КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
Оценка 4.9

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
дефектология
Детсад
12.11.2018
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексного воздействия и определения путей совершенствовании коррекционной работы с детьми с ринолалией необходимо полное всестороннее изучение клинических и психоло¬го-педагогических данных. Логопед должен уметь опреде¬лить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре де¬фекта, а что вторично. Сложные вопросы диагностики рече¬вых нарушений требуют правильной квалификации патоло¬гических симптомов, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько пра¬вильно и своевременно было определено речевое на¬рушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.
ринолалия.docx
Принципы обследования детей с ринолалией     1. Принцип комплексности – обследование различными специалистами. Так как   нарушены   различные   стороны   развития   детей   и   для   нормализации состояния   логопата   требуется   сочетанное   воздействие   нескольких специалистов. (примеры см. в основной х­ке). Зафиксировать модель комплексного исследования детей с ринолалией (См. Ринолалия Соболевой стр. 57.) 2. Принцип   многоплановости   (разностороности)   –   аналог   комплексного обследование   (там   разными   специалистами,   здесь   разные   процессы). Необходимо обследовать: – Строение и функционирование речевого аппарата. – Интеллекта. – Речи. – Состояния психических процессов. – Слуха и др.   – речь сложная функциональная система, 3. Принцип системного подхода все   компоненты   которой   взаимосвязаны   и   влияют   друг   на   друга.   При нарушении одного из компонентов речи, как правило, нарушаются и другие ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: – дефект строения артикуляционных органов = нарушение произношения = нарушение кинетико­кинестетических ощющений = вторичные нарушения фонематического слуха = еще большее нарушение произношения, даже тех звуков, которые ребенок способен проартикулировать. – Нарушения фонематического слуха = недостаточно точное различение слов   на   слух   =   необходимость   большего   количества   повторов   для   их запоминания = некоторое сужение (уменьшение) словаря. –   Нарушения   фонематического   слуха   =   недослышивает   окончания, суффиксы, приставки, так как на них редко падает ударение = неумение правильно употреблять приставки, суффиксы, окончания = нарушение ГСР. Вывод: не только обследуем все стороны в развитии ребенка, но и пытаемся установить   взаимосвязи   между   нарушениями   (при   построении коррекционной работы особый упор будет осуществляться на первичный дефект). 4. Принцип   индивидуального   подхода   –   обследование   только   в индивидуальной форме (чтобы ничего не пропустить, все заметить и учесть, найти  подход  к   ребенку  и  определить   не  общий  характер   нарушения,  а структуру дефекта именно для каждого ребенка). Так же для определения зоны ближайшего развития ребенка (Выгодский) –   определения заданий той степени   сложности,   с   которыми   ребенок   справляется   с   минимальной помощью   взрослого   (почти   сам)   =   постоянное   «преодоление»   приятных трудностей,   движение   вперед,   развитие.   Еще   есть   зона   актуального развития   –   ребенок   справляется   с   заданиями   самостоятельно,   но   тогда развитие стоит на месте! 5. Принцип   учета   ведущей   деятельности   возраста   –   с   дошкольниками проводить   обследование   в   игровой   форме,   с   игрушками,   картинками, сюжетами,   героями.   Для   школьников   –   ведущая   учебная   деятельность, используются   задания,   аналогичные   школьной   программе. Привести пример   задания   для   обследования   фонематического   слуха   для дошкольников и школьников. 6. Принцип направленности обследования – анализ процесса возникновения дефекта для выявления первичности­вторичности дефекта. Необходимо не только перечислить все дефекты, но и описать какие дефекты вызывают последующие   нарушения.   См.   принцип   системности   (примеры).   (при построении коррекционной работы особый упор будет осуществляться на первичный дефект). 7. Принцип   дозировки   нагрузки   –   обследование   проводится   в   несколько приемов (встреч), каждый сеанс заканчивается до утомления ребенка (для более качественного обследования, чтобы не потерять интерес ребенка к логопедическим занятиям и желание устранять дефект). 8. Принцип   наглядности   и   эмоциональности   –   обследование   должно проходить   эмоционально,   ярко,   живо,   вызывать   положительные   эмоции, желание вернуться на занятия к логопеду. Используем игрушки, картинки, сюжеты, игры.   Выявление ринолалии Для   определения функциональной   открытой   ринолалии существуют разные методы исследования: ∙ проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные «а» и «и», при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме   наблюдается   значительная   разница   в   звучании   этих   гласных.   С зажатым носом звуки, особенно «и», заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа. ∙  Посредством  фонендоскоп.  Обследующий  вводит  одну «оливу» себе  в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно «у» и «и», слышится сильный гул. ∙   Признаком   функциональной   открытой   ринолалии   служит   более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно­глоточное смыкание может быть хорошее. Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую или скрытую),   расщелину. Для   ее   выявления   следует   обратить   внимание   на заднюю поверхность нёба, которая при утрированном произнесении звука «а»   с   широко   открытым   ртом   слегка   втягивается   в   форме   небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Открытая   органическая   ринолалия диагностируется   визуально,   путем осмотра артикуляционного аппарата ребенка. Закрытая органическая ринолалия диагностируется  на слух в процессе беседы   с   ребенком,   выводы   логопеда   подтверждаются   заключением оториноларинголога. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ Для   понимания   специфических   особенностей   структуры   речевого дефекта, правильной организации комплексного воздействия и определения путей   совершенствовании   коррекционной   работы   с   детьми   с   ринолалией необходимо   полное   всестороннее   изучение   клинических   и   психолого­ педагогических   данных.   Логопед   должен   уметь   определить,   какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что   первично   в   структуре   дефекта,   а   что   вторично.   Сложные   вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патоло­ гических   симптомов,   свидетельствующих   о   перенесенном   ребенком заболевании. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит   от   того,   насколько   правильно   и   своевременно   было   определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий. Используются различные методы исследования: изучение медицинской документации; педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях; беседы с врачами, родителями, детьми: объективные методы исследования: назофарингоскопия, рентгенография. В процессе выявления и последующего преодоления любого речевого нарушения необходимо соблюдать  основополагающие принципы  логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба наиболее актуальными являются следующие. Принципы обследования детей с ринолалией 1.   Принцип   комплексности. Ринолалия,   возникающая   на   почве врожденных   расщелин   верхней   губы   и   нёба,   является   сложным   речевым нарушением,   требующим   комплексного   медико­психолого­педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей, помимо логопе­в принимают   участие   хирург,   ортодонт,   педиатр,   ЛОР.   невролог,   генетик, психолог.   Это   продиктовано   тем,   что   расщелиныявляются   причиной анатомических   расстройств   речевого   аппарата,   которые   ведут   к функциональным проблемам (оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи. Органические   нарушения   в   строении   органов   артикулами   требуют обязательной консультации хирурга­стоматолога. В дооперационный период хирург   является   ведущим   специалистом,   определяющим   сроки,   этапы   и методы лечения данной категории больных. Однако и в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение   швов,   что   приводит   к   образованию   дефектов   переднего   или среднего   отделов   твердого   нёба.   В   качестве   причин   могут   выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего   соматического   состояния   ребенка.   В   таком   случае   требуется повторная операция, и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения. Полноценной   коррекции   звукопроизношения   при   ринолалии   могут препятствовать   многочисленные  нарушения  зубного  ряда,  сопровождающие расщелину.   В   некоторых   случаях   на   правильность   произнесения   звуков оказывает   влияние   ношение   ортодонтического   аппарата.   Поэтому   при обследовании необходимо получить заключение ортодонта. В   процессе   обследования   необходимо   получить   заключение оториноларинголога   о  характере   слуховой  функции,  состоянии  носоглотки (нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки), выявить уровень снижения слуха. Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях. Возможные   органические   и   функциональные   нарушения   в   состоянии ЦНСсвоевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога. Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля. 2.Принцип   системного   подхода.Речь   является   сложной функциональной   системой,   все   компоненты   которой   находятся   в   тесной взаимосвязи   и   взаимозависимости.   Важно   обратить   внимание   не   только   на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения   состояния строения   и   функции   артикуляционного   аппарата, звукопроизношения,   дыхательной   и   голосовой   функции,   следует   уделить   лексико­ внимание   обследованию   фонематического   восприятия, грамматического   строя  речи, общему  уровню  речевого  развития  ребенка   с тем, чтобы исключить присутствие фонетико­фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития. 3.Принцип   индивидуального   подхода. Обследование   детей   с врожденными   расщелинами   верхней   губы   и   нёба   проводится   только   в индивидуальной   форме.  Это   обусловлено   тем,  что   нарушения   в  структуре дефекта   носят   различный   характер   и   в   задачи,  стоящие   перед   логопедом, входит   определение   индивидуальных   особенностей   состояния   речевой функции в каждом конкретном случае. 4.Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал обследования будут   несколько   различаться   в   зависимости   от   того,   в   каком   возрасте находится   ребенок.   