Комплект контрольно-оценочных средств
Оценка 4.8

Комплект контрольно-оценочных средств

Оценка 4.8
Домашнее обучение +2
doc
воспитательная работа
Взрослым
30.10.2018
Комплект контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств представлен для специальности 38.02.02 "Страховое дело" по дисциплине "Менеджмент", который включает в себя тестовые материалы, практические материалы, материалы для самоподготовки. Так же в данном комплекте представлена рабочая тетрадь, в которой содержатся материалы для работы не только на занятиях, но и дома.
КОСы Менеджмент СТ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО­ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО "Страховое дело (по отраслям)" по дисциплине "Менеджмент" очная форма обучения Форма оценочной процедуры Дифференцированный зачет Хабаровск, 2017 г. 2 Комплект   контрольно­оценочных   средств   разработан   на основе   Федерального   государственного   образовательного стандарта   среднего   профессионального   образования   по специальности   38.02.02   и   предназначен   для   контроля знаний,   умений,   степени   сформированности   общих   и профессиональных компетенций  студентов специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)» Разработчик: КГБ   ПОУ   "Хабаровский   автодорожный   техникум" преподаватель Наталья Иосифовна Матвеева   Комплект контрольно­оценочных рассмотрен на заседании цикловой комиссии  «        »                           2017 г.           протокол №  Председатель цикловой комиссии________А.А. Зданевич   средств   Комплект контрольно­оценочных средств рекомендован к использованию по специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)» методическим советом  «          »                      2017 г.     протокол №           Методист_________________________О.В. Карпова 3 Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств В   результате   освоения   учебной   дисциплины обучающийся   должен   обладать «Менеджмент»  предусмотренными   ФГОС   по   специальности   СПО 38.02.02   «Страховое   дело   (по   отраслям)»   (уровень подготовки   –   базовый),  следующими   умениями, знаниями,   которые   формируют   профессиональные компетенции, а также общими компетенциями: 1.Должен уметь: ­ использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; ­анализировать   организационные   структуры управления; ­проводить   работу   по   мотивации   трудовой деятельности персонала; ­применять   в   профессиональной   деятельности приемы делового и управленческого общения; ­принимать   эффективные   решения,   используя систему методов управления; ­учитывать   особенности   менеджмента   в   области профессиональной деятельности. 2.Должен знать: ­   сущность   и   характерные   черты   современного менеджмента, историю его развития; ­методы   планирования   и   организации   работы подразделения; 4 ­принципы   построения   организационной структуры управления; ­основы формирования мотивационной политики организации; ­особенности   менеджмента   в   области профессиональной деятельности; ­внешнюю и внутреннюю среду организации; ­цикл менеджмента; ­процесс принятия и реализации управленческих решений; ­функции   менеджмента   в   рыночной   экономике: организацию,   планирование,   мотивацию   и   контроль деятельности экономического субъекта; ­систему методов управления; ­методику принятия решений; ­стили   управления,   коммуникации,   принципы делового общения. 3.Общие компетенции: ­ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.     Организовывать собственную   определять   методы   и   способы деятельность, выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество. ­ОК   3.   Решать   проблемы,   оценивать   риски   и принимать решения в нестандартных ситуациях. ­ОК   4.   Осуществлять   поиск,   анализ   и   оценку 5 информации, необходимой для постановки и решения профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ­ОК   5.   информационно­ коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.   Использовать ­ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде, обеспечивать   ее   сплочение,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями. ­ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,   организовывать   и   контролировать   их работу   с   принятием   на   себя   ответственности   за результат выполнения заданий. ­ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ­ОК   9.   Быть   готовым   к   смене   технологий   в профессиональной деятельности. Формой   аттестации   по   учебной   дисциплине является дифференцированный зачет. Максимальная учебная нагрузка обучающегося по дисциплине составляет 69 часов, в том числе: *   обязательная   аудиторная   учебная   нагрузка обучающегося ­ 42 часов; *   самостоятельная   работа   обучающегося   ­   21 часа. 6 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке В результате аттестации по учебной дисциплине   комплексная «Менеджмент» проверка   умений   и   знаний,   а   также   динамика формирования   общих   компетенций,   отраженных   в таблице 1.  осуществляется № п/п 1 1 Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Показатели оценки результата 2 ­знает   сущность   и   характерные   черты современного   менеджмента,   историю   его развития ­знает цикл менеджмента   ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определяет   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество. ­ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального   и   личностного развития,   занимается   самообразованием, осознанно повышение квалификации. планирует       3 Воспроизведение хронологии этапов   развития   менеджмента, характерных   черт   современного менеджмента,   содержания   цикла менеджмента   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи Демонстрация   стремления   к   саморазвитию, активности, исполнительности, ответственности Таблица 1 Форма контроля и оценивания 4 Текущий контроль: Письменный опрос Устный углубленный опрос Самостоятельная работа 2 ­знает   внешнюю   и   внутреннюю   среду организации ­знает   особенности   менеджмента   в профессиональной деятельности  ­   учитывает   особенности   менеджмента   в области профессиональной деятельности   Описание   факторов   внешней   и внутренней среды, их влияния на результаты деятельности предприятия Описание менеджмента профессиональной деятельности Демонстрация учета особенностей   менеджмента   в профессиональной деятельности особенностей в       ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. Демонстрация   интереса будущей профессии   к ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество. ­ОК 6. Работает  в коллективе и команде, обеспечивает   ее   сплочение,   эффективно общается   с   коллегами,   руководством,   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи собственной Демонстрация деятельности в роли руководителя   минигруппы   в       Текущий контроль: Письменный опрос в микрогруппах Самостоятельная работа Практическая работа 9 потребителями. 3 ­   знает   методы   планирования   и организации работы подразделения ­ умеет использовать на практике методы планирования   и   организации   работы подразделения   организации соответствии   с   заданными условиями,   ответственности   за результаты   работы   своей   мини группы Описание   методов   планирования и работы подразделения, видов планирования стратегических Разработка   развития направлений предприятия,   формулирование миссии   и   целей,   организация   работы   достижения поставленных целей для       ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. Демонстрация   интереса будущей профессии   к ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество.   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи Текущий контроль: Тестирование Фронтальный опрос Практическая работа Самостоятельная работа 10 ­ОК 3. Решает проблемы, оценивает риски и   принимает   решения   в   нестандартных ситуациях. Демонстрация принимать  решения   способности   выбора   и Обоснованность оптимальность состава источников,   необходимых   для решения поставленной задачи     Демонстрация способности поставить   перед   подгруппой цели,   мотивировать   членов группы на их достижение, нести ответственность   за   результаты деятельности группы Демонстрация   стремления   к саморазвитию,   активности, исполнительности, ответственности ­ОК   4.   