Компетентностный подход в обучении математике.
Дирзизова Г.К., ГАПОУ «Казанский медицинский колледж»
В соответствии с ФГОС результатом освоения обучающимися основной образовательной программы должны стать компетенции: предметные (специфические умения по применению имеющихся знаний, получение новых знаний в учебно-творческих ситуациях, опыт деятельности), метапредметные (универсальные учебные действия, способность их применения, планирование, организация сотрудничества, построение индивидуальной образовательной траектории и др.), личностные изменения (гражданская позиция, социальные компетенции, личностное самоопределение).
На рынке труда всегда востребованы высококвалифицированные, конкурентоспособные специалисты, готовые к непрерывному профессиональному образованию. Смысл образования состоит в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студента.
Одна из целей колледжа - формирование ключевых компетенций, прежде всего учебно-познавательных, информационных и компетентностей личного самосовершенствования на протяжении жизни; выработка образовательных компетентностей таких как готовность и способность обучаться самостоятельно, самоконтроль, готовность решать сложные и спорные вопросы, принимать решения, нести персональную ответственность.
Роль математики в современной науке постоянно возрастает. В обучении математике главная цель - способствовать развитию навыков математического мышления, заинтересовать математикой. Перед преподавателем всегда стоит вопрос: «Как учить?» Решение в компетенции преподавателя. Организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение определенной темы, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Один из факторов, определяющих качество образования – содержание предметных компетенций преподавателя. Знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения преподавателем материала, а в ходе работы студента с этими знаниями.
Студент должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление учением, т.е. мотивировать, координировать, контролировать. Преподаватель должен создать возможность студенту занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать новое, искать ответы и не останавливаться на найденном, как на единственно верном решении.
В работе стараюсь сочетать разные формы организации обучения: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные, используя компетентностный подход в обучении. Во фронтальных работах применяю: фронтальные беседы с заранее запланированными вопросами по уровням развития студентов; устное решение заданий по готовым карточкам и чертежам с помощью интерактивной доски; создание проблемной ситуации и ее анализ, формулировка проблемы с последующим ее решением.
В групповых и парных работах повышается активность каждого студента, смелее выясняются непонятые вопросы, создаются комфортные условия для деятельности слабого студента, развиваются коммуникативные способности студентов. Различаются и способы защиты учебных заданий: устная форма; письменная форма с распределением оценок уравнительным методом или по коэффициенту трудового участия. Применение информационных технологий на уроках- мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются: восприятие, внимание, память, мышление.
При реализации компетентностного подхода в обучении используются такие взаимоотношения как «преподаватель-группа-студент». На уроках свободное общение друг с другом и преподавателем, оказание взаимопомощи. Студенты обучаются рациональному использованию времени, взаимопроверке и самопроверке.
В результате компетентный педагог, владеющий компетенциями, включающими знание, умения, навыки, способы деятельности, применяющий современные образовательные технологии способен обеспечить положительные и эффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.