Колокольный звон на Руси
Оценка 5

Колокольный звон на Руси

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
7 кл—11 кл
10.05.2020
Колокольный звон на Руси
Колокольный звон на Руси.docx

Колокольный звон на Руси

1.     Введение

2.     Принятие христианства

3.     Культура колокольного звона

4.     Заключение

5.     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди дубравы блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
Их звон призывный через могилы
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет неодолимо,
Зовёт и манит он в край родимый,
В край благодатный, забытый мною,
И, непонятной томим тоскою,
Молюсь и каюсь я, и плачу снова,
И отрекаюсь я от дела злого;
Далёко странствуя мечтой чудесною,
Через пространства я лечу небесные,
И сердце радостно дрожит и тает,
Пока звон благостный не замирает.

А.К. Толстой «Благовест»

Православная Русь. В этом словосочетании заложена вся история нашего народа. Здесь и культура и исторические процессы, и войны и благие события, золотой нитью прошедшие через всю историю нашей страны. В православной культуре с особым почитанием относились к колокольному звону и культуре православных обычаев. В колокольном звоне отражаются и русская история, и русская душа, и русская жизнь.

Люди хорошо понимали язык колоколов, т.к. он всегда сопровождал русского человека – ведь звонили и в радостные дни, и в горестные. Это неотъемлемая часть православного богослужения, а искусство русского церковного звона уникально и всегда представляло шедевр мировой культуры.

Актуальность исследования заключается в изучении особенностей русского колокольного звона, в изучении проблемы появления колокола на Руси и его значения для православного человека. Также актуальность заключается в повышении интереса к православной культуре в условиях существования современного общества, где религия перестала быть востребованной для подрастающего поколения.

Задачи исследования:

·        Изучить процесс принятия христианства

·        Изучить развитие русского колокольного звона и культуру изготовления колоколов в России

·        Исследовать ключевые памятники архитектуры

Цель исследования: развитие интереса к православной культуре в современном обществе.

Объектом исследования является культурное явление колокольного звона.

Предметом исследования – история возникновения русского колокольного звона.

Новизна исследования заключается в слабой источниковедческой базе и широком поле для исследовательских проектов. На данный момент данная тематика является сферой узких специалистов, но мы предполагаем, что данное исследование станет основой для будущих изысканий в этом научном направлении.

 

 

 

 

Принятие христианства на Руси

Древнерусское государство развивалось стремительно. За каких то два века разрозненные территории превратились в крупнейшее государственное образование на европейском континенте. Деятельность первых Рюриковичей была направлена на собирание земель вокруг столицы – Киева и религия мало интересовала норманнов пришедших на славянские земли. Первые Рюриковичи, как и все славянские племена, придерживались языческих традиций, почитая богов, подчинивших силы природы. Такая вера была верой победителей, т.к. была воинственна и не прощала обиды. Первым человеком на Руси, заинтересовавшимся христианством стала княгиня Ольга, которая после смерти мужа, князя Игоря от рук древлян, встала во главе Киевской Руси. Долгие годы войн, постоянных походов, полюдий, судебных разборов, сказалось на характере Ольги. И только встреча ее со священником Григорием изменила всю ее жизнь. Григорий сумел заронить искру христианства в душу Ольги, что способствовало ее визиту в Византийскую империю и принятию крещения в 957 году с именем Елена. Но принятие крещения Русью отложилось из-за разногласий Ольги с сыном Святославом, который не одобрил ее решения крестить русские земли. Только в 988 году внук княгини Ольги принял крещение и крестил Русь. Сама Ольга была канонизирована в середине XIII века, а почитание ее как святой началось еще в языческие времена.

Долгие годы русские земли не были связаны с христианской верой. После первой междоусобицы Рюриковичей к власти приходит сын Святослава Владимир. Владимир осознал необходимость единой веры, которая объединит русские земли, ведь язычество с жестокими нравами и традициями, было тупиком в развитии государственности. Князь Владимир стремился упрочить связи Руси и Константинополя, вероятно как дань варяжской традиции – стремления к великому городу – Миклагарду, городу-герою великих северных саг.

