Коммуникативные игры, направлены на обучение детей навыкам общения, коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.Коммуникативные игры, направлены на обучение детей навыкам общения, коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры.
Обучение детей навыкам общения.
В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести
ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие
дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с
окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной
инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если
к ним ктото обращается. Они не могут поддержать и развить установившийся
контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто
конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение
контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая
самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности,
расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование
этой способности – важное условие нормального психологического развития
ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для
детей дошкольного возраста, общение включает знание:
что сказать и в какой форме выразить свою мысль,
понимание, как другие будут воспринимать сказанное,
умение слушать и слышать собеседника.
Оказывая, практическую помощь детям в социальной адаптации, взрослые должны
понимать роль коммуникативных игр.
Коммуникативные игры развивают:
1. Средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию;
2. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность
управлять им;
3. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
4. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных
движений и речи;
5. Воспитывают доверительные отношения друг к другу;
6. Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте.
Знакомство с невербальными средствами общения, изучение частей тела человека.
«Молчаливое знакомство»
Содержание: участники двигаются по комнате. Ведущий командует: «Руки!»
останавливаются и жмут друг другу руки, ( «Спинки!» здороваются спинами, «Носики!»
трутся носами, «Лобики!» лбами). В завершение даются команда в «Круг!» все
становятся в круг и говорят «Здравствуйте!».
Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.
«Бабушка Маланья»Содержание: в этой игре водящий должен придумать какоенибудь оригинальное
движение, а все остальные за ним повторить. На ребенка, изображающего бабушку можно
надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню,
сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движение за руки по
кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот
с такой бородой, вот с такой головой. Останавливаются и с помощью жестов и мимики
изображают то, о чем говорится в тексте: Закрывают брови руками, делают круглые глаза,
показывают большой нос и уши, показывают усы. Ничего не ели, целый день сидели
(присаживаются на корточки). На нее глядели и делали вот так (повторяют за Маланьей
любое смешное движение).
Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать, поплясать, сделать руками
«нос», можно сделать рожки и т.д.
Игра на развитие навыков волевой регуляции.
«Ах, какой я молодец!»
Содержание: дети прыгают (ноги вместе, в стороны, сопровождая прыжки хлопками
руками над головой и по бедрам). Педагог произносит в произвольном порядке числа от 1
10. На число «Семь!», играющие останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах,
какой я молодец!», после чего игра возобновляется.
Игры, направленные на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию
детских коллективов.
« Я рисую»
Содержание: ведущий произносит: «Я рисую», участники бегают в рассыпную. Ведущий
произносит: «Круг» (линия, полукруг, квадрат, треугольник и т.д.), участники быстро и
организовано формируют названную фигуру. Игра повторяется 23 раза.
«Цифры»
Содержание: дети свободно двигаются под веселую музыку в разных направлениях.
Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно
названной цифре: 2 парами, 3 –тройками, 4 – четверками. В конце игры ведущий
произносит «Все», дети встают в общий круг и берутся за руки.
«Радио»
Содержание: дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «
Внимание! Внимание!
Спрятался ребенок (и подробно описывает когонибудь из группы участников: цвет волос,
глаз, рост, одежду) пусть подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга и
определяют, о ком идет речь. Если дети угадали правильно, то этот ребенок становится
ведущим.«Колпачки»
Игра для создания положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.
Содержание: взрослый раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из
цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу при этом
говоря «Здравствуйте», руками колпачки трогать запрещается.
Игры для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от
друга
1 «Передай сигнал»
Содержание: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом ребенку
через пожатие руки, сигнал нужно передавать следующему, разговаривать нельзя. Когда
сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает, что сигнал получен. Игра
повторяется с закрытыми глазами. Главное условие общение без слов.
2 «Комплименты»
Содержание: дети сидят по кругу. По очереди, глядя в глаза друг другу, желают соседу
чтото хорошее, хвалят, восхищаются, при этом передают какой – либо предмет (сердечко,
солнышко, фонарик, цветок) из рук в руки. Принимающий говорит: «Спасибо. Мне очень
приятно». Правило – не повторяться.
Материал составила педагог – психолог Л.В. Кирнова,
журнал «Справочник педагога – психолога» 1,2015;
м.о. педагогов – психологов г. Волгодонска.