Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Оценка 4.6

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
29.05.2017
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"
Программа построена по блокам. Отличается вариативностью. Реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.Предусмотрены разнообразные формы организации деятельности обучающихся.Программа может быть реализована в общеобразовательных учреждениях любого региона и адаптирована с учётом местного краеведческого материала. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Ванчугова Светлана Михайловна программа узелки на память.docx
Ванчугова Светлана Михайловна учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения  средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением  отдельных предметов №1 г. Советска  Кировской области  Комплексная   программа духовно­ нравственного воспитания младших школьников на основе  эколого­краеведческого материала  « Узелки на память»                                Пояснительная записка   «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и  может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост  начинался именно с корней».                                                                                                    Д.С. Лихачёв  Важно, чтобы  в основе духовно­нравственного воспитания лежала любовь и уважение   к   своей малой родине,   родному краю.  Программа «Узелки на память » дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже   понять   особенности   его   природы,   истории   и   культуры   и   их взаимосвязи   с   природой,   историей,   культурой   страны,   приобщиться   к исследованию родного края в разных формах ­ от простейших описаний до проектных работ. Актуальность опыта .  При поступлении в школу учащиеся мало знают о малой родине,  природе родного края , незнакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.. Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности  посредством изучения родного края, гражданственности, бережного  отношения к традициям, культуре, истории своего народа. Задачи: ­ систематизировать и расширить  знания обучающихся об истории родного края,   способствовать   формированию   исследовательских   и   познавательных интересов школьников;  ­ воспитывать интерес, уважение к культуре, истории, природе своего края;     ­вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности; ­ воспитывать экологическую культуру    условия   для   достижения   ­   создать   благоприятные   познавательно­ поисковой деятельности. Педагогическая целесообразность, актуальность.  В   начальной   школе   закладываются   основы   морального,     духовно­ нравственного   нравственного   становления   личности.   Когда   учащиеся   результатов   в понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают   гордость   за   свой   край,   появляется   стремление   прославить   свою землю и быть лучшим. Принципы построения программы:  ­принцип   демократичности,   предполагающий   сотрудничество   учителя   и ученика; ­принцип нравственности; ­ принцип вариативности; Условия реализации. Программа реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.  Ожидаемые результаты: ­обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся   вести   поиск   своих   предков,   будут   знать   и   продолжать   семейные традиции;  ­ научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;   ­приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности; ­приобретут   навыки   сознательного   восприятия   окружающей   среды, убеждённости и необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию её богатств   ­ будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте  стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине. Организация духовно­нравственного развития и  воспитания обучающихся  на  основе краеведения осуществляется по следующим направлениям  Познавательный блок 1 1.1Включение эколого­краеведческого материала в содержание  учебных предметов  Предмет Русский язык Математика  Содержание  Тексты для диктантов , изложений эколого­ краеведческого содержания, включение  в урок  творческих заданий  экологического содержания Решение задач эколого­краеведческого  содержания  Литературное чтение  Наблюдение за явлениями окружающей среды ,  Окружающий мир описываемых в литературных произведениях Экскурсии, наблюдения Введение дополнений в программу предмета   эколого­краеведческого материала   1.2. Серия  тематических классных часов  « Наш край» ­Кукарка, Трёхречье,Советск ­Символика города и области  ­Вода камень точит ­ Почему « Жерновогорье»? ­ Родники и источники Советского района ­ Великорецкий крестный ход ­Деревенские природные лакомства 2.