Компетенции в научно-техническом творчестве, влияющие на метапредметные результаты
Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
труд +2
Взрослым
23.05.2019
Анализируются надпредметные компетенции и метапредметные результаты в детском научно-техническом дополнительном образовании. Важнейшая когнитивная метакомпетенция - это способность к альтернативному решению задач, знаково-символьная - овладение эскизным проектированием, информационно-аналитическая чрезвычайно зависит от семейной поддержки, хотя на занятиях возможно эффективное развитие информационно-коммуникативных навыков.
Компетенции и метапредметность.docx
Компетенции в научнотехническом творчестве, влияющие на метапредметные результаты
Невидимова Т.И.
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ "Старт+" Невского района СанктПетербурга
Развитие метапредметного подхода в российском образовании сопровождается
понятийными и терминологическими разногласиями. В западной педагогике теоретические и
практические подходы сформулированы проще. Ключевыми компетенциями ученика названы
следующие: учиться, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, браться за дело.
Метакомпетенции чаще обозначаются как гибкие навыки (soft skills). Эти компетенции учащегося
реализуются при соответствующей подготовке педагога – в частности, при овладении им STEM
технологией: Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия), Math
(математика). Метапредметные образовательные результаты подразумевают овладение кругом
надпредметных компетенций [13].
Специалисты
образования
ГБПОУ «Воробьевы горы» считают, что для сферы научнотехнического творчества можно
выделить три надпредметные компетенции: логикокогнитивную,
знаковосимвольную,
информационноаналитическую [4].
ресурсного научнометодического центра непрерывного
Наиболее важной компетенцией в когнитивной сфере я считаю умение предлагать и
воплощать альтернативные решения задач. Естественно, это умение у ребенка младшего школьного
возраста развивается постепенно, но потенциал можно оценить на раннем этапе. Умение отличить
оригинальное от тривиального и обрадоваться необычному свидетельствует о достаточной
интеллектуальной и эмоциональной зрелости в любой сфере. Поэтому хорошим прогностическим
признаком является наличие развитого чувства юмора, который часто основан на понимании
парадоксов. Оценить метапредметные результаты в этой области можно с помощью специально
разработанных заданий. Примеры заданий: придумать и воплотить новый привод для вращения
игрушки, разработать прототип модели для младших детей, собрать из разрозненных предметов
действующую конструкцию, решить техническую головоломку. В этих заданиях есть элементы
ТРИЗ и проектной деятельности, и в то же время это особый жанр творчества, важным
компонентом которого является тонкий баланс между фантазией и здравым смыслом.
Знаковосимвольная компетенция заключается в умении понимать условные изображения,
схемы, что детям, уже имеющим гаджеты, удается неплохо. Гораздо труднее развить умение
эскизного проектирования.
Наконец, информационноаналитическую компетенцию у детей младшего школьного
возраста практически невозможно развить без поддержки семьи: дети практически не пользуются
интернетресурсами, едва читают, круг чтения определяется педагогом лишь в рекомендательном
порядке. Зато вполне осуществимо развитие информационнокоммуникативных навыков: работа в
парах, группах, проведение микромастерклассов самими детьми, обязательный видеорепортаж с
каждого занятия, когда дети отвечают на вопросы, демонстрируют и объясняют принцип действия
своих конструкций все это работает на результат. Дети примеряют роль лидера и исполнителя,
учатся гасить конфликты,
В случае
заинтересованности семьи развитие этой компетенции многократно ускоряется: приветствуется
совместное чтение энциклопедий, просмотр развивающих мультфильмов, телепередач и интернет
роликов, связанных с занимательной наукой, посещение научнотехнических музеев и мастер
классов, попытки ведения научного видеоблога, поддержка детских проектов, опыт совместного
ручного труда и научнотехнического творчества.
приобретают навык публичных выступлений.
Литература
1. Сизова Е.В. Реализация метапредметного подхода: от теории к практике // Мир науки. – 2017. – Т.5
(№6). – С. 111.
skills,
2. Soft
hard
challenges.
– 2015.
British Council
36P.
https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/china_skills_gap_report_final_web.pdf
3. Science, Technology, Engineering and Math: Education for Global Leadership. 2016.
https://www.ed.gov/Stem 4. Жирова Н.А., Малова Ю.В. Возможность достижения метапредметных и личностных
образовательных результатов в процессе обучения по дополнительным общеразвивающим
программам // Про_ДОД. – 2017. №5 (11). С.2237.
Компетенции в научно-техническом творчестве, влияющие на метапредметные результаты
Компетенции в научно-техническом творчестве, влияющие на метапредметные результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.