Осуществляет   поиск,   анализ   и оценку   информации,   необходимой   для постановки и решения профессиональных задач,   профессионального   и   личностного развития.   мотивирует ­ОК   7. подчиненных, деятельность организовывает  и контролирует их работу с   принятием   на   себя   ответственности   за результат выполнения заданий.   Ставит   цели,   ­ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального   и   личностного развития,   занимается   самообразованием, осознанно повышение квалификации. ­ планирует знает     4     принципы   построения Описание   принципов   построения 11 организационной структуры управления   организационной управления, ОСУ, характеристик, влияющих   на эффективность их   структуры   основных   типов отличительных   факторов,   выбор   и   ­   умеет   анализировать   организационные структуры управления ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество. Проведение   анализа     ОСУ, формулирование   выводов   и предложений   по   результатам анализа   к Демонстрация   интереса будущей   профессии,   понимания роли   бухгалтера   в   деятельности организации   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи ­ОК   7.   Ставит   цели,   мотивирует Демонстрация   способности Текущий контроль: Письменный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Самостоятельная работа 12 деятельность подчиненных, организовывает и контролирует их работу с   принятием   на   себя   ответственности   за результат выполнения заданий. 5   знает ­ мотивационной политики организации   основы   формирования ­   умеет   проводить   работу   по   мотивации трудовой деятельности персонала поставить   перед   подгруппой цели,   мотивировать   членов группы на их достижение, нести ответственность   за   результаты деятельности группы Описание   основ   формирования мотивационной политики организации,   содержания   и отличий   мотивационных   теорий, методов и стимулирования труда мотивации       Разработка   системы   методов влияния потребности персонала на     ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и   к Демонстрация   интереса будущей   профессии,   понимания роли   бухгалтера   в   деятельности организации Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи   Текущий контроль: Письменный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Самостоятельная работа 13 качество. ­   ОК   7.   Ставит   цели,   мотивирует деятельность подчиненных, организовывает  и контролирует их работу с   принятием   на   себя   ответственности   за результат выполнения заданий.   6 ­ знает функцию контроля  ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество.   Демонстрация способности поставить   перед   подгруппой цели,   мотивировать   членов группы на их достижение, нести ответственность   за   результаты деятельности группы Описание   сущности,   видов   и технологии   контроля,   роли бухгалтера в реализации функции контроля Демонстрация   интереса   к будущей   профессии,   понимания роли   бухгалтера   в   деятельности организации   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи Текущий контроль: Устный углубленный опрос Письменный опрос Практическая работа Самостоятельная работа 14 ­ОК   5.   Использует   информационно­ коммуникационные   технологии   для совершенствования   профессиональной деятельности    Использование   электронных   и интернет­ресурсов Демонстрация навыков использования   информационно­ коммуникационных технологий     Ставит   цели,   мотивирует ­ОК   7. деятельность подчиненных, организовывает  и контролирует их работу с   принятием   на   себя   ответственности   за результат выполнения заданий.   7 ­ знает систему методов управления ­ знать стили управления   Демонстрация способности поставить   перед   подгруппой цели,   мотивировать   членов группы на их достижение, нести ответственность   за   результаты деятельности группы Описание   системы   методов управления,   роли   методов управления   в   деятельности организации Описание   стилей   управления, факторов,   оказывающих   влияние на выбор стиля   ­умеет принимать эффективные решения, используя систему методов управления Демонстрация умения принимать решения   по   использованию   тех или   иных   методов   управления   в заданной ситуации Текущий контроль: Письменный опрос в мини группах Фронтальный опрос Перекрестный опрос Практическая работа Самостоятельная работа 15 ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определяет   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество. ­ОК   4.   Осуществляет   поиск,   анализ   и оценку   информации,   необходимой   для постановки и решения профессиональных задач,   профессионального   и   личностного развития. ­ОК 6. Работает  в коллективе и команде, обеспечивает   ее   сплочение,   эффективно общается   с   коллегами,   руководством, потребителями.   к Демонстрация   интереса будущей   профессии,   понимания роли   бухгалтера   в   деятельности организации   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи   выбора   и Обоснованность состава оптимальность источников,   необходимых   для решения поставленной задачи         собственной Демонстрация деятельности в роли руководителя   мини   группы   в соответствии   с   заданными условиями,   ответственности   за результаты   работы   своей   мини группы 16 8 ­   знает   процесс   принятия   и   реализации управленческих решений ­ знает методику принятия решений ­умеет принимать эффективные решения, используя систему методов управления     принципов Демонстрация толерантного отношения Описание   процесса   принятия   и реализации управленческих решений,   их   классификации, требований эффективности Описание   методов   принятия управленческих   решений,   их преимуществ и недостатков   решений с Принятие использованием алгоритма принятия   решения   в   заданных ситуациях     ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и Демонстрация   интереса   к будущей   профессии,   понимания роли   бухгалтера   в   деятельности организации   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи Текущий контроль: Устный углубленный опрос Тестирование Перекрестный опрос Практическая работа Самостоятельная работа 17 качество. ­ОК   4.   Осуществляет   поиск,   анализ   и оценку   информации,   необходимой   для постановки и решения профессиональных задач,   профессионального   и   личностного развития. ­ОК   9.   Готов   к   смене   технологий   в профессиональной деятельности. 10 ­ знает этапы и элементы коммуникации, принципы делового общения   выбора   и Обоснованность оптимальность состава источников,   необходимых   для решения поставленной задачи       с Демонстрация   готовности   к участию   в   проведении   учебных занятий помощью нетрадиционных методов. Описание   этапов   и   элементов коммуникационного   процесса, принципов   делового   общения, риторического   инструментария, технологии   подготовки   и проведения   различных   форм делового общения Текущий контроль: ­   умеет   применять   в   профессиональной деятельности   приемы   делового   и управленческого общения Владение   навыками   делового   и управленческого общения Устный углубленный опрос Тестирование 18 ­ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость   своей   будущей   профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ­ОК   2.   Организовывает   собственную деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных задач,   оценивает   их   эффективность   и качество. ­ОК   4.   