При   обследовании   дошкольника,   основным   занятием которого   является   игра,   в   большом   количестве   используются   игрушки, речевые   и   подвижные   игры,   красочный   дидактический   материал, соответствующий   возрасту   (предметные,   сюжетные   картинки).   Само обследование может проводиться в игровой форме. Ведущей деятельностью школьного   возраста   является   учеба.   В   соответствии   с   этим   предлагаемый материал   должен   иметь   иную   направленность,   возможно   использование элементов школьной программы, например, чтение стихотворений. Однако и в данном случае не исключается использование различных логопедических игр и соответствующего дидактического материала. Медико­психолого­педагогичсская   диагностика   включает   изучение данных анамнеза, логопедического и психолого­педагогического статуса. Схема комплексного обследования детей с ринолалией Исследование ребенка начинается с беседы с родителями и изучения медицинской документации. Известно,   что   различные   неблагоприятные   воздействия   во внутриутробном периоде развития и во время родов, а также в первые годы жизни   ребенка   могут   приводить   к   нарушениям   речи   различной   степени тяжести.   Ринолалия   может   выступать   как   самостоятельное   нарушение,   а может сопровождаться дизартрией, задержкой речевого развития, фонетико­ фонематическим   недоразвитием   речи,   общим   недоразвитием   речи.   Чтобы получить наиболее полную информацию о структуре речевого дефекта, при оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье,   возможность   неблагоприятного   воздействия   на   развитие   ребенка различных   вредных   факторов   в   период   внутриутробного   развития   или рождения. I. Данные анамнеза 1.Вид расщелины. 2.Сроки хирургического вмешательства. 3.Наследственность   по   прямой   и   косвенной   линии.   Есть   ли   у   кого­ нибудь   из   родственников   расщелины   губы   и/или   нёба,   а   также   другие нарушения строения артикуляционного аппарата. 4.От   какой   по   счету   беременности   ребенок,   чем   закончились предыдущие беременности. 5.Протекание   беременности:   наличие   токсикозов   в   1­й   или   2­й половине, травм (указать каких) в 1­й или 2­й половине; контакте вредными веществами, химическими препаратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания: острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.); резус­конфликт, психические травмы и стрессовые ситуации. 6.Протекание   родов:   срочные,   недоношенность;   время   прохождения родов:   быстрые,   затяжные,   с   применением   вспомогательных   средств, асфиксия, родовые травмы. 7. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал держать головку, сидеть, ходить. 8.Раннее   речевое   развитие:   когда   появились   гуление,   лепет,   первые слова, фраза. 9.Занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика. 10.Заключения   специалистов:   хирурга­стоматолога,   ортодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога. II. Логопедическое обследование Для выявления особенностей дыхания, фонации, строения и функции артикуляционного   аппарата,   звукопроизношения   и   просодической   стороны речи   детей   с   небной   патологией   необходимо   тщательное   логопедическое обследование. Задачей данного обследования является определение характера   голосовых   и и   степени   выраженности   проявлений   дыхательных, артикуляционных расстройств и их влияния на нарушения звукопроизношения и просодики. Наиболее подробно этот аспект исследования разработан в ме­ тодике Т. В. Волосовец. ^ 1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция): Губы ­   наличие   послеоперационных   рубцов,   толстые,   тонкие,   без патологии.   Уздечка   верхней   губы   ­   норма,   укорочена.   Подвижность   ­ достаточна,   Переключаемость   движений   ­   достаточна,   ограничена. недостаточна. Для   определения   подвижности   губ   и   переключаемости артикуляционных   движений   предлагаются   традиционные   упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «трубочка», чередование «улыбки» и   «трубочки»   и   т.   д.   Упражнения   выполняются   отраженно   за   логопедом, возможно использование зеркала. ^ Преддверие полости рта ­ глубокое, неглубокое, не сформировано. Зубы ­   крупные,   мелкие,   редкие,   зубной   ряд   ­   сформирован,   не сформирован. Прикус ­   нормальный,   прогения,   прогнатия,   открытый   (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия выступание межчелюстной кости). Язык ­   форма   и   размер:   обычный,   массивный,   маленький,   длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка – норма, гипертрофия. Кончик языка ­ истонченный, широкий. Уздечка языка ­ норма, короткая, спайка с тканями подъязычной  области. Позиция в полости рта ­  правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка ­ достаточная, недостаточная.   Переключаемость   движений   ­   достаточная,   недостаточная. Проверка   производится   с   помощью   традиционных   артикуляционных   проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти   зубки», «лошадки» и т. д. Тонус мыши языка ­ норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения). ^ Твердое нёбо ­ неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо   ­   широкое,   узкое,   плоское,   высокое,   готическое   (разновидность высокого); наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба. ^ Мягкое нёбо ­ неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо   ­   короткое,   длинное,   подвижное,   малоподвижное.   