Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
29.05.2017
Программа построена по блокам. Отличается вариативностью. Реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.Предусмотрены разнообразные формы организации деятельности обучающихся.Программа может быть реализована в общеобразовательных учреждениях любого региона и адаптирована с учётом местного краеведческого материала. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Ванчугова Светлана Михайловна программа узелки на память.docx
Ванчугова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных
предметов №1 г. Советска Кировской области
Комплексная программа духовно нравственного воспитания младших
школьников на основе экологокраеведческого материала
« Узелки на память»
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как
растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост
начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв
Важно, чтобы в основе духовнонравственного воспитания лежала любовь и
уважение к своей малой родине, родному краю. Программа «Узелки на
память » дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем,
глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их
взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, приобщиться к
исследованию родного края в разных формах от простейших описаний до
проектных работ.
Актуальность опыта . При поступлении в школу учащиеся мало знают о
малой родине, природе родного края , незнакомы в достаточной степени с его
прошлым и настоящим.. Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности
посредством изучения родного края, гражданственности, бережного
отношения к традициям, культуре, истории своего народа.
Задачи:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края, способствовать формированию исследовательских и познавательных
интересов школьников;
воспитывать интерес, уважение к культуре, истории, природе своего края;
вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
воспитывать экологическую культуру
условия для достижения
создать благоприятные
познавательно поисковой деятельности.
Педагогическая целесообразность, актуальность.
В начальной школе закладываются основы морального,
духовно
нравственного нравственного становления личности. Когда учащиеся
результатов в
понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они
ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою
землю и быть лучшим.
Принципы построения программы:
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика;
принцип нравственности;
принцип вариативности;
Условия реализации. Программа реализуется через интеграцию урочной и
внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты: обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края,
научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные
традиции;
научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
приобретут навыки сознательного восприятия окружающей среды,
убеждённости и необходимости бережного отношения к природе, к разумному
использованию её богатств
будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит
патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Организация духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на
основе краеведения осуществляется по следующим направлениям
Познавательный блок
1
1.1Включение экологокраеведческого материала в содержание
учебных предметов
Предмет
Русский язык
Математика
Содержание
Тексты для диктантов , изложений эколого
краеведческого содержания,
включение в урок творческих заданий
экологического содержания
Решение задач экологокраеведческого
содержания
Литературное чтение Наблюдение за явлениями окружающей среды ,
Окружающий мир
описываемых в литературных произведениях
Экскурсии, наблюдения
Введение дополнений в программу предмета
экологокраеведческого материала
1.2. Серия тематических классных часов « Наш край»
Кукарка, Трёхречье,Советск
Символика города и области
Вода камень точит
Почему « Жерновогорье»? Родники и источники Советского района
Великорецкий крестный ход
Деревенские природные лакомства
2.Экскурсионный блок
Экскурсии на предприятия
города и области
Достопримечательности
города и области
Экскурсии в
краеведческие
музеи области
г. Киров
г. Яранск
г. Котельнич
г. Уржум
Купеческая Кукарка
Православные храмы
Кукарки
Старая Вятка
Заповедник Нургуш
Атарская Лука
Православные храмы
Советского района
( С. Мокино, с.
Лесниково, д.
Завертная)
кондитерская фабрика «
Слобода»
Советский хлебокомбинат
Фабрика по производству
валяной обуви
Советская типография
Перчаточная фабрика
Птицефабрика с. Ильинск
Кировская фабрика «
Весна»
Нолинская фабрика
матрёшек
Фабрика « Дымка»
( дымковская игрушка)
Дендропарк пос.
Лесотехникум
Экскурсии, разработанные на базе краеведческого музея г. Советска
Экскурсии по
экспозициям
Геологическое прошлое
и природа в крае.
Из истории края в
далёком прошлом
( история города)
Край в годы
установления и
становления советской
власти и гражданской
войны
Край в годы Великой
Отечественной войны
Экскурсиилекции
Народные промыслы
Вятского края
Из Красной книги
края ( флора и фауна)
Фольклор Вятского
края
Крестьянская изба
( жизнь и быт
крестьян)
История, мифы и
легенды края
Памятники природы
Мероприятия к
памятным датам
Из истории полиции
Из истории пожарной
части
Защитники Отечества
Встреча трёх
поколений ( участники
Вов, Афганистана,
Чечни)
У войны не женское
лицо Деятели науки и
культуры наши земляки
края
Русский самовар
Экскурсионная работа способствует воспитанию у детей нравственности и
духовности посредством изучения родного края, гражданственности,
бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
3. Исследовательский блок
В результате работы над проектами учащиеся работают с различными
источниками информации краеведческой направленности: литературой ,
архивными документами, собирают и записывают воспоминания очевидцев.
Каждый проект презентуется, учащиеся занимаются краеведческим
просвещением различных слоёв населения.
3.1 Экологокраеведческие проекты
В результате работы над экологокраеведческим проектом у учащихся
формируются ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля;
экологическое сознание.
