КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Оценка 4.8

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.03.2018
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Публикация является частью публикации:
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.doc
ДОКЛАД ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА                                              Выполнила:                                            Педагог­психолог МКОУ СОШ № 29  г.Дзержинска Нижегородской области                                   Карпова Ирина Александровна Содержание                                                                         Стр. Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Социально­психологическая компетентность личности повышения   1.1   Понятие   социально­психологической   компетентности….……….…4­8 психологические пути и       её   1.2 Вербальные и невербальные средства общения……………………..9­11 Глава   2.   Методы   диагностики   и   развития   коммуникативной компетентности…………………………………………………………..12­16 Заключение…………………………………………………………………17 Литература………………………………………………………………….18 2 Введение                           Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование   не   только   отдельных   психических   функций,   процессов   и свойств   человека,   но   и   личности   в   целом.   Реальность   и   необходимость общения   определена   совместной   деятельностью:   чтобы   жить   люди вынуждены   взаимодействовать.   Общается   всегда   деятельный   человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей.  Человек с момента рождения общается с другими людьми. Но порой люди,   отличающиеся   высокими   достижениями   в   изучении   явлений материального   мира,   оказываются   беспомощными   в   области межличностных   отношений.   Поэтому   человек   должен   изучать   правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.   В   самом   общем   плане   компетентность   в   общении   предполагает развитие   адекватной   ориентации   человека   в   самом   себе   –   собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Таким   образом,   формирование   коммуникативной   компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Целью   моего   реферата   является   раскрытие   сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и 3 исследование   методов   развития.   Мы   попробуем   изучить   основные средства   общения,   исследовать   методы   диагностики   и   развития коммуникативной компетентности.  Глава 1. Социально­психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения 1.1 Понятие социально­психологической компетенции. Единственная   настоящая   роскошь   –   это   роскошь   человеческого общения. Об этом рассуждали философы на протяжении многих веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в   постоянном   общении.   Человек   всегда   дан   в   контексте   с   другим   – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки   зрения   трудно   переоценить   вклад   компетентного   общения   в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.               Коммуникативная   компетентность   рассматривается   как   система внутренних   ресурсов,   необходимых   для   построения   эффективной коммуникации   в   определённом   круге   ситуаций   личностного взаимодействия.   Компетентность   в   общении   имеет   несомненно инвариантные   общечеловеческие   характеристики   и   в   тоже   время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие   компетентного   общения   в   современных   условиях предполагает   ряд   принципиальных   направлений   его   гармонизации.   При этом   для   практики   развития   коммуникативной   компетентности,   важно ограничить   такие   виды   общения,   как   служебно­деловое   или   ролевое   и интимно­личностное.   Основание   для   различия   является   обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой   человек   приобретает   статус   ближнего,   а   общение   становится доверительным в глубоком смысле. Здесь речь идет о доверии партнёру 4 себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей. Компетентность   в   общении   предполагает   готовность   и   умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции –   владением   какой­либо   одной   из   них   и   её   реализацией   повсеместно, независимо   от   характера   партнёра   и   своеобразия   ситуации.   В   целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой­либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных   показателей   компетентного   общения.   Компетентность   во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности   интерактивной   и   перцептивной. партнёров   –   коммуникативной, Следовательно,   можно   говорить   о   различных   видах   компетентности   в общении.   Личность   должна   быть   направлена   на   обретение   богатой многообразной   палитры   психологических   позиций,   средств,   которые помогают   полноте   самовыражения   партнёров,   всем   граням   их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация  личностью   своей   субъективности   в  общении  связана   с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность складывается из способностей: 1. давать   социально­психологический   прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2. социально­психологически   программировать   процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3. осуществлять   социально­психологическое   управление процессами общения в коммуникативной ситуации.       Прогноз   формируется   в   процессе   анализа   коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. 5 Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения   личности   в   процессе   общения.   Уровень   установки   может прогнозироваться в ходе выявления: предметно­тематических интересов партнёра,   эмоционально­оценочных   отношений   к   различным   событиям, отношение   к   форме   общения,   включенности   партнёров   в   систему коммуникативного   взаимодействия.   Это   определяется   в   ходе   изучения частоты   коммуникативных   контактов,   типа   темперамента   партнёра,   его предметно­практических   предпочтений,   эмоциональных   оценок   форм общения.   