Комплекс занятий, направленных на формирование коммуникативных способностей младших школьников
Оценка 5

Комплекс занятий, направленных на формирование коммуникативных способностей младших школьников

Оценка 5
Особые потребности
doc
психологическая работа
2 кл—4 кл
12.05.2024
Комплекс занятий, направленных на формирование      коммуникативных способностей младших школьников
Разработка занятий, направленных на формирование коммуникативных способностей младших школьников
Организация процесса формирования коммуникационных способностей младших школьников.doc

Комплекс занятий, направленных на формирование      коммуникативных способностей младших школьников

 

.

Цель: повысить уровень развития коммуникативных способностей учащихся.

 

Задачи: формировать у учащихся потребность в общении; формировать у учащихся умение организовать общение, ориентироваться в ситуации общения, занимать адекватную ролевую позицию, проявлять гибкость в общении; дать учащимся знание норм и правил общения; формировать у учащихся умения и навыки практического овладения невербальными средствами общения и сознательного овладения учащимися речевыми средствами общения; познакомить учащихся с правилами поведения во время разговора; формировать адекватную самооценку учащихся, учить приемам оценивания себя и других; формировать положительное отношение друг к другу, навыки вежливого общения; обеспечить развитие у учащихся навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях; развивать умение устанавливать контакт с окружающими людьми; развивать умение слушать собеседника, вести диалог; развивать произвольное внимание, восприятие, мышление, память, творческое воображение, выразительность и правильность речи, умение словесно описывать воспринимаемый объект; развивать творческие, организаторские способности учащихся и самостоятельность в процессе коммуникативной деятельности; воспитывать уверенность в себе и своих силах, потребность в самовыражении, желание быть интересным и вежливым собеседником; воспитывать культуру общения.

 

Для проведения цикла занятий хорошо подходит групповая форма работы, фронтальные занятия и занятия в малых группах (в парах, тройках, мини-группах).

При проведении занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, специфика внимания и восприятия детей, а также индивидуальные особенности учащихся класса, имеющиеся у них затруднения в установлении и поддержании контакта со сверстниками и взрослыми: тревожность, эмоциональная неуравновешенность застенчивость, агрессивность.

Вместе с тем, учитывается положение о том, что, воспитывая и обучая детей младшего школьного возраста умениям общаться, необходимо, прежде всего, опираться на игру, так как игра - один из основных методов   активного   обучения   и  развития.   Именно   в   ней  происходит формирование опыта коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми, в игре ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использование в практике общения.

Технология деятельности педагога, позволяющая организовать процесс формирования коммуникативных способностей детей, должна проводится по следующей программе:

 

             1 этап. Прежде всего, необходимо сформировать у детей стремление к общению, готовность общаться с одноклассниками. Для этого нужно    больше    внимания    уделить    физическому    и    эмоциональному
раскрепощению учащихся. С этой целью с детьми проводятся разнообразные
игры и упражнения, направленные на снятие состояния эмоционального дискомфорта,    поддержание    желания    совместного    взаимодействия    с окружающими и воспитание уверенности в себе.

 

2 этап. Цель второго этапа: совершенствование коммуникативных умений. Это чрезвычайно важно, поскольку одной из
ведущих характеристик коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, а средствами данного процесса являются, прежде всего, речь, мимика, жесты, а также восприятие и внимание, умение принимать эмоциональное состояние собеседника по невербальным признакам (внешнему виду, настроению, мимике и т.д.). Поэтому на протяжении нескольких занятий развиваются именно эти навыки общения детей.

 

3 этап. На последнем, заключительном этапе необходимо работать над достижением   главной   цели:   развивать   у   детей   коммуникационные способности, умение занимать адекватную ролевую позицию и проявлять гибкость в общении, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. Умение  быстро  устанавливать  контакт  с  людьми.   Для  этого  занятия проводятся в игровой форме в малых группах, которые позволяют детям получить новые впечатления, приобрести социальный опыт. После проведения занятий детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими
опыт.