Название
Цель
Продукт, результат
Покормите птиц зимой
Изучаем деревья
родного края
Изготовление кормушек,
организация подкормки
птиц
Составление паспорта
дерева, буклет
Изучение жизни птиц
края, воспитание
внимательного
отношения к природе
Изучение деревьев
родного края,
формирование
внимательного,
бережного отношения к
родной природе
Лекарственные растения
родного края
Изучить литературу о
лекарственных
растениях, провести
Сбор лекарственных
растений. Составление
растительных сборов Природные памятники
Советского района
сбор лекарственных
растений, соблюдая
технологию сбора и
сушки растений
Изучить историю
появления природных
памятников, провести
их частичное
благоустройство,
провести
просветительскую
работу
Вторая жизнь ненужных
вещей
Продумать способы
использования отходов
Определение чистоты
воздуха в городе
Советске
Исследовать чистоту
воздуха в различных
частях города
Смоленцевский ключ.
Изучение свойств
родниковой воды
Изучить историю
появления ключа,
провести опыты с
родниковой водой
для лечения простудных
заболеваний
Буклет
Видеофильм
Разработка маршрутов
экскурсии по
ознакомлению с
природными
памятниками
Благоустройство
придворовых
территорий
Презентация
Буклет
Иванчай « чудочай»
Изучение изготовления
иванчая , технологии
изучения ферментизации
Создание коллекции
иванчая
Царский ключ.
Береснятский водопад
Изучить историю
появления ключа,
возникновения его
названия,
Изучение литературы о
водопаде, посещение и
частичное
благоустройство
территории вокруг
Буклет
Презентация
Благоустройство
территории
ключа( установка
скамейки)
видеофильм Редкие растения
Советского района
водопада
Изучение литературы о
растениях, создание
творческих работ
Создание
« рукописной» книги
Красная книга
Советского района
3.2 Историкокраеведческие проекты
Темы проектов историкокраеведческой направленности относятся к
практическому вопросу изучения истории, быта, традиций родного края, так
как являются актуальными для повседневной жизни и вместе с тем требуют
привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей,
их творческого мышления, исследовательских умений.
Название
Цель
Знаменитые земляки
Православная Кукарка
Улицы моего города
О чём рассказала
фотография
Сбор сведений из
различных источников
информации,
просветительская работа
Изучение архивных
источников с целью
систематизации
материала о храмах
Изучение архивных
документов о
возникновении названия
улицы, её
достопримечательностей
Знакомство с историей
своего рода, интересных
событиях , значимых для
семьи и родного края
Продукт, результат
Журналраскладушка
Презентация
буклет
Презентация,
видеофильм
Сборник творческих
работ
Мой прадед фронтовик Изучение информации о
родственниках
Составление « Азбуки
войны» , « Книги фронтовиках,
представление
информации
Памяти»
Моя родословная
Составление
генеалогического древа
Выставка творческих
работ учащихся
Семейные династии
Знакомство с семейными
династиями Советского
района
Создание « рукописной»
книги « Семейные
династии»
Исчезнувшие деревни
Презентация
видеофильм
Изучение архивных
документов, сбор
свидетельств очевидцев
об исчезнувших
деревнях. Выяснение
причин их исчезновения
3.3 Художественнокраеведческие проекты
Учащиеся изучают художественное наследие , знакомятся с литературными и
художественными произведениями, прикасаются к прекрасному
Название
Цель
Продукт, результат
Поэты родного края
Изучение творчества
местных поэтов
Презентация, конкурс
чтецов
Художники родного
края
Изучение творчества
местных художников
Пётр Алабин
почётный гражданин
города Вятки.
Изучение жизни
краеведа Алабина, его
вклад в развитие
Кукарки
Б.А. Порфирьев
писательфронтовик
Изучение творчества Б.
А. Порфирьева, его
творчество в Кукарке
Презентация
викторина
Буклет
Викторина
презентация
Презентация,
видеофильм
Они прославили наш
город
Изучение биографии
современных земляков,
Книжка раскладушка прославляющих город в
настоящее время
Неповторимый вятский
говорок
Собрать диалектные
слова Советского
района, выполнить их «
расшифровку»
Словарь местных
диалектов, рукописный
сборник « кукарских»
сказок
Проектно исследовательская деятельность, организованная под
руководством учителя даёт возможность не только детям, но и их родителям
приобщиться к родной культуре, узнать традиции наших предков, подругому
взглянуть на порой уже забытые духовные ценности. А ученик, выполняя
собственное исследование, не только приобретает новые знания, но и
усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект,
способность к творчеству
4.Творческий узелок
У учащихся формируются ценности: красота родной природы, гармония,
духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве
и искусстве.
3.1 Конкурсы рисунков « Ландшафт качество жизни», « Родной край» ,
« Моя семья», « Герб моей семьи»
3.2. Конкурсы фоторабот « Образы Земли» ( номинации: Красота родной
природы. Природные диковинки ), « Красивейшие места родного края»
3.3. Конкурсы сочинений
« Сын. Отец. Отечество».
