Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
Оценка 4.6

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл
27.02.2019
Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в образовательном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ в учебе. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных комплексов заданий , является в этой связи одной из важнейших задач учителя-дефектолога.
комплекс упражнений.docx
Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в  коррекционном учреждении является преодоление тех трудностей,  которые испытывают школьники с ОВЗ в учёбе. Активное введение  в традиционный учебный процесс разнообразных комплексов  заданий, упражнений специально направленных на развитие  личностно­мотивационной и аналитико­синтетической сфер  ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд  других важных психических функций, является в этой связи одной  из важнейших задач учителя­дефектолога. Упражнения по развитию восприятия. У младших школьников формируется произвольное наблюдение за объектами,  подчиняющиеся определённой задаче. Формированию целенаправленного  восприятия способствуют упражнения и задания, позволяющие ребёнку  анализировать, дифференцировать, отделять главное от второстепенного,  устанавливать иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по  общим качествам. К числу упражнений и заданий, развивающих данные  способности можно отнести: Тренировка объёма восприятия. На большом листе ватмана написано 10 слов ( из 4­8 букв каждое), 10  трёхзначных чисел, сделано 10 рисунков(книга, ручка, кружка, ложка, яблоко,  квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Всё это следует расположить  горизонтальными рядами в любой последовательности. Инструкция: посмотрите на этот лист, на котором расположены слова, числа,  картинки. На своём листе бумаги запишите, что смогли воспринять, обязательно  точно. Восприятия величины предмета. На доске плакат, на котором изображены три линейки. Детям предлагается на  глаз определить размер каждой линейки в сантиметрах. Затем определяют, насколько ребёнок ошибся. А сравнив степень его ошибки со  средней ошибкой по классу, мы можем сказать, как сформировано восприятие  величины у ребёнка. Восприятие удалённости предмета. Учитель из окон класса определяет отдельное дерево (расстояние следует  выбирать от 50 до 150метров) и предварительно измеряет расстояние до него в  метрах. Учащихся надо попросить определить расстояние до дерева на глаз. Затем  следует определить, насколько ошибся ребёнок. Сравнив степень ошибки  1. 2. 3. 4. 5. 6. каждого конкретного учащегося со средней ошибкой по классу, можно оценить  уровень развития восприятия у данного ребёнка. Восприятие времени. Предложите ребёнку определить промежуток времени в секундах времени от  стука до стука или длительность какого­либо звукового сигнала, например,  звонка. 1­ый случай – 40 сек 2­ой случай ­ 90 сек По данным психолога Сергеева К.К. ориентировочно: одна минута в первом  классе как 11 секунд, в третьем ­ как 25 секунд, в пятом – 31 секунда, а взрослые ­ 35 секунд. Один час воспринимается более объективно. При работе с классом учитель должен оценить восприятие времени у каждого  ученика. Лучшие результаты наиболее приближены к объективному времени. Диагностика наблюдательности. Предварительно нужно приготовить две картинки, несложные по сюжету и  количеству деталей. Картины эти должны быть одинаковы, кроме заранее  предусмотренных 10 различий. При индивидуальной работе с детьми можно  показать в течение 1 минуты 2 картины. После экспозиции в течение 1 минуты  обе картины следует убрать. Задание ребёнку: написать на листе бумаги все  найденные им различия в этих двух картинках. Обработка результатов: подсчитывается количество правильно отмеченных  различий, из них вычитаются отличия, указанные ошибочно. Разность делится на  число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше  уровень наблюдательности у ребёнка. Для тренировочных занятий по развитию восприятия можно  использовать методику поиска информации. Ребёнку предлагается 100 клеточная таблица, заполненная цифрами. ЗАДАНИЕ: подсчитать, сколько раз встречается каждое из чисел от 0 до 9. При выполнении задания фиксируется время, за которое школьник  подсчитывает, сколько раз встречается 0, затем 1, потом 2 и т.д. Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную  матрицу, информационный поиск можно проводить в любой последовательности. 4 3 2 8 2 3 6 5 9 1 6 3 0 7 6 9 1 0 9 1 7 4 1 7 5 3 9 2 3 4 6 1 7 6 9 5 8 5 9 0 0 7 6 3 2 6 3 8 2 9 8 0 0 3 2 1 5 4 9 5 7 5 7 6 0 5 9 0 8 5 3 1 0 1 3 4 0 6 5 1 7 2 4 1 0 6 2 3 7 1 6 5 4 4 3 8 8 3 1 3 7. Для проведения тренировочных занятий для улучшения  показателей скорости и точности восприятия можно использовать 100­ клеточную матрицу с графическими изображениями: : ! / ? х . х : ! ? ? + . х + + х ­ : ? ­ ? : х ? ! . ? . ­ + . ? ­ / + ? ! . : ? ­ + х ! ? . : / + . : / + ­ х ! ? : ­ + ? ! / х ­ . : ­ ? ! ? . / ­ + х : . х . + х . ? ! ­ : / . : . ­ + х ? ! / . + Задание: Сколько раз встречается знак «+»? Сколько раз встречается знак «­»? Сколько раз встречается знак «/»? Сколько раз встречается знак «:»? Сколько раз встречается знак «х»? Сколько раз встречается знак «?»? Сколько раз встречается знак «.»? Сколько раз встречается знак «!»? 