 

Данная последовательность проведения занятий является целостным процессом, имеющим свое начало и логическое завершение. Каждый компонент этого процесса работает на единую цель - повышение уровня коммуникативных способностей учащихся, но цель может быть достигнута только в совокупности этих компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс занятий I этапа.

 

Занятие № 1.

Тема: «Визитная карточка или давайте познакомимся».

 

Цель: установить контакт с коллективом учащихся.

 

Задачи:

1) обеспечить доброжелательную атмосферу общения на занятии;

2) обеспечить учащимся возможность раскрепоститься, ощутить уверенность в себе и своих силах;

 3) помочь детям ближе узнать друг друга;

 4) способствовать снятию мышечного напряжения учащихся, двигательному раскрепощению;

 5) развивать воображение учащихся.

          

Ход занятия:

Данное занятие является вводным, поэтому необходимо сообщить учащимся, что такие занятия будут регулярно проводиться, чтобы  научиться  общению, что занятия будут необычными и интересными.

Для начала необходимо познакомиться поближе, лучше узнать детей. С этой целью проводятся игры: «Визитная карточка, или давайте познакомимся», «Расскажи мне о себе», « Лидер».

Создать положительный эмоциональный фон в классе поможет игра «Узнай, кто?». Избавиться от скованности и пассивности учащимся поможет упражнение «Рычи, лев, рычи. Стучи, поезд, стучи». На заключительном этапе занятия с учащимися проводится упражнение на релаксацию и развитие воображения «Водопад». Упражнение выполняется стоя, под музыку Антонио Вивальди «Времена года». Занятие завершается обсуждением того, понравилось ли занятие. Каждый, кто пожелает, высказывается о своих впечатлениях и ощущениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 2

 Тема: «Я хочу общаться».

 

           Цель: развивать у учащихся потребность в общении.

 

            Задачи:

            1) создать положительный эмоциональный фон в классе;

            2) способствовать возникновению у учащихся желания вступать в контакт с окружающими: провести игры и игровые упражнения, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желание совместного взаимодействия с ними.

 

Ход занятия:

Организовать внимание учащихся на начальном этапе занятия поможет игра «Что нового?». Учащимся предлагается определить, что изменилось по сравнению с прошлым занятием во внешнем облике, выражении лица, настроении педагога.

Далее педагог сообщает тему урока и проводит с учащимися игры и игровые упражнения, стимулирующие детей к включению в коммуникацию: «Волшебные сундучки», «Новоселье», «Цветик-семицветик». Данные упражнения направлены на поддержание у учащихся интереса к общению с окружающими, формирование чувства единения с одноклассниками, способствуют развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать с окружающими. Затем педагог проводит с учащимися игру «Закончи предложение», которая способствует повышению уверенности в себе и собственных  силах.  Занятия завершаются выполнением упражнения на релаксацию «Путешествие в волшебный лес», после которого подводится итог занятия. Учащиеся высказываются о том, что им понравилось на занятии, что хотелось бы повторить или изменить в ходе занятия, какое у них настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 3

 

Тема: «Тайна моего «я»: мои достоинства и недостатки».

 

           Цель: формировать у учащихся адекватную самооценку.

 

           Задачи:

          1) учить детей различать положительные и отрицательные личностные качества;

          2) обеспечить учащимся возможность адекватно оценивать себя и свои поступки;

          3) воспитывать в учащихся чувство уверенности в себе и своих силах, чувство самоуважения.

 

Ход занятия:

Педагог сообщает учащимся тему занятия, после чего предлагает отгадать загадку о зеркале. Затем вместе с учащимися учитель вспоминает сказки, где встречается такой персонаж, как зеркало. Припоминают о зеркальце из сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне...» и о том, чем оно знаменито (говорит лишь правду). Далее с учащимися проводится беседа о положительных и отрицательных личностных качествах человека. Детям предлагается порассуждать о достоинствах и недостатках человеческого характера, найти в себе пять хороших и пять плохих качеств, предложить способы преодоления недостатков характера.