Историки сходятся к мнению, что принятие христианства именно по византийскому образцу, предстало как целенаправленный выбор князя Владимира, как ответ на его религиозные искания. После длительных переговоров со странами и со своей дружиной, Владимир принимает решение о смене веры. Повесть Временных Лет, как единственный источник по истории Древней Руси, сохранила эпизод «испытания веры». Он  по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от ха­зар и из Ви­зан­тии. Каждое посольство убеждало принять свою веру, однако Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Большое значение играл фактор могущества Византийской империи в раннем средневековье. В дальнейшем, мы убедимся в правильном выборе князя Владимира, т.к. вскоре русские земли останутся единственным оплотом православия, после крушения Византийской империи под натиском турок-сельджуков.

Крещение самого князя Владимира и его дружины овеяно легендами. Существует несколько точек зрения, согласно «Корсунской легенде» и Житию князя Владимира, он принял крещение в Корсуни в 988 году, однако Корсунь была взят лишь спустя год. Эта точка зрения является наиболее обоснованной и научно доказанной, хоть и не лишенной исторических неточностей.

После было организовано крещение русских городов – прежде всего Киева и Новгорода, а уже через 10 лет на Руси была учреждена митрополия во главе с Киевом и несколькими епархиями: в Новгороде, Белгороде и Полоцке. Первыми епископами были греки, они же принесли на Руси культуру православия, книги, образование.

Сразу после крещения на Руси было развёрнуто храмостроительство. В 990-е годы была освящена в Киеве первая каменная Десятинная церковь, в остальных городах строятся деревянные церкви. На данный момент не сохранилась ни Десятинная церковь в Киеве, ни первые деревянные церкви. Века взяли свою плату – церкви разрушались, а после монголо-татарского нашествия на восточной и южной оконечностях русских земель не осталось ни одного памятника деревянного зодчества домонгольского периода.

Принятие христианства по византийскому образцу способствовало укреплению международного авторитета Киевского князя, ставя его вровень с Европейскими монархами. Нельзя недооценивать дальнейшие контакты с Византией, от которой русские земли унаследовали культуру, традиции, особенно в архитектурном строительстве. Именно после крещения произошел толчок в развитии литературы и культуры письменности.

Крещение Руси привело к объединению русского народа, даже в тяжелые годы феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц, единственной связующей нитью была церковь. Традиции христианства, преломившись через призму народного, славянского достояния, стал явлением всего христианского мира.

Первые миссионеры, приехавшие на Русь, имели еще одну важную миссию – просветительство. Сын Владимира Святого, - Ярослав Мудрый, продолжил дело отца. Он принимал послов, распространял культуру, направлял греческих, болгарских и сербских священников в церкви и монастыри русской земли. Они привозили не только знания, но и церковную утварь, древнейшие письмена. Уже до периода феодальной раздробленности на Руси сформировалась собственная, тогда уже православная, культура богослужения.

Культура колокольного звона

Колокол – в этом слове сочетается и религия, и повседневная жизнь простых людей. Для православия колокол – важнейший инструмент служения Богу, а для жизни простых людей – это часы. Колокола отмеряли неспешное течение времени, будили людей ото сна, наполнял души верой и своим благозвучием избавлял от болезней. Научно доказано, что колокольный звон, обладает лечебными свойствами – колебания воздуха, создаваемые им благотворно воздействуют на организм человека. Не зря существовали поверья о целебной силе колоколов на русских церквях.

История возникновения колокола и колокольного звона на Руси легендарна и имеет сложный путь.  В первые годы существования христианства на Руси колокола практически не использовались. Хотя есть легенда, что колокол был изобретен еще в IV веке итальянским епископом Павлином Милостивым.

Звук колокола разносится на многие километры. Культурная ценность в том, что голос каждого колокола строго индивидуален, он зависит от множества факторов – веса, формы, толщины стенок, ну и, конечно, мастерства и таланта изготовителя. Сложное искусство литья колоколов пришло на Русь из Византии и долгое время русские мастера подражали византийской традиции, хотя, нужно признать, что были колокола привозные.

