"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
30.03.2019
Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Древнегреческий философ Сократ говорил: «Каков человек, такова и речь».
Признаки хорошей речи общеизвестны. Она должна быть правильна, точна, ясна, уместна, логична, проста, чиста, жива и благозвучна. Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», - писал в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
Барышева Е.Б. Повышение культуры речи.docx
Барышева Елена Борисовна,
учитель МОУ ИРМО «Хомутовская средняя
общеобразовательная школа №2»
Педагогическая студия «Повышение культуры речи и
грамотности школьников».
Тема сообщения: «Повышение культуры речи и грамотности
школьников через коммуникативно-речевую культуру
педагога».
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
АнтуандеСентЭкзюпери
Культура речи это такой выбор и такая организация языковых средств,
которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных
языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в
достижении поставленных коммуникативных задач.
Древнегреческий философ Сократ говорил: «Каков человек, такова и
речь».
Признаки хорошей речи общеизвестны. Она должна быть правильна, точна,
ясна, уместна, логична, проста, чиста, жива и благозвучна. Данные правила
должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их
выполнение обеспечит эффективность общения. «Говори так, чтобы тебя нельзя
было не понять», писал в античные времена римский учитель красноречия
Квинтилиан.
Сегодня же русский язык переживает колоссальные перемены. Невнимательное,
небрежное отношение к нормам произношения, ударения, использование в речи
жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований загрязняют речь,
разрушают литературный язык, а это ведет в конечном итоге, как утверждают лингвисты, к гибели нации. Подростки быстро реагируют на появление нового в
обществе, и эти изменения находят свое выражение в их речи. . Современному
учителю все сложнее и сложнее донести до своего ученика всю важность
развития интересной, интеллектуальной, с хорошо организованной речью
личности. Тем актуальнее для меня слова Льва Семеновича Выготского,
который говорил о роли учителя:
«На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться
организатором той социальной среды, которая является единственным
воспитательным фактором. Детей следует обучать тому, что они не смогут
усвоить сами, без помощи взрослых».
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих
реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер
взаимодействия педагога и учащихся. Речевое общение эффективно, если в
результате его между участниками возникла гармония и понимание.
Педагогическая речь – это показатель мастерства, умение, не зависящее от
какихлибо иных показателей. Она является образцом для учащихся, по
которому они учатся строить свою речь. При этом следует помнить, что для
учеников речь учителя зачастую является единственным образцом
литературной нормы и правильного построения речи вообще. В нашем
педагогическом ораторском мастерстве есть цель – заинтересовать,
замотивировать,
В настоящий момент бывает сложно
заинтересовать, замотивировать учащихся на свой предмет. Но как раз в этом
привлечь.
и заключается наша основная задача: если ученику интересно, он его изучает.
Для того чтобы нас услышали, мы должны донести. Донести с помощью речи,
донести с помощью коммуникаций. Коммуникация – это не только речь.
Коммуникация – это имидж, это положение, это поза в пространстве, это
структура речи и содержание. Причем, содержанию уделяется чуть меньший
процент, чем всему остальному. То есть если на этапе первых трёх показателей не были достигнуты понимание и симпатия, а это необходимо, то
содержание речи, к сожалению, не всегда может вытянуть процесс обучения.
Если мы нравимся, мы вызываем доверие. Если учитель входит в класс, пока
не произнося ни слова, и уже симпатичен своему ученику: походкой, жестами,
мимикой, улыбкой, интонацией, он уже завоёвывает доверие. И когда такой
контакт налажен, можно давать материал. Педагогическая риторика –
искусство красиво говорить, она является частью ораторского мастерства.
Это доступность речи, точность речи, уместность, выразительность.
Старайтесь доносить речь, не используя профессионализмов. Доступность
речи – это большой «плюс» на пути качественного взаимодействия.
Применяйте синонимы в речи, чтобы вас понимали. Учащиеся воспринимают
слова учителя не только на слух, но и зрительно. Эта особенность требует от
педагога умение контролировать свой внешний вид, поведение и эмоции в
процессе речевой учебной деятельности. Визуальная привлекательность –
важная часть имиджа педагога. Истинный педагог, любящий свою профессию,
должен выглядеть идеально, быть эталоном и примером: поделовому,
элегантно.
аудиовизуальна и
стильно,
импровизирована. Публична, потому что мы разговариваем с классом.
Речь педагога публична,
Аудиовизуальна – это когда мы достигаем результата не только голосовой
передачей, но и имиджем, позой, вербальными средствами. На всё это
обязательно обращает внимание ученик. Он видит нас целиком и создает о нас
образ целиком. Мы для него эталонный образец. Отсюда и складывается
впечатление о нашем предмете: нравится – не нравится, понимаю – не хочу
понимать, или не могу в силу личностных отношений. Импровизированность.
Бывает ситуация, когда учителю необходимо проявить свой актерский талант.
Будьте теми актёрами, на которых смотрят и восхищаются. Имидж. Каждый
учащийся обязательно обращает на это внимание. Педагог – профессия
строгая, официальная, соответственно, стиль предпочитаем официальный.
