Тема урока:
Тема урока:
«Лингвистический
«Лингвистический
анализ текста»
анализ текста»
«Сквозь осенний
«Сквозь осенний
(М.Танаева
(М.Танаева
сумрак»)
сумрак»)
"Комплексный анализ текста »
Эпиграф:
Эпиграф:
Если рядом нет меня,
Если рядом нет меня,
То ещё не значит:
То ещё не значит:
Ты забыт...
Ты забыт...
М.Танаева
М.Танаева
"Комплексный анализ текста »
Марина Николаевна
Марина Николаевна
Танаева
Танаева
Родилась в г.Кургане в 1975 году,
Родилась в г.Кургане в 1975 году,
член Союза писателей, автор стихов
член Союза писателей, автор стихов
и прозы;
и прозы;
Закончила гимназию № 19,
Закончила гимназию № 19,
филологический факультет КГУ
филологический факультет КГУ
(специальность – зарубежная
(специальность – зарубежная
филология);
филология);
Обращается к внутреннему миру
Обращается к внутреннему миру
человека;
человека;
Идеал – живая душа,
Идеал – живая душа,
неравнодушная к «свинцовым
неравнодушная к «свинцовым
мерзостям» жизни.
мерзостям» жизни.
Основные мотивы творчества:
Основные мотивы творчества:
жизнеутверждение, любовь,
жизнеутверждение, любовь,
надежда, память, вера.
надежда, память, вера.
"Комплексный анализ текста »
Сборники стихов и
Сборники стихов и
прозы
прозы
Вечерний город.
2005
Вензеля ночных
дорог
2005
Малая родина.
2007
Мысли цвета
мандарина.
2008
Сердцебиение.
2005
"Комплексный анализ текста »
Готовимся к ЕГЭ
А 30. Определите стиль и тип
речи.
1) художественный; рассуждение
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждениеобъяснение
4) научный; рассуждениеобъяснение
"Комплексный анализ текста »
Смысл заглавия
Смысл заглавия
В основе заглавия – идея произведения
– идея произведения
В основе заглавия
(преодоление уныния, печали):
(преодоление уныния, печали):
Сквозь – «через» (преодоление);
– «через» (преодоление);
Осень – 1. время года;
– 1. время года;
2. перен. «унылая пора»;
2. перен. «унылая пора»;
Сумрак – перен. «печаль».
– перен. «печаль».
ИдеяИдея
Жизнь как зебра: есть темные и
Жизнь как зебра: есть темные и
светлые полосы, и темная полоса
светлые полосы, и темная полоса
обязательно сменится светлой;
обязательно сменится светлой;
помощь придет, откуда ее и не
помощь придет, откуда ее и не
ждешь
ждешь
"Комплексный анализ текста »
Конфликт
Конфликт
Одинокий и незащищенный
человек
и
враждебный ему мир
"Комплексный анализ текста »
Глоссарий
Глоссарий
Актуальный – важный,
– важный,
Актуальный
существенный для настоящего
существенный для настоящего
времени
времени
Нравственность – внутренние
– внутренние
Нравственность
духовные качества, которыми
духовные качества, которыми
руководствуется человек;
руководствуется человек;
соблюдение принятых в
соблюдение принятых в
обществе правил.
обществе правил.