На следующем этапе урока с учащимися проводится игра «Волшебное зеркало», помогающая детям увидеть себя со стороны, почувствовать себя более раскованно. Ощутить себя в роли лидера, что в случае успеха может воздействовать на самооценку, учащимся поможет игра «Морозко».

На завершающем этапе занятия проводится с учащимися упражнение на расслабление и снятие эмоционального напряжения «Избавление от тревог». Подводится итог занятия: что нового узнали, что больше всего понравилось, было ли сложно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс занятий II этапа.

 

Занятие № 4.

 

       Тема: «Я знаю, как общаться».

 

          Цель: формировать у учащихся умение организовать общение.

 

           Задачи:

           1) познакомить учащихся с правилами поведения: разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения;

           2) воспитывать осознанное отношение учащихся к правилам поведения;

           3)   формировать положительное и уважительное отношение друг к другу.

 

Ход занятия:

На первом этапе занятия целесообразно выявить уровень усвоения учащимися материала предыдущего занятия. С этой целью педагог задает вопросы учащимся: «Какие положительные и отрицательные черты характера вы знаете?», «Как связаны между собой наши достоинства, недостатки и наши поступки?». Далее учитель проводит с детьми беседу по рассказу В.Осеевой «Строитель», цель которой - разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения. В процессе обсуждения произведения особое внимание обращается на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение детей к ребенку, поступающего в разрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние. Затем учитель проводит с учащимися игровое упражнение «Разыграем ситуацию». Детям предлагаются ситуации, в которых они должны изобразить самих себя.

Примеры ситуаций:

1.Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку и вернул ее сломанной. 2.Ты нашел на улице слабого и замерзшего котенка.

 З.Во дворе незнакомые дети играют в интересную игру.

          После проведения упражнения педагог анализирует вместе с детьми действия и поступки каждого ребенка, обсуждает разнообразные варианты выхода из сложившихся ситуаций с тем, чтобы дети приобрели необходимый опыт общения с окружающими.

          На заключительном этапе урока детям предлагается расслабиться. В этом им поможет игра «Тряпичная кукла и солдат».

Подводится итог занятия: чему научились, что было трудно, что понравилось, что хотелось бы повторить?

 

 

 

 

Занятие № 5

 

Тема: «В миое вежливых слов».

 

Цель: привести в систему имеющиеся у учащихся знания о вежливом общении, воспитывать культуру общения.

 

Задачи:

1) учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова;

          2) учить уважительно относиться друг к другу;

3) воспитывать стремление быть интересным и вежливым собеседником.

 

Ход занятия:

На первом этапе занятия необходимо настроить учащихся на работу, вызвать интерес и желание участвовать в нем. Дети садятся в круг, что позволяет повысить уровень причастности ребенка к группе, высказать свое мнение каждому и педагог начинает игру «Словарь вежливых слов». Суть игры в том, что педагог начинает фразу, а дети ее заканчивают:

          Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться «Доброе ...» (утро).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит «Добрый ...» (день) и т.д.

          На следующем этапе урока с учащимися проводится беседа «Что такое вежливость». Цель беседы: актуализировать представления учащихся о вежливом общении. Учащиеся объясняют, что такое вежливость и кого называют вежливым человеком.

После беседы дети по кругу вспоминают и высказывают формы вежливого обращения друг к другу. Далее с учащимися проводятся дидактические игры. Игровое упражнение «Пожалуйста» направлено на выработку у учащихся навыка употребления «волшебных» слов. Затем педагог предлагает учащимся разыграть ситуации. При этом дети-актеры исполняют роли, импровизируя действие, а дети-зрители внимательно наблюдают за исполнителями и при необходимости поправляют «актеров».

