Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов
Оценка 4.9

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
29.08.2018
Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, в основном работающих по УМК "Школа России". В данной работе раскрыты цели и задачи коммуникативных УУД, какие особенности учитываются при раскрытии данных УУД. Представлены виды работы с детьми начальной школы на уроках, а также формы работы во внеурочное время. В конце материала дан список литературы по этой теме.Материал предназначен для учителей начальной школы.
Коммуникативные УУД в практике современного учителя.doc
Из опыта работы Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов Автор: Алферьева Светлана Владимировна,  учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №34 с углубленным  изучением  обществознания и экономики»  города Великого Новгорода 1 город Великий Новгород, 2018 год 2 Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов (из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ №34 с углубленным изучением обществознания и экономики» Великого Новгорода  Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,   можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.  А. Дистервег            Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять   лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня   всё более востребованными. Исходя из этого,     Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.       Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.           Каждый  учебный  предмет  в зависимости   от  его  содержания  и  способов организации   учебной   деятельности   учащихся   раскрывает   определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Смысловые  акценты УУД личностные Русский язык жизненное само­ определение Литературное чтение нравственно­ этическая ориентация Математик а  смысло образование Окружающий мир нравственно­ этическая ориентация регулятивные целеполагание,   планирование,   прогнозирование,   контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий (математика, русский   язык,   окружающий   мир,   технология   ,   физическая культура и др.) моделирован ие   (перевод устной речи в письменную) широкий спектр источников информации познавательн ые общеучебные смысловое   чтение, произвольные   и осознанные устные   письменные высказывания и познавательн ые логические     личных, формулирование нравственных языковых, проблем.   Самостоятельное создание   способов   решения проблем   и творческого характера поискового   моделирован ие,   выбор наиболее эффективны х   способов решения задач анализ,   синтез,   сравнение, группировка, причинно­ следственные связи, логические рассуждения, доказательства,   практические действия       3 коммуникати вные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, в   продуктивном   диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.     участие   4 Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать   в   диалог;   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем; интегрироваться в группу  сверстников и строить продуктивное взаимодействие, и сотрудничество   со   сверстниками   и   взрослыми,   распределять   роли,     уважать   в общении партнера и самого себя.      К коммуникативным действиям относятся:  планирование учебного сотрудничества с учителем и   способов сверстниками   —   определение   цели, взаимодействия;   понимать   возможность   различных   позиций   разных   людей, учитывать   разные   мнения   ­   ориентировка   на   позицию   партнера,   умении   е договариваться и приходить к общему решению.   функций   участников,  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации;  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка   альтернативных   способов   разрешения   конфликта,   принятие решения и его реализация;  управление   поведением   партнера   —   контроль,   коррекция,   оценка   его действий;  умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в       соответствии   с нормами родного языка.       Я восьмой год работаю по УМК  «Школа России» по новым образовательным стандартам.      В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с   целью   овладения   универсальными   учебными   действиями   и   формирования способности   самостоятельно   успешно   усваивать   новые   знания,   умения   и компетенции.      Развитие системы УУД осуществляю в рамках нормативно­возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. При этом учитываю: 1) состояние здоровья детей; 2) успеваемость по основным предметам; 3) уровень развития речи; 4) степень владения русским языком; 5) умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; 6) стремление принимать и решать учебную задачу; 7) навыки общения со сверстниками; 8) умение контролировать свои действия на уроке.          В своей  работе я   хочу  поделиться  опытом работы по формированию коммуникативных универсальных  учебных  действий. 5 Уровень подготовленности обучающихся 1­го класса на момент поступления в школу был различный.       Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться   друг   с   другом,   они   не   умеют   правильно   обращаться   за     помощью   к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу,   не   умеют   благодарить.   Ребятам   трудно   договариваться   между   собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.          Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю через такие формы   работы с младшими школьниками: урочная деятельность и внеклассные мероприятия. Уроки.      Главной целью образовательного процесса является создание для обучающихся возможности   занимать   активную,   инициативную   позицию   в   изучении   школьных предметов. Для этого организую такие виды работы: 1) работа в парах.      Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный   –   слабый»,   «средний   –   сильный»,   «средний   –   слабый».   Если   дети испытывали   затруднения,   то     вызывала     любую   пару   к   доске   и   на   её   примере показываю, как надо было работать.      Целью  проведения   работы   в   парах   я   считаю   выработку   у   детей   умения   договориться, умения общаться.        Ученики договариваются, что и как будут делать. Договариваются, кто будет отвечать.     Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени,   разговаривают   тихо,   учатся,   как   помочь,   как   просить   о   помощи, внимательно   слушать   ответ   товарища,   исправлять   тактично   ошибки,   оценивать справедливо.      Работа в парах за партами: 1.Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте   правило,   приводит   примеры,   объясняет   их.   