Методическая разработка в помощь учителям начальной школы и педагогам дополнительного образование при организации коллективного исследования. В разработке даётся подробное описание всех этапов работы над исследованием. Прописаны цели, задачи, актуальность работы. Сформированы выводы. В приложении добавлена анкета и распечатка нескольких слайдов презентации.
ЧУДО-ФАНТИКИ. Методическая разработка.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Айкино
ИССЛЕДОВАНИЕ
«Чудофантики»
Внеурочная деятельность
Ячменева
Анжелла Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ» с.Айкино
УстьВымского района
Республики Коми
Март, 2017 г. АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное общество предъявляет новые требования к выпускнику
начальной школы. Одна из главных задач современной школы – создание
необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование
его активной позиции. Уже в начальной школе в соответствии ФГОС акцент
переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для
новых контактов и творческих идей. Поэтому в настоящее время широкую
популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Ведь
именно в начальных классах закладывается фундамент активной, творческой,
самостоятельной деятельности учащихся, приёмов оценки результатов своей
деятельности, когда процесс формирования исследовательских умений опирается
на такие психологофизиологические особенности этого возраста, как целостное
мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.
ВВЕДЕНИЕ
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и
вселить уверенность в своих силах. При этом каждый учитель должен быть
настолько компетентным в вопросах исследовательской деятельности, чтобы
правильно и умело вести детей в этом направлении.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса
выработки новых знаний. Результат исследования может быть непредсказуем.
Исследовательский метод – это процесс поиска неизвестного, новых знаний,
предполагает проведение эксперимента, опыта, результат которого заранее
неизвестен.
Одним из важных этапов работы над исследованием является выдвижение
гипотезы. Главное для учителя на данном этапе – создание «ситуации успеха» для
каждого ребёнка.
Если говорить о том, как выбрать тему исследования, необходимо понимать,
что тема может быть любая, но, самое главное, чтобы она была интересна самому
ребёнку!
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности
самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности
в любой сфере человеческой культуры. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Согласно Указу Президента РФ 2017 год в России объявлен годом экологии.
Как никогда природа нуждается в нашей защите. Почувствовать себя частью
природы должны и дети. Считаю, что новизна работы заключается в том, что для
исследований пригодился материал, который каждый день держит в руках ребёнок.
Ведь юные исследователи видят то же самое, что и все дети, но только они находят
необычное в обычном. И помочь им в этом является главной задачей руководителя
проекта.
Целью методической разработки является – помочь педагогам организовать с
детьми внеурочную работу в экологическом направлении, используя интересные и
нестандартные идеи.
Цель организатора исследования: помочь созданию условий для изучения
конкретного объекта на основе широкого круга информации – энциклопедии,
словари, Интернет, жизненный опыт; способствовать выявлению возможностей
исследуемого объекта: воспитательных, практических, познавательных, творческих.
Задачи: 1/ развитие умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать
собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ
при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты
исследования.
2/ ознакомление младших школьников с содержанием и техникой
выполнения исследования объекта; формирование у учащихся умений групповой
работы, самоконтроля; развитие творческих способностей и инициативы учащихся;
воспитание экологической культуры, чувства причастности к проблемам планеты;
воспитание ответственности, любви к родному краю.
Этапы работы с учащимися над исследованием «Чудофантики»
І этап. Подготовка к исследовательской работе.
1. Нашли проблему (изучение и исследование названий сладостей с точки зрения
школьных наук).
2. Назвали своё исследование, исходя из гипотезы («Чудофантики»).
3. Описали актуальность исследовательской работы (1/ большое количество
конфетного мусора в школе, на улицах села, 2/ 2017 год в России объявлен годом
экологии; 3/ состав новогодних подарков 2017 года).
4. Сформулировали цель исследовательской работы, поэтапно расписали задачи
исследовательской работы.
5. Выбрали оптимальный вариант решения проблемы. 6. Совместно составили план работы для реализации своего исследовательского
проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы.
1. Определились, где планируем искать и найти информацию (энциклопедии,
словари, опрос, Интернет).
2. Определились со способами сбора и анализа информации (сбор фантиков, поиск
информации, анкетирование, распределение названий сладостей по группам,
жизненный опыт родителей).
3. Выбрали способ представления результатов работы (текстовое описание работы,
диаграммы, презентация, фотографии).
4. Распределили задачи и обязанности между учащимися в группах, так как это
групповая работа.
ІІІ этап. Исследование.
1. Собрали необходимую информацию для проведения исследования (история
появления первых в мире конфет, первых конфет на Руси, изобретателе
парафиновой бумажки, первой кондитерской фабрики в России). Посмотрели
познавательные видео о конфетах и конфетных фантиках «Галилео», «Как делали
леденцы в 19 веке». Познакомились с современными технологиями изготовления
сладостей (видео). Узнали, как в домашних условиях приготовить леденцы.
Посмотрели и обсудили содержание мультфильма «Не сори!»
2. Провели письменные опросы, наблюдения, сбор информации, анализ
анкетирования.
3. Распределили фантики по группам в соответствии с их названиями (по школьным
предметам).
4. Названия конфет на английском языке по словарю перевели на русский язык.
5. Рассчитали среднюю площадь конфетного фантика и посчитали возможную
площадь «мусорного ковра» (при условии однодневного выброса на землю фантика
каждым жителем села).