Осуществляет   поиск,   анализ   и оценку   информации,   необходимой   для постановки и решения профессиональных задач,   профессионального   и   личностного развития. ­ОК 6. Работает  в коллективе и команде, обеспечивает   ее   сплочение,   эффективно общается   с   коллегами,   руководством, потребителями. Деловая игра Ролевая игра Самостоятельная работа   к Демонстрация   интереса будущей   профессии,   понимания роли   бухгалтера   в   деятельности организации   Рациональное распределение времени   на   все   этапы   решения задачи   выбора   и Обоснованность оптимальность состава источников,   необходимых   для решения поставленной задачи         собственной Демонстрация деятельности в роли руководителя   мини   группы   в соответствии   с   заданными условиями,   ответственности   за результаты   работы   своей   мини 19 группы Демонстрация толерантного отношения   принципов 20 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА Тема 1.1. «Сущность менеджмента» 1.   Проверка   внеаудиторной   самостоятельной   работы   (задание   №1   в рабочей тетради)1 2. Письменный опрос.   1.Менеджмент   выделился самостоятельную в область   человеческих знаний, науку: 2.Целью   какой   школы менеджмента   являлась разработка универсальных принципов управления: 3.Установите   соответствие между характеристиками и школами менеджмента: Вариант 1 А) в 21 веке Б) на рубеже 19­20 веков В) в эпоху рабовладения   классической   А) школы поведенческих наук Б) школы В) школы научного управления (административной) Школа   научного управления Школа человеческих отношений Классическая (административная ) школа Школа поведенческих наук     этой является Представителем   школы А.Файоль Подход     призван   в большей степени оказать помощь   работнику   в осознании своих собственных возможностей Разработка   походов   к организации   труда   на основе хронометража Представителем   этой школы   были   выделены потребности, находящиеся   в   основе мотивации человека система 4.Современная   взглядов   на   менеджмент полагает, что: А)   предприятие   должно   быть   гибким   и реагировать на изменения происходящие во внешней среде Б) успех организации определяется прежде всего воздействием на внутренние факторы организации 1 Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы находится в приложении 1 В)   этика   в   бизнесе   является   золотым правилом менеджмента 5. Чем отличаются понятия: «Менеджмент» и «Управление»?                     Вариант 2 1.Родиной современного менеджмента считается:       2.В рамках какой школы менеджмента рационализация труда рассматривалась как   основной фактор производительно сти и эффективности 3. соответствие между характеристика ми   и   школами менеджмента:   Установите          А) Америка        Б) Англия        В) Германия  А)   школа поведенческих наук  Б) классическая (административная)        школа  В) школа научного управления Представителем   этой   школы   является Ф.Тейлор Деление   процесса   управления   на   пять основных функций Основной   целью   этой   школы   является повышение   эффективности   фирмы   за счет эффективности   повышения   человеческих ресурсов. В   рамках   этого   учения   в   процессе управления предполагалось сосредоточить   основное   внимание   на работнике, а не на его задании.   Школа научного управления Школа человеческих отношений Классическая (администрати вная) школа Школа поведенческих наук 4.Современная система взглядов на   менеджмент полагает, что: А)   организацию   необходимо   рассматривать   как систему внешних и внутренних факторов   Б)   успех   организации   определяется   прежде   всего воздействием на внутренние факторы организации В)     этика   в   бизнесе   является   золотым   правилом 22 менеджмента 5. Чем отличаются концепции школ: научного управления и человеческих отношений Вариант 3 1. Менеджмент   – это: 2. В   рамках какой   школы менеджмента человеческий фактор рассматривался как   основной фактор производительно сти и эффективности труда: 3.Установите соответствие между характеристика ми   и   школами менеджмента:           А) государственное управление         Б) общественное управление   процессами в рамках предпринимательской структуры   В)управление   социально­экономическими                А) школа поведенческих наук    Б) школа человеческих отношений    В) школа научного управления Школа научного управления Школа человеческих отношений Классическая (администрати вная) школа Школа поведенческих наук Представителем   этой   школы   является А.Маслоу Формулирование   основных   принципов управления В   рамках   этой   школы   разработаны научные принципы организации рабочего места Представители   этой   школы   изучали влияние   лидерства,   психологического климата   на   эффективность   работы сотрудников 4.Современный   взгляд менеджмент предполагает на           Б)   использование   ситуационного   подхода   к               А)   отказ   от   управленческого   рационализма классических школ менеджмента   управлению       В)  успех организации определяется прежде всего воздействием на внутренние факторы организации 23 5.Что общего между концепциями школ: человеческих отношений и поведенческих наук?                                   1. Какое   из понятий   имеет более   широкий смысл: В   рамках 2. какой   школы менеджмента рассматривались такие   факторы эффективности и производительно сти   труда,   как лидерство, мотивация работников, отношения между ними: 3.Установите соответствие между характеристика ми   и   школами менеджмента: Вариант 4         А) менеджмент         Б) управление         В) государственное управление   А) школа поведенческих наук   Б) классическая (административная) школа   В) школа научного управления Представителем   этой   школы   является Э.Мэйо Формулирование   основных   принципов управления В   рамках   этой   школы   разработаны научные принципы организации рабочего места Представители   этой   школы   изучали влияние   лидерства,   психологического климата   на   эффективность   работы сотрудников Школа научного управления Школа человеческих отношений Классическая (администрати вная) школа Школа поведенческих наук 4.Золотым правилом менеджмента А) этика в бизнесе Б) внимание на социальные аспекты бизнеса   В)   менеджмент   формирует   коммуникации   между 24 является: людьми 5. Что общего в концепциях школ менеджмента: школы научного управления, административной школы, школы поведенческих наук, школы человеческих отношений? 3.Выступления   с   сообщениями:  Японская   модель   менеджмента, Американская модель менеджмента, Особенности Российского менеджмента. Тема 1.2. «Цикл, виды и уровни менеджмента» 1. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания №1 и №2 в рабочей тетради) 2.Письменный опрос. Вариант 1 1. В чем отличия стратегического и тактического менеджмента? 2. Приведите примеры:       ­ менеджера высшего уровня       ­ менеджера первого (низшего) уровня Вариант 2 1. В чем сущность оперативного менеджмента? 2. Укажите управленческий уровень, на котором находится: ­ главный бухгалтер ­ кассир Вариант 3 1. В чем сущность инновационного менеджмента? 2. Кто является представителем высшего менеджмента в крупной торговой компании? Вариант 4 1. В чем сущность финансового менеджмента? 2. Кто  является  представителем   первого  (низшего)  уровня  менеджмента среди   перечисленных:   директор   предприятия,   главный   бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, кассир? 1. В чем сущность менеджмента персонала? 2. Приведите примеры: Вариант 5 ­ функции планирования ­ функции мотивации Вариант 6 25 1. В чем сущность производственного менеджмента? 2. Приведите примеры: ­ функции контроля ­ функции организации 2.   Устный   углубленный   опрос   по   вопросу:  Характеристика   цикла менеджмента. Раздел 2.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Тема 2.1. «Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда» 1. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания № 1, 2, 3 в рабочей тетради). 2.