Комплекс упражнений для создания психологической комфортности на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

  • Игры
  • doc
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данные упражнения освобождают ребенка от накопившейся энергии, помогают активизировать внимание, а главное «разминают» уставшие части тела.
Иконка файла материала Комплекс упражнений для созда.doc

Комплекс упражнений для создания психологической комфортности на уроках

1. Физминутки.

Данные упражнения освобождают ребенка от накопившейся энергии, помогают активизировать внимание, а главное «разминают» уставшие части  тела.

1. Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

 

Раз - согнуться – разогнуться,

Два нагнуться, подтянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

 

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

 

2. Раз, два - выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнем

И работать вновь начнем.

 

3. Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

 

4. К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

5. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки ягоды,

грибы – дружно наклоняемся

По команде «три»,

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть.

 

6. Утром стрекоза проснулась,

Подтянулась, улыбнулась,

Раз -росой она умылась,

Два -изящно покружилась,

Три -нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

2.  Гимнастические упражнения и массаж для глаз.

1. Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание  сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

-Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.

-Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.

Повторить 8 раз.

-Третье упражнение. На раз -  смотреть влево, на два – прямо, на три –          

смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.

-Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре -    вправо.

 -Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть.  Повторить 5 раз.

     

2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

5. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

6. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.  Повторить 1-2 раза.

7.  Пальминг.

Центр ладони должен быть над центом глазного яблока. Основанием  мизинца  (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной темноте. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая. Голову не наклонять. Под ладошками темно, можно представить себе приятную картину. В какое- то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

8. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать  глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

9. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

10. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в в левый нижний, ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 

3. Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения).

 

1. Глубокий вдох - 6 секунд, задержать дыхание (6 с) и плавный выдох-6 секунд.

2. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладони вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.

Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавливать ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произнести С-С-С.

3. Сделать вдох, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить Ф-Ф-Ф-У-У-У-У.

4. Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произнести ХА-ХО-ХУ (левой рукой – на выдохе произнести ФА-ФО-ФУ).

5. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося «ПФФФ».

6.  «Китайский болванчик».  

-Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произнести четко БА-БО-БЭ.

7. Упражнение можно делать в любой позе: сидя, стоя, лежа.

На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – делаем вдох

На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – делаем глубокий выдох

       Повторить 3 – 5 раз

На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – делаем вдох

На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – 8 – 9 – делаем глубокий выдох

       Повторить 3 – 5 раз

На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – 8 – 9 – делаем вдох

На счет 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 – 8 – 9 – 10 - 11 – делаем глубокий выдох

       Повторить 3 – 5 раз

 

4. Упражнения на рефлексию.

1. Рефлексия настроения «Пушистики» (до или после урока).

Прочитайте детям сказку «Волшебная страна «Пушистия» или  инструкцию: сегодня вы пришли на урок с разными настроениями. У некоторых учеников настроение хорошее, у некоторых нет. Кто-то возможно взволнован. Посмотрите на картинку. На ней нарисованы «Пушистики». У них тоже бывают разные настроения. Выберите «Пушистика», настроение которого такое - же как у вас.

2 .Рефлексия настроения «Пары состояний».

Инструкция: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

Весело - грустно (чувствую вдохновение - чувствую подавленность);

Интересно – неинтересно;

Не волнуюсь- волнуюсь (уверен в себе – не уверен в себе);

Не устал – устал;

Старался – не старался (пассивен-активен);

Доволен собой- не доволен собой (успешен-неуспешен);

Не раздражаюсь-раздражаюсь (терплю-не хватает терпения).

 

5. Релаксационные паузы.

      1. Ритмотерапия «Барыня».

1. Первые два такта учащиеся совершают два глубоких вдоха, держа руки на поясе и стоя между рядами, изображают самовар. Стоящий на столе у барыни (дыхательная гимнастика).

2. Третий и четвёртый такты учащиеся приседают в сторону соседа и дуют в его сторону, изображая закипевший самовар.

3.  Пятый и шестой такты – импровизация учащихся.

4.  Седьмой и восьмой такты повторяют начало упражнения.

 

6. Упражнения быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжении.

1. Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно, руки  свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно  представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха, Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

 

2 .Упражнение  «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь, запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке, повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.  Расслабьтесь, насладитесь состоянием покоя.

 

3. Упражнение « Мороженое».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.