Первое упоминание о колоколах на Руси датируется 988 годом. Они были при Десятинной церкви. При раскопках ее фундамента было обнаружено два колокола – один из них из коринфской меди, именно он считается древнейшим колоколом на Руси. 

Строительство Софийского собора в честь победы над печенегами, основало новую архитектурную традицию. Софийский собор становился центром русской государственности, собор стал центром летописания и переписывания книг. Именно в нем Ярослав Мудрый основал первую на Руси библиотеку. Величественный собор требовал соответствующего колокола. Именно Киевская София стала родоначальницей искусства колокольного звона на Руси.

С именем Святой Софии связан и собор в Новгороде, построенный в этот же период. Этот собор был освящен в 1052 году и инициатором строительства опять выступил Ярослав Мудрый. С именем Новгородской Софии связано первое упоминание о русских колоколах. Летописец пишет, что колокола Софийского собора стали военным трофеем и были вывезены в 1066 году из Новгорода полоцким князем.

Первые же мастера колокольного дела упоминаются в летописи в 1194 году. Русские мастера имели свои мастерские в Киеве и первые колокола отливались без надписей и рисунков, были совершенного гладкими.

Монголо-татарское нашествие оставило много последствий для русской истории. В частности большой урок был нанесен колокольному делу. Строительство храмов практически не велось, а старые литейные мастерские в Киеве и Новгороде были заброшены. Только с процессом возвышения Москвы процесс развития колокольного дела развивается стремительно.

Во времена княжения Ивана III Великого, в Москву прибыл итальянский зодчий Аристотель Фиорованти. Он не только является автором современного Успенского собора Московского кремля, но и основателем пушечного двора, где лили не только пушки, но и колокола. При нем русские мастера освоили дело литья колоколов в совершенстве. В это же время сформировалась и культура колокольного звона, разработан особый тип русских колоколов и системы крепления, отличные от западных. Дело в том, что в западной традиции колокольного звона, колокол крепился к валу, концы которого вставлялись в выемки в стенах. Таким образом раскачивался колокол, но не язык. Эта система не позволяла использовать весь потенциал колокола, да и колокол давал звук не громогласный и ритмичный, а бряцающий. К тому же, при такой системе невозможно было использовать большие колокола.

Русские же мастера колокольного звона раскрыли потенциал колокольного звона и нашли новый, более удобный, способ звона – язычный. Это открытие происходит, вероятно в XV веке. Это создало неповторимое русское многоголосие, опирающееся на низкие басовые колокола, весом во много тонн. Это оживляет интерес к колокольному звону и совершенствует технологию производства колоколов.

Уже при Иване Грозном в Москве было отлито множество колоколов, а в самой столице насчитывалось более 5 тысяч. Было освоено литьё чугунных колоколов, московский мастер Николай Немчинов отливает колокол весом в 1000 пудов.

Смутное время вновь притормаживает развитие колокольного дела, однако развитие церковного строительства при первых Романовых толкает колокольное дело вперед. Для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Русские мастера такие как Игнатий Максимов, Андрей Данилов отливают колокола огромных размеров. В 1622 году было отлит колокол «Реут» весом 2 тысячи пудов, а вскоре был отлит колокол Савино-Сторожевского монастыря весом более 2 тысяч пудов.

Становление Российской империи связано с остановкой колокольного дела. Царь Пётр I хотел использовать колокола для нужд армии, переплавляя их в пушки. Но все же мастера колокольных дел совершенствовали своё умение и при Анне Иоанновне был отлит знаменитый «Карь колокол», автором которого был Иван Моторин. Однако этот колокол никогда не звонил, т.к. в Москве начался пожар и при тушении огня колокол пошел трещинами. И огромный колокол весом более 200 тонн на сто лет оказался забытым в литейной яме. Только спустя сто лет в 1830-е годы Огюст Монферан осуществил подъем колокола. Он находится на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Московского кремля, знаменуя вершину колокольного искусства на Руси.

