КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ
Для детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями
На сегодня при скрининговой диагностики детей дошкольного возраста, выявляется большой процент детей группы риска. С такими проблемами как: повышенная возбудимость или вялость, неустойчивое внимание, гипо или гипер тонус мышц, импульсивность, высокая двигательная активность, недоразвитость общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость. Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно что Психика человека управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Все это формирует и развивает навыки необходимые для устойчивого поведения. Итак, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Исходя из выше перечисленных особенностей детей, мы можем говорить о том, что данные дети имеют проблемы в эмоционально личностной сфере и поведенческой. При организации занятий с данными детьми рекомендуется следовать следующим правилам.
· Группа детей от 5-8 человек.
· Время занятия 20- 30 минут
· В одну группу могут входить дети с симптомами гиперактивности, невнимательные дети, с гипотонусом, неуверенностью в себе и стеснительные дети.
· Четкая, повторяющаяся структура занятий.
· Неизменное расположение предметов в зале( музыкальный или спортивный зал, достаточное количество свободного места, ковровое покрытие, мягкие модули, сухой бассейн)
· Введение временного лимита на выполнение заданий.
· Соблюдение четких, заранее оговоренных норм и правил
· Введение системы наказания (скамейка штрафников) и поощрения (знак отличия)
· Ритуал начала и окончания занятия.
Список использованной литературы.
- 1. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.»
- 2. Г.П. Логинова «Программа по развитию мелкой моторики».
- 3. Т.В. Нестерюк «Психосоматическая гимнастика»
- 4. Двигательная коррекция для детей с СДВГ – центр адалин
- 5. Е.В. Горшкова О «говорящих» движениях и чудесных превращениях»
Таблица комплексов по двигательной коррекции
эмоционально-волевой и поведенческой сферы
№ |
направление |
Упражнения |
1 |
Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление. Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата
Психогимнастика
Упражнения на развития ВПФ |
«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает) «Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола. «Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется) «Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки. «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию. «И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна». «И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»» «И.п. –сидя. Наклоны головы в медленном темпе. «Вперед- назад» «К правому левому плечу» по 3-5 раз» «Упражнения в балансире» «Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем. «Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед. Литература №1 Занятия №1,2,3,4 Игры: «Будь внимательным», «раз,два,три-говори», «Расскажи и покажи», «Запрещенное движение». |
2 |
Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.
Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела
Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата
Психогимнастика
Упражнения на развитие ВПФ |
«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.) «Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола. «Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется) «Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки. «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию. «Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.) «Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности. «Солдат раненный в руки» И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности. - И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки. «И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна». «И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»» «упражнения в балансире» «Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем. «Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед. Литература №1 Занятия №5,6,7,8
|
3 |
Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.
Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела
Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата Психогимнастика
Упражнения на развитие ВПФ |
«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.) «Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу) «Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности. «Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.) «Солдат раненный в руки» И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности. «Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки. «ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами. - И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки. «Упражнения в балансире» И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира «Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем. «Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при ходьбе не сгибаем. Литература №1 Занятие № 9,10,11,12 |
4 |
Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.
Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела
Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата Психогимнастика.
Упражнения на развитие ВПФ |
«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.) «Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу) «Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности. «Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.) «Солдат раненный в руки» И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности. «Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки. «ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами. «Кошечка» И.п. – лежа. Встать на четвереньки, опираясь на ладони и коленки. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе прогнуть вверх, прижав подбородок к груди. «Кошечка в движении» - охота, ползти на четвереньках, низко прижавшись к полу - движение влево-право, вперед, назад. - И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки. «Упражнения в балансире» И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира «Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем. «Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при хотьбе не сгибаем. Литература №1 Занятия №13.14,15,16 |
Каждый комплекс упражнений рассчитан на 4 и более занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.