Экскурсионный блок Экскурсии на предприятия  города и области  Достопримечательности города и  области Экскурсии в  краеведческие  музеи области г. Киров ­ г. Яранск ­ г. Котельнич ­г. Уржум ­Купеческая Кукарка ­ Православные храмы  Кукарки ­ Старая Вятка ­Заповедник Нургуш ­ Атарская Лука ­ Православные храмы  Советского района   ( С. Мокино, с.  Лесниково, д.  Завертная) ­кондитерская фабрика «  Слобода» ­ Советский хлебокомбинат ­ Фабрика по производству  валяной обуви ­Советская типография ­Перчаточная фабрика ­Птицефабрика с. Ильинск ­Кировская фабрика «  Весна»  ­Нолинская фабрика  матрёшек ­Фабрика « Дымка»  ( дымковская игрушка) ­Дендропарк пос.  Лесотехникум  Экскурсии, разработанные на базе краеведческого музея г. Советска Экскурсии  по  экспозициям Геологическое прошлое  и природа в крае. ­Из истории края в  далёком прошлом  ( история города) ­Край в годы  установления и  становления советской  власти и гражданской  войны  ­Край в годы Великой  Отечественной войны Экскурсии­лекции Народные промыслы  Вятского края ­ Из Красной книги  края  ( флора и фауна) ­ Фольклор Вятского  края ­ Крестьянская изба   ( жизнь и быт  крестьян) ­ История, мифы и  легенды края ­ Памятники природы  Мероприятия к  памятным датам Из истории полиции ­ Из истории пожарной  части ­ Защитники Отечества ­ Встреча трёх  поколений  ( участники  Вов, Афганистана,  Чечни) ­ У войны не женское  лицо ­Деятели науки и  культуры ­ наши земляки края ­Русский самовар Экскурсионная работа способствует воспитанию у детей нравственности и  духовности посредством изучения родного края, гражданственности,  бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.                                                                                                      3. Исследовательский блок В результате работы над проектами  учащиеся работают с различными  источниками информации краеведческой направленности: литературой ,  архивными документами, собирают и записывают воспоминания очевидцев.  Каждый проект презентуется, учащиеся занимаются краеведческим  просвещением различных слоёв населения.  3.1 Эколого­краеведческие проекты В результате работы над  эколого­краеведческим проектом у учащихся  формируются ценности: родная земля; заповедная природа;  планета Земля;   экологическое сознание.  Название Цель Продукт, результат Покормите птиц зимой Изучаем деревья  родного края Изготовление кормушек, организация подкормки  птиц Составление паспорта  дерева, буклет Изучение жизни птиц  края, воспитание  внимательного  отношения к природе Изучение деревьев  родного края,  формирование  внимательного,  бережного отношения к  родной природе Лекарственные растения родного края Изучить литературу о  лекарственных  растениях, провести  Сбор лекарственных  растений. Составление  растительных сборов Природные памятники  Советского района сбор лекарственных  растений, соблюдая  технологию сбора и  сушки растений Изучить историю  появления природных  памятников, провести  их частичное  благоустройство,  провести  просветительскую  работу Вторая жизнь ненужных  вещей Продумать способы  использования отходов Определение чистоты  воздуха в городе  Советске Исследовать чистоту  воздуха в различных  частях города Смоленцевский ключ.  Изучение свойств  родниковой воды Изучить историю  появления ключа,  провести опыты с  родниковой водой для лечения простудных заболеваний Буклет Видеофильм Разработка маршрутов  экскурсии по  ознакомлению с  природными  памятниками  Благоустройство  придворовых  территорий Презентация Буклет Иван­чай­ « чудо­чай» Изучение изготовления  иван­чая , технологии  изучения ферментизации Создание  коллекции  иван­чая Царский ключ.  Береснятский водопад Изучить историю  появления ключа,  возникновения его  названия,  Изучение литературы о  водопаде, посещение и  частичное  благоустройство  территории вокруг  Буклет Презентация Благоустройство  территории  ключа( установка  скамейки)  видеофильм Редкие растения  Советского района водопада Изучение литературы о  растениях, создание  творческих работ  Создание  « рукописной» книги  Красная книга  Советского района                                                                                             3.2  Историко­краеведческие проекты Темы проектов историко­краеведческой направленности  относятся к  практическому вопросу изучения истории, быта, традиций родного края, так  как являются актуальными для повседневной жизни и вместе с тем требуют  привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей,  их творческого мышления, исследовательских умений.  