Для того, чтобы дети в дальнейшем могли умело участвовать в развёрнутых диалогах и полилогах, на которых основывается проблемно-диалогическая технология (одна из важнейших технологий деятельностного подхода), сейчас мы должны научить их самостоятельно строить хотя бы элементарные, ситуативно мотивированные высказывания. Мы должны вовлечь их в деятельность, для которой необходимо понимать заданный вопрос, строить логически обоснованный ответ. При этом деятельность должна быть совместной: не учитель против общей группы учащихся, а совместная работа учителя и учеников друг с другом.
Для того, чтобы вы могли достаточно свободно работать в этом направлении, мы предлагаем вам в начале каждого урока использовать дидактическую, с элементами сюжетно-ролевой игру ученик-ученики. Она подробно описана в разделе особенности курса. Строится она на игре в школу: дети попеременно выполняют роли учителя и ученика. «Учитель» самостоятельно формулирует вопросы, вызванные «ученики» отвечают (можно работать парами ), весь класс оценивает точность вопросов и правильность и точность ответов.
Такая работа, во-первых, позволит вам очень глубоко и интересно проводить работу по повторению и закреплению ранее изученного (актуализация знаний), и на этом же материале развивать основные речевые процессы (слушания и говорения).
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Продолжим нашу с вами работу: обсудим основные возможности уроков 9 -12
с точки зрения формирования универсальных учебных действий.
(возможно,
1.Коммуникативные умения.
В соответствии с тематическим планированием, на этой группе уроков мы
формируем следующие умения:
а) активно участвовать в дидактической игре ученик – ученики
(самостоятельно формулировать
после совместного
обсуждения в паре), вопросы и ответы к заданию, данному на доске);
б) формулировать (возможно, после совместного обсуждения в паре),
вопросы и ответы к выполняемому заданию;
в) формулировать (возможно, после совместного обсуждения в паре),
ответы на вопросы учителя и других учеников.
Для чего это нужно, и почему такая работа не только не уменьшает
эффективность формирования предметных умений, но и
значительно увеличивает её?
Для того, чтобы дети в дальнейшем могли умело участвовать в
развёрнутых диалогах и полилогах, на которых основывается проблемно-
диалогическая технология
(одна из важнейших технологий
деятельностного подхода), сейчас мы должны научить их самостоятельно
строить хотя бы элементарные,
ситуативно мотивированные
высказывания. Мы должны вовлечь их в деятельность, для которой
необходимо понимать заданный вопрос, строить логически обоснованный
ответ. При этом деятельность должна быть совместной: не учитель против
общей группы учащихся, а совместная работа учителя и учеников друг с
другом.
Для того, чтобы вы могли достаточно свободно работать в этом
направлении, мы предлагаем вам в начале каждого урока использовать
дидактическую, с элементами сюжетно-ролевой игру ученик-ученики. Она
подробно описана в разделе особенности курса. Строится она на игре в
школу: дети попеременно выполняют роли учителя и ученика. «Учитель»
самостоятельно формулирует вопросы, вызванные «ученики» отвечают
(можно работать парами ), весь класс оценивает точность вопросов и
правильность и точность ответов.
Такая работа, во-первых, позволит вам очень глубоко и интересно
проводить работу по повторению и закреплению ранее изученного
(актуализация знаний), и на этом же материале развивать основные
речевые процессы (слушания и говорения).
2.Познавательные умения.
В соответствии с тематическим планированием, на этой группе уроков мы
формируем следующие умения:
а) «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических
рисунков;
б) составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с
конкретным заданием.Для чего это нужно, и почему такая работа не только не уменьшает
эффективность формирования предметных умений, но и
значительно увеличивает её?
Ответ прост: мы учим детей самостоятельно разбираться со смыслом
учебного задания, критически оценивать полученные алгоритмы действий.
Такая работа – основа успешного продвижения в предметном материале.