6. Узнали у родителей, как они играли в детстве с фантиками. Придумали свою игру
«Угадай, кто на фантике?»
7. Узнали, что согласно Указу Президента РФ 2017 год в России объявлен годом
экологии. Подумали о личной ответственности и причастности в выполнении
данного Указа.
8. Изготовили закладки для книг, корзиночку, браслет и рамки для фотографий. 9.
Изучив дизайн фантиков, нарисовали «экологические» фантики.
10. Совместно подготовили текстовое описание работы, подготовили информацию,
необходимую для составления диаграмм и презентации, подобрали фотографии. ІV этап. Выводы.
1. Провели анализ полученной в ходе исследовательской работы информации:
названий конфет на русском языке почти в 17 раз больше, чем на английском
(6%);
больше всего названий, состоящих из 2х слов (52%), меньше всего названий
из 3 и более слов (3%);
самая большая группа названия конфет с орфограммами русского
языка(52%), самая малочисленная – «музыкальные» (2%);
по предмету «Окружающий мир» больше всего названийрастений (44%),
меньше всего с названиями по темам «Школа» и «Семья» (меньше 3%);
с точки зрения изученных орфограмм русского языка (13 орфограмм), чаще
встречается орфограмма «проверяемые безударные гласные в корне» (30%), реже –
«правописание удвоенных согласных» и «правописание сложных слов» (3,5%);
названиясуществительные – самая многочисленная группа (70%),
встретились в названиях наречия и междометия (по 0,9%);
названий с существительными женского рода 276 (79%), это на 220 названий
больше, чем мужского рода, и на 237 больше, чем среднего рода(5%);
названийсуществительных 1 склонения 196 (45%), это в 2 раза больше, чем
3 склонения (20%);
названийсуществительных множественного числа 27 (6%), это почти в 15
раз меньше, чем единственного числа;
средняя площадь конфетного фантика 86 кв.см; достаточно всего 4 года,
чтоб покрыть «ковром из фантиков» всю территорию села Айкино (при условии, что
ежедневно каждый житель села бросит на землю по 1 фантику);
на изготовление 1 закладки достаточно 15 фантиков, а на рамку для
фотографий – от 50 до 70 (в зависимости от формы и размера рамки); для
изготовления корзиночки – понадобилось 153 фантика);
«экологические» фантики напомнят сладкоежкам о правилах поведения в
природе (к сожалению, не нашли фантики по математике (например, с таблицей
умножения), с правилами дорожного движения, с портретами писателей и поэтов).
2. Сформулировали выводы.
Конфетные обертки (фантики)– удивительно интересный, загадочный и умный
материал для исследований! Внимательно рассматривая конфетные фантики, можно
с пользой провести свободное время: повторить правила русского языка,
поупражняться в переводе на русский язык английских названий сладостей,
поиграть и смастерить полезные вещи.
V этап. Отчет и защита работы. Оценка процесса и результатов работы.
1. Совместно оформили и подготовили представление результатов своей работы:
презентации.
письменный
защита
устная
отчет
и 2. Провели защиту готовой исследовательской работы в классе и на родительском
собрании. Обсудили возможные вопросы. Самооценка.
VI этап. Перспектива.
1.Запланировали выступление перед учащимися начальной школы в «Экологической
декаде» (апрель) с последующим анкетированием учащихся 24 классов и их
учителей.
2. Продолжить исследование новогодних подарков в следующем, 2018 году.
3. Провести сравнительный анализ новогодних подарков 2017 г. и 2018 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена самой злободневной проблеме современного
общества – охране окружающей среды. Очень важно с детских лет постараться
привить детям навыки бережного отношения к окружающей природе, донести до их
сердца любовь к родному краю. Одних слов, чаще всего, бывает недостаточно.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяю внимание
развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в
учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из
учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка
информации, использование и преобразование информации для получения новых
заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знаний,
сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний, что
позволяет осуществить переход от усвоения большого объёма информации к
умениям работать с информацией, формировать творческую личность.
Разработка может быть полезна учителям начальной школы и среднего звена,
педагогам дополнительного образования. ЛИТЕРАТУРА
1.Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка. М.:
Просвещение, 1995.240 с.
2.Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для
школьника. Серия "Детский плутарх" М.: ОЛМАПРЕСС, 1999.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО ИТИ
Технологии, 2006
4. Степанов В. Англорусский, русскоанглийский словарь для начальной школы.
Издательство Феникс, 2015
5.http://www.infoniac.ru/news/10izobreteniiTomasaEdisona.html ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета
1. Любите ли вы конфеты? ДА НЕТ
2. Известна ли вам история появления фантиков? ДА НЕТ
3. Вы рассматриваете картинку на фантике? ДА НЕТ
4. Вы бросаете фантики на пол, на землю? ДА НЕТ
5. Знаете ли вы, как можно применить фантик с пользой? ДА НЕТ
6. Известно ли вам о вреде фантика? ДА НЕТ
7. Знакомы ли вы с чудесами, которые скрывает конфетный фантик? ДА НЕТ
8. Вы хотите исследовать конфетный фантик? ДА НЕТ ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1.
2.
3.
4. 5.
7.
9.
6.
8.
10. 11.
13.
12.
14.
15.
16. 17.
19.
21.
18.
20.
22.
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Коллективное исследование "Чудо-Фантики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.