При   таком   подходе   к   характеристике   коммуникативной компетентности   целесообразно   рассмотреть   общение   как   системно­ интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие: ­   коммуникативно­диагностическую   (выявление   возможных социальных,   социально­психологических   и   других   противоречий,   с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении); ­       коммуникативно­программирующую   (подготовка   программы общения,   разработка   текстов   для   общения,   выбор   стиля,   позиции   и дистанции общения); ­   коммуникативно­организационную   (организация   внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности); ­   коммуникативно­исполнительскую     (диагноз   коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения). Каждая   из   этих   составляющих   требует   специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность   остановиться   только   на   коммуникативно­исполнительской части.   Она   рассматривается   как   коммуникативно­исполнительское мастерство личности. 6 Коммуникативно­исполнительское   мастерство   личности проявляется   как   два   взаимосвязанных   и   всё   же   относительно самостоятельных   умения   найти   адекватную   теме   общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать   коммуникативный   замысел   непосредственно   в   общении.   В коммуникативно­исполнительском   мастерстве   личности   проявляются многие её навыки и, прежде всего навыки эмоционально­психологического саморегулирования   как   управление   своей   психофизической   органикой. Эмоционально­психологическая   саморегуляция   создаёт   настрой   на общение   в   соответствующих   ситуациях.   В   процессе   эмоционально­ психологической саморегуляции следует различать три фазы:           ­длительное эмоциональное «заражение» проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения;         ­эмоционально­психологическую   идентификацию   на   стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения;         ­оперативную   эмоционально­психологическую   перестройку   в обстановке общения. Эмоционально­психологическая   саморегуляция   проявляется   в умении   остро,   активно   реагировать   на   изменения   обстановки   общения, перестроить   общение   с   учётом   перемены   эмоционального   настроя партнёров.   Психологическое   самочувствие,   эмоциональный   настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.  Перцептивные   навыки   личности   проявляются   в   умении   управлять своим   восприятием   и   организовывать   его:   верно   оценивать   социально­ психологический   настрой   партнёров   по   общению;   устанавливать необходимый   контакт;   по   первому   впечатлению   прогнозировать   «ход» общения.   Они   позволяют   личности   верно   оценивать   эмоционально­ психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.  7 Экспрессивные   навыки   коммуникативно­исполнительской деятельности   принято   рассматривать   как   систему   умений,   создающих единство   голосовых,   мимических   и   визуальных   процессов.   Они проявляются   как   культура   речевых   высказываний,   соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально­мимического сопровождения высказывания, речевого тона  и речевой громкости. Коммуникативная   компетентность   как   знание   норм   и   правил общения,   владения   его   технологией,   является   составной   частью   более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».              По   мнению   ряда   психологов   можно   говорить   о   коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: 1. 2. 3. творческое мышление; культуру речевого действия; культуру   самонастройки   на   общение   и психоэмоциональной регуляции своего состояния; 4. 5. культуру жестов и пластики движений; культуру   восприятия   коммуникативных   действий партнёра по общению; 6. культуру эмоций. Коммуникативная   культура   личности   как   и   коммуникативная компетентность,   не   возникает   на   пустом   месте,   она   формируется.   Но основу   её   формирования   составляет   опыт   человеческого   общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:   знание   языков   общения,   используемых   народной   культурой; опыт межличностного общения в непраздничной сфере; опыт восприятия искусства.  Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности   личности.   С   одной   стороны,   он   социален,   с   другой   – индивидуален,   поскольку   основывается   на   индивидуальных 8 коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. В общении особую роль играет овладение социальными   ролями:   организатора   и   участника   общения.         Таким образом,   коммуникативная   компетентность   является   необходимым условием успешной реализации личности. 1.2 Вербальные и невербальные средства общения Общение,   будучи   сложным   социально­психологическим   процессом взаимопонимания   между   людьми,   осуществляется   посредством   знаков, точнее знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой   системы   используется   речь)   и   невербальную   (используются различные   неречевые   знаковые   системы).   Однако   невербальная коммуникация   требует   более   детального   деления   на   различные   формы. Выделяют   4   такие   формы:   кинестетика,   паралингвистика,   проксемика, визуальное   общение.  Каждая   из   них   имеет   свою  собственную   знаковую систему.              Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы   человеческую   речь.   Речь   является   самым   универсальным средством   коммуникации,   поскольку   при   передачи   информации   с помощью   речи   менее   всего   теряется   смысл   сообщения.   Правда,   этому должна   сопутствовать   высокая   степень   общности   понимания   ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При   помощи   речи   осуществляется   кодирование   и   декодирование информации:   коммуникатор   в   процессе   говорения   декодирует   эту информацию.   Точность   понимания   слушающим   смысла   высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт 9 смена   «коммуникативных   ролей»,   т.е.   когда   реципиент   превратится   в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Речь,   как   средство   общения,   одновременно   выступает   и   как источник   информации,   и   как   способ   взаимодействия   на   собеседника. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только   необходимо   ещё знать   структуру   коммуникативного   акта, проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи. Исследования   показали,   что   в   ежедневном   акте   коммуникации человека   слова   составляют   7%,   звуки   и   интонации   38%,   неречевое взаимодействие 53%. Говорим   голосом,   беседуем   всем   телом:   таким   образом коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств. Первым   среди   них   выделяется   оптико­кинестическая   система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо   человека   способны   сказать   больше,   чем   произнесённые   слова, мимические выражения несут более 70 % информации. Важно отметить, что   основную   познавательную   нагрузку   в   ситуации   распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Жесты   при   общении   несут   также   много   информации,   в   языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп: 1.   жесты­иллюстраторы   –   это   жесты   сообщения:   указатели, пиктографы ­ образные картинки изображения; кинетографы – движение телом, идеографы – свободные движения руками; 10 2.   жесты­регуляторы   –   это   жесты,   выражающие   отношение говорящего   к   чему­либо.   К   ним   относят   улыбку,   кивок,   направление взгляда, целенаправленные движения руками; 3. жесты­эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает – «до свидания»; 4.   жесты­адаптаторы   –   это   специфические   привычки   человека, связанные с движением рук; 5. жесты­афоректоры – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.  Значимость оптико­кинестической системы знаков в коммуникации настолько   велика,   что   в   настоящее   время   выделилась   особая   область исследований – кинестетика. Паралингвистическая   система   –   это   система   вокализации,   т.е. качество   голоса,   его   диапазон,   тональность.   Экстралингвистическая система   –   включение   в   речь   пауз,   других   вкраплений,   например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают   семантически   значимую   информацию,   но   не   посредством дополнительных   речевых   включений,   а   «околоречевыми»   путями, приёмами. Пространство   и   время   организации   коммуникативного   процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Точно   также   некоторые   нормативы,   разработанные   в   различных культурах,   относительно   временных   характеристик   общения   выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. 11 Проксемика   как   специальная   область,   занимающаяся пространственной   и   временной   организации   общения,   располагает   в настоящее   время   уже   большим   экспериментальным   материалом.   Её основатель Э. Холл.  Следующая   специфическая   знаковая   система,   используемая   в коммуникативном   процессе   –   это   «контакт   глаз»,   имеющий   место   в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой   системой,   значение   которой   весьма   ограничено.   Английский исследователь   М.   Аргайл   и   его   сотрудники   разработали   далее определённую   «формулу   интимности»,   выяснив   зависимость   степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз.  Все  приемы  и способы  вербальной  и  невербальной  коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности. Глава   2.   Методы   диагностики   и   развития   коммуникативной компетентности Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность   знаний,   умений   и   навыков,   обеспечивающих   успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения   системы   диагностики:   инвентаризация   компонентов компетентности  (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки   каждого   из   компонентов   соответствующей   психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован   –   по   мере   расширения   и   углубления   исследований коммуникации   рост   числа   выявляемых   компонентов   превышает   темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности.   Фактически   же   при   диагностике   компетентности 12 ограничиваются   оценкой   весьма   узкого   набора   её   составляющих. Поскольку   всесторонняя   диагностика   затруднительна,   желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки. На  роль основных критериев отбора претендуют два критерия. Они формируются как принципы диагностики:  1. никакой   оценки   личности   без   оценки   актуального   или потенциального окружения; 2. никакой оценки без развития. Коммуникативная   компетентность  рассматривается   как   система внутренних   ресурсов,   необходимых   для   построения   эффективного коммуникативного   действия   в   определённом   круге   ситуаций межличностного взаимодействия. Как   и   всякое   действие,   коммуникативный   акт   включает   в   себя анализ   и   оценку   ситуации,   формирование   цели   и   состава   действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.  Большой блок методик основан на анализе «свободных описаний» различных   коммуникативных   ситуаций,   задаваемых   экспериментатором вербально   или   с   помощью   изобразительных   средств.   Это   создаёт возможности   согласовывать   ситуацию   обследования   с   контекстом реальной   или   потенциально   возможной   сферы   жизнедеятельности обследуемого,   что   выгодно   отличает   данный   методический   подход   от стандартизированных   опросников,   в   которых   значительная   часть «пунктов» зачастую не имеет отношения к актуальной для тестируемых лиц коммуникативной сфере. Диагностика   компетентности   ориентировочной   части коммуникативного действия частично производится и с помощью методик, основанных   на   «методах   анализа   конкретных   ситуаций».   Этот   подход имеет   то   ограничение,   что   не   позволяет   непосредственно   оценивать когнитивные ресурсы, используемые при ориентировке коммуникативного 13 действия, но с другой стороны, он даёт возможность определить степень эффективности их использования, о чём можно судить по адекватности определения ситуации.  