Коммуникативные игры-упражнения
Помогают развивать интерес учащихся к самостоятельной речевой деятельности, точность, уместность, эстетику речи, способствует усвоению норм речевого этикета. Можно использовать во внеурочной деятельности и в качестве разрядки на уроке.
v Знакомство
Каждый учащийся называет своё имя так, как ему нравится, чтобы его называли.
Учитель. Внимание, дети! Всех вас заколдовала злая волшебница. Но снять «колдовство» можно, если вспомнить имена своих товарищей и назвать их.
Дети по очереди вспоминают, кого как зовут.
v Моё имя
Учащийся по желанию становится в круг и рассказывает историю своего имени:
Что обозначает, в честь кого его так назвали.
v Поиск аналога
Учитель называет предмет. Нужно назвать другие предметы, которые похожи по разным признакам.
v Скажи по-другому
Учитель говорит фразу. Каждая группа должна передать её содержание другими словами.
v Путаница
Играет группа детей. Первый называет любое слово, второй повторяет это слово и прибавляет своё так и так далее. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.
v Три слова
Работа в группах или парах. Учитель называет любые 3 слова, которые не связаны между собой по содержанию. Нужно составить как можно больше предложений с этими словами.
v Опиши (нарисуй) наоборот
Учитель демонстрирует сложный рисунок, дети списывают (сложно рисуют) его, меняя основные предметы, явления, действия, качества на противоположные.
v Чего на свете не бывает?
Работа в парах или группах.
Придумать то, чего на свете не бывает, и рассказать об этом всем. Например, о несуществующем животном.
v Живой цвет
Учитель показывает одному учащемуся карточку какого-нибудь цвета. Тот с помощью жестов и мимики, позы, звуков изображает этот цвет. Все дети угадывают. Кто догадался первым, становится «живым цветом».
v Я начну, а ты продолжи
Игра в парах.
Первый участник начинает предложение, а второй продолжает, потом – наоборот.
v Угадай профессию
Нужно отгадать профессию, которую загадал ведущий.Ведущий показывает действия, которые связаны с этой профессией.
v Испорченный телефон
Класс делится на две команды и по сигналу передаёт высказывание. Победит команда, которая быстрее и без ошибок передаст сообщение.
v Азбука везде
Дети работают в командах. За 2 минуты нужно написать как можно больше названий предметов, которые находятся в классе.
v Логическая цепочка
Первый, кто начинает цепочку, называет слово, второй прибавляет слово и объясняет, как
Оно связано с первым и так далее. Например, вилка-тарелка ( чтобы завтракать) – ваза (тоже сделана из фарфора) – вода (наливает в вазу) – речка ( течёт вода) – лето ( хорошо летом на речке) и так далее.
v Точка зрения
Учитель предлагает учащимся попробовать посмотреть на мир глазами кого-нибудь другого. Например: речка глазами маленькой рыбки; лес глазами зайчика.
v Посмотри в зеркало.
Каждый из учащихся, глядя в зеркало, говорит себе ласковые, приветливые, добрые слова.
v Продолжи предложения.
Мне весело, когда…
Я люблю…
Я хочу…
Мне грустно, когда…
Мне стыдно, когда…
Мне интересно, когда…
v Мы - фантазеры.
v Кому и за что.
Дети передают по очереди игрушку или цветок и говорят, кому и за что дарят ее. Например: « Я хочу передать этот цветок Тане за то, что она первая отгадала загадку на уроке. Я хочу передать этот цветок Коле, потому что он хорошо играет на скрипке».
v Домашнее задание.
Эта игра развивает у детей наблюдательность. Все учащиеся дома пишут небольшие сочинения о ком-то из товарищей, а все пытаются угадать, о ком говорится.
v Отказ.