Примеры ситуаций:

1 .Мальчик и мама. Ребенок просит маму купить понравившуюся игрушку. 2.Девочка и прохожий. Девочка хочет узнать у незнакомого человека время. 3.Мальчик едет в автобусе. На остановке в автобус входит старенькая бабушка.

 4.Девочка пришла в магазин. Она хочет купить шоколадку.

На заключительном этапе занятия подводятся итоги: что узнали, вспомнили, чему научились, что было трудно и чем заполнилось занятие?

Занятие № 6

 

Тема: «Я и моя речь, или давай поговорим».

 

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения во время разговора.

Задачи:

1) развивать у учащихся умение слушать собеседника, вести диалог, используя различные средства выразительности;

2) воспитывать уважительное отношение друг к другу;

3) развивать память, речь и творческие способности учащихся

.

Ход занятия:

Педагог сообщает учащимся тему занятия, затем, в процессе игры, актуализирует знания детей о вежливом общении. Игра «Рассказ-загадка». Учащиеся хором вставляют слова в рассказ учителя. Далее с учащимися проводится беседа, в результате которой учащиеся с помощью педагога формулируют основные правила поведения во время разговора:

-   говори вежливым тоном;

-   используй «волшебные» слова;

-   смотри в лицо собеседника;

-   не держи руки в карманах.

Затем выясняется, что:

-   во время разговора не следует есть;

-   если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в
их разговор;

-   невежливо сидя разговаривать с рядом стоящими взрослыми - нужно встать.

Далее педагог предлагает учащимся послушать и обсудить стихотворения, в которых говорится о правилах поведения во время разговора. После этого педагог информирует учащихся о том, что такое активное слушание, рассказывает об основных приемах активного слушания. Затем учащиеся в парах выполняют упражнение, в ходе которого один из участников рассказывает о себе, а другой слушает его, используя приемы активного слушания. После выполнения упражнения учащиеся обсуждают, что они чувствовали во время разговора, какие трудности испытывали. Затем с учащимися проводится игра-упражнение «Передай другому». Цель игры -закрепить навыки вежливого общения с окружающими. Далее педагог организует с учащимися игру «Бесконечное предложение». Эта игра развивает память речь и логическое мышление учащихся. И в конце занятия детям предлагается выполнить ряд упражнений ролевой гимнастики, помогающих лучше освоить средства речевого общения. Нужно рассказать известное стихотворение шепотом, с пулеметной скоростью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец.

В заключение занятия подводятся итоги работы.

 

 

Занятие № 7.

 

Тема: «Язык жестов и движений».

 

Цель: развивать у учащихся умение пользоваться невербальными средствами общения

.

Задачи:

1) познакомить учащихся с неречевыми средствами общения;

2) тренировать умение учащихся общаться без слов;

3) развивать творческое воображение учащихся, уверенность в себе.

 

Ход занятия:

Начать занятие можно с беседы о средствах общения. Педагог: «Как выдумаете, ребята, с помощью чего общались люди, когда еще не умели говорить словами? Можно ли объясниться с человеком без слов?» Учащиеся высказывают свои мнения. Далее педагог сообщает учащимся тему занятия и дает адаптированное определение понятий «мимика», «пантомимика», «жест». После этого учащимся предлагается попробовать общаться без слов - игра «Иностранец». Затем учащимся необходимо выполнить ряд упражнений ролевой гимнастики, помогающих лучше освоить средства неречевого общения. Нужно походить, как младенец, глубокий старик, лев, трусливый заяц. Попрыгать, как кузнечик, лягушка, маленький зайчик, кенгуру. Далее всем учащимся раздаются карточки с написанными на них названиями неодушевленных предметов (чайник со свистком, часы с кукушкой, раскаленный утюг, настольная лампа, цветок, дверь, мяч и т.д.). Дети должны изобразить их после короткой подготовки так, чтобы остальные участники отгадали. Данное упражнение развивает у учащихся умение пользоваться различными невербальными средствами общения, развивает творческое воображение уверенность в себе.

