«Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства»
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при воздействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностейСпособность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности. Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой.
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
«Коммуникативная
ДОУ,
как один из критериев профессионального мастерства»
компетентность
педагогов
способностей
Существующие тенденции в развитии образования во многом
связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению
педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к
профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и
самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием
становления компетентности. Именно педагог организует развивающую
образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того,
насколько он способен быть субъектом своего профессионального и
личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала
и
детей.
Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько
пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он
входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу:
его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с
людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой
достойный
подражания
В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и
ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах
обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный
образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и
воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные
изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому
личность педагога является одним из ключевых факторов развития
интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что
рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы
высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут
сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом
педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и
значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится
ответственность
за качество взаимодействия с дошколятами.
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):
личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый
образец
длярешения
методами
профессиональных
класс
задач.
формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
качествам специалиста (или к какойто группе специалистов). В данном
понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.
Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):
1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в
заданной предметной области.
2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какойлибо
области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным
Виды и уровни компетенций
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций.
Учебнопознавательная компетенция – включает совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками
постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности
собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение
эффективно действовать в нестандартных ситуациях,
владение
эвристическими
проблем.
Информационная компетенция – предполагает развитую способность
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и
транслировать
информацию.
Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками
эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость
в использовании различных социальных ролей.К основным качествам,
обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят:
интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие
способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность,
наблюдательность.
Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой,
есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие
профессионализма личности и деятельности,
профессионально
педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также
педагогический
профессионализм.
Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать
следующие компетенции, делающие его творчески активным участником
детьми:
взаимодействия
Гуманная
позиция;
Глубокое
образования;
Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении
физического
малышей;
Внимание
ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно
развивающую и культурноинформационную образовательную среду;
индивидуальности
дошкольного
педагогическая
необходимую
духовного
понимание
задач
каждого
здоровья
с
к
идетского
сада
и
готовность
администрацией
совершенствуемого
экспериментировать,
Умение целенаправленно работать с современными педагогическими
технологиями,
внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию
личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.
Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий
уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой.
Педагогическая компетентность будет являться составляющей
педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями,
развитыми умениями и профессионально значимыми личностными
качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и
постоянно
искусства.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с
необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми,
разными по индивидуальнопсихологическими характеристиками,
родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус,
коллегами,
др.
Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы
становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной
компетентности необходимо разобраться в сущности данного
педагогического
процесса.
М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством
развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного
вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой
коммуникативной
компетентностью:
• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и
в
партнёре;
• стремление понять другого человека в контексте требований конкретной
ситуации;
• установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное,
доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
• уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
• владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или
передать
партнёру;
• большая удовлетворённость общением и уменьшение нервнопсихических
затрат
коммуникации;
• умение эффективно общаться в разных статусноролевых позициях,
устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а
иногда
отношениям;
• высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
• умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого
результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
• способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться
сложившимся
процессе
вопреки
в
и
еёстабильности
состава.
При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей
целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе
которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических
задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями:
включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста,
создание эмоциональноцелостного фона, вариативное использование форм
сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и
расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного
образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий
информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической
деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных
умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости
коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной
компетентности
воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных
ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством
организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным
поведением коллег при воздействии с детьми,
их родителями,
администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их
основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ
способностей.
собственных
коммуникативных
Источники
1.http://pelikan.3nx.ru/viewtopic.php?t=300
2.http://parta1.com/blog/11937.html