Каждый воспитанный человек должен уметь и в тактичной форме отказывать, но не обижая того, кто обратился с предложением или просьбой. Но делать это нужно настолько убедительно, чтобы другой человек понял вашу ситуацию. Разыгрываются сценки, в которых учащийся обращается с просьбой и приглашением, а партнер должен ему отказать, не обижаясь
v Рисую музыку словами
Прослушав музыкальный отрывок, учащиеся описывают мелодию с помощью словесных способов. (3-5 предложений).
v Я вижу слова
Учитель читает текст (можно стихотворный), учащиеся закрывают глаза, слушают, а потом описывают (устно или письменно) зрительные картины, которые появились в их воображении.
v Я - фотограф
Учащиеся должны описать сами себя или кого-то из присутствующих, нарисовать портрет словами, то есть «сфотографировать» определённого человека.
v Собиратели сокровищ
Дети составляют словарик (антонимов, синонимов, слов определённых тематических, лексико-грамматических групп).
v Мыслитель
Задание: составить НЕЗНАЮ к определённому понятию. Потом обмениваются творческими работами в парах или группах с дальнейшим их анализом и оцениванием.
v Поиграем в слова
Работа в парах. Один ученик имеет имя существительное, другой подбирает к нему имя прилагательное. Можно расширить количество участников группы, что даёт возможность больше подобрать прилагательных или слов других частей речи.
v Единое начало
Работа в малых группах. Учащиеся составляю тексты, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.
v Вопрос - подарок.
Учащиеся формулируют вопросы по теме урока, потом обмениваются вопросами и готовят на них ответы.
v Речевой этикет
Работа в группах. Задание: в коротких диалогах передать приветствие с друзьями, прощание с родителями, приглашение на день рождения.
v Разрисую слово
Обучающиеся должны подобрать эпитеты к данным словам: язык, речь, слово, песня. Россия – мечта, мысль, вера, правде, добро, радость, счастье, любовь, надежда.
v Урок человечности
Корректно обучающийся должен указать на недостатки, неправильное поведение вымышленному собеседнику.
v Мы – поэты
Даны рифмы. Обучающиеся сочиняют четверостишие с этими рифмами. Например: ……………………….лето
……………………….школьный
……………………….приветы
……………………….довольный
(Можно выполнять в парах).
v Ювелиры
Задание: написать сочинения – миниатюры или составить предложения, состоящие из:
1. только из глаголов
2. имен существительных
3. только из грамматических основ.
v Кто больше
Задание: составить с данными словами побольше самостоятельных предложений (за определенное время). Например: земля, дорога, мама, солнце, небо, красота, душа, сердце.
v Соедини
Учащимся нужно построить мини-текст (3-5 предложений) , который нужно ввести определенные слова, а во время проверки выполнения задания «занять» у соседа по парте самое интересное предложение и ввести его в свой текст.
v Искатели приключений
Учащиеся придумывают и описывают приключения, которые предшествовали бы данному окончанию текста. Работу выполняют в малых группах.
…И вот наконец, берег. Все, кто был в лодке, взглядами и словами поддерживали друг друга. Казалось, всё закончилось.
v Рассказ - цепочка.
В группах один учащийся составляет предложения, а каждый последующий прибавляет своё, чтобы вместе получился короткий содержательный рассказ.
v Конструктор.
Задание: из букв предложенного учителем или одноклассником слова, создать как можно больше новых слов. Начальное слово должно состоять из большого количества букв, например: библиотека, гидроэлектростанция.
v «Теплое» слово.
Среди записанных на доске слов учащиеся должны назвать «теплые» то есть те, которые вызывают положительные ассоциации.
Улыбка, солнышко, цветок, хитрость, гордость, ромашка, доброта,
помощь, любовь, ненависть, предательство, мелодия.
v Мастера слова.
Задание: написать сочинение – миниатюру на определенную тему, которое состояло бы только из слов определенной части речи, например, глаголов. Учащиеся по своему усмотрению выбирают жанр сочинения, работают в парах.
v Письмо по кругу.
Учащиеся делятся на группы от 3 до 8 человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает записать на листке одно – три предложения по определенной теме. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.