Коммуникативные игры и упражнения с приемными родителями (опекунами) направлены на расширения сферы ресурсов личности помогает будущим приемным родителям понять, доверяют ли они сами окружающим, и легко ли им было это сделать, прочувствовать, как влияют на наше психическое состояние и эффективность деятельности поощрение и наказание.Коммуникативные игры и упражнения с приемными родителями (опекунами) направлены на расширения сферы ресурсов личности помогает будущим приемным родителям понять, доверяют ли они сами окружающим, и легко ли им было это сделать, прочувствовать, как влияют на наше психическое состояние и эффективность деятельности поощрение и наказание.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
С ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ (ОПЕКУНАМИ)
Упражнение «Веселая Вера». В кругу участники перебрасывают мяч, называя
свое имя и прилагательное на первую букву имени (например, Вера – веселая, Ольга
остроумная). Мяч должен побывать у каждого участника.
Упражнение «Будем хвастаться».
Инструкция: каждая семья (участник) пишет несколько достижений своей
семьи, которыми можно гордиться (не менее 5). Представляют их по очереди в
общем кругу.
Упражнение «Мне нравится… Мне не нравится…».
Инструкция: участники по кругу заканчивают предложения «Мне нравится…
Мне не нравится…». Ведущий в конце обращает внимание на то, что умение
выражать свою позицию позволяет сделать отношения более открытыми и снижает
вероятность недопонимания и конфликтов в общении.
Упражнение «Я чувствую себя как…». Закончить предложение, используя
любой образ: явления природы, неодушевленного предмета, растения и т.п.
Упражнение «Горячий стул».
Инструкция: каждый участник по очереди садится в центр круга. Остальные
говорят о том, какие его качества могут помочь ему быть эффективным
принимающим родителем.
Упражнения «Если я сейчас….»
Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого,
ребенка.
Инструкция:
предлагается участникам ( опекунам) вспомнить различные
ситуации общения с детьми (дветри). Опишите их и проанализируйте собственное
поведение, сделайте вывод: приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы
изменить свою позицию.
Тренинговые игры и упражнения для опекунов
Упражнение «Разожми кулак».
Инструкция: группа делиться на пары, рассчитывается на «первыйвторой».
«Первые» сжимают кулак, «вторые» пытаются разжать его любыми способами,
исключая болевые.
Вопросы для обсуждения. Было ли легко выполнить задание? Какие способы
использовали? Как восприняли их «первые»? Хотелось ли разжать кулак?
Вывод: для достижения цели, сила и напор не всегда наилучшая стратегия.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Инструкция: все участники делятся на пары. Один участник закрывает глаза и
движется в любом направлении («слепой»). Второй участник («поводырь») кладет
обе руки на плечи «слепого» и регулирует его движение, предотвращая столкновение
1с другими «слепыми»: хлопок по левому плечу – движение налево, хлопок по
правому плечу – движение направо, хлопок по голове – остановка.
Вопросы для обсуждения. Каков метафорический смысл этого упражнения?
Какое отношение он имеет к теме нашего тренинга?
Упражнение – разминка «Рисунок одним карандашом».
Инструкция: все участники делятся на пары.
Задание парам: возьмите вдвоем одну ручку и, молча, начинайте рисовать общий
рисунок.
Вопросы для обсуждения. Трудно ли было добиться согласованного действия?
Что мешало, что помогало? Какую связь с темой занятия вы видите?
Упражнение «Как проявляются травмы прошлого».
Инструкция: приглашаются три пары добровольцев: первый участник в паре
«ребенок», другой «воспитатель». «Дети » по очереди отводятся в сторону и им
дается установка, как себя вести.
Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а
может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Чтобы
ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда‐то в твоей жизни случилось что‐то страшное, ужасное,
что связано для тебя со словом “три”. Если услышишь это слово, значит,
тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».
Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать
руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же
попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай, пошли куда подальше».