Умение понимать позы и жесты развивает игра «Зоопарк».

Завершается занятие упражнением на релаксацию «Тряпичная кукла и солдат».

В конце занятия подводятся итоги, и детям дается домашнее задание: потренироваться в общении без слов (например, попросить маму испечь любимый пирог, поинтересоваться у папы о работе, узнать о здоровье бабушки и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 8.

 

Тема: «Язык чувств»

.

Цель: изучение мимики и связанных с ней эмоциональных состояний человека.

 

Задачи:

1) учить детей выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и других средств невербального общения, а также различать эмоциональные состояния окружающих детей по особенностям жестов, движений или мимики;

2) обеспечить учащимся развитие умения согласовывать свои действия друг с другом;

 3) развивать восприятие и внимание учащихся.

 

Ход занятия:

В начале занятия педагог расспрашивает учащихся о результатах домашней работы, актуализирует знание детей о невербальных средствах общения. После этого учитель сообщает учащимся тему занятия и проводит беседу об эмоциях, их видах и способах проявления, актуализируя опыт учащихся. После проведения беседы детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Затем педагог организует игру с помощью карт - пиктограмм, на которых изображены лица людей в различных эмоциональных состояниях. Это упражнение тренирует умение учащихся распознавать эмоциональное состояние человека по мимике лица. Далее с учащимися проводятся игры «Изобрази по парам» и «Через стекло». Оба упражнения выполняются в парах, и направлены на формирование умения предавать свои чувства и желания с помощью мимики и выразительных движений. В конце занятия педагог вместе с учащимися вспоминают мультфильм «Крошка Енот»:

-   Почему Енот не сразу смог нарвать осоки?

-   Кого он испугался? Почему?

-   Что ему помогло перестать бояться?

Учащиеся хором поют песенку «Улыбка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс занятий III этапа.

Эти занятия отличаются от предыдущих тем, что они занимают меньше времени и построены преимущественно в форме тренинга умений.

 

Занятие № 9.

 

Тема: «Я - хороший, ты - хороший».

 

               Цель: закрепить полученные знания и умения в сфере коммуникации со сверстниками.

 

Задачи:

1) обеспечить учащимся развитие навыков общения со сверстниками в различных ситуациях;

2) обеспечить учащимся возможность ощутить разницу между уговариванием и убеждением;

3) обеспечить сознательное овладение учащимися речевыми средствами общения;

4) развивать аналитическое мышление, восприятие и целенаправленное слуховое внимание учащихся;

5) воспитывать адекватную оценочную деятельность учащихся.

 

Ход занятия:

Педагог сообщает учащимся тему занятия, затем в процессе беседы актуализирует знания учащихся о вежливом общении, о правилах поведения и ведения разговора, о вербальных и невербальных средствах общения. После этого с учащимися организуется тренинговое упражнение «Истина или ложь?», в ходе которого дети получают богатый коммуникационный опыт. В ходе игры учащиеся практически находят ответы на вопросы: «В чем состоит разница между уговариванием и убеждением?», «Как можно различать, где правда, а где ложь?», «Как можно прийти к своему собственному мнению?», «Как связаны между собой доверие к другим и уверенность в себе?». Упражнение повторяется несколько раз, чтобы дать учащимся возможность побывать во всех трех ролях. После выполнения упражнения проводится его обязательный анализ, рефлексия. Затем подводятся итоги занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 10.

 

Тема: «Этот странный взрослый мир».

 

Цель: закрепить полученные навыки и умения в сфере коммуникации со взрослыми.

 

Задачи:

1) развивать у учащихся умение устанавливать контакты с окружающими людьми;

2) воспитывать уважение к старшим;

 3) развивать у учащихся навыки общения со взрослыми в различных жизненных ситуациях;

4) обеспечить развитие адекватной оценочной деятельности учащихся, направленной на анализ собственного поведения и анализ поступков окружающих людей.