"Комплексный анализ текста »
Композиция
Композиция
Экспозиция – потеря близких;
– потеря близких;
Завязка – не вернулся кот;
– не вернулся кот;
Развитие действия – непринятый отчет –
– непринятый отчет –
порванный свитер – смешок – увольнение
порванный свитер – смешок – увольнение
– брожение по улицам – комната – сон4
– брожение по улицам – комната – сон4
Развязка «Я не одна»
«Я не одна»
Кульминация – явление ангелов
– явление ангелов
Спад действия – возвращение кота -
– возвращение кота -
порванное заявление - курсы;
порванное заявление - курсы;
"Комплексный анализ текста »
Художественные
Художественные
особенности текста:
особенности текста:
Использование символов
Использование символов
нитка с иголкой – жизнь наладится
нитка с иголкой
– жизнь наладится
пятно на обоях – символ опоры,
пятно на обоях
– символ опоры,
защиты, спокойствия
защиты, спокойствия
Использование традиционного
Использование традиционного
, в котором
мотива сна, в котором
мотива сна
разрешение конфликта
разрешение конфликта
"Комплексный анализ текста »
Принцип
Принцип
противопоставления:
противопоставления:
В основе сюжета: враждебный мир –
В основе сюжета: враждебный мир –
защищающий мир;
защищающий мир;
Интерьер: темная, сырая комната в
Интерьер: темная, сырая комната в
реальности и светлая, уютная
реальности и светлая, уютная
комната во сне
комната во сне
Внутреннее состояние героини:
Внутреннее состояние героини:
тяжесть на душе – легкость и
тяжесть на душе – легкость и
спокойствие
спокойствие
"Комплексный анализ текста »
Психологическое
Психологическое
состояние героини
состояние героини
спокойна, я не одна
спокойна, я не одна
Угнетенное передается через действия:
передается через действия:
Угнетенное
курила у окна, дрожала от осенней
курила у окна, дрожала от осенней
прохлады, всматривалась в темноту,
прохлады, всматривалась в темноту,
механически проделывала утренние
механически проделывала утренние
процедуры, покачнулась, зацепила
процедуры, покачнулась, зацепила
плечом старый шкаф, повалилась на
плечом старый шкаф, повалилась на
кровать
кровать
Легкое и спокойное: свежая и бодрая,
: свежая и бодрая,
Легкое и спокойное
"Комплексный анализ текста »
Образность языка
Образность языка
метафора (занавеска билась
метафора (занавеска билась
на сквозняке);
на сквозняке);
эпитеты (осень бессонная,
эпитеты (осень бессонная,
бесслезная);
бесслезная);
перифраз (кот – рыжий
перифраз (кот – рыжий
разбойник, большой ком).
разбойник, большой ком).
"Комплексный анализ текста »
Опорная схема
Опорная схема
р
р
е
е
т
т
и
и
в
в
с
с
й
й
ы
ы
н
н
н
н
а
а
в
в
р
р
о
о
П
П
Н
Н
е
е
п
п
р
р
и
и
н
н
я
я
т
т
ы
ы
й
й
о
о
т
т
ч
ч
е
е
т
т
Смешок
Смешок
Увольнение
Увольнение
П
П
о
о
т
т
е
е
р
р
я
я
в
в
ш
ш
П
П
о
о
т
т
е
е
и
и
р
р
я
я
б
б
й
й
с
с
л
л
и
и
я
я
к
к
о
о
т
т
з
з
и
и
к
к
х
х
Враждебный мир
Боль и непролитые слезы
одинокая, брошенная, незащищенная
Таня
обновленная, спокойная, уверенная
Ты не одна
Дружеский мир
Память о
Память о
Сон про
Сон про
близких
близких
ангелов
ангелов
В
е
е
и
и
н
н
е
е
щ
щ
а
а
р
р
в
в
з
з
о
о
В
Б
Б
к
к
у
у
у
у
х
х
г
г
а
а
р
р
с
с
П
П
ы
ы
л
л
з
з
о
о
а
а
р
р
я
я
в
в
в
в
т
т
е
е
р
р
с
с
к
к
а
а
л
л
н
н
е
е
н
н
н
н
о
о
и
и
е
е
е
е
и
и
е
е
к
к
о
о
л
л
л
л
е
е
г
г
и
и
У
У
ч
ч
а
а
с
с
т
т
и
и
е
е
а
а
Виден дальний свет
Виден дальний свет
т
т
о
о
к
к
"Комплексный анализ текста »
Домашнее задание:
Домашнее задание:
написать рецензию, опираясь
на записи в тетради.
"Комплексный анализ текста »
План рецензии
План рецензии
1. Определите тему, основную мысль.
1. Определите тему, основную мысль.
2. Выделите микротемы, проблемы
2. Выделите микротемы, проблемы
3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это
3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это
связано с идеей автора?
связано с идеей автора?
4. Конфликт
4. Конфликт
5. В чём особенности композиции? Укажите
5. В чём особенности композиции? Укажите
на обусловленность композиции основной
на обусловленность композиции основной
мыслью текста.
мыслью текста.
6. Укажите используемые лексические,
6. Укажите используемые лексические,
морфологические и синтаксические средства.
морфологические и синтаксические средства.
"Комплексный анализ текста »
Урок окончен.
Урок окончен.
Спасибо за
Спасибо за
сотрудничество!
сотрудничество!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.