Приглашается в круг первый «воспитатель» и первый «ребенок».
Задание «воспитателю»:
«Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово,
похлопайте вместе!».
Участникам дается некоторое время на развитие событий. Игра останавлива
ется в тот момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максима
льным.
Приглашается в круг второй «воспитатель» и второй «ребенок».
Задание «воспитателю»: «Научите ребенка считать до пяти».
Приглашается в круг третий «воспитатель» и третий «ребенок».
Задание «воспитателю»: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем‐
то болтаете и вдруг заметили,
все горло открыто. Поправьте шарф».
что
он
неаккуратно
повязал шарф,
Вопросы для обсуждения.
Что воспитатели испытывали, когда пытались поиграть с ребенком,
научить его чему‐то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
Что, по мнению участников, происходило?
Почему дети так странно вели себя?
2«Детям» предлагается рассказать, какие установки ими были получены и какие
чувства они испытывали, когда «воспитатели» проявляли
непонимание и настойчивость.
Ведущий подчеркивает, что в действиях «воспитателей» не было ничего
заведомо неверного. Любой бывает обескуражен, столкнувшись
поведением, мотивы которого совершенно непонятны.
Цель наших занятий: подготовить к подобным ситуациям, показать скрытую сторон
у происходящего.
Упражнение «Дистанция».
Инструкция: группа делиться на пары, рассчитывается на «первыйвторой».
Задание группе: постройтесь в две параллельные шеренги («первые» и
«вторые») на расстоянии около метра, повернитесь лицом к своей паре. По сигналу
ведущего «первые» начинают медленно подходить ко «вторым», которые стоят на
месте. Как только «второй» участник почувствует дискомфорт от слишком близкого
контакта, он говорит «стоп». Затем роли меняются: «первые» остаются стоять, а
«вторые» медленно приближаются, пока «первые» их не остановят. Ваша задача
определить наиболее комфортную для вас дистанцию в общении.
Вопросы для обсуждения. Что вы чувствовали, когда к вам подходили слишком
близко? На что вы обратили внимание во время выполнения упражнения? Какое
отношение это упражнение может иметь к взаимодействию с приемным ребенком?
Упражнение «Ребенок входит в семью».
Инструкция: доброволец выходит за дверь, остальные, молча, встают в круг,
взявшись за руки. Задание добровольцу: «встроиться» в круг, разомкнув руки двух
рядом стоящих участников, задача группы – «впустить» его, причем, только в тот
момент, когда они почувствуют, что хотят это сделать.
Вопросы для обсуждения. Что чувствовал доброволец, когда смотрел на людей,
держащихся за руки? Какие чувства были у круга к новичку? Передавался ли
резонанс от физического воздействия на другие звенья круга? Обычно при появлении
новичка люди начинают крепче держаться за руки, так ли было в их случае?
Информация ведущего. Дети, входящие в семью, ведут себя поразному, но в
любом случае их появление сказывается на всех членах семьи и их отношении друг
к другу, даже в тех случаях, в которых ребенок не участвует непосредственно.
Упражнение «Восковая палочка».
Инструкция: упражнение выполняется в общем кругу.
Задание группе: образуйте тесный круг, в центре которого находится один из
участников. Он стоит, закрыв глаза, не сдвигая ноги с центра круга, и представляет
себя «восковой палочкой». Затем он (как «тающая свеча») начинает падать из
стороны в сторону. Участники круга бережно поддерживают его. Через некоторое
время на его место становится следущий.
Желательно, чтобы в роли «восковой палочки» побывали все участники.
Вопрос для обсуждения. Что помогало и что затрудняло выполнение
упражнения?
Информация ведущего. Особенностью большинства детейсирот является
недоверие к окружающему миру. Это упражнение помогает будущим приемным
3родителям понять, доверяют ли они сами окружающим, и легко ли им было это
сделать.
Ролевая игра «Ежик».