Письменный опрос в микро группах. Оценка выступления менеджера микро группы. Докажите, что организация – это открытая система Вариант 1 Вариант 2 Докажите, что     такой фактор внешней среды, как покупатели, может быть источником как угроз, так и возможностей для предприятия Докажите,  что   такой   фактор   внешней   среды,  как   конкуренты,  может быть источником как угроз, так и возможностей для предприятия Вариант 3 Докажите,   что   без   взаимодействия   с   внешней   средой   организация погибнет Вариант 4 Вариант 5 26 Докажите   факторов внешней среды    необходимость   для   организации   постоянного   изучения 3.Практическая работа №1 «Организация как система управления».2  РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента 1.Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания №1 и №2 в рабочей тетради) 2.Практическая работа №2 «Планирование как функция менеджмента». 3.Компьютерное тестирование.   Задание для тестового опроса     1.Основная общая цель предприятия, то, ради чего предприятие существует: 2.Установите правильную последовательно сть   реализации          А) цель          Б) миссия          В) стратегия     А) определение миссии и целей организации     Б) оценка и контроль выполнения.      В) выбор стратегии    Г)   анализ   среды,   включающий   в   себя   сбор     2 Сборник практических работ находится в приложении 2 27 этапов стратегического планирования: 3.Представители среднего менеджмента принимают решения по: 4.Представители высшего менеджмента принимают решения по: 5.Краткосрочная стратегия, шаги  по направлению  реализации  стратегического  плана 6.Оперативное планирование   – это прерогатива: 7.   Большим временным интервалом   по сравнению   с остальными видами планирования характеризуется: 8.Рассмотрение редко встречающихся проблем и задач характерно для: 9. В основе этого метода планирования находится информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации          Д) реализация стратегии    А) стратегическому планированию    Б) оперативному планированию    Г) тактическому планированию    А) стратегическому планированию    Б)  оперативному планированию    В) тактическому планированию          А) стратегия          Б) миссия          В) тактика    А) высшего менеджмента    Б) среднего менеджмента    В) низшего менеджмента    А) тактическое планирование    Б) стратегическое планирование    В) оперативное планирование         А) тактического планирования         Б) оперативного планирования         В) стратегического планирования         А) нормативный         Б) балансовый         В) технико­экономический 28 система нормативов   и норм: 10.Метод СВОТ­ анализа позволяет:     Стратегии от 11. роста стратегии ограниченного роста отличается: 12. Каким видом планирования является планирование проведения рекламной кампании: 13.   Выберите   из предложенного списка   стратегий: виды   В   основе 14. балансового метода планирования находятся: 15.Каким   видом планирования является планирование работы сотрудников   на день:          А)выявить сильные и слабые стороны предприятия           Б) выявить сильные и слабые стороны предприятия, угрозы и возможности внешних факторов           В) выявить сильные и слабые стороны предприятия, угрозы   и   возможности   внешних   факторов   и   на   этой основе определить направления развития.     А) временным  интервалом     Б) приростом целевых показателей     В) участниками стратегического планирования            А) тактическим            Б) стратегическим            В) оперативным            А) стратегия роста            Б) стратегия ограниченного роста            В) стратегия сокращения            Г) стратегия сочетания             А) нормативы численности             Б) баланс рабочей силы           В) баланс материальных ресурсов            Г) норма выработки            А) стратегическое            Б) оперативное            В) тактическое 29 А) поставщики            Б) конкуренты            В) законодательные акты            Г) технология            Д) социальная среда            А) миссия            Б) стратегия            В) цель            А) увеличить товарооборот в 3 квартале текущего года             Б) увеличить товарооборот в третьем квартале текущего года на 12 %            В) обеспечить рост товарооборота            А) от месяца до года            Б) от недели до года            В) от года до трех лет            Г) более трех лет            А) провести рекламную компанию            Б) изменить режим работы магазинов в сторону его увеличения                       В)   организовать   повышение   квалификации продавцов            Г) снизить издержки 16.   При   анализе макроокружения изучаются:   Временной   Какая   из 17. Всесторонний комплексный план   развития предприятия: 18. целей сформулирована наиболее правильно: 19. интервал тактических планов составляет: 20.   Одной   из целей   Вашего предприятия является увеличение объема   продаж. Декомпозируйте эту   цель   на задачи: Тема 3.2. «Организация как функция менеджмента»  1.Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания №1 и № 2 в рабочей тетради). 2.Практическая работа №3 «Организация как функция менеджмента.  3. Фронтальный опрос: 1. Назовите два этапа организационного процесса. 30 2. Дайте определение делегированию 3. К чему может привести отсутствие эффективного делегирования? 4. Дайте определение полномочий. 5. Назовите виды полномочий. 6. Перечислите возможные препятствия к эффективному делегированию 7. Назовите два подхода к построению организационной структуры 8. Приведите пример структуры органического типа 9. Приведите пример структуры иерархического типа 10.На   основании   каких   показателей   можно   сделать   вывод   об эффективности структуры 11. Каковы преимущества линейной структуры? 12. Приведите пример использования линейной структуры 13.Чем функциональная структура отличается от линейной? 14. В чем сущность матричной структуры? 15. Назовите организационные регламенты 16. Какова цель должностной инструкции? 17.Какова цель положения о структурном подразделении? 5.Письменный   опрос   по   темам   «Планирование   как   функция менеджмента», «Организация как функция менеджмента».  Задание для письменного опроса 1.Сформулируйте   миссию   для   предприятия   (выбрать   самостоятельно). Декомпозируйте миссию на цели (2 уровня). 2.Для   выбранного   предприятия   начертите   схему   его   организационной структуры, укажите ее тип. Тема 3.3. «Мотивация как функция менеджмента» 1. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задание №1 и №2 в рабочей тетради). 2.Письменный опрос по теме «Мотивация как функция менеджмента». 31 1. Чем отличается мотивация от стимулирования? 2. В чем сущность теории потребностей? Вариант 1 3. Предложите систему стимулирования для  сотрудника (по выбору) 1. Чем отличаются содержательные теории от процессуальных? 2. В чем сущность теории ожидания? Вариант 2 3. Предложите систему стимулирования для сотрудника (по выбору) 1. Перечислите этапы мотивационного процесса. 2. В чем сущность теории справедливости? Вариант 3 3. Предложите систему стимулирования для сотрудника (по выбору) 1. Чем компенсационные выплаты отличаются от стимулирующих? 2. Приведите пример мотивов поведения Вариант 4 3. Предложите систему стимулирования для сотрудников (по выбору) 3. Фронтальный опрос: 1. Дайте определение мотивации 2. Чем отличается мотив от стимула? 3. Приведите пример мотива 4. Приведите пример стимула 5. В чем сущность содержательных теорий мотивации? 6. В чем сущность процессуальных теорий мотивации? 7. Дайте определение стимулированию 8. Назовите виды стимулирования 9. Приведите примеры материального стимулирования 10.Приведите примеры морального стимулирования 11.Что представляет «система стимулирования»? 12.Какими   документами   должна   быть   регламентирована   система стимулирования на предприятии? 4.Практическая работа №4 «Мотивация как функция менеджмента». Тема 3.4. «Контроль как функция менеджмента» 1.Проверка   самостоятельной   внеаудиторной   работы   (задание   №2   в рабочей тетради). 32 2.Устный углубленный опрос по вопросам: ­ Сущность и виды контроля ­ Технология контроля 3.Письменный опрос. Задание для письменного опроса Вариант 1   контроль   как   функция   менеджмента 1.