8. Для тренировки восприятия воспользоваться матрицей, содержащей  геометрические фигуры разной формы и двух цветов. Сколько раз встречается белые квадраты? Сколько раз встречается чёрные квадраты? Сколько раз встречается белые квадраты? Сколько раз встречается чёрные квадраты? Сколько раз встречается белые квадраты? Сколько раз встречается чёрные квадраты? Сколько раз встречается белые квадраты? Сколько раз встречается чёрные квадраты? Для тренировки восприятия можно использовать матрицу с  набором букв. Д К Л Ф В Ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ш Ц Я Ж И Э А О Я У Б Е Ж Ш У У Ш А Н Б Ю Г Я Т И С С А П И Л П Т Х Х Д З М Л З Г К Б О В Л Т Л Г Ж В Л К З Г В З Ж Ж Г Д М Ж К Д Ч Д Ф Б Р С К Л Ц М Щ З Л В К З Б Н Р С Ч Ф Т Ч Р Т Х Р Н 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 10. Задания для учащихся: Сколько раз встречается буква «А»? Сколько раз встречается буква «Б»? Сколько раз встречается буква «В»? Сколько раз встречается буква «И»? Сколько раз встречается буква «К»? Сколько раз встречается буква «М»? Сколько раз встречается буква «Н»? и т.д. 10. Для тренировки восприятия можно использовать матрицу с  геометрическими фигурами и цвета (например, 2­х цветов). Задание: Сколько раз встречается большой чёрный квадрат? Сколько раз встречается маленький чёрный квадрат? Сколько раз встречается большой белый квадрат? Сколько раз встречается маленький белый квадрат? Сколько раз встречается большой чёрный ромб? Сколько раз встречается белый маленький ромб? Сколько раз встречается чёрный маленький круг? Сколько раз встречается белый большой круг? Сколько раз встречается белый большой прямоугольник? Сколько раз встречается чёрный маленький прямоугольник? Сколько раз встречается большой чёрный прямоугольник? Сколько раз встречается белый маленький треугольник? И т.д. Для развития восприятия можно воспользоваться следующими  заданиями: Необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором  фигур. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, можно менять  размеры фигур, их положение, не нельзя добавлять другие фигуры: ЗАДАНИЕ: лицо, дом, клоун и др. ( по желанию Время выполнения каждой фигуры – 2 минуты. Данное задание можно использовать для диагностики развития восприятия,  творческих способностей. Оценивается беглость и оригинальность выполнения заданий. Очень хорошо такие задания можно использовать для совсем маленьких детей,  например, для первоклассников (1­4). А разнообразие таких заданий  представлено в курсе «Математика и конструирование». 1. 2. 3. 4. Тренинг для развития восприятия и наблюдательности. Игра «Что в свёртке?» К игре ребята должны заранее приготовиться. Каждый должен принести из дома  предмет необычной формы, завёрнутый в несколько слоёв газетной бумаги. Это  делается для того, чтобы трудно было догадаться, что в свёртке. Все участники  делятся на две команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждой команде даётся по 5­6 предметов. Ощупывают  каждый предмет все члены команды. За правильно названный полностью  неразвёрнутый предмет команда получает 10 баллов. Побеждает та команда,  которая набирает больше баллов. Игра «Измеряем на глазок» Все участники игры делятся 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий предлагает  учащимся внимательно посмотреть на какой­либо предмет. Затем по 2­3  человека из каждой команды зарисовывают данный предмет на доске в полную  величину. Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом. За почти точное воспроизведение ­ 5 баллов. За увеличение или уменьшение предмета почти  вдвое очков не начисляется. Если ведущий отмечает небольшую разницу между  предметом и рисунком, команда получает 3 балла. Игра «Определи длину отрезка» Участники делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждая команда чертит для другой на доске отрезок любой длины. Получив, таким образом, задание, каждая  команда должна дать ответ: «Какой длины отрезок изображён на доске».  Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За полное совпадение команда получает 5 баллов. За небольшое отклонение – 2  балла. Игра «Определи размер на ощупь». Участники делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий предлагает  одному из членов команды отметить на доске рост своего товарища от пола, а  также размах его рук. После этого ведущий, проведя измерение, отмечает действительные размеры  роста и размаха рук школьников. При почти полном совпадении результатов команде даётся 5 баллов. Если  выявлено значительное отклонение отмеченных размеров от истинных, очков  команда не получает. 6 .Игра «Делим на части» Участники делятся на команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждому из членов каждой  команды даётся 5 баллов. Задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части,  отметить ручкой. После выполнения задания проводится контроль. Правильность разделения на  глаз проверяется с помощью сгибания. Тот, у кого отметка ручкой и места сгибов совпадают, получает 5 баллов. Баллы, набранные членами команды, суммируют. Побеждает команда, которая набрала  больше баллов. 7 . Игра «Развиваем наблюдательность». Участники делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: в течение 10 минут ребята  записывают как можно предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся  с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и  т.д. Необходимо составить следующие списки предметов: красного цвета, чёрного цвета, зелёного цвета, синего цвета, овальных, квадратных, деревянных, металлических, каменных, начинающихся с буквы «к», относящихся к мебели, относящихся к посуде и т.д. Игра « Что это за картина?» Участники игры делятся на 2 команды: УСЛОВИЯ ИГРЫ: для проведения игры потребуется репродукция какой­либо  картины. Предъявляют эту картину не целиком, а по частям. Участники игры по  одному из фрагментов должны узнать, что это за картина. Если не узнают по  одному из фрагментов, следует добавить ещё и один и т.