 

Ход занятия: педагог сообщает тему занятия, после чего организует с учащимися  упражнение  «Контакты»,  направленное на развитие умения устанавливать контакты с людьми. Педагог обращает особое внимание учащихся на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, какие приемы и способы коммуникации они используют, как они поддерживают разговор и заканчивают беседу.

Далее с учащимися организуется тренинговое упражнение «Не хочу манную кашу!». Цель упражнения: научить детей отстаивать свои интересы перед взрослыми. Игра дает детям возможность поучиться выражать свои желания вежливо, тактично и в то же время решительно. Выполнение упражнения завершается рефлексией.

На заключительном этапе занятия с учащимися проводится упражнение на релаксацию «Порхание бабочки». Затем подводятся итоги занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №11.

 

Тема: «Заключительные посиделки».

 

Цель: закрепить коммуникационные навыки и умения учащихся.

 

Задачи:

1) систематизировать полученные учащимися знания;

2) обеспечить учащимся возможность проверить действенность и эффективность тех навыков и умений, которые они получили на прошедших занятиях;

3) обеспечить возможность каждому ребенку почувствовать, что его понимают и ценят одноклассники;

4) оказать учащимся необходимую психологическую поддержку и настроить на будущее.

 

Ход занятия:

Педагог начинает занятие с беседы о том, что учащиеся узнали и усвоили за время проведения занятий, сообщив предварительно о том, что это занятие будет последним. Затем проводится общий анализ прошедших мероприятий с целью систематизации полученных знаний, выявления отношения ребят к знаниям и активизации желания совместного взаимодействия с окружающими, следуя правилам продуктивного общения. После этого учащиеся садятся в большой круг для организации заключительных посиделок «Больше всего мне понравилось...», во время которых есть возможность высказать свои впечатления, задать любому человеку вопрос или сказать ему то, что не успел во время занятий. Начать фразу предлагается так: «Мне больше всего на этих занятиях понравилось...». Завершается занятие игрой «Я вам пишу», которая имеет психотерапевтический эффект, позволяет участником обменяться взаимными «эмоциональными пожеланиями».


Комплекс занятий, направленных на формирование коммуникативных способностей младших школьников

Комплекс занятий, направленных на формирование коммуникативных способностей младших школьников

Технология деятельности педагога, позволяющая организовать процесс формирования коммуникативных способностей детей, должна проводится по следующей программе: 1 этап

Технология деятельности педагога, позволяющая организовать процесс формирования коммуникативных способностей детей, должна проводится по следующей программе: 1 этап

Комплекс занятий I этапа.

Комплекс занятий I этапа.

Занятие № 2 Тема: «Я хочу общаться»

Занятие № 2 Тема: «Я хочу общаться»

Занятие № 3 Тема: «Тайна моего «я»: мои достоинства и недостатки»

Занятие № 3 Тема: «Тайна моего «я»: мои достоинства и недостатки»

Комплекс занятий II этапа.

Комплекс занятий II этапа.

Занятие № 5 Тема: «В миое вежливых слов»

Занятие № 5 Тема: «В миое вежливых слов»

Занятие № 6 Тема: «Я и моя речь, или давай поговорим»

Занятие № 6 Тема: «Я и моя речь, или давай поговорим»

Занятие № 7. Тема: «Язык жестов и движений»

Занятие № 7. Тема: «Язык жестов и движений»

Занятие № 8. Тема : «Язык чувств»

Занятие № 8. Тема : «Язык чувств»

Комплекс занятий III этапа.

Комплекс занятий III этапа.

Занятие № 10. Тема: «Этот странный взрослый мир»

Занятие № 10. Тема: «Этот странный взрослый мир»

Занятие №11. Тема: «Заключительные посиделки»

Занятие №11. Тема: «Заключительные посиделки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024