Оглавление.
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
1. Введение.
Стационарное и нестационарное социальное обслуживание пожилых людей. Эта тема актуальна, так как вопрос об обслуживании пожилых людей стоит особенно остро в наше время. Эти люди нуждаются в нашем внимании, в нашей помощи. В наш век, век инфляции, кризиса им не хватает материальных средств на питание, лекарства. И, на мой взгляд, мы, молодое поколение, должны помогать им выжить в это суровое время. Надо отметить, что большая часть людей пожилого возраста нуждается в материальной, социальной и психологической поддержке. Это люди, прекратившие свою трудовую деятельность. Мне кажется, что социальная защита пожилых и старых членов нашего общества – основной показатель нашего культурного развития. В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности. Система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения. Об этом сказано в ст.5 Закона о социальном обслуживании. Остановимся на некоторых принципах этого Закона.
1) Адресность – это принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.
2) Принцип доступности, который означает свободный доступ нуждающихся граждан к данному виду социальной услуги, независимо от места жительства или места нахождения, от экономических, социальных, организационных или языковых барьеров.
3) Принцип добровольности социального обслуживания означает, что указанное обслуживание осуществляется на основе добровольного обращения гражданина и его согласия на осуществлении в отношении него социального обслуживания, и прекращается при отказе от обслуживания, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.
4) Принцип гуманности – это один из базовых принципов социальной работы, который лежит в основе деятельности ее субъектов. В общем смысле данный принцип означает человечность и человеколюбие, проявление сочувствия, оказание помощи.
Социальная защита пожилых людей в основном заключается в стационарном и нестационарном обслуживании.
2.Основная часть.
Говоря о стационарном и нестационарном обслуживании пожилых людей, надо помнить, что стационарное обслуживание – это дома престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома милосердия, стационары временного проживания. В эти учреждения определяют людей, нуждающихся в медицинской помощи, не имеющих средств к существованию, одиноких и беспомощных. Здесь проживают люди, нуждающиеся в повседневном социально- бытовом уходе. Чтобы сделать жизнь одиноких людей интересной, разнообразной, предусмотрены кинозалы, библиотеки, комнаты отдыха с музыкальными инструментами и т.д. я уверена, что такие мероприятия помогут этим людям почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. И еще одно обстоятельство, которое является перспективным в плане улучшения жизни пожилых людей. Это создание для такой категории специальных жилых домов. Конечно, такие мероприятия требуют больших средств. Но ради старшего поколения, которое является для нас целым кладом мудрости, мне кажется, на такое можно пойти. Ведь сколько радости доставит пожилым людям такое отношение к себе. Это, по-моему, самая лучшая социальная защита пожилых и старых людей.
Но в настоящее время практикуется нестационарное социальное обслуживание пожилых людей. Опыт зарубежных стран свидетельствует о правомерности использования в целях обеспечения полноценного социального функционирования стареющего населения системы нестационарных социальных служб, приближенных к месту постоянного расположения привычных для пожилых людей социальных сетей и эффективно способствующих активности и здоровому долголетию старшего поколения. Одним из основных факторов успешной социальной адаптации пожилых людей является сохранение их потребности в социальной активности, в выработке курса позитивной старости. В решении задачи по созданию условий для реализации личностного потенциала пожилых россиян важная роль отводится развитию инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания, которые наряду с оказанием медико-социальной, психологической, экономической и другой помощи должны обеспечивать поддержку досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности граждан старшего возраста, способствовать проведению образовательно-просветительской работы в их среде.
В оперативном порядке было начато формирование структур, оказывающих срочную социальную помощь и обслуживающих пожилых людей на дому. Постепенно они трансформировались в самостоятельные учреждения центры социального обслуживания. Первоначально центры создавались как социальные службы, реализующие надомные услуги, однако социальная практика выдвинула новые задачи и подсказала соответствующие формы работы.
Комплексность социального обслуживания, использование технологий и подходов, которые необходимы конкретному пожилому человеку и доступны в имеющихся социальных условиях, стали характерными чертами формирующейся системы социального обслуживания лиц старшего возраста. Все новые службы и их структурные подразделения создавались как максимально (в организационном и территориальном отношении) приближенные к пожилым людям. В отличие от прежних стационарных служб, относящихся к ведению региональных органов социальной защиты, центры социального обслуживания имеют как региональную, так и муниципальную принадлежность.
Одновременно подвергалась преобразованиям и система стационарного социального обслуживания: к задачам по предоставлению медицинского обслуживания и ухода добавились функции сохранения социальной включенности пожилых людей, их активного, деятельного жизненного стиля; начали создаваться геронтологические (геронтопсихиатрические) центры, дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании повышенного уровня, паллиативном уходе.
Силами местных сообществ, а также предприятий, организаций и частных лиц создаются стационарные социальные учреждения малой вместимости — мини-интернаты (мини-пансионаты), в которых проживают до 50 престарелых граждан из числа местных жителей или в прошлом работников данной организации. Некоторые из таких учреждений работают в полустационарном режиме — принимают пожилых людей преимущественно на зимний период, а в теплое время года проживающие возвращаются домой, к своим приусадебным участкам.
Гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, социальное обслуживание может осуществляться на дому. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. К учреждениям нестационарной социальной помощи пожилым людям относятся различные центры социального обслуживания.
Нестационарное социальное обслуживание включает в себя:
- социальную помощь на дому (организация питания и доставка продуктов в дом; помощь в приобретении медикаментов, промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинское учреждение.
- дневное пребывание (помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни);
- «Телефон доверия»;
- натуральная помощь и услуги.
Нестационарное социальное обслуживание может быть постоянным или временным. Это зависит от желания пожилого человека. Также это обслуживание может быть платным или бесплатным. Если доходы пенсионера позволяют оплачивать обслуживание, то помощь платная. Но надо учитывать и тот факт, что созданы и полустационарные учреждения, где предусматривается дневное пребывание пожилых людей.
3.Заключение.
В заключение хотелось бы сказать, что уровень культуры общества, его развития определяется отношением членов общества к старшему поколению. Прежде всего нужно решать проблемы пожилых и старых людей. Качество жизни снижается, число пожилых людей, нуждающихся в помощи, растет. Создание и совершенствование систем социальных услуг, обслуживания пожилых людей – одна из важнейших задач современного общества. Я считаю, что необходимо совершенствовать нормативно- правовую базу, включить стандарты по организации обслуживания старых людей. Здесь же надо продумать и решить вопрос о финансировании центров социального обслуживания.
Без сомнения, внедрение каких-то новых методов, этапов работы с пожилыми людьми поможет нам в решении вопроса социального обслуживания пожилых людей. И это обслуживание должно быть доступным для каждого нуждающегося старика. Ведь на сегодняшний день существующая система помощи не способна в полной мере защитить пожилых людей. Об этом должен помнить каждый и бить тревогу с просьбой совершенствовать существующую базу, внести коррективы, чтобы одно из важных мест в этой базе занимал вопрос о социальном обслуживании пожилых людей.
Мы должны помнить, что состояние здоровья пожилых людей зависит от условий жизни, питания, жизнедеятельности, окружения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.