д. Какая из команд  первая правильно даст ответ, та и побеждает. 9.Игра «Самые наблюдательные» Участники игры делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: к доске прикрепляют  2 репродукции картин (для каждой команды). В течение 5 минут ребята  рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию 1­й  команды помещают так, чтобы её видели все, кроме членов этой команды. А  репродукцию 2­й команды должны видеть все, кроме его членов. Членов первой  команды подробно расспрашивают обо всех деталях картины. А членов второй  команды подробно расспрашивают обо всех деталях их картины. О количестве  задаваемых вопросов команды предварительно договариваются. Каждая команда отвечает на все вопросы, та и побеждает. Игра « Взвесь в руках» Участники игры делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: для проведения игры  понадобятся 10 предметов, по 5 для каждой из команд. Ведущий приносит  гирьки весом 5, 20, 50 граммов. Команды получают по 5 различных предметов:  ручки, карандаши, ластики, тетрадь. Ребята поочерёдно должны взвесить  полученные предметы на ладони, сравнивая с весом гирь. Обсуждают командой,  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. каков же вес предметов. О полученных результатах сообщают ведущему. Та  команда, которая более точно определила вес предметов, выигрывает. Игра «Угадай голоса» Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто­то из участников  становится водящим. УСЛОВИЯ ИГРЫ: водящий становится спиной к  остальным участником игры. В это время кто­то произносит 2­3 слова (это  может быть очень короткое предложение: « Сегодня жарко» и др.). Водящий  должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2­3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры. Эта игра  предназначена для развития восприятия звуков у детей. Игра « Учись слушать звуки» Ведущий заранее готовит плёнку с записью различных музыкальных  инструментов (один вариант игры) или звуков, которые нас окружают (лай  собаки, мяуканье кошки, звонок трамвая, скрип двери, звук тормозящего  автомобиля, звон хрусталя, звук бьющегося стекла, и т.д). После предъявления  того или иного звука первый, кто угадывает, поднимает руку и называет, что это  за звук. За правильный ответ – 1 балл. Кто из участников игры набирает больше  всего баллов ­ выигрывает. Эта игра способствует развитию у детей восприятия  звуков у детей. Игра «Угадай мелодию» Для развития восприятия звуков и для развития слуха можно использовать  отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. УСЛОВИЯ ИГРЫ: отрывки предъявляются в течение 3­5 секунд. После  предъявления мелодии, кто первый отгадывает её, называет, что это за мелодия,  получает одно очко. Кто из участников игры набирает больше очков, тот и  побеждает в этой игре. Игра «Развиваем чувство времени» Участники игры располагаются по кругу. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий просит  участников игры закрыть глаза, расслабиться. Ведущий говорит следующее:  «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу  «достаточно», вы по очереди мне скажите, сколько времени прошло». Обычно  засекается 1, 1,5 или 2 минуты. Побеждает тот, кто назвал более точно. Игра «Определяем расстояние на глаз». Участники игры делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий предлагает  каждой из команд определить на глаз расстояние от учительского стола до  доски, от одного ряда парт до другого, от учительского стола до двери. Члены  каждой команды обсуждают получившиеся результаты и дают свой вариант  ответов. Побеждает та команда, которая даёт более точный ответ. Игра « Угадай название фильма». Эта игра развивает не только восприятие, но и память. Участники удобно  располагаются перед телевизором. УСЛОВИЯ ИГРЫ: для проведения этой игры  потребуется видеоаппаратура и запись (отрывками по 30 секунд) из фильмов или мультфильмов. Тот из участников игры, кто первым называет, из какого фильма 16. 17. отрывок, получает 1 очко. Набравший большее количество очков становится  победителем. Игра «Сравниваем размеры предметы на ощупь». Участники игры делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий заранее  готовит несколько предметов одинаковой формы, но отличающихся размерами.  Например, 3 предмета, это могут быть кубики разного размера, матрёшки,  карандаши, ластики. Потребуется также платок из плотной материи. По 3­4  представителя из каждой команды, поочерёдно последовательность, ощупывая 3  предмета, должны ответить, каким по счёту предлагался самым большой или  самый маленький предмет. Правильный ответ каждого из членов команд  приносит 1 очки, в командную копилку. Игра «На какой странице закладка?». Участники игры делятся на 2 команды. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий готовит к  игре 2­3 книги с разным количеством страниц, в каждой из книг – закладка. Первое задание командам: «Определите, сколько страниц в каждой из книг?». Второе задание: « На какой странице в каждой из книг лежит закладка?» За каждый правильный ответ команда может получить 1 очко. Если точных  ответов не будет, побеждает та команда, которая дала более близкий к  правильному ответу. Упражнения по развитию памяти младших школьников. В младшем школьном возрасте идёт интенсивное формирование приёмов  запоминания. Развитие памяти ведётся в двух направлениях: Формирование у детей приёмов осмысленного запоминания (расчленение  материала на смысловые единицы, группировки, сопоставления); Формирование приёмов воспроизведения, расчленённого во времени на  1. 