 Традиции же колокольного звона такие же древние, как и создание колоколов. Существует четыре традиционных звона. Древнейшим считается звон в большой колокол – благовест, он оповещает о начале службы. Перезвон можно услышать в Страстную седмицу. При перезвоне колокола звучат с большого до маленького, что символизирует истощение Господа. Перебор – это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В нем другая очередность – от малого до большого, что символизирует человеческую жизнь – от рождения до смерти, а удар во все колокола в конце – смерть. В трезвоне слышно все группы колоколов. Это сложный, радосный звон.

Колокольный звон – это важнейшая часть богослужения. Колокол призывает каждого к молитве, призывает обратиться к Богу. «Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай – твори в небе други» - так писал поэт конца XVII века. Русский колокольный звон выразительный, богатый. Искусство звонарей передавалось по наследству, заставляя воспринимать колокольный звон с трепетным вниманием. Неоднократно его сравнивали с симфонией.

Искусство русского колокольного звона поистине уникально и представляет собой шедевр мировой культуры. В настоящий момент происходит возрождение искусства литья колоколов. С замолчавших в советское время колоколен вновь звучат голоса русских колоколов. В начале XXI века был отлит новый царь-колокол для Троице-Сергиевой лавры, он заменил утерянный в советское время колокол. И отливка колоколов совершенствуется благодаря развитию современных технологий.

Заключение.

До сих пор сложно сказать, в чем же притягательная сила колокольного звона. Душа теплеет, когда слышишь далекий благовест. Современное общество, полное соблазнов и полное насущных проблем, редко оставляет нам время обратиться мыслями к Богу. И только колокол – свидетель смены поколений, терпеливо напоминает нам о хрупкости человеческой души, о необходимости обращения к молитве, о важности служения Богу.

Цели и задачи исследования считаем выполненными:

·        Был изучен процесс принятия христианства на Руси и оценен вклад русских князей в развитие церковной культуры

·        Изучено развитие колокольного звона на Руси, а также становление колокольного искусства

·        Исследованы некоторые памятники архитектуры Древней Руси.

Колокольный звон для русского человека всегда будет играть важную роль в его жизни. Самые судьбоносные события истории России отмечены колокольным звоном. Звон колоколов сопровождает нас всю жизнь – от рождения до смерти, и становится для нас столь естественным как дуновение ветра.

Колокола являются великой духовной святыней, традиции колокольного звона должны сохраняться и передаваться для наших потомках. Это наше прошлое, это таинственный, небесный глас, который спускается с небес и величественно напоминает людям о том, что нас не было – они звучали, мы уйдем, а они всё так же будут звучать…


 

Колокольный звон на Руси 1.

Колокольный звон на Руси 1.

Введение. Среди дубравы блестит крестами

Введение. Среди дубравы блестит крестами

Актуальность исследования заключается в изучении особенностей русского колокольного звона, в изучении проблемы появления колокола на

Актуальность исследования заключается в изучении особенностей русского колокольного звона, в изучении проблемы появления колокола на

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси

Историки сходятся к мнению, что принятие христианства именно по византийскому образцу, предстало как целенаправленный выбор князя

Историки сходятся к мнению, что принятие христианства именно по византийскому образцу, предстало как целенаправленный выбор князя

Полоцке. Первыми епископами были греки, они же принесли на

Полоцке. Первыми епископами были греки, они же принесли на

Культура колокольного звона

Культура колокольного звона

Именно в нем Ярослав Мудрый основал первую на

Именно в нем Ярослав Мудрый основал первую на

Эта система не позволяла использовать весь потенциал колокола, да и колокол давал звук не громогласный и ритмичный, а бряцающий

Эта система не позволяла использовать весь потенциал колокола, да и колокол давал звук не громогласный и ритмичный, а бряцающий

Только спустя сто лет в 1830-е годы

Только спустя сто лет в 1830-е годы

Заключение. До сих пор сложно сказать, в чем же притягательная сила колокольного звона

Заключение. До сих пор сложно сказать, в чем же притягательная сила колокольного звона
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020