Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в комедии Фонвизина Д. «Недоросль»
Оценка 5

Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в комедии Фонвизина Д. «Недоросль»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
08.11.2022
Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в комедии Фонвизина Д. «Недоросль»
Урок по изучению комедии Фонвизина "Недоросль"
Недоросль.docx

 Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в комедии Фонвизина Д. «Недоросль»

 

Беседа по действию 1

1)      С чего начинается комедия? (Простакова осматривает кафтан сына, кафтан испорчен)

2)      Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?

3)      Кто такая Простакова? Дайте ей характеристику. (в тетрадях записываем: мать Митрофана, грубая, необразованная женщина, «так разве надобно быть портным, чтобы меть шить?» стр. 99 явл 5 действие 2 «Все сама управляюсь. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Примерка кафтана (явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм. Тема барского произвола — главная в пьесе. (Пьеса начинается сценой с портным Тришкой, над которым измывается “госпожа бесчеловечная”.)

4)      Ее речь полна ругательств. Докажите? (д 1 явл 1-2 «А ты скот, подойти поближе. Не говорила я ль тебе, воровская харя… скажи, болван, чем ты оправдаешься?, стр 111 явл 4 действ 3)

5)      Каково ее отношение к мужу? К сыну? (к мужу: явл 2 «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься», начало 3 явления –диалог с мужем; явл 5 действие 2 стр 98 «Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Уж так рохлею родился, мой батюшка, на него находит, по здешнему сказать столбняк. Иногда, выпуча глаза, стоит битый час как вкопанный. Ничем не проймешь» .«Сынок-одно мое утешение», стр 99 явл 5 действие 2 «одна моя забота, одна моя отрада –Митрофанушка. Его готовлю в люди»)

6)      Каков Митрофанушка? (явл 4) обжора, это дитя деликатного сложения не обременено ни умом, ни занятием, ни совестью («Побегу-ка теперь на голубятню»)

7)      Каково отношение его к родителям? (явл 4)

- Какая же дрянь, Митрофанушка?

- Да, то ты, матушка, то ты, батюшка!

Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин” Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок” (явл 6 – монолог Простаковой об обучении сына - 4 года учится)

Стр 114 явл 5 действ 3 (выборочное чтение об обучении Митрофана) Стр.116 явл 7 действие 3 прочитаем по ролям. Стр 116 явл 6 действ 3 (мнение учителей Кутейкина и Цыфиркина о способностях Митрофана)

8)      Кто такой Скотинин? Охарактеризуйте. (явл 5 «люблю свиней», мастерски оброк собирает)

9)      Каковы замыслы Простаковой и Скотинина” (явл. 5).

Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик, озабоченный предстоящим “сговором” с Софьей. Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” (Простакова жалуется братцу.)

Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.

10)  Почему хочет жениться Скотинин? Софья нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота” (действие 2 явл 3 Скотинин о своей заветной мечте: «Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям»

Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы — знакомство с героями состоялось.

11)  Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала её бесприданницей, сироткой, ничего нет у нее.)

12)  В явлении 7 Простакова меняет свои планы. Почему? (Узнаёт, что та наследница богатого дяди, Стародума стр 90-91)

13)  В чём комизм её поведения? (Несоответствие: свой вымысел желает считать правдой, правду представляет вымыслом.)

14)  Что интересное мы узнали о Простаковой? (Не умеет читать, «Я не так воспитана, я могу получать письма, а читать их всегда велю другому»)

Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт — это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.

15)  В явлении 8 мы понимаем: соотношение сил меняется не в пользу Простаковых-Скотина. Какое событие меняет соотношение сил? (В деревню на постой пришли солдаты, во главе их офицер Милон, жених Софьи. Он приятель и единомышленник Правдина, убеждённого противника “злонравных невежд”.)

 

Беседа по действию 2

1)      Зачем приезжает в деревню Правдин? (Он имеет поручение по службе объехать округ, по велению сердца, замечая употребление помещиками власти над людьми во зло, стремится исправить положение.)

2)      Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? (“Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”.)

3)      Что еще мы узнаем из разговора Милона и Правдина? (Милон любит Софью)

4)      Присутствует ли в явлении 2 строки, которые являются комическими, в которых с издевкой, сарказмом говорится о герое? Назовите эти строки. (Софья о Митрофанушке: «Он хотя и 16 лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет»)

5)      Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? (явл 4 прочитайте реплики Еремеевны), (стр 101 явл 6 действ 2 диалог Еремеевны и Простаковой + жалованье Еремеевны каково?)

6)      Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.)

Важно: ярко очерчены характеры отрицательных действующих лиц.

 

 Д/З  действия 3-4 стр 103-137 прочитать

Подготовить письменную работу «Биография Стародума». Осмыслить “говорящую фамилию” (что и кто является идеалом автора). Петр I и его эпоха.

Найти афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).

 


 

Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в комедии

Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в комедии

Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то…

Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022