2. смысловые единицы, приёмов самоконтроля за результатом запоминания. Тренировка зрительной памяти на образы. Детям предлагается таблица, состоящая из 16 квадратов с образами, она  экспонируется в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1  минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить  словесно) Норма – 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов  говорит о хорошей памяти на образы. Для диагностики и развития слуховой памяти можно использовать методику «10  слов». Рекомендуется набор слов: дирижёр, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка,  обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объёме кратковременной  слуховой памяти ребёнок должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов. Для диагностики слуховой механической памяти можно воспользоваться  следующей методикой: 10 чисел прочесть быстро 1 раз. Затем попросить ребёнка воспроизвести эти числа. Проверяем правильность воспроизведения. Каждое 13. правильно названное число – 1 балл. Норма ­6 названных чисел. Набор чисел для  предъявления: 28 5 9 64 8 7 9 47 36 Для диагностики механической зрительной памяти можно использовать  следующую методику. На листе 10 чисел записанных в столбик. На их  запоминание даётся 5 секунд, затем дети должны воспроизвести те числа,  которые запомнили, в любой последовательности. Норма 6­7 правильно  названных чисел. Набор чисел для предъявления: 74 85 100 3 27 5 6 94 47 155 Установить и развить уровень слуховой механической памяти можно с помощью  методики «Запомни двузначные числа» Инструкция: «Сейчас вам будут прочитаны 12 двузначных чисел. Вы должны  внимательно слушать и стараться запомнить все числа. По сигналу запомненные  числа надо записать в любом порядке на листке». Затем в течение 30 секунд эти  12 двузначных чисел прочитываются испытуемым. Набор чисел: 16 78 53 23 36 14 43 31 87 92 59 64 Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей  механической слуховой памяти. Для развития зрительной механической памяти также можно воспользоваться  методикой «Запомни двузначные числа» На плакате написаны 12 двузначных чисел (этот плакат демонстрируется не  менее 30 секунд, затем убирается.)Посмотрите на них внимательно. После того,  как убран плакат, запишите двузначные числа в любом порядке». Если правильно записано 8­9 чисел, то это свидетельствует о хорошем уровне  развития зрительной механической памяти. Плакат с двузначными числами 34 87 93 48 16 26 52 43 12 64 76 51 Для развития оперативной памяти рекомендуется следующая методика: «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить  числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в  уме сложить первое число со вторым, записать сумму, третье с четвёртым и  записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре  суммы». Варианты заданий: Ответы: 5 правильно выполненных заданий свидетельствует о хорошей оперативной  памяти. Диагностику и развитие скорости запоминания, точности, прочности  запоминания, организованности памяти можно провести так: На большом листе бумаги написано 20 слов: лещ, дуб, корова, луна, земля, акула, воробей, цапля, лопата, молоток, чай, кастрюля, окно, арбуз, тыква, книга, рука,  нос, часы, хлеб. Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Учащимся  даётся 3 минуты для воспроизведения слов. Затем преподаватель ещё 2 раза  зачитывает слова. Школьники воспроизводят, что запомнили письменно. Третий раз учитель слова 2 раза. Снова ученики по памяти записывают слова.  ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Те дети, которые после первого прочтения  воспроизводят наибольшее число слов, отличаются лучшей скоростью,  точностью и организованностью памяти (за каждое слово – 0,5 балла) Те учащиеся, которые после второго прочтения показали средние результаты,  получают средний балл ( обычно это 5 баллов).Остальные имеют наименьшие  показатели скорости, точности и организованности памяти. Через 3 дня можно  попросить учащихся воспроизвести текст в течение 3­х минут. После этого  оценивается долговременная память. За каждое правильно воспроизведённое  слово даётся 0,5 балла. Смысловая память. 10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая  связь. Затем через небольшой интервал времени чмтает лишь первое слово из  каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой  пары. Затем просим записать все слова парами на листке бумаги.  Подсчитывается число правильно воспроизведённых пар. Если правильно  воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита  вполне удовлетворительно. Рекомендуемый новый набор пар слов: Шум­вода, стол­обед, мост­река, рубль­копейка, лес­медведь, дуб­жёлудь, дичь­ выстрел, рой­пчела, час­время, гвоздь­доска. Для исследования и развития логической (смысловой) памяти можно  использовать следующий методический приём. Прочитайте учащимся 3 слова, объединённые по смыслу, при этом специально  обратите внимание на логическую связь, существуют между словами. Для исследования можно воспользоваться следующими словами: Охотник­медведь­берлога Весна­солнце­ручей Река­рыболов­уха Праздник­песни­веселье Город­улицы­дома Больница­врач­больные и т.