Коллективный проект "Образ Бабы-Яги в искусстве" (5 класс)
Оценка 4.9

Коллективный проект "Образ Бабы-Яги в искусстве" (5 класс)

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
классное руководство
5 кл
26.03.2017
Коллективный проект "Образ Бабы-Яги в искусстве" (5 класс)
Публикация является частью публикации:
Образ Яги в искусстве.docx

 

 

 

 

 

 

Проект

"Образ Бабы-Яги в искусстве"

 

 

 

                                                                Выполнили:

учащиеся 5-а класса

 

 

 

 

 

 

 

 

2016г.

Введение

С детства мы читаем сказки. Стандартные персонажи в этих сказках Баба-Яга, Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная.… Эти персонажи настолько полюбились русским людям, что они стали фигурировать не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, в музыке. И не важно, в какой сфере искусства они нам встречаются, их образ остается неизменным. Нам  стало интересно, в каких сферах искусства встречается Баба-Яга и как её представляют художники, композиторы и прочие люди искусства.

 

В начале работы над проектом была поставлена следующая исследовательская задача:

Баба – Яга едва ли не самый известный сказочный персонаж, личность весьма интересная, крайне неоднозначная, есть в ней и то, что пугает и одновременно влечет к ней. Почему именно этой загадочной старушке было установлено столько памятников и посвящено столько произведений искусства, как ни одной русской женщине?

 

Работа над проектом заключалась в следующем:

1. Чтение статей в энциклопедиях, в толковых словарях  о Бабе Яге;

2. Составление  списков произведений искусства, посвящённых этому персонажу;

3. Оформление альбома "Как я представляю себе Бабу-Ягу";

4. Создание портфолио Бабы-Яги.

 

 

 

О происхождении Бабы Яги

 

Баба-Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле.                                                       По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова  ЯГАТЬ,  что значит кричать, шуметь, ругаться. Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей  подземный ход в потусторонний мир.

И наконец, есть предположение, что Баба Яга - существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Недаром она умеет летать. В сказках и мифах  часто упоминается, что ступа у неё железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из  ступеней многоступенчатого космического корабля!                                                                                                                 Но откуда бы ни взялась Баба Яга - из Индии, с Севера или из космоса, - именно на Руси поселилась она много веков назад.  

 

По мнению учёного Владимира Яковлевича Проппа, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги: 

1) Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них.

Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная».

…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба-Яга»). 
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)

2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)

3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: 
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре): 
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько.( «Баба Яга»)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
 г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.

 

Образ Бабы-яги в музыке

Образу Бабы-яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки — воспоминание о Викторе Гартмане», 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Произведение изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на нечаянно выхваченный фрагмент из русской пляски, под такую музыку можно прыгать и, подбоченясь, идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле.

 В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. И после краткого повторения темы полета Бабы-яги вступает музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. «Баба Яга» Мусоргского– картинка фольклорная, сказочная, народная.

В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга». Бабе-яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова. У группы «На-На» есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. Также есть песня «Баба Яга» в исполнении ВИА «Ариэль» (солист — Валерий Ярушин). Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-яге. В цикл вошли три шуточных песни: «Баба-яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».

Много музыкальных произведений с одноимённым названием, созданы современными композиторами для детского исполнения. Но, наверное, одно из самых известных - это знаменитые частушки бабок-ёжек из мультфильма "Летучий корабль".

 

 

Развитие образа Яги в  литературе

Образ Бабы -Яги является одним из наиболее встречаемых и любимых сказочных персонажей в литературе, начиная с устного народного творчества. И в каждом произведении образы не похожи один на другой.

 

«Баба Яга в русских народных сказках»

Название сказки        

 

Поступок Бабы Яги

Хороший или плохой поступок

Терешечка

Хотела съесть Терешечку

Плохой

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича

Плохой

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису

Плохой

Сказка про Василису Премудрую

Помогла Иванушке найти Василису

Хороший

Баба Яга

Хотела съесть девочку

Плохой

Баба Яга и заморышек

Хотела всех погубить

Плохой

Золотой конь

Рассказала, как достать гусли

Плохой

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Плохой

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Хороший

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Хороший

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Хороший

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Помогла Андрею-стрелку

Хороший

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Хороший

Иван Свитанник

Хотела выколоть глаза Ивану

Плохой

Пилипка-сынок

Хотела съесть Пилипку

Плохой

 

К образу Бабы-Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»),Н. А. Некрасов («Баба-яга, костяная нога»), А. Н. Толстой, В. И. Нарбут и др.

§   Образ Бабы-яги широко используется авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».

§   Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.

§   Также образ Бабы-яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

§   Детство и юность Бабы-яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева.

§   В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гроттер» Баба-яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса — Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.

§   У Елены Никитиной Баба-яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.

 

Образ Яги в живописи

Колоритный, таинственный  образ Бабы Яги с давних пор вдохновлял и художников на создание произведений, в центре которых наша сказочная героиня.