Каким видом контроля является составление сметы расходов: ­ предварительный контроль ­ текущий контроль ­заключительный контроль 2.К   задачам,   которые   выполняет   относятся:  ­ диагностика состояния дел на предприятии;  ­ изучение и распространение передового опыта.  ­ определение миссии и целей предприятия 3.Первым этапом контроля является:  ­ установление стандартов и критериев  ­ принятие необходимых корректирующих действий  ­ сопоставление достигнутых результатов с плановыми 4.Приведите пример текущего контроля, который осуществляет ваш классный руководитель 5.   Вы   являетесь   главным   бухгалтером.   Один   из   сотрудников   постоянно опаздывает на работу, что вы обнаружили в процессе текущего контроля. Какие действия Вы предпримите по отношению к этому сотруднику? Вариант 2 1.Каким   видом   контроля   является   контроль   за   соблюдением   работниками правил внутреннего трудового распорядка?  ­ текущий контроль  ­предварительный контроль  ­заключительный контроль 2.К   задачам,   которые   выполняет   контроль   как   функция   менеджмента относятся:  ­  организация деятельности подчиненных; ­ изучение и распространение передового опыта. ­ анализ внешней среды предприятия 3.На каком этапе менеджер может предпринять решение изменить стандарты:  ­ установление стандартов и критериев  ­ принятие необходимых корректирующих действий  ­ сопоставление достигнутых результатов с плановыми 4.   Приведите   пример   предварительного   контроля   жизненного опыта.   из   Вашего   личного 33 5. Подводя итоги работы своего подразделения за месяц, Вы обнаруживаете, что не все запланированные мероприятия были проведены. Что Вы предпримите в этой ситуации? Вариант 3 1.Каким видом контроля является составление бухгалтерского баланса?  ­ текущий контроль  ­ предварительный контроль  ­ заключительный контроль 2.К   задачам,   которые   выполняет   контроль   как   функция   менеджмента, относятся:  ­ диагностика состояния дел на предприятии  ­ изучение и распространение передового опыта  ­ постановка целей деятельности 3.   На   каком   этапе   определяются   масштабы   допустимых   отклонений фактических показателей от плановых:  ­ установление стандартов и критериев  ­ принятие необходимых корректирующих действий  ­ сопоставление достигнутых результатов с плановыми 4.   Приведите   пример   преподаватель по отношению к Вам в учебной деятельности. 5.  Вы, как главный бухгалтер, готовитесь к проведению беседы с кандидатом на должность кассира в вашем отделе. Сформулируйте основные стандарты, по которым Вы будете производить отбор кандидата.   заключительного   контроля,   который   реализует Вариант 4 1.К какому виду контроля относится собеседование с кандидатом на вакантную должность? ­ текущий контроль ­предварительный контроль ­заключительный контроль 2.К   задачам,   которые   выполняет   контроль   как   функция   менеджмента, относятся:  ­ распределение функций между работниками  ­ обратная связь с работниками  ­ диагностика состояния дел на предприятии 3.На каком этапе контроля менеджер формулирует цели, которые необходимо достичь:  ­ установление стандартов и критериев  ­ принятие необходимых корректирующих действий  ­ сопоставление достигнутых результатов с плановыми показателями 4. Приведите пример текущего контроля, который осуществляете Вы в своей повседневной жизни 5.   Вы   являетесь   главным   бухгалтером.   Опишите   мероприятия,   которые   Вы 34 будете проводить в рамках текущего контроля. 4.Практическая работа №5 «Контроль как функция менеджмента». РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ И СТИЛИ МЕНЕДЖМЕНТА Тема 4.1. «Система методов управления» Тема 4.2. Стили менеджмента 1.Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания №1 и №2 в рабочей тетради).3 2.Письменный опрос  мини­групп.  Задание для опроса в мини – группах 1.Укажите соответствие между   методом   к и   группой, которой   он относится  1.Устав предприятия 2.Лидерство 3.Бонус 4.Почетная грамота 5.Инструктаж 6.Авторитет руководителя 7.Заработная плата Экономические методы Социально­психологические методы Административные методы 2.Выберите метод управленческого воздействия, исходя условий ситуации   из В   бухгалтерии,   руководителем   которой   Вы   являетесь, участились   конфликты   между   сотрудниками.   Для   их устранения Вы: ­проведете   исследование   социально­психологического климата с целью выявления причин и определения путей их устранения; ­предложите   руководству   предприятия   повысить заработную плату сотрудникам; ­в   приказе   наложите   административное   взыскание   на конфликтующих. Укажите,   к   какой   группе   методов   управления   относится каждый из  предложенных вариантов Один   из   сотрудников   бухгалтерии,   которую   Вы возглавляете, постоянно    опаздывает на работу, при этом явно придумывая уважительные причины, оправдывая свою недисциплинированность. Вы: 3.Выберите метод управленческого воздействия, 3 Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы находится в приложении 1 35 из исходя условий ситуации ­ объявите выговор, оформив его приказом;  ­ лишите премии;  ­ предложите ему гибкий график работы, предполагающий начало    работы на один час позднее установленного. Укажите,   к   какой   группе   методов   управления   относится каждый из  предложенных вариантов 3.Фронтальный опрос: 1. Дайте определение методов управления 2. Перечислите группы методов управления 3. Приведите примеры экономических методов 4. Приведите примеры организационно­распорядительных методов 5. Приведите примеры социально­психологических методов 6. Какие методы отличает четкая адресность, обязательность выполнения? 7. Какие методы можно назвать методами принуждения? 8. Реализация   каких   методов   основана   на   знании   психологических особенностей людей? 9. Перечислите стили руководства. 10.От каких факторов зависит выбор стиля руководства? 11.Какой стиль, на Ваш взгляд, является наиболее оптимальным? 4.Перекрестный опрос (между микро группами) 5.Практическая работа №6 «Методы и стили менеджмента» 36 РАЗДЕЛ 5 «ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ» Тема 5.1. «Понятие, классификация и показатели качества управленческих решений» 1.Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания №1 и №2 в рабочей тетради). 2.Компьютерное тестирование. Задание для компьютерного тестирования знаний, 1.Решения, принимаемые  на   опыта, основе   логических суждений, относятся к группе: 2.Выбор   стратегии   является решением:   3.Решения, принимаемые  на основе   ощущения   того,   что они правильные, относятся к группе: 4.Решения, принимаемые  на основе объективного анализа проблемных   ситуаций   с использованием   научных методов   и   компьютерных технологий,   относятся   к группе:   5.Решения, требующие минимум   времени   для принятия,     относятся   к   А) интуитивных Б) логических В) рациональных А) личным Б) деловым В) стратегическим А) интуитивных Б) логических В) рациональных А) интуитивных Б) логических В) рациональных А) интуитивных Б) логических В) рациональных 37 ранее   прав   и органов   решения группе: 6.  Какое   требование   к   УР характеризует далее приведенная характеристика: «непротиворечивость решения поставленным целям» 7.  Какое   требование   к   УР характеризует далее приведенная характеристика: «соответствие обязанностей принятия принимаемому решению» 8.  Какое   требование   к   УР характеризует далее приведенная характеристика: «менеджеры   не   должны игнорировать   фактические условия   или   фактическое положение при разработке вариантов решений» 9.  Решение,   невыполнение которого   повлечет   для исполнителя неблагоприятные последствия 10.  Решения,   принимаемые на   основе   знаний,   опыта   и здравого смысла   дел   А) единство целей Б) обоснованность В) правомочность Г) законность А) единство целей Б) обоснованность В) правомочность Г) законность А) единство целей Б) объективность В) правомочность Г) законность А) побуждающее решение Б) принуждающее решение В) невербальное решение А) логические Б) рациональные В) интуитивные 3. Устный углубленный опрос по вопросам: ­ Классификация управленческих решений ­ Показатели качества управленческих решений 38 Тема 5.