« Я горжусь своей семьёй», « Родному городу посвящается»,
« Моя малая родина милый сердцу уголок»
« Труд освобождает от скуки, порока, нужды»
« Лёгкие Земли»
« Подвиги бывают разными»
5. Узелок милосердия Название акции
Семья семье
Доброе письмо
Белый цветок
Письмо ветерану
Чистый город
Твоя помощь нужна
Бумажный бум
Содержание работы
Оказание адресной материальной
помощи семьям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию
Написание писем детяминвалидам,
детям, находящимся на реабилитации
Изготовление цветов, их продажа,
перечисление средств на лечение
детей больных туберкулёзом
Поздравление ветеранам с праздником
победы
Уборка территорий облагораживание
придворовых территорий
Оказание помощи подшефным
ветеранам
Сбор макулатуры
6. Узелок мастеровой
Мастерклассы на базе колледжа промышленности и народных промыслов г.
Советска Кировской области
Учащиеся знакомятся с народными промыслами и участвуют в процессе
изготовления изделий
От зерна до булочки
Юный кондитер
Волшебная лозинка
Кукарское кружево
Кукарская Лялька ( изготовление народной куклы)
7. Праздничный узелок ( краеведческие праздники)
Жилибыли
Папа, мама, я экологическая семья
Лесными зимними тропками
Чай, чай, кукарский чай
8. Фольклорный узелок 10.1.Фольклорные экспедиции по населённым пунктам района:
«Собираем песни Советского района»
« Вятские жемчужинки» ( сбор малых жанров фольклора района)
« Неповторимый вятский говорок» ( сбор диалектных слов, составление
словаря )
10.2 Запись дисков с фольклорными произведениями
10.3 Фольклорные праздники
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный
праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к
естественному бытованию фольклора. При реализации программы «Узелки на
память» праздники приурочивают к наиболее важным датам народного
календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха». Формы
проведения праздника разнообразны: от посиделок (на Покров) и вертепа (на
Рождество) . Подобная форма работы интересна еще и тем, что на празднике
не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню,
танец, игру. Особенно ценно, что дети совместно с родителями готовят
традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.
9. Игровой узелок
11.1 Краеведческая экспедиция « Собираем народные игры»
11.2 Составление картотеки народных игр
11.3 Разучивание народных игр с младшими школьниками
11.4 Общешкольный праздник для начальных классов « Кладовая игр»
10 . Литературный узелок
10.1 Знакомство с литературными произведениями вятских писателей:
Е. Чарушина, Н. Заболоцкого, Н. Демидовой, Н. Марихина, А. Грина, В.
Крупина, В. Бердинских, В. Ситникова, Т. Копаневой 10.2 « Проба пера» написание стихотворений и рассказов о родном крае с
дальнейшей публикацией в Вятском альманахе « Вершки и корешки»,
поэтической страничке местной газеты « Вести Трёхречья»
10.3 Театрализация произведений вятских писателей
Тамара Копанева « Как кружево в Кукарку пришло»
В. Бердинских « Валеных дед мастера», « Как солдат ходил счастья искать»,
экологическая сказка « Приключения в новогоднем лесу»
За годы реализации программы разработаны более 20 исследовательских
работ экологического и краеведческого характера, 15 из которых удостоены
дипломов победителей межрегиональной конференции исследовательских
работ КИПР, 2 – областной конференции «Я познаю мир». Положительная
динамика подтверждается победами на Всероссийских конкурсах
экологической направленности: «Человек и природа» 18 победителей, «Эму
специалист» (окружающий мир) 11 призовых мест; победы в областных
творческих конкурсах «Образы Земли», «Гимн воде», «Из отходов в доходы».
Совместно с родителями проведено 6 экологических акций, 3 эколого
краеведческих экспедиции. Проводимая работа отмечена Дипломом комитета
по молодежной политике и спорта администрации Советского района и
благодарственным письмом Комитета охраны окружающей среды в
Советском районе.
Литература
1 Алабин П. В. « Заметки относительно некоторых древностей Вятского
края» Вятка, 1895г.
2 Ворончихин Е. « По Вятскому краю» путеводитель по примечательным
объектам природы ч.1 Киров1996
3 « Вятские песни, песни, сказки и легенды» , Горький, 1974
4 Добринских А.М. « Виды сёл и церквей второго благочинного округа
Яранского уезда», 1901 5 Емельянова Г.И. Летописец детского мира. Сборник материалов в
помощь работе с творчеством писателя А.А.Лиханова. –Киров, 2005г.
6 История и традиции народов России: сб. учеб.метод. ст./Сост. Е. Н.
Калачева, И. Л. Андреев. – 2е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2010.
7 Историкоэтнографический атлас Кировской области. –
М., Издательство ДИК, 1998г.
8 Клестова Г.А. Вятская земля с древнейших времен до конца ХХ века.
Рабочая тетрадь по истории. –Киров,2007г.
9 Копанева Т. « Сказки старого города» Киров 1995
10 Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.
Просвещение, 2009.
11 «Мифы и легенды края» , сборник , Советск, 2006
12 Петряев Е.Д. Живая память. –М., Молодая гвардия, 1984г.
13 Пересторонина В. « Вятское кружево» , Горький, 1982
14 Энциклопедия земли Вятской в 10 томах. Литература. Том 2. –Киров,
1995
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания " Узелки на память"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.