Говорят, что повторение – мать учения. Но бессмысленно повторять то, что
не понял. Для того, чтобы понять, большинству ваших учеников надо
активно участвовать в процессе обсуждения смысла прочитанного, а не
просто выслушать готовый ответ от учителя или «сильного» ученика.
Удобнее всего эту работу строить на основе парного взаимодействия. Так
вы дадите детям возможность без страха высказывать предположения о
сущности задания и способах его выполнения, и затем обсуждать эти
предположения целым классом,
вовлекая детей в ситуативно
мотивированный полилог. Эта работа также подробно описана нами в
разделе «Особенности курса».
Основой для такой работы являются простейшие математические модели,
заданные в учебнике: рисунки и схематические рисунки. Все дети при этом
«читают» и обсуждают невербальные тексты. В случае необходимости
(только после совместного обсуждения каждого задания) педагог
комментирует ответы детей, пользуясь вербальными текстами учебника.
Проводя такую работу, вы будете развивать важнейшее для математики
предметное умение: использовать вспомогательные графические модели
для решения различных задач. Это уже очень скоро начнёт работать при
решении, например, текстовых задач. Чем раньше и лучше вы научите
детей работать с моделями (причём на несложном поначалу материале),
тем серьёзнее будет результат класса в решении текстовых задач.
3.Регулятивные умения.
В соответствии с тематическим планированием, на этой группе уроков мы
формируем следующие умения:
а) принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
б) принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания
(составлении плана действий);
в) выполнять работу в паре, помогая друг другу;
г) участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе
пары;
д) адекватно оценивать свой вклад в работу пары;
е) выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы по силам и
интересам.
Для чего это нужно, и почему такая работа не только не уменьшает
эффективность формирования предметных умений, но и
значительно увеличивает её?
Такая работа нужна для того, чтобы дети на уроке могли бы полностью и
глубоко разобраться с важнейшими положениями и алгоритмами курса, не
оставляя эту работу для домашних заданий. Также важнейшим из
направлений этой работы является формирование у детей адекватной
самооценки учебных достижений.Следует отметить, что это мощный рычаг с точки зрения успешного
формирования предметных умений,
но успешно работать над
формированием самооценки вы сможете только в том случае, если дети
при этом будут вполне открыты и доброжелательны. Основой успешного
педагогического действия и в этом случае может быть парно-групповая
работа, подробно описанная нами в «Особенностях курса» и в самих
поурочных разработках.
Для того, чтобы вы понимали, что сможете глубоко и полно работать в
направлении формирования предметных умений, формируя на этих же
заданиях метапредметные умения, мы предлагаем вам определить
необходимый минимум и максимум, заданный в предлагаемых уроках.
Ведь самый большой ваш страх формулируется следующим образом: «Не
успею научить.» Мы убеждены, что не только успеете, но и научите лучше,
чем раньше.
Минимум и максимум.
1. Урок 9. Отношения «больше», «меньше».
Необходимым минимумом данного урока являются задания 1-4. Их
желательно выполнять на основе совместного обсуждения.
Максимум.
Задания 5 и 6 не являются обязательными, выполняются по желанию детей
в оставшееся время. Эти задания носят творческий характер и могут быть
использованы и в условиях внеурочной деятельности.
2. Урок 10. Прямая и кривая линии.Луч
Необходимым минимумом данного урока являются задания 1-4.
Максимум.
Задания 5 и 6 не являются обязательными, выполняются по желанию детей
в оставшееся время. Эти задания носят творческий характер и могут быть
использованы и в условиях внеурочной деятельности.
3. Урок 11. Число один. Цифра 1
Необходимым минимумом данного урока являются задания 1-4.
Максимум.
Задания 5 - 6 не являются обязательными, выполняются по желанию детей
в оставшееся время. Эти задания носят творческий характер и могут быть
использованы и в условиях внеурочной деятельности.
4. Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые
Необходимым минимумом данного урока являются задания 1-3.
Максимум.Задания 4 - 6 не являются обязательными, выполняются по желанию детей
в оставшееся время. Эти задания носят творческий характер и могут быть
использованы и в условиях внеурочной деятельности.