Для   того   чтобы правильно определить степень подвижности мягкого нёба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент   движется   нёбная   занавеска,   логопед   выносит   заключение   о   ее подвижности. ^   Состояние   мимической   мускулатуры   в   покое   и   динамике ­ наблюдается ли патологическая активность лицевых мыши, компенсаторные гримасы   при   фонации.   Состояние   лицевой   мускулатуры   оценивается   в процессе   наблюдения   за   речевой   деятельностью   и   с   помощью   проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щёки, втянуть щеки и т. д. ^ 2. Состояние дыхательной функции: ­ физиологическое дыхание; ­ фонационное дыхание. При   оценке   физиологического   дыхания   важно   определить   его   тип:   нижне­диафрагмальный   (косто­абдоминальный).   грудной, ключичный, Исследование производится визуально в положении лежа, сидя, стоя. Далее определяется наличие ротового выдоха ­ сформирован, не сформирован. С этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик. При определении качественных характеристик фонационного (речевого) дыхания   следует   обратить   внимание   на   длительность   и   направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, а логопед оценивает характер ротового   выдоха.   Объективную   информацию   о   наличии   носовой   эмиссии можно получить с помощью специального прибора ­ назометра. ^ 3.Состояние голосовой функции: ­ тембр голоса; ­ высота голоса; ­ сила голоса. Особенности голосовой функции выявляются в ходе беседы с детьми. Объективная оценка тембра голоса производится с помощью назометра и назофарингоскопического исследования. Обращается внимание на наличие носовой эмиссии и гиперназализации. Для   проверки   силы   звучания   голоса   можно   предложить   ребенку произносить   слова   или   фразы   шепотом,   тихим,   громким   голосом,   меняя громкость произнесения отраженно за логопедом. Высота   голоса   определяется   с   помощью   пения   гамм   в   различных диапазонах или произнесения слов и фраз с потением или понижением голоса. 4. ^ Состояние звукопроизношения На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз. Обследование   начинается   с   проверки   изолированного   произнесения звуков,   затем   предлагают   повторить   слова   и   фразы,   содержащие определенные   звуки   отраженно   за   логопедом.   Можно   предложить   детям назвать   предметные   картинки.   В   последнюю   очередь   проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть ­ «з­з­з», в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит ­ «ж­ж­ ж», собаку, которая защищает своего хозяина и рычит «р­р­р» и т. д. Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, липа. Ляля, рыба, река. При составлении   проверочных   фраз   рекомендуется   использовать   слова   простой слоговой структуры, например: На Тане пальто. ^ 5. Просодическая сторона речи Оценивая   состояние   просодических   характеристик   речи,  то   обратить внимание на мелодико­интонанионную выразительность, соблюдение темпо ­ ритмической   организации   речи,   выраженность   эмоциональных   оттенков, расстановку   пауз,   логических   ударений,   громкость,   разборчивость   речи   в целом.   Исследование   проводится   на   материале   стихотворений,   сказок, поговорок. Поскольку   при   ринолалии   ведущим   является   расстройство фонетической   стороны   речи,   обусловленное   анатомическим   дефектом артикуляционного аппарата, обследование в первую очередь направлено на выявление   первичных   нарушений.   Однако   в   некоторых   случаях   первичные нарушения голоса и звукопроизношения могут стать причиной отклонений в формировании   других   компонентов   речевой   системы:   фонематического восприятия, лексико­грамматического строя у детей дошкольного возраста, а у школьников и письменной речи. В связи с этим, обследуя ребенка, важно определить,   не   осложняется   ли   ринолалия   фонетико­фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией. ^   6.   Состояние   фонематического   восприятия   и   способности   к фонематическому анализу Учитывая, что особенности устной речи детей с ринолалией оказывают влияние   на   формирование   других   речевых   процессов,   важно   оценить состояние фонематического восприятия. Исследование   проводится   в   трех   направлениях:   дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» ­ «з­з­з»: комар, «ж­ж­ж»: жук (дифференциация |з|­|ж|); «с­с­с»: вода течет, «ш­ ш­ш»: змея шипит (дифференциация |с|­|ш|); «д­д­д»: играем на барабане, «т­т­ т»: стучат колеса поезда (дифференциации д ­ т); «р­р­р»: собака рычит, «л­л­ л»: самолет гудит ­ где собака, а где самолет. Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки. Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают   картинки,   названия   которых   отличаются   одним   звуком: «мишка»—«миска»,   «зуб»—«суп»,   «козы»—«кожи»,   «коза»—«коса», «том»—«лом»,   «удочка»—   «уточка»,   «вата»—«фата»,   «башня»—«пашня», «лак»—«рак». Требуется   определить,   разные   это   слова   или   одни   и   те   же.   Дети показывают   картинки,   объясняя   значение   слов,   и   дети   повторяют   их   за логопедом. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, артикулирование.   