д. Прочитав вслух строки учитель затем предлагает ученику карточку, на которой  написано первое слово из каждой тройки. На основании проведённых  исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить  пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению  учащимися учебного материала. Диагностика и развитие памяти с помощью методики опосредованного  запоминания. Необходимо подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а  также потребуется набор карточек с картинками. Слова для запоминания:  дождь, ответ, горе, сила, театр, драка, пожар, игра, утро, отряд, встреча, труд,  собрание, сосед, праздник. Набор карточек для опосредованного запоминания: умывальник, лошадь, стул,  топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка,  грабли, дерево, картина, самолёт, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ,  мяч, картинки. Слова можно давать довольно отвлечённые друг от друга. Называется слово, на  выбор карточки отводится 15­20 секунд. После каждого выбора расспросить  учащегося, почему он сделал именно этот выбор. Затем следует занять ученика  какой­нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему  демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного  запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии  у ребёнка логических связей в процессе запоминания. Логически не связанный текст. Тренировка памяти. Для запоминания 20 слов даётся 40 секунд, после чего следует записать то, что  запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается порядковый  номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим  эффективность запоминания в процентах. Украинец 11. Масло Кубик 12. Бумага Каша 13. Сладости Рисунок 14. Стол Любовь 15. Глагол Мысль 16. Карандаш Сын 17. Звуки Мозг 18. Математика Вор 19. Каша Пар 20. Дождь Лица с именами и фамилиями. Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не  можешь вспомнить, знакомы ли вы, так нередко случается, когда знакомство не  было связано с какими­либо эмоциями. Чтобы запомнить лицо, внимательно  рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите  несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.  Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями ( их можно  вырезать из газет, журнал. На запоминание даётся полминуты. После этого те же  фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен  опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных  ответов на 10. Методика воспроизведения рассказа. Для учащихся можно предложить для пересказа следующий текст: 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 2. 3. Шли по лесу 2 товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать и  влез на дерево, и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего. Он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь отошёл, первый слез с дерева и смеётся: « Ну, что, ­ говорит, ­  медведь на ухо наговорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей  убегают». Для развития вербальной памяти можно воспользоваться следующим  упражнением. Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество  входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов  составляет наиболее усвоенные знания, а следовательно, увеличение их  количества будет повышать уровень успешности обучения. Задача взрослых, и педагогов, и родителей, увеличить запас слов подростков,  относящихся к тем или иным областям знаний. ИНСТРУКЦИЯ: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме: Школа, Математика, Музыка, Книга, Искусство, Времена года, Спорт, Композиторы, Писатели, Учёные и т.д. На каждую из тем даётся 5 минут. Эти темы можно давать не сразу всё, а по 2­3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Если по теме «музыка» учащиеся 8­9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15­летние подростки – уже 37 слов, по теме «литература» этот показатель  соответственно 3 и 28 слов, по теме «живопись» ­ 3,7 и 20,5 слов. ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. Игра «Пословицы». Участники игры сидят в кругу. УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий произносит начало какой­либо пословицы. Первый  из игроков должен вспомнить начало новой. Если кто­то из игроков не сможет  продолжить или не вспомнит новую, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остаётся последним. Игра «Споём вместе». Участники игры делятся на две команды. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. УСЛОВИЯ ИГРЫ: первая команда должна вспомнить отрывок из песни,  содержащей вопрос. Например: Ну, что сказать, Ну, что сказать, Устроены так люди, Желают знать, желают знать, « Что было и что будет» Вторая команда должна за 1 минуту вспомнить и пропеть ответ на заданный  вопрос. А данном случае ответ может выглядеть так: « то ли ещё будет, ой­ой­ой». Если ответ не принимается, команде даётся ещё 30 секунд на поиски. Ответившая команда затем должна придумать вопрос. Другая – ищет ответ.  Проигрывает та команда, которая не сумеет найти ответа. Игра «Запомним слова». Участники игры делятся на 2 пары: УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждый из партнёров берёт листок бумаги и пишет 20 слов.  Пока дети пишут, они должны их запомнить. Даётся ограничение во времени –  минута. После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько  хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова. Число слов, которые воспроизведены, фиксируются. Ведущий должен определить, кто занял 1­е, 2­е и 3­е место. Игра «Предметы». Участники игры разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий  смотрит и запоминает, кто какой положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности, какой предмет положил. Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды. Игра «Запоминаем, рисуя». Участники сидят за столами, ведущий  заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно  слова. После каждого названного слова он считает до 3­х. за это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это  слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог  потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл. Игра «Кто больше запомнит». Участники сидят в кругу. Первый  участник называет любое слово, например, карандаш, следующий, должен  повторить это слово и должен назвать любое своё, например, лес. Третий  участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет своё и  т.