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений 1.Проверка   внеаудиторной   самостоятельной   работы   (задание   №2   в рабочей   тетради)   по   теме   «Процесс   принятия   и   реализации управленческих решений». 2. Перекрестный опрос между мини­группами. 3. Устный углубленный опрос по вопросам: 1.Понятие и факторы качества  управленческих решений. 2.Этапы процесса принятия и реализации решений 3.Методы принятия решений 4.Практическая   работа   №7. кораблекрушение»   Деловая   игра   «Потерпевшие Раздел 6. КОММУНИКАЦИИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Тема 6.1. Коммуникация как функция менеджмента 1.Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (задания №1 и №2 в рабочей тетради). 2.Тестирование. Задание для тестирования 1.Элемент   коммуникационного процесса – лицо, собирающее и передающее информацию: 2.Укажите     последовательность коммуникационного процесса: правильную этапов   3.Чем отличается коммуникация от передачи информации: 4.Вычеркните лишнее слово: А) получатель Б) канал передачи информации В) отправитель А) декодирование Б) передача информации В) кодирование информации Г) выбор канала передачи информации А) коммуникация предполагает наличие обратной связи Б) передача информации предполагает наличие обратной связи В) передача информации не предполагает обеспечение понимания информации риторика, доступность, сенсорность, ассоциативность, интенсивность, экспрессивность 5.Чем   может   быть   вызвана А) наличием коммуникационных барьеров 39 низкая коммуникационного процесса: эффективность     6.Элемент   коммуникационного процесса, являющийся средством передачи информации 7. Вычеркните лишнее слово:   8.Причинами   неэффективных коммуникаций могут быть: 9.Видом   коммуникаций   внешней средой является: с между 10.Коммуникации руководителем   и   рабочей группой:     на 11.  Этап   коммуникационного процесса, котором происходит сбор информации и ее подготовка к передаче: 12. Вычеркните лишнее слово:    13.  Примером коммуникации по горизонтали является: 14.  С   целью   преодоления информационных   перегрузок необходимо: Б) неумением слушать В)недостаточно развитыми вниманием и памятью А) отправитель Б) получатель В) канал передачи информации Канал передачи информации, отправитель, декодирование, получатель, информация А) большое количество управленческих уровней Б) недостаточно подготовленный кадровый состав предприятия В) информационные перегрузки А) отчет руководителя перед коллективом о результатах работы Б) издание внутриорганизационной газеты В) рекламная деятельность предприятия А) помогают повысить эффективность работы группы Б) являются источником конфликтов В) повышают удовлетворенность сотрудников своей работой А) декодирование Б) зарождение идеи и ее кодирование В) выбор канала передачи информации эффект первых фраз, эффект квантового выброса информации, эффект аргументации, эффект дисперсии, ассоциативность А) передача информации из отдела кадров в бухгалтерию Б) передача информации от главного бухгалтера кассиру предприятия В) общее собрание коллектива по итогам работы за год А) уменьшить количество управленческих уровней в организации Б) научиться отбирать нужную и важную информацию 40 15.Какой из принципов речевого предполагает воздействия зрительное восприятие передаваемой информации:     В) наладить систему обратной связи А) сенсорность Б) интенсивность В) экспрессивность 3.Практическая работа №8 «Конференция» Тема 6.2. Деловое общение 1. Устный углубленный опрос: ­ Понятие и принципы делового общения ­Технология подготовки и проведения совещания ­Технология подготовки и проведения деловой беседы    2. Практическая работа №9. Ролевая игра «Деловая беседа»  ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ВАРИАНТ 1 1.Представители   какого   уровня   менеджмента   занимаются стратегическим планированием? ­ среднего ­ высшего ­ первого (низшего) 2.Представителем какой школы менеджмента является М.Вебер? ­  административная школа ­  школа человеческих отношений ­  школа научного управления 3.К внешней среде предприятия относятся: ­ поставщики, покупатели, законодательство ­ конкуренты, структура предприятия, экономика ­персонал   предприятия,   цели   и   задачи   предприятия,   географическое положение 4.К фоновой среде предприятия относятся: ­ законодательство 41 ­ персонал предприятия ­ экономические факторы 5.Какое   окружение   образуют   те   явления,   процессы   и   институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное воздействие:  ­ фоновое  ­ внешнее  ­ внутреннее  ­ деловое 6.Всесторонний   комплексный   план   развития   предприятия, определяющий приоритетные направления развития бизнеса и ресурсы для их реализации  ­ миссия  ­ стратегия  ­ тактика 7.Высший менеджмент принимает  решения по: ­ стратегическому планированию ­ тактическому планированию ­оперативному планированию 8. К структурам иерархического типа относится: ­ линейная структура ­ матричная структура ­ функциональная структура 9.   Внешняя   побудительная   причина,   побуждение   к   какому­либо действию  ­ мотив ­ стимул ­ мотивация 10. О каких потребностях идет речь: «Тысячу лет Авиценна назад провел простой эксперимент: двум баранам давали одинаковую пищу, но рядом   с   одним   из   них   держали   на   привязи   волка.   Этот   баран   начал худеть и вскоре погиб» ­ физиологические потребности ­потребности в безопасности и уверенности в будущем ­ социальные потребности 11. Каким видом контроля является составление сметы расходов: ­ предварительный контроль ­ текущий контроль ­заключительный контроль   12.Методы   принятия   управленческого   решения,   основанные   на   принимающих   управленческие аналитических   способностях   лиц, решения. В большей части базируются на интуиции менеджера. 42 ­ неформальные ­ количественные ­ коллективные 13.   Элемент   коммуникационного   процесса   –   лицо   собирающее   и передающее информацию: ­ получатель ­ канал передачи информации ­ отправитель 14.Методы   управления,   которые   опираются   на   власть руководителя,   его   права,   присущие   организации   дисциплину   и ответственность: ­ социально­психологические ­ организационно­распорядительные ­ экономические 15.Стиль управления,   основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства: ­ авторитарный ­ демократический ­ либеральный 16.Укажите   правильную   последовательность   этапов   принятия управленческого решения: ­ контроль выполнения решения ­ появление проблемы ­ анализ возможных последствий принятого решения ­ выполнение решения ­ сбор и обработка информации ­ формирование критериев решения 17. Дайте определения понятиям: мотивация ________________________________________________________________ ______________________________________________ делегирование_____________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________ 18.   Вычеркните   лишнее   слово:   планирование,   организация, коммуникация, мотивация, контроль. 19. Начертите схему организационной  структуры известного Вам предприятия, укажите ее достоинства и недостатки. 20.Предложите   3   метода   экономического   стимулирования сотрудников предприятия 43 ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ___________________________ ВАРИАНТ  2 1.Представители   какого   уровня   менеджмента   являются непосредственными руководителями исполнителей работ? ­ высшего ­ среднего ­ низшего (первого) 2.Представителем какой школы менеджмента является Ф.Тейлор? ­ классической школы ­ школы человеческих отношений ­ административной школы 3.К внешней среде предприятия относятся: ­ поставщики, персонал предприятия, рынок рабочей силы ­ технология, структура предприятия, цели и задачи предприятия ­законодательство,   географическое   положение,   налогообложение, экономика 4.К фоновой среде предприятия относятся: ­ покупатели ­ персонал предприятия ­ экономические факторы 5.