебного предмета. В настоящий момент в издательстве «Просвещение» вышли новые  примерные программы для начальной школы в рамках ФГОС второго поколения. Особо  следует обратить внимание на то, что изменения в содержании программ обусловлены как  16 изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо  включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Внимательно  нужно отнестись к изучению вопроса проектирования универсальных учебных действий ­  личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким  образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали  достижение всех образовательных целей. Изучение примерной программы по предмету должно повлечь за собой изменение  технологии работы учителя, Не меняя технологии работы, учитель просто не сможет  реализовать стандарт! Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных  технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно  ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников  за результаты обучения. Рекомендуется использовать технологии уровневой  дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской  деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах). Предстоит разобраться, существует ли системное  применение технологий развивающего обучения в начальной школе, организована ли работа  с различными группами детей (одаренными, инклюзивными, часто болеющими). Для того чтобы стандарт был реализован, учителя необходимо ознакомить с  предлагаемыми формами контроля знаний ученика. Система оценки в новых ФГОС  включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей  достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Основным результатом начального образования должны стать сформированные у  выпускников начальной школы умения учиться, то есть умения организовать свою  деятельность для решения учебных задач. Очень важно, чтобы над изменениями в программах, технологиях, формах контроля  работали учителя средней и старшей школы. ФГОС второго поколения разрабатывается для всей школы в целом. Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. В  стандарте предлагают не учебный план, а образовательный план школы  (обучение+воспитание). Базисный образовательный план (БОП) включает в себя программы  воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеучебную, внешкольную  деятельность образовательного учреждения. Должен быть сформирован не учебный план и  план воспитательных мероприятий после основных уроков, а серьезный учебно­ воспитательный, то есть образовательный, план школы в целом. Таким образом, первым результатом шага №2 по определению необходимых  изменений и дополнений в образовательной системе школы должен быть список: изменений  в учебных программах, новых программ по предметам; изменений в образовательных  технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного  процесса и оценки его результатов; изменений для создания системы внеучебной  деятельности, поддерживающей процесс обучения. После создания списка изменений и дополнений в образовательной системе школы  необходимо наметить изменения учебного (образовательного) плана начальной  ступени школы, помня о том, что в дальнейшем это приведет к изменению учебного  (образовательного) плана школы. Проводимыми изменениями занимается Совет по  внедрению ФГОС, в который входит заместитель директора по начальной школе. Совет  17 ознакомился со списком предложенных изменений, внес необходимые корректировки и  принял его для работы. Требования к образовательному плану школы задаются Базисным образовательным  планом (БОП). Он ­ основа формирования образовательного плана учреждения.  Необходимо, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы,  выбрать один из предлагаемых стандартом вариантов БОПа. На основе сравнения  имеющегося плана и выбранного БОПа определяются вносимые изменения; в перечне  предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее  инвариантной и вариативной части); в перечне программ внеучебной деятельности,  дополнительного образования, социально­ творческой деятельности и часов, отводимых на  эти занятия. Особенность внедрения ФГОС начальной ступени школы на современном этапе ­  работа школы в системе старого базисного плана. Он отличается вариативной составляющей плана, в нем нет внеучебной деятельности. Его работа определена другими санитарно­ гигиеническими нормами. Это создает определенные сложности, но и дает время для  эволюционного, поэтапного перехода к изменению плана. Образовательный план школы  является основным механизмом, который раскручивает маховик возможных изменений на  всех ступенях. Его нужно продумывать в деталях. Вторым результатом шага №2 является новый проект образовательного плана  начальной ступени школы Далее совет школы должен определить свои ресурсные возможности  (информационно­методические, материально­технические, кадровые) для изменений образовательной системы. Нужно обязательно использовать  образовательный, кадровый, материальный потенциал средней и старшей школы для  проводимых изменений. При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать  предложенные разработчиками ФГОС «Требования к условиям и ресурсному обеспечению  реализации образовательных программ начального образования», включающие: систему  гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего  образования; систему требований к учебно­материальной базе, среде образовательного  учреждения. Каждая микрогруппа, разрабатывающая конкретную тему, готовит свою схему  ресурсного обеспечения. Шаг №3: разработка сводной программы изменений и дополнений Этот шаг дает возможность увидеть полностью все изменения на этапе начального  образования как в самом обобщенном виде, то есть через изменения учебного плана, так и  конкретизированно по отдельным предметам, технологиям, формам контроля, программам  воспитательной работы, ресурсам. Каждая микрогруппа, за которой закреплены  определенные темы, должна спроектировать эти изменения и создать свой единичный  проект изменений. Теперь надо понять, кто, где, как будет осуществлять все эти изменения. Задача совета состоит сейчас в том, чтобы обеспечить полноту и связность всех  единичных проектов. Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого  одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного  эффекта. Так, например, разработчики предметных образовательных программ  заинтересованы для достижения их предметных целей в реализации во внеучебное время  кружков, проектов, конкурсов и т. д., проводимых на их предметном содержании. В свою  очередь разработчики воспитательной программы заинтересованы в использовании  18 потенциала учебных дисциплин («Литературное чтение», «Русский язык», «Искусство»,  «Окружающий мир», «Иностранный язык») в области нравственного воспитания  школьников или формирования других надпредметных образовательных результатов.  