Название Цель Знаменитые земляки Православная Кукарка Улицы моего города О чём рассказала  фотография Сбор сведений из  различных источников  информации,  просветительская работа Изучение архивных  источников с целью  систематизации  материала о храмах  Изучение архивных  документов о  возникновении названия  улицы, её  достопримечательностей Знакомство с историей  своего рода, интересных  событиях , значимых для семьи и родного края Продукт, результат Журнал­раскладушка Презентация буклет Презентация,  видеофильм Сборник творческих  работ Мой прадед­ фронтовик Изучение информации о  родственниках­  Составление « Азбуки  войны» , « Книги фронтовиках,  представление  информации  Памяти»  Моя родословная  Составление  генеалогического древа  Выставка творческих  работ учащихся  Семейные династии Знакомство с семейными династиями Советского  района Создание « рукописной» книги « Семейные  династии»  Исчезнувшие деревни  Презентация видеофильм Изучение архивных  документов, сбор  свидетельств очевидцев  об исчезнувших  деревнях. Выяснение  причин их исчезновения 3.3 Художественно­краеведческие проекты Учащиеся изучают художественное наследие , знакомятся с литературными и  художественными произведениями, прикасаются к прекрасному Название Цель Продукт, результат Поэты родного края Изучение творчества  местных поэтов Презентация, конкурс  чтецов Художники родного  края Изучение творчества  местных художников  Пётр Алабин ­  почётный гражданин  города Вятки.  Изучение жизни  краеведа Алабина, его  вклад в развитие  Кукарки Б.А. Порфирьев­  писатель­фронтовик Изучение творчества Б.  А. Порфирьева, его  творчество в Кукарке Презентация викторина Буклет Викторина  презентация Презентация,  видеофильм Они прославили наш  город Изучение  биографии  современных земляков,  Книжка­ раскладушка прославляющих город в  настоящее время Неповторимый вятский  говорок Собрать диалектные  слова Советского  района, выполнить их «  расшифровку»  Словарь местных  диалектов, рукописный  сборник « кукарских»  сказок Проектно­ исследовательская деятельность, организованная под  руководством учителя даёт возможность не только детям, но и их родителям  приобщиться к родной культуре, узнать традиции наших предков, по­другому  взглянуть на порой уже забытые духовные ценности. А ученик, выполняя  собственное исследование,  не только приобретает новые знания, но и  усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект,  способность к творчеству 4.Творческий узелок У учащихся формируются ценности: красота родной природы, гармония,  духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве  и искусстве. 3.1 Конкурсы рисунков « Ландшафт­ качество жизни», « Родной край» , « Моя семья», « Герб моей семьи»  3.2. Конкурсы фоторабот « Образы Земли» ( номинации: Красота родной  природы. Природные  диковинки ),  « Красивейшие места родного края» 3.3. Конкурсы сочинений « Сын. Отец. Отечество». « Я горжусь своей семьёй», « Родному городу посвящается», « Моя малая родина­ милый сердцу уголок»  « Труд освобождает от скуки, порока, нужды»  « Лёгкие Земли»  « Подвиги бывают разными»  5. Узелок милосердия Название акции Семья ­ семье Доброе письмо Белый цветок Письмо ветерану Чистый город Твоя помощь нужна Бумажный бум Содержание работы Оказание адресной материальной  помощи семьям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию Написание писем детям­инвалидам,  детям, находящимся на реабилитации Изготовление цветов, их продажа,  перечисление средств на лечение  детей больных туберкулёзом Поздравление ветеранам с праздником победы Уборка территорий облагораживание   придворовых территорий Оказание помощи подшефным  ветеранам Сбор макулатуры                                                                                                     6. Узелок мастеровой Мастер­классы на базе колледжа промышленности и народных промыслов г.  Советска Кировской области  Учащиеся знакомятся с народными промыслами и участвуют в процессе    изготовления изделий ­ От зерна до булочки  ­ Юный кондитер  ­ Волшебная лозинка  ­ Кукарское кружево ­ Кукарская Лялька ( изготовление народной куклы)  7. Праздничный узелок ( краеведческие праздники)  ­ Жили­были ­ Папа, мама, я ­ экологическая семья ­ Лесными зимними  тропками ­ Чай, чай, кукарский чай 8. Фольклорный узелок 10.1.