Инструкция: выбирают одного из участников на роль «ежика» и участника на
роль того, кто будет взаимодействовать с «ежиком» («воспитатель»).
Задание «ежику»: вы – ежик. Вы свернулись в клубочек и выставили свои
иголки, потому что чувствуете опасность. Прислушайтесь к тому, что и как будет
говорить вам человек. Поступайте так, как подсказывает вам внутреннее чувство.
Задание «воспитателю»: ваша задача расположить к себе «ежика», вызвать его
доверие и добиться согласия пойти с вами. Вы можете выбирать любые способы,
кроме насилия.
Затем можно повторить игру несколько раз, по очереди меняя того, кто
взаимодействует с «ежиком».
Вопросы «ежику». Как вы чувствовали себя, когда с вами общался первый
участник? Что в его словах и действиях помогало и что мешало установить с ним
контакт и довериться ему? Чем отличалось поведение других участников?
Вопросы «воспитателю». Как вы себя чувствовали в контакте с «ежиком»?
Легко ли было добиться его доверия? Что вам помогало и что мешало?
Как, по вашему мнению, связана эта игра с темой нашего занятия?
Упражнение «Яичница».
Инструкция: один из участников выходит за дверь. Группа договаривается о
том, что каждая жестикуляция этого участника будет подкрепляться
аплодисментами.
Вышедший участник получает инструкцию рассказать о том, как он готовит
яичницу.
В процессе рассказа группа периодически начинает хлопать, реагируя на
движение рук говорящего.
Вопросы для обсуждения. Что чувствовал рассказчик? На что похожа ситуация,
когда человек не знает правил, принятых в этом обществе, но вынужден
взаимодействовать с окружающими.
Ведущий подводит к мысли, что именно такие чувства испытывает ребенок,
когда впервые попадает в незнакомую семью.
Групповая работа с детьми и родителями в рамках сопровождения
принимающих (опекунских) семей
«Упражнение «Волк и семеро козлят»
Оборудование и материалы: Заранее заготовленные маленькие карточки по
числу участников группы. На одной трети карточек написано «волк», на другой –
«коза», на третьей – «козленок».
Описание упражнения: Участникам раздаются роли таким образом, чтобы
случайным образом группа разделилась на «волков», «коз», «козлят». «Козлята»
остаются в зале. А «волки» и «козы», не показывая никому своих карт, выходят за
дверь, и затем по одному заходят, пытаясь убедить козлят, что они козы и им надо
4открыть дверь. Козлята решают пускать или нет пришедшего. После того, как все
попробовали проникнуть в дом «козлят», происходит открытие карточек – кого
пустили, кого нет.
Обсуждение:
Чему больше верили козлята: словам, тону слов или жестами, мимике?
Чему больше в жизни мы верим, общаясь с людьми?
Упражнение «Коридор добрых слов»
Цель: взаимопонимание в группе, оказание поддержки, актуализация и
анализирование добрых чувств.
Оборудование: повязки для завязывания глаз.
Время: 10 минут
Описание игры: родители встают в пары, образуя коридор. Дети медленно, с
завязанными глазами, проходят через коридор. Родители шепотом, на ушко, говорят
каждому чтото хорошее. Затем через подобный коридор проходят и родители.
Обсуждение: Что я чувствовал, когда шел через коридор?
Что я чувствовал, когда говорил чтото приятное?
Легко ли было найти для каждого свое доброе слово?
Что нового и важного я испытал?
«Хорошо ли мы знаем друг друга?»
Цель упражнения: создание позитивного настроя, сплочение группы.
Описание упражнения: Ведущий выбирается из участников. Он встает в центр
круга и бросает мяч любому другому участнику, задавая при этом вопрос об одном
из членов его семьи. Например: «Какой любимый цвет у твоей мамы?», «Какие
фрукты любит Ваша дочь?». Член семьи подтверждает или опровергаем верность
ответа. Если участник правильно ответил на вопрос – он сам становится ведущим.