Наиболее простой вариант проведения согласования ­ проведение совместного заседания  микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей  необходимо установить связи. Таким образом, закладывается основа для межпредметной  интеграции, формирования поля проектной и исследовательской деятельности во  внеучебных программах, усиливается роль учебных предметов в воспитательной работе. Результатом шага №3 является создание сводной программы изменений и  дополнений образовательной системы начальной ступени образовательного учреждения,  соответствующей новым ФГОС. Шаг №4: разработка плана­графика изменений и дополнений образовательной  системы начальной ступени школы План­график реализации изменений и дополнений образовательной системы  начальной школы ­ это временная модель, определяющая процесс перехода от  существующей образовательной системы к желаемой. При разработке плана­графика  модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо согласовать  по срокам все единичные проекты, обеспечив их общую скоординированность. Распределить запланированные действия во времени ­ значит не только определить  продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по  срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие ­ независимо друг от друга, параллельно. Рациональное распределение действий позволяет  добиться равномерной загруженности участников проекта, координации в выполнении  единой программы изменений.  Таким образом, в результате шага №4 мы получаем: сроки начала и окончания  реализации единичных проектов; сроки реализации программы изменений и дополнений в  целом. Шаг №5: реализация и контроль запланированных изменений в  образовательной системе учреждения Для эффективной реализации программы изменений и дополнений образовательной  системы начальной ступени школы необходимо создать систему организационных  механизмов управления его реализацией. Для проведения контроля нужно определить, каким способом будет получена  необходимая информация ­ посредством изучения документации, в процессе собеседования  с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада  педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании совета определенную форму  отчета исполнителей о ходе реализации конкретного проекта. В результате контроля  руководитель совета будет иметь информацию о том, какую именно работу выполняет  каждый участник в данный промежуток времени; сколько и каких работ выполнил данный  участник проекта за все время, какими результатами они были завершены. Сбор информации о состоянии работ по проекту может идти ежемесячно. Контроль  также осуществляется по мере необходимости в случаях, когда были предложены меры по  предотвращению возможных сбоев, если выявлена недисциплинированность или  недостаточная ответственность отдельных исполнителей. В этих ситуациях оперативно  принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий.  Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых  результатов в реализации нововведений. Для этого контроль не должен быть неожиданным.  19 Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия  сотруднику. Контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны  быть четко определены и известны контролируемым. Результаты контроля необходимо  сообщить исполнителям и обсудить их с ними. Исполнители должны знать, что нужно  делать, чтобы исправить выявленные недостатки, и не сомневаться в возможности этого.  Систему контроля хода реализации проектов удобно представлять в форме таблицы или  графиков. Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения.  Контроль осуществляет руководитель рабочей группы. Он периодически информирует  совет по введению новых ФГОС, педагогический совет и администрацию школы о ходе  работ. Результатом шага №5 является модернизированная образовательная система  начальной ступени образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС и  обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса по  сравнению с ранее действующей системой. Психолого­педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего  образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является  реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей  становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно  психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического  образования и превращение его по существу в образование психолого­ педагогическое,  означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе  своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся,  учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного  потенциала. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов  компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для этого разработаны  основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость  измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания  национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии  формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом  деятельности школьного психолога. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное  место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся,  индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и  комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования  существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место  формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации  образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой  деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы  управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности  предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение 20 указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого­ педагогической  подготовки участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является создание социально ­  психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: • систематически отслеживать психолого­педагогический статус ребенка и  динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и  самоопределению; • создать специальные социально­психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Основные направления деятельности школьной психологической службы. Диагностико­коррекционная (развивающая) работа ­ выявление особенностей  психического развития ребенка, сформированности определенных психологических  новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и  межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества: • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей,  учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся  компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка  психологического диагноза); • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с  учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других  психологических образований. Психопрофилактическая работа ­ обеспечение решения проблем, связанных с  обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом  задач каждого возрастного этапа; • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем  могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на  следующую возрастную ступень. Психологическое консультирование ­ помощь в решении тех проблем, с которыми к  психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение ­ приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает  преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа,  средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность  универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Универсальные учебные действия (УУД) ­ способность субъекта к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,  социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению  новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: 21 Коммуникативные УУД­ обеспечивают социальную компетентность и сознательную  ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или  деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные действия УУД ­ обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию  учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,  знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в  социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности  следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие  нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные действия УУД ­ обеспечивают организацию учащимся своей учебной  деятельности. К ним относятся: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные УУД ­ включают общеучебные, логические действия, а также действия  постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных  учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.  Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий  проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и  нравственно­этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка  в школе. I этап (1 класс) ­ поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре­декабре  месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается  в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого­педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей.  Сначала осуществляется общая экспресс­диагностика, позволяющая судить об уровне  психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных  действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие  результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление  причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в  апреле. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих  первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания ­ это способ  повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные  консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют  низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать  трудности в адаптации к школе. 22 3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на  данном этапе общий ознакомительный характер. 4. Проведение психолого­педагогического консилиума по результатам  диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к  комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой  является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового  ФГОС в 1 классе. II этап ­ первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать  самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с  сентября по январь) предполагается: 1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями  первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и  трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке  единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны  различных педагогов, работающих с классом. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение  учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями  школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели  обучения. 4. Организация психолого­педагогической поддержки школьников. Такая работа  проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В  Лицее проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Час  развития» Цель курса: создание социально­психологических условий в ситуации школьного  обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной  среде. 5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и  проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга,  настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое  напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для  установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь  6. учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется  внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует  формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в  начальной школе. 7. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на  повышение уровня их школьной готовности, социально­ психологическую адаптацию в  новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление  итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации  первоклассников. III этап ­ психолого­педагогическая работа со школьниками, испытывающими  трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении  второго полугодия 1­го класса и предполагает следующее: 1. Проведение психолого­педагогической диагностики, направленной на выявление  групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных  действий. 23 2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по  результатам диагностики. 3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и  возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа  по проблеме профилактики профессиональной деформации; 4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению  психологических барьеров. 5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные  трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же ­  методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики  преподавания различных предметов. Цель такого анализа ­ выявить и устранить те моменты  в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные  школьные трудности. 6. Организация групповой психо­коррекционной работы со школьниками,  испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП  (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого­ медико­социального сопровождения. 7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в  течение полугодия и года в целом работы. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит  повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой  проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного  развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной  системы. Список литературы: Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008 Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой,  Г.В.Бурменской. М., 2001. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов  в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук.  Барнаул, 1998. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. Занков Л.В. Развитие и  обучение. ­ М.: Педагогика, 1962. Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки.  Минск, 1993. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд­во "Логос", 2002. Зинченко  В.П. Психологическая педагогика. ­ Самара: изд­во СГПУ, 1998. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого­ педагогические  основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина ­ В.В.Давыдова). ­ М.:  Гардарики, 2002. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008 Особенности  личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в  современных социально­экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010 Психолого­педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Лод ред В.В.Рубцова,М.2010 Стандарты второго покаления.Как проектировать универсальные учебные  действия.М,2010 Интернет­портал «Сеть Исследовательских Лабораторий "Школа для 24 всех"» 25

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС

Ключевые особенности ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018