Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах
Оценка 4.9

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах
Комиксы как средство повышения мотивации к чтению (Из опыта работы).docx

Комиксы на уроках литературы как средство повышения мотивации к чтению в 7-8 классах (из опыта работы)

         Актуальность: Нынешние школьники – представители поколения Z, которому свойственно клиповое сознание, поскольку 87% из них не мыслят жизни без Интернета. Мобильность, высокий темп развития технологий, бесконечный поток разной информации – всё это приводит к тому, что у детей снижается познавательная активность, ухудшается память, теряется сосредоточенность. Защищая работу мозга от перегрузок информацией, клиповое мышление ведёт к способности переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами [1]. Многозадачность как неизбежное явление 21 века позволяет современным подросткам одновременно выполнять домашние задания, просматривать новости в социальных сетях, слушать музыку и общаться в режиме онлайн. Они не привыкли к длительной концентрации и глубокому анализу, потому что считают, что в этом нет необходимости. В учебной деятельности эти дети сосредоточивают внимание лишь на общих формулировках, утрачивая навыки аналитического мышления. «Механическая память», развивающаяся при клиповом мышлении, приводит к тому, что уже через 1-2 недели полученная информация стирается [2].

         Безусловно, такой предмет как литература требует от учащегося вдумчивого, внимательного отношения к художественным текстам. Для того, чтобы уметь находить главное, необходимо видеть саму суть, вычленять ключевые слова, устанавливать причинно- следственные связи в поступках героев, обращать внимание на детали. Однако зачастую самостоятельное изучение художественного произведения ограничивается прочтением сокращённого варианта. Учащиеся не воспринимают процесс чтения не только как средство развития их культуры, но и как средство, позволяющее достичь успехов по другим предметам.

 

Можно ли такую проблему как клиповое мышление заставить работать на развитие навыков вдумчивого чтения у учащегося? Отказаться от клипового сознания в 21 веке невозможно, поскольку само явление продиктовано временем. Значит, бороться с проблемой необходимо обратив её не во вред, а в пользу. Очевидно, что в данном вопросе мы должны полагаться на современные методики обучения глубокому анализу на уроках, которые бы соответствовали особенностям детского мышления. С данной точки зрения, оптимальным вариантом является создание комиксов по художественным произведениям в рамках учебной деятельности. Исследователь комиксов А.Г. Сонин определяет их как «особый способ повествования, текст которого представляет собой последовательность кадров, содержащих, кроме рисунка, вербальное произведение, передающее преимущественно диалог персонажей и заключенное в особую рамку. При этом рисунок и заключенный в него вербальный текст образуют органическое смысловое единство»[3]. Мнение А.Г. Сонина сводится к тому, что комиксы – не просто набор красочных картинок с репликами изображённых персонажей, а некая смысловая целостность, которая достигается за счёт авторского мышления или же, в нашем случае, понимания прочитанного.

         Цель: доказать, что создание комиксов на основе классических произведений способствует повышению мотивации к чтению и анализу художественных текстов.

Задачи:

1.     Разработать систему уроков, направленных на практическое применение комиксов в процессе чтения и анализа литературного произведения;

2.     Выполнить комиксы по произведениям А.С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка», А.П. Чехова «Хамелеон», М.Ю. Лермонтова «Парус»;

3.     Выявить эффективность данной формы работы на уроках литературы, т.е. доказать, что создание комиксов способствует быстрому запоминаю художественного текста, а также формирует аналитические способности.

         В книге американского комиксиста Скотта МакКлауда «Понимание комикса. Невидимое искусство», последовательность понятных картинок, расположенных в смысловой последовательности, определяется понятием “комикс” [4]. Понятие появилось пять веков назад и первоначально подразумевало собой серию рисунков с текстом, образующую связное повествование юмористического характера. В настоящее время  принято считать, что комиксы носят исключительно развлекательный характер и не несут ярко выраженной смысловой нагрузки. Более того, многие родители считают, что комиксы только усугубляют проблему клипового мышления.  Однако такие исследователь А.Г. Сонин придерживается иной точки зрения. Так, в его монографическом труде «Комикс: психолингвистический анализ»[5] утверждается, что комиксы – это своего рода  отклик на прочитанное произведение, передающее оценку и личностные эмоции  читателя. Следовательно, без тщательного анализа  книги, их создание считается невозможным, поскольку для этого необходимо знать особенности выбранного произведения, изучить детально систему образов, знать композицию, основные сюжетные линии. Стоит также отметить, что психологи рекомендуют читать и создавать комиксы совместно с детьми, поскольку они развивают концентрацию, внимание, воображение.