необходимо   предлагать   задания,   исключающие ^ 7. Состояние активного и пассивного словарного запаса С   помощью   предметов,   предметных   и   сюжетных   картинок   логопед определяет   возможности   понимания   и   использования   ребенком   различных частей речи. ^ 8. Состояние грамматического строя речи На   данном   этапе   исследуется   характер   употребления   ребенком грамматических   конструкций.   Материалом   могут   служить   игрушки, предметы,   предметные   и   сюжетные   картинки.   Оценивается   умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные   с   существительными;   употребление   числа   и   рода   глаголов; использование   предложных   и   беспредложных   падежных   форм существительных. III. Психолого­педагогическое обследование 1. Психологическая база речи Восприятие, мышление, память, внимание составляют психологическую базу речи. Важно получить сведения об особенностях психического развития детей с ринолалией. Знание этих особенностей необходимо для проведения дифференциальной   диагностики   различных   форм   речевых   расстройств   и отграничения   их   от   речевых   нарушений,   связанных   с   интеллектуальной недостаточностью,   задержкой   психического   развития,   расстройствами эмоционально­волевой сферы и поведения. Исследование может проводиться совместно   с   психологом.   При   этом   используются   различные   методики, разработанные   для   обследования   высших   психических   функции   (Д.Б. Эльконин). ^ 2. Педагогический анамнез Данные педагогического обследования помогут получить информацию об   уровне   сформированности   умений   и   навыков   детей   с   ринолалией   и предотвратить возможные трудности в процессе обучения. Обследование   включает   изучение   уровня   развития   игровой деятельности, сенсорного развития (выполнение действий с  дидактическим материалом, предметами, игрушками), состояния общей и мелкой моторики. Модель   комплексного   исследования   детей   с ринолалией Для презентации   Ринолалия (от греч. rhinos ­ нос, lalia ­ речь) ­ нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо­физиологическими дефектами речевого аппарата. В совокупности эти патологические факторы приводят к тому, что у ребенка нарушается артикуляция и тональность произношения звуков.   При   тяжелой   степени   врожденных   нарушений   развивается неспособность свободного движения  мышц  языка,  верхней губы  и  мягкого неба. В   классификациях   речевых   расстройств   ринолалия   может рассматриваться либо как самостоятельное нарушение (М.Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О.В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман). Однако сегодня, ринолалия   трактуется   как   самостоятельное   речевое   нарушение, характеризующееся   своеобразным   сочетанием   расстройств   голоса   и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В   отличие   от   нарушений   голоса   при   ринолалии   страдает   произношение   и звонких и глухих согласных звуков. По   классификации   ВОЗ   ринолалия   причислена   к   голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех   других   патологических   изменений   фонетической   стороны   речи.   При врожденных расщелинах нёба или нёбно­глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики   частота   колебаний   этого   парного   резонатора   накладывается   на частоту   колебаний   основного   тона.   В   результате   значительно   изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации.   Носовой   резонанс   или   открытая   назализация   лишают   голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим. Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос   при   всех   звуках   речи   (открытая   ринолалия),   либо   проход   в   носовую полость   всегда   закрыт,   даже   при   произнесении   носовых   звуков   (закрытая ринолалия).   Функциональная   закрытая   ринолалия обусловлена   гиперфункцией (повышенной   функцией)   мягкого   неба.  При   этом   каких­либо   органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. В данном случае при произнесении носовых звуков мягкое небо поднимается, закрывает проход   в   носовую   полость,   и   воздушная   струя   идет   через   рот.   Такие нарушения,   бывают   обусловлены   невротическими расстройствами   и   причина   заключается   в   поражении   центральной   нервной   как   правило, системы, а не самого мягкого неба. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.   Закрытая ринолалия Закрытая   ринолалия   образуется   при   пониженном   физиологическом носовом   резонансе   во   время   произнесения   звуков   речи.   Самый   сильный резонанс   у   носовых м,   м”,   н,   н”. При   нормальном   их   произнесении носоглоточный   затвор   остается   открытым,   и   воздух   проникает   прямо   в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они   звучат   как   ротовые б,   б',   д,   д'. В   речи   исчезает   противопоставление звуков по признаку назальный­неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из­за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок. Причина закрытой формы ­­  чаще   всего   органические   изменения  в носовом   пространстве   или   функциональные   расстройства   нёбно­глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание. М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии: переднюю закрытую ­   при   непроходимости   носовых   полостей   и   заднюю   закрытую   ­   при уменьшении носоглоточной полости. Передняя   закрытая   ринолалия   наблюдается   при   хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах   в   носовой   полости;   при   искривлении   перегородки   носа   и   при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда   правильно  распознается.  