д.таким образом, в конце игры остаётся победитель, который обладает лучшей  памятью. Игра «Слова» 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов – названий предметов,  относящихся к одной группе. Участники сидят в кругу. Ведущий называет тему,  на которую предстоит подбирать существительные, причём, первый называет  слово, второй повторяет названное слово и приводит своё. Тот из детей, кто  забудет названные слова или не назовёт своё, выбывает из игры. Игра «С одной буквы» Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет букву, а команды по  очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и  начинающемуся с этой буквы. Та команда, которая называет последнее слово,  побеждает. Игра «Добрые слова» Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств  ребёнка. Участники сидят в кругу, они должны по очереди называть добрые и  ласковые слова. На обдумывание даётся 2 сек., повторяться нельзя. Тот, кто не  может больше придумать доброе слово, выбывает из игры. Игра «Зрительная память» Участники разбиваются на 2 команды. Все участники под руководством  ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все  детали. Затем ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно  больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды по очереди ку  портрету должны подходить игроки и по одному изменению должны приводить  его в исходное положение. Какая команда поправляет больше изменений, та и  выиграла. Игра «Двигательная память». Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий просит участников игры  определить двух представителей команд и жюри. Избранные представители  команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за  ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить  движения танцоров как можно точнее. Жюри оценивает двигательную память  участников игры, определяет победителя. Упражнения по развитию мыслительных навыков. 1. Развитие математического аспекта логического мышления «Продолжи числовой ряд»Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. К примеру, 2, 4, 6, 8, ... (10, 12); 21, 18, 16, 13, 11, 8,... (6, 3); 9, 1, 7, 1, 5, 1,... (5,1) и т. п. Если учащиеся не могут сами сразу справиться с выявлением математической закономерности, следует предложить им выполнить промежуточные операции, направленные на выявление связи между отдельными числами группы. Примеры такого анализа: Данное упражнение можно использовать на уроках математики. «Установи закономерность». Задание аналогично вышеуказанному, однако математическая закономерность представляется в графической форме. Если учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий такого рода, полезно предложить им, абстрагировавшись от конкретного содержания рисунка, перевести изменяющиеся элементы закономерностей в числовую форму и записать получившийся числовой ряд (или группу рядов). После этого выявление закономерности осуществляется так же, как и в случае описанных выше математических закономерностей. Полученный числовой результат необходимо вновь преобразовать в содержательную форму. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, а также труда. 2. Развитие невербального мышления «Продолжи логический ряд». Необходимо выявить закономерность нематематического характера и продолжить логический ряд. Для решения задачи требуется выявить все изменяющиеся признаки и принять решение на основании динамики изменения каждого из них в ряду. Упражнение можно использовать на уроках математики. «Дорисуй девятое». Это задание основано на диагностической методике «Прогрессивные матрицы Равена». Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Чтобы облегчить учащимся выполнение данного задания независимо от уровня его сложности (числа изменяющихся признаков), следует ознакомить их с эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым из них. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить, сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего, неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам. Это задание рекомендуется использовать на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и труда. 3. Развитие вербального мышления «Исключи лишнее». Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию. Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона, ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус», поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов, развивают у них умение обосновывать свою точку зрения. Данное упражнение можно использовать практически на всех уроках, привлекая его для закрепления конкретного учебного материала. «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия. При выполнении этого задания учителю следует обратить внимание школьников на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие. Это требование обусловлено тем обстоятельством, что ребенку в силу особенностей аналити-ко-синтетической деятельности на данном возрастном этапе свойственно сначала находить конкретные различия. Основной же задачей данного упражнения является формирование функции обобщения. Эти задания рекомендуется применять на уроках русского языка, ознакомления с окружающим миром, рисования. «Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение. Данное упражнение можно использовать на уроках русского языка и чтения. «Подбери пару». Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи (например, причина — следствие, род — вид, функциональные отношения и т.п.). К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи. При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием или при использовании его для коррекционной работы следует для каждой рассматриваемой пары слов обсуждать вид логической связи и обосновывать вариант подобранного слова. Это задание рекомендуется применять на уроках ознакомления с окружающим миром, чтения и русского языка. «Угадай слово». Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т.п.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Игра способствует развитию навыков классификации, выделению наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату. Предварительно с учениками в доступной для них форме, на конкретных примерах обсуждаются основы классификации понятий. Школьники узнают, что уже первые несколько правильно поставленных вопросов позволяют значительно сузить круг возможного поиска, ускорить процесс нахождения решения. Например, вопрос, является ли задуманный объект живым, сразу определяет направление дальнейшего поиска. Если объект живой, целесообразным следующим действием является уточнение вида этого объекта (животное или растение). Далее последовательно уточняются следующие общие признаки (например, в случае загадывания названия животного — является ли оно зверем, птицей или рыбой, среда его обитания и т.д.). Достаточно простые задания с загаданными живыми существами целесообразно использовать на начальном этапе. По мере развития мышления школьников им предлагаются более сложные задания, требующие угадывания различных предметов естественного или искусственного происхождения, дающих существенно больше оснований для классификации. В целях облегчения восприятия детьми основ классификации и усвоения ими оптимальной стратегии продвижения к результату в процессе решения задания на доске может быть наглядно представлено «дерево понятий». Например, для загаданного слова «овчарка» это дерево может выглядеть следующим образом: При этом следует последовательно предостерегать школьников от попыток бессмысленного перебора во всех случаях, когда возможности классификации еще не исчерпаны до конца. В рассматриваемом примере, после того как будет установлено, что задуманное живое существо является домашним, можно еще, не переходя к простому перебору видов, установить, содержат ли его в городе. После этого, установив путем перебора, что речь идет о собаках, следует, не приступая к нерациональному перечислению всевозможных пород, вновь обратиться к принципам классификации, выяснив, например, является ли собака служебной, охотничьей или декоративной. Только после этого путем перебора определяется загаданная порода собаки. Это упражнение является хорошим средством закрепления учебного материала и развития речи на уроках ознакомления с окружающим миром. Опыт работы показывает, что эта игра очень нравится детям и они активно играют в нее и во внеучебное время. 4.Упражнение “Лишних слов не говорить!” Цель: развитие речи, словесно­логического мышления. Задание: подчеркни в каждом выражении лишнее слово. Коля ушиб колено ноги. Мальчик страдал от недоедания пищи. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Вторая четверть заканчивается в декабре месяце. Все витрины заполнены оранжевыми апельсинами. Мой брат хочет быть военным солдатом. После войны город представлял собой сплошные руины и развалины. Если у вас болит горло, не ешьте холодное мороженое. В машине нашли отрицательные дефекты. Примечание 1. Ребенок обязательно должен объяснить вам, почему именно он  считает данное слово лишним в предложении. Примечание 2. Более усложненный вариант данного задания – предъявлять  ребенку предложения не в письменном виде, а на слух. 5.Упражнение “Яблочный дождь” Цель: развитие логического мышления. Материал: распечатанный бланк методики. Инструкция: ребенку предлагается внимательно рассмотреть распечатанный  бланк методики и ответить на вопрос: какое из яблок под чертой нужно  поставить на пустое место над ней? 6. Дидактическая игра «С понятиями (общими и частными)» Я буду давать тебе по две карточки с понятиями (общими и частными). Ты должен положить их перед собой так, чтобы слева располагалась карточка с общим понятием, а справа – с частным. ( Карточки с приведенными ниже понятиями нарезать так, как показано в первом задании). Время года - осень. Насекомое –пчела. Сторона горизонта – север Полезное ископаемое - песок. Топливо – уголь. Осадки – дождь. Водоём – озеро. Кустарник – малина. Океан – тихий океан. Орган чувств – глаз. Звезда – солнце. Планета – земля. Ребенок – мальчик. Растение – дерево. Зерновая культура – пшеница. Число – дробь. Многоугольник – треугольник. Единица времени – час. Математическое действие – сложение. Животное – волк. Прибор – компас. Пространство – равнина. Явление природы – таяние льдов. Пояснение: первые 6 упражнений ученик выполняют вместе с дефектологом, подробно разбирая, почему та или иная карточка кладется с одной стороны, а не с другой. Следующие задание ребенок должны оценивать решения, которые дает учитель. Следующие 10 заданий ребенок выполняют самостоятельно. После каждого ответа ученика учитель контролирует ответ. Заканчивается, работа с этим типом заданий только тогда когда ученик выполнит их легко и без ошибок, а иногда и сам придумывают собственные примеры. 7. Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?" Упражнения по развитию внимания. У младших школьников произвольное внимание развито слабо. Поэтому большое внимание уделяется чёткой организации действий ребёнка. Поэтому предлагаются такие средства, которые позволяют детям руководить собственным сознанием. Общее направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребёнок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим. Для развития произвольного внимания необходимо разнообразить виды учебной деятельности, чередовать умственные занятия с составлением графических схем и рисунков. Важны задания на расширение объёма внимания. Задания, направленные на развитие внимания 1. «Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут). Данное задание может быть использовано для диагностики уровня развития различных аспектов внимания (продуктивность, устойчивость, переключаемость) и динамики работоспособности. Для этого обычно используются стандартные тестовые бланки. При обработке полученных данных результаты в бланках сверяют с ключом, фиксируя: общее количество просмотренных букв, количество правильно отмеченных букв (от), количество букв, которое необходимо было отметить (л) — при этом принимается во внимание различие в обозначениях. На основании полученных статистических данных рассчитываются продуктивность внимания, равная общему количеству просмотренных за отведенное время букв, и точность К, вычисляемая по формуле: К=(m/n) . 100%. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания оценки точности и продуктивности должны быть переведены в соответствующие баллы (см. таблицу в книге: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995). Неоднократное тестирование через определенные интервалы времени (например, каждую четверть) позволяет количественно проследить динамику развития характеристик внимания и сопоставить ее с возрастными нормами. Наряду с количественными показателями продуктивности внимания учителю необходима также информация об индивидуальных особенностях внимания в части динамики и работоспособности. Такая информация выявляется на основании более детального рассмотрения хода и результатов выполнения тестового задания. Например, низкий уровень продуктивности внимания (менее 50% просмотренных за отведенное время букв) говорит об инертности протекания психических процессов, а высокая скорость выполнения задания (в т.ч. до завершения отведенного срока) при большом количестве пропусков или ошибочных выделений — об импульсивности. Проблемы, связанные с переключением внимания, характеризуются, в частности, значительным числом пропусков знаков одного вида, тогда как другая буква выделяется безошибочно. Наличие проблем, связанных с концентрацией внимания в начале выполнения задания или же в конце его выполнения вследствие утомления, говорит, соответственно, о долгом периоде «врабатывания» или быстром истощении внимания. Полученная таким образом информация может быть использована учителем для эффективной индивидуальной работы с учащимися. Так, опрос учащихся, характеризующихся долгим периодом «врабатывания», целесообразно производить в середине урока или ближе к его концу, а приготовление домашних заданий им следует начинать с относительно простых предметов, лишь затем переходя к заданиям, требующим повышенной концентрации внимания. Учащихся же, склонных к истощению внимания, лучше спрашивать в самом начале урока, а выполнение ими домашних заданий должно быть распределено во времени и чередоваться с кратковременными периодами отдыха. Задание можно использовать на уроках русского языка и чтения. 2. Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, доступных для детей соответствующего возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.). Это упражнение эффективно использовать на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром. В последнем случае ошибками могут являться логические несоответствия. 3. «И мы...». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста: «Белка взобралась на дерево... Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост...» завершение «и мы...» является, в принципе, логичным в конце первого предложения («... и мы тоже взобрались на дерево») и абсолютно невозможным — в конце второго. Следует к тому же заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона. В качестве творческой работы интересно предложить детям самим составить веселый рассказ-задание. 4. «Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов. Данный вид работы используется на уроках рисования и ознакомления с окружающим миром. 5. «Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.). Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Его эффективно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром. 6.Дидактическая игра «Найди отличия». Ребенку даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними. 7.УПРАЖНЕНИЕ "НАЙДИ ПАРУ". Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между  собой. 8. "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но  повторяющихся узоров.Каждый из узоров требует повышенного внимания  ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных  действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки. 9.Упражнение "Следи за своей речью". В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на  внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что  хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И  начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего  запрещенные слова. ­Вы хотите купить черное платье? ­Я хочу купить зеленое платье. ­А разве зеленое вам к лицу? Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам  нравится? Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?  Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ

Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019