Какое окружение образуют те явления и процессы, на которые организация   повлиять   не   может,   но   должна   их   постоянно   изучать   и отслеживать?  ­ фоновое  ­ внешнее  ­ внутреннее  ­ деловое 6. Основная общая цель организации, то, ради чего организация существует: ­ миссия ­ стратегия ­ тактика 7. Представители среднего менеджмента принимают решения по: ­ стратегическому планированию ­ оперативному планированию ­ тактическому планированию 8.К структурам органического типа относится: 44 ­ матричная структура ­ линейная структура ­ линейно­функциональная структура 9.Внутренняя побудительная сила, состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом: ­ мотив ­ стимул  ­ мотивация 10.   О   каких   потребностях   идет   речь:   «У   Альберта   Камю   есть персонаж: жалкий одинокий человек. Была у него собака – единственное существо   ему   подвластное.   И   вдруг   трагедия   –   собака   сбежала.   Мир рухнул ...»  ­ потребность в самореализации  ­ потребность в безопасности и уверенности в будущем ­  потребность в признании, власти 11.   Каким   видом   контроля   является   контроль   за   соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка? ­ текущий контроль ­предварительный контроль ­заключительный контроль 12.  Методы   принятия  управленческих  решений,  в   основе  которых лежит научно­практический метод, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации. ­ неформальные ­ количественные ­ коллективные 13.  Элемент  коммуникационного   процесса,   являющийся  средством передачи информации:  ­ отправитель ­ получатель ­ канал передачи информации 14.   Методы   управления,   в   состав   которых   входят:   планирование, ценообразование: ­ экономические ­социально­психологические ­ организационно­распорядительные 15. Стиль управления, основанный   на инициативе коллектива: ­ авторитарный ­демократический ­либеральный 16.   правильную   последовательность     Укажите коммуникационного процесса: этапов 45 ­ декодирование ­ передача информации ­ кодирование информации ­ выбор канала передачи информации 17. Дайте определения понятиям: Планирование_________________________________________________ ________________________________________________ Коммуникация________________________________________________ _________________________________________________ 18.   Укажите   наиболее   целесообразное   время   для   проведения совещаний: ­ с 16 до 18 часов, среда ­ с 16 до 18 часов, понедельник ­ с 9 до 12 часов, четверг ­ с 9 до 18 часов, понедельник 19.   Сформулируйте   миссию   известного   Вам   предприятия   и постройте дерево целей  20.   Предложите   3   метода   неэкономического   стимулирования сотрудников предприятия_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ВАРИАНТ  3 1.Представители   какого   уровня   менеджмента   несут   прямую ответственность за работу исполнителей? ­ высшего ­ среднего ­низшего 2.Представителем какой школы менеджмента является М.Фоллет? ­ школы человеческих отношений ­школы научного управления ­административной школы 3.К внешней среде предприятия относятся: ­ законы, инфляция, налогообложение ­ структура предприятия, конкуренты, поставщики ­ цели предприятия, налоги, законодательство 46 4.К фоновой среде предприятия относятся: ­ законодательство ­ персонал предприятия ­ конкуренты 5.Какую   среду   организации   образуют   экономические   факторы, политические факторы, потребители, конкуренты?  ­ фоновую  ­ внешнюю  ­ внутреннюю  ­ деловую 6.Краткосрочная   стратегия,   шаги   по   направлению   реализации стратегического плана ­ стратегия ­миссия ­тактика 7. Оперативное планирование – это прерогатива: ­ высшего менеджмента ­ среднего менеджмента ­низшего менеджмента 8.Для   какой   структуры   характерно   разделение   функций   между структурными подразделениями организации: ­ матричной структуры ­ функциональной структуры ­ линейной структуры 9.В качестве мотивов к деятельности выступают:  ­ первичные и вторичные потребности  ­ заработная плата   ­условия труда 10. О каких потребностях идет речь: «В начале 19 века Роберт Оуэн, проводя   свой   знаменитый   эксперимент   на   текстильной   фабрике, появился   в   цехе   с   лентами   трех   разных   цветов   и   молча   прикреплял красные   ленты   к   станкам   лучших   работников,   зеленые   –   к   станкам рабочих   со   средними   показателями,   а   желтые   –   к   не   выполняющим норму. Через два месяца, не прибавляя рабочим зарплату, не прибегая к угрозам   и   не   вводя   никаких   технических   усовершенствований,   Оуэн достиг желаемого: на всех станках красовались красные ленты»  ­ потребности в уважении, самоуважении  ­  социальные потребности  ­ потребности в безопасности и уверенности в будущем 11.   Каким   видом   контроля   является   составление   бухгалтерского баланса? ­ текущий контроль 47 ­ предварительный контроль ­ заключительный контроль 12.   Какое   требование   к   управленческому   решению   предполагает соответствие функциональным обязанностям лица, принимающего его  ­ обоснованность ­полномочность ­законность ­своевременность 13. Этап коммуникационного процесса, на котором происходит сбор информации и ее подготовка к передаче: ­ декодирование ­ зарождение идеи и ее кодирование ­ выбор канала передачи информации 14.   Методы   управления,   включающие   способы   и   приемы воздействия   на   межличностные   отношения   и   социальные   процессы, протекающие внутри трудового коллектива: ­ экономические ­социально­психологические ­ административные 15. Стиль управления,   предполагающий склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности: ­ демократический ­либеральный ­авторитарный 16. Деловая беседа отличается от совещаний и собраний (чем): ­ отсутствием обратной связи ­ более свободным характером общения ­ отсутствием непосредственного общения ­ количеством участников 17. Дайте определения понятиям: Полномочия___________________________________________________ ________________________________________________ Стратегия____________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________ 18. Вычеркните лишнее слово:  устав, штатное расписание, приказ, убеждение, распоряжение предприятия: 19.   Предложите   систему   стимулирования   для   сотрудников Вид стимулирования Экономическое: Форма Содержание 48 Неэкономическое: 20. Приведите примеры: ­менеджмента высшего уровня_________________________ ­менеджмента среднего уровня_________________________ ­менеджмента низшего (первого) уровня_________________ ВАРИАНТ 4 1.Представители   какого   уровня   менеджмента   решают   главные проблемы функционирования и развития организации? ­ высшего ­среднего ­низшего (первого) 2.Представителем какой школы менеджмента является М.Мэйо? ­ классической школы ­школы человеческих отношений ­ административной школы 3.К внутренней среде предприятия относятся: ­ законы, инфляция, налогообложение ­ структура предприятия, персонал, цели ­ цели предприятия, налоги, законодательство 4.К деловой среде предприятия относятся: ­ законодательство ­ персонал предприятия ­ экономические факторы 5. Какую среду организации образуют такие факторы как цели и задачи предприятия, ее структура, персонал?  ­ фоновое  ­ внешнее  ­ внутреннее  ­ деловое 6. Большим временным интервалом по сравнению с остальными видами планирования характеризуется: ­ тактическое планирование ­стратегическое планирование ­ оперативное планирование 7.   Для   какой   структуры   характерно   наличие   линейных   и функциональных взаимосвязей? ­ функциональной структуры ­ комбинированной структуры 49 ­линейной структуры 8.В качестве стимулов трудовой деятельности выступают: ­ первичные потребности ­вторичные потребности ­ условия труда 9.   Какая   мотивационная   теория   раскрывает   потребности, определяющие поведение человека? ­ теория Маслоу ­ теория справедливости Адамса ­теория ожидания Врума 10. К какому виду контроля относится собеседование с кандидатом на вакантную должность? ­ текущий контроль ­предварительный контроль ­заключительный контроль 11.   