         В данной работе мы попытаемся доказать, что создание комиксов на уроках литературы формирует у учащихся аналитические навыки и вызывает интерес к чтению.

         Для достижения поставленной цели в 8 «Б» классе МБОУ «Гимназия №6» был проведён комплекс уроков по произведениям разных авторов, в рамках которого учащиеся создавали комиксы по прочитанным произведениям. Мы пришли к выводу, что использование комиксов на уроках литературы не обедняет, а обогащает педагогический инструментарий. Практика показала, что у учащихся разной степени подготовленности и обучаемости такая форма работы на уроке одинаково вызвала интерес. Представленное разнообразие работ доказало, что комикс – произведение сложное, многоплановое в смысловом отношении. Некоторые из работ отличались глубиной мысли автора, художественным мастерством, необычным видением героев. Каждый из детей по-своему увидел знакомые всем произведения А.П. Чехова «Хамелеон», А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка». Обратим внимание на то, что в и черновиках А.С. Пушкина на полях можно найти рисунки ко многим его произведениям. Профили, фигуры, портреты, автопортреты – беглые рисунки автора, чей взор всегда был обращён в будущее, напоминают собой первые комиксы.  

         Исследуемая форма работы на уроке доказала, что в процессе создания комикса дети не ограничиваются выполнением красочных картинок. Работая в парах или группах, они обсуждают сюжетную линию, продумывают характеры и внешний портрет персонажей, выстраивают рисунки в хронологическом порядке. В ходе творческого процесса в детях формируется способность к эмпатии,  которая утрачивается при клиповом мышлении. Наделяя репликами героев комиксов, ребята выбирают только самое важное, а значит, они тщательно анализируют речь персонажей, её роль в характеристике главных героев.

         Надо сказать, что работа с комиксами на уроках не ограничивается прозаическим текстом. Так, в 8 «Б» одно из занятий было посвящено теме одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализируя стихотворение «Парус», дети выполняли рисунок к каждой строфе. В итоге получили полноценный комикс, несущий информацию о том, что такое «антитеза», «аллегория», «лирический герой», «параллелизм». При помощи воссоздания картины лирического текста графически 90% класса успешно выучило стихотворение наизусть. Следовательно, обозначенная форма работы способствует быстрому запоминаю художественного текста.

 

                Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили необходимость раскрытия дидактического потенциала комикса как формы работы с художественным текстом, так как в процессе его создания у учащихся развиваются творческие способности (умение выстраивать композицию, находить неповторимый стиль) и аналитические способности (умение находить главное, сортировать материал, раскрывать причинно- следственные связи). Выполнение комиксов способствует быстрому запоминанию стихотворного текста. Кроме того, научившийся рисовать комикс ребенок не останется равнодушным читателем, он будет стремиться осмыслять прочитанное, увидеть главное, развивая тем самым свое воображение и совершенствуя умения анализировать и синтезировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 14.01.2020).;

2. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120- летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.;

3. Сонин А.Г. Комикс как новая форма художественного повествования. Барнаул: Алт, 1996. 56 с.;

4. Макклауд, Скотт. Понимание комикса. Невидимое искусство [Текст] / [авт. и рис.: Скотт Макклауд ; пер. с англ.: Василий Шевченко]. - Москва : Белое яблоко, сор. 2016. - 216 с. : ил., цв. ил.; 26 см.; ISBN 978-5-9903760-9-0 : 3000 экз;

5. Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ : Монография / А. Г. Сонин; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Алт. гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алт. госун-та, 1999. - 110 с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7904-0092-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Конспект урока по литературе по теме

 «Своеобразие повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

Учитель: Параняк Софья Сергеевна

Цель: Проанализировать повесть А.С. Пушкина, разработать авторский комикс как отклик на прочитанное произведение.

 

Задачи:

Образовательные:

● расширение словарного запаса;

● развитие навыков чтения;

● развитие умения выделить основную мысль;

● развитие навыков поискового чтения;

Развивающие: 

● развивать внимание, память, слух,  мыслительные операции, догадку,  воображение;

● развивать  умение обобщать и сравнивать, делать выводы;

● достигать поставленной цели через взаимодействие участников.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру общения;

● прививать навыки коллективного труда, воспитывать навыки самостоятельности;

● повышать уровень мотивации к чтению художественной литературы.

Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши и краски, журналы с комиксами.

 

Этап занятия

Действия учителя и учащихся

Результат (предметный, метапредметный, личностный)

УУД

Мотивационно – вступительная часть

Организационный момент;

Постановка целей и задач занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Я бы хотела поинтересоваться, как часто вы читаете комиксы и что подразумеваете под данным понятием? (ответы детей)

Как вы думаете, всегда ли содержание комикса будет юмористическим? (ответы детей)

 

 

Личностный результат:

готовность обучающихся к работе;

обеспечение мотивации учебной деятельности.

Метапредметный результат:

уважительное отношение к учителю, друг другу, к присутствующим.

Личностный результат: настрой на работу.

Личностные УУД:  принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Регулятивные УУД: формировать волевую саморегуляцию,  умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

Операционно – познавательная часть

Обсуждение «Что такое комикс?»

Слово учителя:

Мы уже привыкли считать, что комикс – весёлый рассказ в картинках, поскольку оно произошло от американского слова «comic», т.е. «смешной». Однако вариации современных комиксов различны. В России рассказы в картинках называются рисованные истории, в США- комиксы, в Европе-графические новеллы (романы) и стрипы, в Японии-манга, во Франции-«банд дессине».

Как вы думаете, какие составляющие у комикса?

На что стоит обращать внимание при его создании?

Только ли содержание книги должен передавать комикс?

Метапредметный результат:

расширение кругозора обучающихся, получение начальных представлений о создании комикса.

Личностный результат:

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям.

Познавательные УУД:

умение слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Анализ текста

 

При создание комикса по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы должны обратить внимание на ключевую проблему произведения – чести и достоинства. Ваши комиксы должны отражать основные ключевые моменты произведения, а также работать на раскрытие обозначенной проблемы.

Как вы думаете, с какими трудностями вы можете столкнуться при выполнении задания? (незнание деталей текста, ограниченное количество времени, отсутствие способности видеть картину целиком)

Для того, чтобы облегчить задачу, вы можете пользоваться учебниками и хрестоматиями.

 

Для удобства учитель назначает в каждой группе: иллюстратора, автора и редактора.

Предметный результат:

увеличение словарного запаса обучающихся.

Личностный результат:

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению.

Личностные УУД:

формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Разминка

Ребята, вспомним портреты главных героев повести. Я буду читать фрагменты повести, а вы, пока я читаю, должны выполнять упражнение и слушать одновременно. Когда я сделаю остановку, вы должны  поднять руку, если угадали, о ком идёт речь. Если ваш вариант верный, то вы получаете жетон.

Личностный результат: смена вида деятельности для снятия напряжения. Здоровьесбережение.

Регулятивные УУД:

соотносить выполнение задания  с образцом, предлагаемым учителем.

Практическая деятельность

Разрабатывают комикс, находят ключевые реплики.  комикс фразами героев. Раскрашивают, придают индивидуальность картинкам.

Защищают выполненные проекты.

 

 

Предметный результат:

повторение и закрепление структуры общих и специальных вопросов.

Личностный результат:

развитие творческой активности учащихся.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

умение договариваться, находить общее решение  (работа в парах, группах).

Регулятивные УУД:

способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий).

Рефлексивно-оценочная часть

Подведение итогов занятия

Ребята, чем вам понравилось выполнение комиксов?

Какие минусы вы видите в данном виде работы?

Что вызвало трудности?

 

Личностный результат: формирование личной ответственности за результаты деятельности.

Метапредметный  результат: объективная оценка своей работы, работы товарищей.

Личностные УУД:

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Рефлексия

А теперь оценим свои знания и умения. Давайте изобразим собой «шкалу успеха». Покажите, были ли вы успешны на занятии и чувствовали ли себя комфортно. Сидите, если вы считаете, что работали плохо, слабо; встаньте, если думаете, что работали хорошо; встаньте и поднимите руки вверх, если считаете, что все было отлично.

Личностный результат: освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Комикс по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон», 1 стр.  

 

 

 

 

Комикс по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон», 2 стр.

 

 

Комикс к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус»

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах

Комикс как средство повышения мотивации к чтению на уроках литературы в 7-8 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020