Затем   учащиеся   меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. 2. Проверка домашнего задания.  Форма   работы   та   же:   один   спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль,   найти   грамматическую   основу   предложения.   Такая   работа   полезна   при 6 проверке сложного домашнего задания. 3. Работа с карточками.  На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте  объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры. 4. Проверка письменных самостоятельных или проверочных работ.  5.  После   изучения   какой­либо   большой   темы   или   раздела,   каждый   ученик составляет  «карточку   –   зачет   для   соседа»;  обычно   в   нее   включается   один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно).      Работа в парах с использованием ИКТ: тесты или тренажеры с выбором ответа. 2) работа в группах.       Цель: организация работы, направленная на создание и сплочение коллектива через умение договариваться, умение общаться.          Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:  1)Дети распределяют роли.  2)Определяют функции каждого члена группы.  3)Планируют деятельность.        Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.       Например:  Окружающий мир:  «Полезные ископаемые». Отвечают на вопросы.  Работа с таблицами. «Виды   растений».   Каждая   группа   заполняет   таблицу,   потом   сверяют   с образцом на интерактивной доске.    «Наше питание». Дети распределяют продукты на группы: растительного и животного происхождения. Определяют, что полезно  для здоровья.   Тема   «Дорожные   знаки».   Дети   определяют   запрещающие     и   разрешающие знаки, разной формы (квадрат, треугольник, круг) и разного цвета (красного, синего).       Литературное чтение.  Чтение по ролям.  Составление плана произведения.  Найди в толковом словаре нужное слово.  Подготовь сообщение об авторе.  Конкурс чтецов (на уроках литературного чтения).       Русский язык.   «Исправь ошибки». Группа получает текст с ошибками. Надо исправить все. 7 Сверить текст с образцом (на уроках русского языка).       При такой работе «абсолютной» тишины достичь трудно, но я  ввожу условные знаки:   «Прошу   тишины»,   «Требуется   подсказка»,   иногда   вычитаю   балл   из набранных группой очков.       в) практическая работа.       Выполняется в парах, в группах и индивидуально. Правила работы и алгоритм работы аналогичен.        Провожу такие виды  работы:        Математика.  Исследование свойства  квадрата.   Измерение длины и ширины класса с помощью линейки. Дети столкнулись с проблемой, что это долго и неудобно. Практически подошли к новой единице измерения – метр.  Окружающий мир. Работа с разными видами термометров. Определение общего, различия. Шкала с делениями.  Проведение опытов.  Работа с гербарием (травянистые и культурные растения).  Работа с полезными ископаемыми.                 Во время выполнения практической работы дети часто сталкиваются  с проблемой,   конфликтом,   ищут   способы   разрешения   и   делают   свои   первые открытия.       г) творческие задания.             Задания   творческого   характера   направлены   на   развитие   у   учащихся   познавательных УУД и творческих способностей.        Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:  Придумай свои правила поведения  в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.  Составление и разгадывание кроссвордов.  Викторины по пройденной теме.        Литературное чтение.  Сочини стих, небылицу.  Выполни иллюстрацию к сказке.  Допиши рифму. Закончи сказку.         Математика. 8 Сочини сказку о «Сказочной стране Математике».       е) мини­доклады и мини­сообщения (мини­проекты)            Цель:  развитие  умения  работать с  различными источниками информации (печатный текст, электронные носители, Интернет­ресурсы и т.д.), формирование навыков   сотрудничества;   воспитание   ответственности   за   свои   действия   перед товарищами.             На каждом этапе этой работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый,   в   зависимости   от   своих   сильных   сторон,   включается   в   работу   на определенном этапе.            На уроках окружающего мира, математики, русского языка я использую в работе мини­доклады и мини­сообщения (т.е. мини­проекты). Это виды творческих заданий, которые расширяют кругозор ребёнка, формируют интерес к учению.         Вот некоторые  работы: «Растительный мир Мурманской области» ­ окружающий мир. «Животный мир Мурманской области» ­ окружающий мир. «Моя родословная» ­ окружающий мир. «Путешествие по Европе» ­ окружающий мир. «Рассказ о слове» ­ русский язык. И др.                 Этот   вид   работы     нравится   детям.   Родители   помогают   в   подборке информации.          Внеурочная деятельность.              В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план   предусматривает   время   на   внеурочную   деятельность   (внеклассные мероприятия).    Целью внеурочной деятельности я считаю  создание условий для позитивного общения   учащихся   в   школе,   за   её   пределами   для   проявления   инициативы   и самостоятельности.     Вот некоторые формы занятий:  1. Классные часы. Тематика, которых  разнообразна. 2. Дискуссии.  3. Конкурсы. При этом все коллективные работы выставляются в классе, демонстрируются на родительских собраниях.  4. Экскурсии           Проведение   различных  мероприятий  в классе,   общешкольных,  экскурсии, праздники фотографируются и демонстрируются родителям, а также коллегам на 9 методических объединениях. Имеется фотоальбом. Заключение.           Во  время  уроков,  праздников, экскурсий,  различных  видов  групповой  и парной работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже     «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.         Результатами   своей   деятельности   по   формированию   коммуникативных учебных  действий на данном этапе я считаю:   1.Умение детей учитывать позиции других людей.  2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.  3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.   Список литературы и интернет­ресурсов: 1. Анащенкова   С.В.,   Бантова   М.А.,   Бельтюкова   Г.В.,   Бойкина   М.В.   И др..Сборник программ УМК «Школа России».­М: Просвещение,2011 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. ­ М.: Просвещение, 2008. 3. https://ru.wikipedia.org  4. http    5. http   .  moluch      .  ug   ://   www   ://   www   .  ru   /  method  _  article  .  ru   /  archive  /65/10822/     /813 10

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов

Коммуникативные УУД в практике учителя начальных классов

Коммуникативные УУД  в практике учителя  начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018