Фольклорные экспедиции по населённым пунктам района:  «Собираем песни Советского района» « Вятские жемчужинки» ( сбор малых жанров фольклора района) « Неповторимый вятский говорок» ( сбор диалектных слов, составление  словаря ) 10.2 Запись дисков с фольклорными произведениями 10.3 Фольклорные праздники  Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный  праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к  естественному бытованию фольклора. При реализации программы  «Узелки на память» праздники приурочивают к наиболее важным датам народного  календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха». Формы  проведения праздника разнообразны: от посиделок (на Покров) и вертепа (на  Рождество) . Подобная форма работы интересна еще и тем, что на празднике  не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню,  танец, игру. Особенно ценно, что дети совместно с родителями готовят  традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника. 9. Игровой узелок 11.1 Краеведческая экспедиция « Собираем народные игры» 11.2 Составление картотеки  народных игр  11.3  Разучивание народных игр с младшими школьниками ­11.4 Общешкольный праздник для начальных классов « Кладовая игр»  10 . Литературный узелок 10.1 Знакомство с литературными  произведениями вятских писателей: Е. Чарушина, Н. Заболоцкого, Н. Демидовой, Н. Марихина, А. Грина, В.  Крупина, В. Бердинских, В. Ситникова, Т. Копаневой 10.2 « Проба пера» ­ написание стихотворений и рассказов о родном крае с  дальнейшей публикацией в Вятском альманахе « Вершки и корешки»,  поэтической страничке местной газеты « Вести Трёхречья» 10.3 Театрализация произведений вятских писателей  ­ Тамара  Копанева « Как кружево в Кукарку пришло» В. Бердинских « Валеных дед мастера», « Как солдат ходил счастья искать»,   экологическая сказка « Приключения в новогоднем лесу»  За годы реализации программы разработаны  более 20  исследовательских  работ экологического и краеведческого характера, 15  из которых удостоены  дипломов победителей межрегиональной конференции исследовательских  работ КИПР, 2 – областной конференции «Я познаю мир». Положительная  динамика подтверждается победами на Всероссийских конкурсах  экологической направленности: «Человек и природа» ­ 18 победителей, «Эму­ специалист» (окружающий мир) ­ 11 призовых мест; победы в областных  творческих конкурсах «Образы Земли», «Гимн воде», «Из отходов в доходы».  Совместно с родителями проведено 6 экологических акций, 3 эколого­ краеведческих экспедиции. Проводимая работа отмечена Дипломом комитета по молодежной политике и спорта администрации Советского района и  благодарственным письмом Комитета охраны окружающей среды в  Советском районе.                                                                                         Литература 1 Алабин П. В. « Заметки относительно некоторых древностей Вятского  края» Вятка, 1895г. 2 Ворончихин Е. « По Вятскому краю» путеводитель по примечательным  объектам природы ч.1 Киров1996 3 « Вятские песни, песни, сказки и легенды» , Горький, 1974 4 Добринских А.М. « Виды сёл и церквей второго благочинного округа  Яранского уезда», 1901 5 Емельянова Г.И. Летописец детского мира. Сборник материалов в  помощь работе с творчеством писателя А.А.Лиханова. –Киров, 2005г. 6 История и традиции народов России: сб. учеб.­метод. ст./Сост. Е. Н.  Калачева, И. Л. Андреев. – 2­е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2010. 7 Историко­этнографический атлас Кировской области. – М., Издательство ДИК, 1998г. 8 Клестова Г.А. Вятская земля с древнейших времен до конца ХХ века.  Рабочая тетрадь по истории. –Киров,2007г. 9 Копанева Т. « Сказки старого города» Киров 1995 10 Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России/А.Я.Данилюк,   А.М.Кондаков,   В.А.Тишков.     –   М. Просвещение, 2009. 11 «Мифы и легенды края» , сборник , Советск, 2006 12 Петряев Е.Д. Живая память. –М., Молодая гвардия, 1984г. 13  Пересторонина  В. « Вятское кружево» , Горький, 1982 14  Энциклопедия земли Вятской в 10 томах. Литература. Том 2. –Киров,  1995

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"

Комплексная программа духовно-нравственного воспитания  " Узелки на память"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017