Целостная   диагностика   коммуникативной   компетентности,   или оценка   ресурсов   коммуникативного   акта,   предполагает   анализ   системы внутренних средств, обеспечивающих планирование действия. При оценке компетентности   применяются   различные   количественно­качественные характеристики решения, среди которых основное место занимает такой показатель, как число различных видов конструктивных решений. Исследования   социального   взаимодействия   позволили   установить, что люди в процессе коммуникаций ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. Эта система правил включает в себя   локальный   социальный   аспект,   ритуалы,   правила   регуляции соревновательной активности. Незнание человеком общепринятых правил вызывает обычно у окружающих чувство неловкости, однако неясно, как использовать это явление в целях психодиагностики. Создание адекватных средств анализа этой составляющей коммуникативной компетентности – дело будущего. Диагностика   исполнительной   части   коммуникативного   действия основывается   на  анализе   и   оценке   операционального   состава   действия. Анализ операционального состава производится с помощью наблюдения, либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих  ситуации реального взаимодействия. Большую роль   играют   здесь   технические   средства   фиксации   поведения наблюдаемых   –   аудио   и   видеозаписывающая   аппаратура,   поскольку   их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно   важно,   сам   наблюдаемый   может   быть   привлечён   к   процессу анализа. 14 На первом этапе анализа проводится инвентаризация используемых коммуникативных   техник   –   выделяется   своеобразный   операциональный репертуар.   В   такой   репертуар   могут   входить   владение   темпом   речи, интонацией, паузой, лексическое разнообразие, навыки недирективного и   мимика   и активизирующего   слушания,   невербальная   техника: пантомимика, пространства и т.д.   фиксация   взгляда,   организация   коммуникативного Одним   из   параметров   оценки   является   количество   используемых коммуникативных техник. Другим параметром является уместность, или адекватность   используемого   технического   приёма.   Оценка   этой характеристики   операционального   потенциала   коммуникативного действия   производится   с   помощью   экспертных   суждений   в   процессе оценки аудиовизуальной записи. Современный   подход   к   проблеме   развития   и   совершенствования коммуникативной   компетентности   взрослых   людей   состоит   в   том,   что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не   решается   одним   лишь   информированием   испытуемого   о   результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики, таким   образом,   при   котором   его   участники   получат   действенную информацию,   т.е.   такую,   на   основе   которой   люди   смогли   бы   сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения. Приобретение   коммуникативного   опыта   происходит   не   только   на основе   непосредственного   участия   в   актах   коммуникативного взаимодействия   с   другими   людьми.   Существует   множество   путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. 15 Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует   овладению   средствами   регуляции   собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё   Не   случайно   наблюдение   за   коммуникативным взаимодействие.   поведением   других   людей   рекомендуется   в   качестве   эффективного способа повышения собственной компетентности. Важным   моментом   процесса   формирования   коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях.   Планирование   своих   действий   «в   уме»   является   составной частью   нормального   протекающего   коммуникативного   действия. Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована   для   обеспечения   «контролируемой   спонтанности», являющейся   важной   характеристикой   компетентного   коммуникативного поведения. Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма   эффективным,   но   далеко   не   единственным   средством   развития коммуникативной   компетентности.   Человек   овладевает   внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие,   наблюдая   за   поведением   других   людей,   проигрывая   в воображении   возможные   коммуникативные   ситуации.   Решая   вопросы повышения   коммуникативного   потенциала   личности, использовать весь арсенал имеющихся средств.   необходимо Таким   образом,   коммуникативную   компетентность   целесообразно рассматривать   как   систему   внутренних   средств   регуляции коммуникативных   действий.   Диагностика   является   в   первую   очередь 16 процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.                        Заключение 17 Когда   говорят   об   общении   как   обмене   информацией,   имеют   в   виду коммуникативную   сторону   общения.   Передача   любой   информации производится посредством знаковых систем, т.е. знаков. Для того чтобы обеспечить  возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна   быть   выработана   единая   система   значений   знаковых   систем, позволяющая   индивидам   по   общению   правильно   ориентироваться   в определенной области знаний. Передается информация коммуникатором средствами  вербальной и невербальной информации.            Подведя итоги по сделанной нами работе, можно твердо сказать,  что,   коммуникативная   культура   личности   как   и   коммуникативная компетентность,   не   возникает   на   пустом   месте,   она   формируется.   Но основу   её   формирования   составляет   опыт   человеческого   общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:   знание   языков   общения,   используемых   народной   культурой; опыт межличностного общения в непраздничной сфере; опыт восприятия искусства.  Таким   образом,   коммуникативная   компетентность   является необходимым условием успешной реализации личности. 18 Литература 1. Андреева Г. М.  Социальная Психология.  М., 1998.  2. Асмолов А.Г. Психология личности.  М., 1990 .  3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. М., 2001 4. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М., 2004 5.Головаха   Е.И., взаимопонимания. М.,1989   Панина   Н.В.   Психология   человеческого  6. Леонтьев А.А. Психология общения.  М., 1997.  7. Майерс Д.  Социальная психология. Санкт­Петербург, 1998.    19

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018