Комплексный анализ текста. 5-й класс
Оценка 4.7

Комплексный анализ текста. 5-й класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
10.02.2023
Комплексный анализ текста. 5-й класс
Комплексный анализ текста 5-й класс.docx

Козуб Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 92 г. Донецка»

Комплексный анализ текста

(Иван Костыря «Семейное гнездо») 5 класс

Актуальность. Вопрос  «Как сделать урок русского языка интересным для учеников?» волнует каждого учителя. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенция учащихся, их эстетическая глухота – все это находится в зависимости от уровня сформированности интереса к родному языку. Один из путей к заинтересованности кроется в уроках краеведения. Именно на таких уроках происходит "всплеск эмоциональной памяти народа", о котором говорил А. С. Пушкин.

 Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить учебный и воспитательный эффект в работе по изучению родного края. В формировании и развитии ценностно-смысловой сферы школьников большую роль играют эмоциональные переживания. Чувство гордости за свою малую родину, свой край, свой город вызывают сообщенные учителем факты о пребывании в их родных местах знаменитых людей, писателей, композиторов, деятелей науки, культуры, исторических личностей, их вкладе в развитие региона. Изучая период жизни известных людей, связанных с дорогими сердцу ребенка местами, школьники учатся любить свою родину, развивают  гражданскую позицию, чувствуют свою принадлежность к истории страны. Использование литературно-исторических и краеведческих материалов на уроках – это потребность времени. Обращение к нему связано не только с изменениями в политической жизни страны, но и с реформой образования

Цель данной работы – показать воспитательную значимость произведения и возможности использования элементов краеведения на уроках русского языка.

 

Иван Сергеевич Костыря главные свои произведения создал на донецкой земле. Восемь лет он проработал в Горловке врачом - сначала педиатром, потом детским психиатром. Наконец, с головой ушёл в творчество. Он подарил нам «Сказку о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались». И, конечно, - «Думы о Донбассе», где причудливо переплелись легенды, шахтёрские сказы, были, реальные факты. Именно И. Костыря был инициатором письма учёным, результатом которого стало присвоение малой планете №19916, открытой в 1976 году, имени Донбасс.

 

Семейное гнездо

Сл..телись кукушки на семейный совет. Обыкновенная серая кукушка сказала:

Над нами сестрички все птицы смеются. Кли-кли-чут нас бе..домными. Пора бы нам свить гнёздышко хоть одно на всех!

А из чего... сшить?   не расслышала глухая кукушка.  Ду-ду-маю, лу..ше всего из берёсты. И повесить на самую высокую сосну. Там хорошо, и никто не доберет..ся.

Жарко на сосне  сказала индийская кукушка.  Не затем в такую даль, через моря и горы л..тела, чтобы и здесь от жары не было спасен..я. Давайте в сыром лесу повесим.

Вот-тут-то тетюха вот-тут-то    сказала мал..нькая кукушка, показывая на кустарник.

А кукушка, у которой были ш..рокие крылья и которая любила ж..ть в кедровой тайге, сказала:

Жиу-чи, живу-чи в кедровниках, могу заверить вас, что нет лу..шего места, чем там.

Заспорили кукушки. Загалдели все разом. Понять ничего нельзя, а только слышно:

Кли-кли-чут...

Ду-ду-маю...

Вот-тут-то, тетюхи, вот-тут-то...

Жиу-чи, живу-чи...

Опомнились кукушки, когда пришла пора улетать в тёплые края.

Что ж мы сидим-то, языки без дела чешем?  всполош..лись они.
За нас никто л..тать не будет. Это не гнёзда вить, не яйца высиж..вать. Мороз ударит — перья посыплют..ся!

Снялись и ул..тели, так и не решив ничего.

 

Задания к тексту

1.      Прочитайте поучительную сказку И.С. Костыри.

2.      Сформулируйте тему текста

3.      Определите основную мысль

4.      Расставьте недостающие знаки препинания при обращении и диалоге  и вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5.      Объясните значение выделенных слов (или, как вариант, пояснение даст учитель)

6.      Выпишите из текста 5 словосочетаний «существительное + прилагательное»; 5 слов с приставками

7.      Подберите синонимы к словам «сказать», «жарко», «галдеть».

8.      Подчеркните в тексте однородные члены предложения / или сделать синтаксический разбор одного предложения

9.      Объясните, как вы понимаете название произведения. Что значит выражение «семейное гнездо». Напишите, что бы вы посоветовали кукушкам для укрепления взаимопонимания (это задание может быть вариантом домашней работы).

Выводы                

На уроке ребята открыли для себя замечательного писателя И. Костырю, (которого ещё называют  «Сказочный Костыря»), познакомились с одной из сказок сборника «Кто чем хвалится». Данное произведение способствует формированию у учеников готовности жить и трудиться в своём районе, городе, республике, участвовать в их развитии, культурном обновлении. А ведь это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости и важности работы по краеведению как одной из составляющей в гражданском воспитании школьников.

 

Список литературы

1.      Программа курса за выбором «Люби и знай родной свой край» (литературное краеведение Донбасса) 5 – 11 классы русская филология составитель Кочубей О.Н.

            5-11 классы, русская филология

2.      Костыря, И. Кто чем хвалится: сказки / И. Костыря; ил. Е. Боенко. - Донецк: БАО, 2005. - 48 с. : Ил.

Интернет-документы:

1.      Старикова И. Ю. Использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе https://doc4web.ru/russkiy-yazik/ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokah-russkogo-yazika.html

2.      Курдельчук Н. Г. Использование краеведческого материала на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. https://www.1urok.ru/categories/14/articles/5292

 

Приложение

Иван Костыря.

Семейное гнездо

Слетелись кукушки на семейный совет. Обыкновенная серая кукушка сказала:

                 Над нами, сестрички, все птицы смеются. Кли-кли-чут нас бездом­ными. Пора бы нам свить гнёздышко хоть одно на всех!

                 А из чего... сшить? — не расслышала глухая кукушка.— Ду-ду-маю, лучше всего из берёсты. И повесить на самую высокую сосну. Там хорошо, и никто не доберется.

                 Жарко на сосне, — сказала индийская кукушка. — Не затем в та­кую даль, через моря и горы летела, чтобы и здесь от жары не было спасе­нья. Давайте в сыром лесу повесим.

                 Вот-тут-то, тетюха, вот-тут-то, — сказала маленькая кукушка, по­казывая на кустарник.

А кукушка, у которой были широкие крылья и которая любила жить в кедровой тайге, сказала:

—        Жиу-чи, живу-чи в кедровниках, могу заверить вас, что нет лучше­
го места, чем там.

Заспорили кукушки. Загалдели все разом. Понять ничего нельзя, а только слышно:

                 Кли-кли-чут...

                 Ду-ду-маю...

                 Вот-тут-то, тетюхи, вот-тут-то...

                 Жиу-чи, живу-чи...

Опомнились кукушки, когда пришла пора улетать в тёплые края.

—        Что ж мы сидим-то, языки без дела чешем? — всполошились они. —
За нас никто летать не будет. Это не гнёзда вить, не яйца высиживать. Мо­
роз ударит — перья посыплются!

Снялись и улетели, так и не решив ничего.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Козуб Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы

Козуб Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы

Вот-тут-то тетюха вот-тут-то сказала мал

Вот-тут-то тетюха вот-тут-то сказала мал

Интернет-документы: 1.

Интернет-документы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2023