Обсуждение:
Что нового узнали о своих детях (родителях)?
Какие вопросы вызвали удивление?
Какие из вопросов вызвали затруднение? И т.д.
Индивидуальная работа с
принимающей ( опекунской) семьи
родителями в рамках сопровождения
Упражнение «Питающее солнце»
(Цель упражнения: Данное упражнение используется для расширения сферы
ресурсов личности.
Оборудование и материалы: листы формата А4, фломастеры (по количеству
участников группы).
Описание упражнения: Ведущий объясняет участникам группы, что такое
психологические ресурсы и для чего они нужны. Потом предлагает всем участникам
5группы взять по листу бумаги и начертить круг с лучами («солнце»), внутри
подписать «Подпитка» и подписать каждый луч, обозначив источники, которые
служат ресурсами. Таким образом, должно получиться солнце, на лучиках которого
написаны названия ресурсов автора рисунка. Ведущий делает акцент во время
рисования, что чем больше начерчено лучей, тем интенсивнее происходит работа по
поиску источников энергии и ее поддержания и, соответственно, больше шансов
расширить свою копилку ресурсов.
Упражнение «Поощрение и наказание»
Цель упражнения: Наглядно посмотреть и прочувствовать, как влияют на наше
психическое состояние и эффективность деятельности поощрение и наказание.
Время проведения: 1520 минут
Описание упражнения: Выбирается 1 доброволец, который должен будет
дважды выполнить определенное действие. Члены группы между собой
договариваются, какие именно действия тот должен выполнить (например, взять
ручку со стола, дотронуться до одного из участников).
1й этап: Если доброволец движется в правильном направлении, то члены
группы хлопают, если в неправильном – молчат (положительное подкрепление).
2й этап. Если доброволец движется в правильном направлении – все молчат,
если в неправильном – топают ногами (отрицательное подкрепление).
По окончании упражнения проводится анализ: что чувствовал доброволец, когда
чувствовал, когда ему топали. Вывод: о значении
ему хлопали, и что
положительного и отрицательного подкрепления.
«биологические родители детейсирот»,
Упражнение «Принимающие и кровные родители»
Описание упражнения: Участники делятся на 3 группы – «дети социальные
сироты»,
«приемные родители».
«Биологические родители» встают напротив «приемных родителей», «дети» садятся
между ними и придумывают себе легенду (пол, возраст, как зовут). «Приемные
родители» должны сказать «биологическим» все, что думают по поводу них,
сложившейся ситуации (по очереди). Затем «биологическим родителям»
предлагается ответить «приемным». После этого «слово предоставляется» детям,
что они чувствовали, какое их отношение «было и стало» к «приемным родителям»,
к «биологическим».
Упражнение «Метро»
Цель упражнения: дать представление участникам группы о различных
моделях жизненных ситуаций приемных семей.
Оборудование и материалы: Лист бумаги А3/ А4 (по количеству семей),
фломастер (по количеству семей, все фломастеры разного цвета), флипчарт, листы
для флипчарта.
Описание упражнения: Каждая семья (супружеская пара) получает лист
бумаги (А4 или А3) и фломастер одного цвета. Таким образом, у каждой семьи свой
определенный цвет, отличный от других. На флипчарте ведущий рисует в центре
6круг, в котором записывает общую цель «счастливая приемная семья», это конечная
станция метро. Каждому участнику предлагается подумать о трех ключевых
событиях, которые привели его на конечную станцию метро и на отдельном листе
изобразить эту графическую линию с этапными событиями («остановками»). Затем
все «ветки метро» вырезаются и соединяются на общем плакате в схему метро.
Каждая семья презентует «свою ветку».
Обсуждение: Выявили ли какието факторы, которые привели нескольких из
вас в это метро? С какими трудностями столкнулись большинство семей на пути к
заданной цели? Чем отличаются ваши пути?
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
7