Она   возникает   при  хорошей   проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и   гласных   звуков   при   этом   может   быть   нарушен   сильнее,   чем   при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.   При функциональная   закрытой   ринолалии каких­либо   органических повреждений   в   носовой   или   носоглоточной   полости   не   отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято   и   преграждает   путь   воздушной   струе   в   носовую   полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр   носовых   и   гласных   звуков   может   быть   нарушен   сильнее,   чем   при органической   ринолалии.   Чаще   всего   это   нарушение   возникает   у   детей   с невротическими   расстройствами.   Причина   заключается   в   поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов. Коррекционная   работа   по   устранению   функциональной   закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер,   в   некоторых   случаях   логопедическое   воздействие   является недостаточным, и требуется консультация врача­невролога. Закрытая ринолалия Закрытая   ринолалия   образуется   при   пониженном   физиологическом носовом   резонансе   во   время   произнесения   звуков   речи.   Самый   сильный резонанс   у   носовых   м,   м',   н,   н'.   При   нормальном   их   произнесении носоглоточный   затвор   остается   открытым,   и   воздух   проникает   прямо   в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по   признаку   назальный   ­   неназальный,   что   влияет   на   ее   разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из­за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок. Причина   закрытой   формы   ­   чаще   всего   органические   изменения   в носовом   пространстве   или   функциональные   расстройства   нёбно­глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых, затрудняется носовое дыхание. М.   Зееман   различает   два   вида   закрытой   ринолалии   (ринофонии): переднюю   закрытую   ­   при   непроходимости   носовых   полостей   и   заднюю закрытую ­ при уменьшении носоглоточной полости. Передняя   закрытая   ринолалия   наблюдается   при   хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах   в   носовой   полости;   при   искривлении   перегородки   носа   и   при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда   правильно  распознается.  Она   возникает   при  хорошей   проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и   гласных   звуков   при   этом   может   быть   нарушен   сильнее,   чем   при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается   и   закрывается   доступ   звуковым   волнам   к   носоглотке.   Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах  у детей. При органической   закрытой   ринолалии,   прежде   всего,   должны   быть   устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое   дыхание,   исчезает   и   дефект.   Если   же   после   устранения непроходимости   (например,   после   аденотомии)   ринолалия   продолжает существовать, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях. Смешанная ринолалия Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович­Моджеевска) выделяют смешанную   ринолалию   ­   состояние   речи,   храктеризующееся   пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального   Причиной   является   сочетание тембра   (назализованного   голоса). непроходимости   носа   и   недостаточность   нёбно­глоточного   контакта функционального   и   органического   происхождения.   Наиболее   типичными являются   сочетания   укороченного   мягкого   нёба,   подслизистого   его расщепления   и   аденоидных   разрастаний,  которые   в  таких   случаях,   служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние   речи   может   ухудшиться   после   аденотомии,   так   как возникает   нёбно­глоточная   недостаточность   и   проявляются   признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение   и   функцию   мягкого   нёба,   установить,   какая   форма   ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей   о   возможности   ухудшения   тембра   голоса.   После   операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.   Различают: 1. биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); 2.   химические   факторы   (ядохимикаты,   кислоты   и   др.);   эндокринные заболевания   матери,   психические   травмы   и   профессиональные   вред; 3. имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7­8­я недели эмбриогенеза. Наличие   врожденной   расщелины   губы   или   нёба   является   общим признаком   для   многих   нозологических   форм   наследственных   заболеваний. Генетический   анализ   показывает,   что   семейный   характер   расщелин   губы   и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико­генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелены губы и нёба: борозда на небе или язычке мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).   http://www.solnet.ee/parents/log_63.html

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018