Даже обувь играет не последнюю роль. Часто бывает такое ощущение, что в уличной обуви учитель забежал «на минутку». Поверьте, они берут с нас
пример и хотят видеть нас эталоном. Дети часто хотят выглядеть как их
любимая учительница или учитель, делать такую же прическу, применять
жесты, интонацию голоса. Как мы говорим интонационно? У каждого из нас
свой тембр голоса. Средний тембр – то комфортное состояние, которое
вполне позитивно улавливают дети. Понаблюдайте за классом и ритмом своей
речи. Если класс в целом усваивает материал хорошо, то Вам остается
проработать некоторые проблемы с малым количеством учащихся, что
потребует адекватного времени. Урок должен быть не только насыщенным, но
и интересным. Если Вы даете много материала, при этом монотонно и
"официальным" языком, то есть вероятность, что большая часть учащихся его
не освоит, если даже Вы дадите много разной информации. Говорите ровно и
спокойно, делайте интонационные акценты на важных словах, соблюдайте
паузы, привлекайте учащихся для примеров, пробуждайте их интерес,
предлагайте вариативные способы работы на уроке. Понаблюдайте за темпом
своих учеников, это может отражать Вашу манеру проведения урока. Задача
не в том, чтобы все успеть, а в том, чтобы сделать это с качественным
результатом.
Стиль педагогического общения отражает профессионализм педагога, его
общую и профессиональную культуру. Демократический стиль – проявление
взаимного уважения и доверия. Учитель мотивирует учащихся на достижение
качественных результатов их учебных целей, активизирует их умственные
способности, создает оптимальные условия для взаимопонимания между
учителем и учеником.
Я часто привожу примеры учащимся, из которых ясно видно, что получаемые
ими знания не просто школьная программа, а та необходимость, без которой
они не смогут построить карьеру, быть полноправным участником общества,
создать счастливую семью, мечтать о путешествиях и позволять их себе и т.п. Мы вместе обсуждаем примеры и делаем выводы. Обычно, дети с большим
интересом реагируют на такие игры. Т.е. мы пытаемся окунуться в реальную
взрослую жизнь без знаний и навыков, а после с их применением.
Одним из критериев оценки уровня речевой культуры является степень
активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и
зафиксировать. Представляется интересным обратить внимание на такие формы
урока, как дискуссия, полемика, семинар, так как именно технология
диалогового общения является наиболее эффективной для повышения
активности обучающегося. Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо
повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются
собственные примеры из жизни. Но и в процессе дискутирования его участники
не должны забывать о правилах соблюдения культуры слушания. Перед началом
дискуссии следует позаботиться о правилах поведения. Можно предложить
ребятам самостоятельно определить правила, а учитель их подкорректирует.
Вот примерный список таких правил, предложенных американским педагогом Ф.
Тибитс:
слушать того, кто говорит;
говорит только один человек;
если хочешь чтото сказать, покажи это, подняв руку;
•
•
•
• нельзя прерывать того, кто говорит;
• когда ты с кемто не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не
человека;
• нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
• надо вовлекать в обсуждение всех.
Когда дискуссия проводится в свободной форме, т.е. говорят все, кто
хочет высказаться, уместен прием «Речевой этикет»:
Каждый, кто хочет чтото сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой
уважаемый коллега…» и дальше кратко изложить суть точки зрения
предыдущего оратора. «Я же считаю, что…» – продолжает говорящий и
излагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям. А приём «Голоса» подходит
для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно
подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько
карточек«голосов». Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал
карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут
сказать более тихие. Или приём «Бинарная дискуссия». Ее задача – не только
рассмотрение разных точек зрения на проблему, но и развитие ораторских,
коммуникативных навыков. Класс делится на три группы. Одна из групп
назначается экспертной. Учитель предлагает ей список вопросов или проблем
для обсуждения. Эта группа располагается в центре класса.Эксперты выбирают
один из вопросов и предлагают его двум остальным группам, которым, в свою
очередь, выдается перечень позиций по каждому из вопросов списка, причем
позиции по каждому вопросу у двух групп противоположны. Например, в
качестве ответа на вопрос «Кто должен обладать правом голоса?» вторая группа
получает карточку «Правом голоса на выборах должны обладать все
совершеннолетние граждане», а третья группа – «Правом голоса должны
обладать граждане, получившие высшее образование».
Группам дается несколько минут для того, чтобы подготовить выступления,
отстаивающие предложенные позиции. Представители групп (один человек или
несколько) произносят речи. Экспертная группа оценивает каждое выступление
и решает, кто более убедительно отстоял свою позицию. Эксперты могут
обращать внимание на содержание речи, на то, как она была построена,
использовались ли примеры и т.д. В то же время эксперты должны решить, какая
из позиций по предложенным вопросам им ближе и почему. Часто я использую
приём «Карточкисигналы». Для каждого участника дискуссии готовится целый
набор карточексигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим,
красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с
восклицательным знаком – высказаться самому. А можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают
друг друга.
В конце дискуссии необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и
выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте
их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их
решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую
формулировку.
Помимо этого, учитель должен поблагодарить всех участников дискуссии,
отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто
внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем
самым ребята получат «положительную обратную связь», которая поможет им
закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: идеально
организованный педагог способствует повышению культуры речи своих
учеников, а технология диалогового общения способствует формированию
высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую
очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном диалоге.
Данные формы обучения эффективно повышают уровень развития речевой
культуры обучающегося.
Литература
Белова С. В. Диалог – основа профессии педагога: Учебнометодическое
Загрекова Л. В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для
1.
пособие. М.: АПКиПРО, 2002.
2.
студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004.
3.
Русский язык в школе, 1999, № 5.
4.
«Педагогический поиск», 2002.
Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов//
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва,
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
"Коммуникативно-речевая культура учителя- секрет повышения культуры речи и грамотности школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.