Живописные изображения её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Вот, например,  она на картине В. Васнецова «Баба-Яга». Восходящий месяц озаряет прозрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется Ведьма.  Схватила она Ивашку, и «пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят, летит в ступе Баба-яга, пестом погоняет, помелом след заметает...» Кажется, мы слышим скрежет клыков Бабы-Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. На этой картине Баба Яга является воплощением зла, пожирательницей детей.

 

Баба-яга на экране

Фильмы

Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу "Василиса Прекрасная" . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной. Александр Роу снял ещё несколько сказок, в которых роль Бабы-Яги также сыграл Георгий Францевич. Это сказки: "Морозко", "Огонь, вода и… медные трубы", "Золотые рога".

Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году.

В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая.

В фильме «Там, на неведомых дорожках…» роль доброй Бабы-яги исполнила Татьяна Пельтцер, в фильме «Книга мастеров» образ Яги  создала Лия Ахеджакова.

В разные годы образ Бабы-Яги создавали такие известные  актёры, как  Майя Булгакова, Валентина Сперантова, Александр Леньков, Ольга Волкова,  и даже ...Кристина Орбакайте.

Мультфильмы

·       Ивашко и Баба-Яга» (1938)

·       «Гуси-лебеди» (1949)

·       «Царевна-лягушка» (1954)

·       «Конец Чёрной топи» (1960)

·       «Про злую мачеху» (1966)

·       «Сказка сказывается» (1970)

·       «Царевна-лягушка» (1971)

·       «Василиса Прекрасная» (1977)

·       «Жихарка» (1977)

·       «Летучий корабль» (1979)

·       «Баба-яга против!» (1980)

·       «Ивашка из Дворца пионеров» (1981)

·       «А в этой сказке было так…» (1984)

·       «Домовёнок Кузя» (1985—1987)

·       «Ну, погоди!» (16-й выпуск) (1986)

·       «Уважаемый леший» (1988)

·       «Два богатыря» (1989)

·       «Фантазёры из деревни Угоры» (1994)

·       «Бабка Ёжка и другие» (2006)

·       «Новые приключения Бабки Ёжки» (2008)

·       «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)

·       «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (2008)

·       «Иван Царевич и Серый Волк» (2011)

·       «Три богатыря на дальних берегах» (2012)

 

Образ Яги в скульптуре

Множество памятников и скульптурных композиций посвящены самой  удивительной героине славянского фольклора Бабе – Яге.

Скульптуры Бабы – Яги  можно увидеть во многих  городах России:

§    Город Абрамцево

§    Геленджик

§    Йошкар – Ола

§    Кировск

§    Москва

§    Раменское

§    Санкт – Петербург

§    Снежинск

§    Челябинск

Музеи Бабы – Яги открыты в:

§    г. Владимир – музей - сказка «Бабуся – Ягуся»

§    г. Колязин Тверской обл.

§    Село Кукобой Ярославской обл. (создан 26.06.2004, считается родиной Бабы – Яги)

§    Село Орлово,  г. Сахалин

§    г. Фурманов  Ивановской  обл.

 

 

Заключение

 

   Работая над проектом, мы увидели,  что  Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много разных видов. Она бывает и доброй, и злой. С ее помощью учат маленьких детей слушаться родителей. Рассказывают о том,  что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться  человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В народных сказках она чаще пугающая, страшная. А в современности ее чаще представляют доброй старушкой, помощницей. Именно её непредсказуемость, разноликость, неординарность и стали причиной того, что люди искусства постоянно обращаются к  образу бабы-яги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

·        Большая книга русских народных сказок / М.: Планета детства, 2003.

·        Большая книга Бабы-Яги. /М. :Оникс21 век,2004 г.

·        Аникин В. П. «К мудрости ступенька»  /  В. П.  Аникин – М.:  Детская

·        литература, 1982г. – 45с.

·        Аникин В. П. « Русская народная сказка. Пособие для учителей» /

·        В. П.  Аникин – М.:  Просвещение, 1977г. – 119с.  

·        Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.

·        Иванов В.В. Баба Яга//Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.

·        Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. –М: Астрель, 2009.

·        Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.

·        Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск:  Юнацтва, 1985.  

·        Чудесные русские сказки. М: Эксмо, 2004.


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект "Образ Бабы-Яги в искусстве"

Проект "Образ Бабы-Яги в искусстве"

Введение С детства мы читаем сказки

Введение С детства мы читаем сказки

Яга–воительница , сражающая с героями и побеждающая многих из них

Яга–воительница , сражающая с героями и побеждающая многих из них

Произведение изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей

Произведение изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей

Сказка про Василису Премудрую

Сказка про Василису Премудрую

Колоритный, таинственный образ

Колоритный, таинственный образ

Василиса Прекрасная » (1977) · «Жихарка» (1977) · «

Василиса Прекрасная » (1977) · «Жихарка» (1977) · «

Рассказывают о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком

Рассказывают о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком

Список литературы ·

Список литературы ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017