Какое   требование   к   управленческому   решению   предполагает   поставленным   целям   и   возможностям   их соответствие   решения   достижения: ­ обоснованность ­полномочность ­своевременность ­законность 12. Этап коммуникационного процесса, предполагающий   перевод слов отправителя в мысли получателя: ­ зарождение идеи и ее кодирование ­ декодирование ­ передача информации 13. В какую группу методов управления входят способы и приемы воздействия на межличностные отношения в коллективе: ­ административные ­ экономические ­социально­психологические 14.   Стиль   управления,   предполагающий   склонность   к   излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности: ­ авторитарный ­либеральный ­демократический 15.   Наиболее   эффективной   можно   считать   рабочую   группу, состоящую: ­ из 3 человек, имеющих различные точки зрения; ­ из 5 человек, имеющих схожие точки зрения; ­ из 7 человек, имеющих различные точки зрения; 50 ­ из 10 человек, имеющих схожие точки зрения 16. Дайте определения понятиям: Менеджмент__________________________________________________ ________________________________________________ Ответственность_______________________________________________ ________________________________________________ 17. Предложите методы воздействия  на потребности сотрудников: Методы воздействия Потребности Потребности в безопасности и уверенности в будущем Потребности самореализации   в 1. 2. 3. 1. 2. 3. 18.Составьте собственный план работы на неделю 19. Приведите примеры: Функционального подразделения_____________________________________________ Коммуникационных барьеров___________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ 20.   Изобразите   организационную   структуру   известного   Вам   предприятия. Укажите тип структуры. ВАРИАНТ  5 1.Представители   какого   уровня   менеджмента   являются руководители отделов, секторов? ­ высшего ­среднего ­низшего (первого) 2.Представителем   какой   школы   менеджмента   является М.Блюндфилд? ­ административной школы ­ школы человеческих отношений ­ школы поведенческих наук 51 3.К внутренней среде предприятия относятся: ­ законы, инфляция, налогообложение ­ структура предприятия, персонал, экономика ­ цели предприятия, технология выполнения работ, структура 4.К деловой  среде предприятия относятся: ­ конкуренты ­ налоги ­ экономические факторы 5.   Факторами   какой   среды   являются:   потребители,   поставщики, ­ внешней фоновой ­внешней деловой ­ внутренней деловой ­внутренней фоновой  6. Рассмотрение редко встречающихся проблем и задач характерно конкуренты? для:  ­ тактического планирования  ­ оперативного планирования  ­ стратегического планирования  7. Для какой структуры характерна специализация управленческой деятельности, обеспечивающая качество принимаемых решений: ­ функциональной структуры  ­ линейной структуры  ­ комбинированной структуры  8. Экономическими стимулами являются: ­ заработная плата, бонусы, грамота ­ премия, бонус, заработная плата ­ грамота, благодарность, фотография на Доске почета 9.   Какая   мотивационная   теория     показывает,   что   мотивация человека   зависит   от   того,   насколько   сбываются   его   ожидания   в отношении   затрат   труда,   полученного вознаграждения?   результатов   труда, ­ теория Маслоу ­ теория Врума ­теория Адамса 10.К   какому   этапу   процесса   контроля   относится   анализ   данных бухгалтерского учета? ­ выработка стандартов и критериев ­сопоставление   фактических   результатов   с   установленными стандартами ­ принятие корректирующих действий 52 11.Какое   требование   к   управленческому   решению   предполагает соответствие их требованиям законодательных актов: ­ полномочность ­своевременность ­законность ­непротиворечивость 12.   В   какую   группу   методов   управления   входят:   инструктаж, приказ, распоряжение: ­ социально­психологические ­экономические ­административные 13.   Стиль   управления   при   котором   руководитель   все   вопросы решает сам, лишая инициативы подчиненных: ­ авторитарный ­демократический ­либеральный 14.   Стратегия   поведения   в   конфликте,   для   которой   характерно активное использование власти, авторитета: ­ соперничество ­ принуждение ­компромисс 15. В процессе подготовки к деловому совещанию: ­ определяется повестка дня ­составляется протокол ­определяются ответственные за выполнение работ 16. Дайте определения понятиям: Менеджер____________________________________________________ _________________________________________________ Организация__________________________________________________ ________________________________________________ 17. Вычеркните лишнее слово: Канал передачи информации, отправитель, декодирование, получатель, информация 18.   Составьте   собственный     план   работы   на день______________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _ 19.  Предложите методы воздействия  на потребности сотрудников: Потребности Физиологические 1. Методы воздействия 53 потребности Социальные потребности 2. 3. 1. 2. 3. 20.Предложите   3   способа   преодоления   коммуникационных барьеров_______________________________ _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 54 КГБ ПОУ "ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ" Приложение 1 РАБОЧАЯ  ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ» Специальность: 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»                                                Студента______________________                                     ____________________________  Группа_______________________ 55 Хабаровск, 2017 г. 56 Обращение к студенту. «Образование придает человеку достоинство,  да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства» Д. Дидро Уважаемый студент! Какой специалист востребован на рынке труда сегодня? Ответ на этот вопрос   не   может   ограничиться   словами:   «имеющий   диплом».   Сегодня востребован   творческий   специалист,   способный   к   саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Формирование специалиста с таким качествами невозможно  только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Большую роль здесь играет самостоятельная работа студентов.  Перед   Вами   –   рабочая   тетрадь   для   внеаудиторной   самостоятельной работы – Ваш помощник не только в освоении курса «Менеджмент», но и инструмент   Вашего личностного развития. Работая с этой тетрадью, Вы не просто   познаете   новое,   Вы   становитесь   более   ответственным, организованным,   инициативным,   Вы   развиваете   свою   способность   к творческому решению проблем учебного и профессионального уровня. В   рабочей   тетради   последовательно   изложены   задания   для внеаудиторной   самостоятельной   работы,   выполнение   которых   обязательно для студента. Перед   началом   выполнения   заданий   в   рабочей   тетради,   Вам необходимо: 1. 2. 3. Внимательно   прочитать   рекомендованную   обязательную   и дополнительную литературу, конспект лекций. Прочитать   задание  и  выбрать   тот  теоретический   материал, который будет использован Вами при выполнении задания. Выполнить   задание   в   черновом   варианте,   проверить   его, исправить ошибки. Выполнить задание в рабочей тетради. 4. Оформление заданий в рабочей тетради должно вестись аккуратно, без помарок   и   исправлений.   В   случае   ошибки,   на   которую   Вам   указал преподаватель, ее необходимо исправить. Для этого используется оборотная сторона листа, на котором расположено задание. Проверка   выполнения   заданий   осуществляется   на   каждом   уроке. Задания рабочей тетради, как правило, включены в   устный и письменные опросы по той или иной теме, в задания для практических работ. Для получения допуска к итоговому зачету по курсу «Менеджмент» рабочая   тетрадь   сдается   преподавателю   для   заключительного   контроля. Наличие положительной оценки является основанием для допуска студента к зачету. 57 Заполненная   рабочая   тетрадь   с   оценкой,   заверенной   преподавателем, включается в портфолио студента, в раздел «Учебная деятельность». Желаю успеха! Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА Тема 1.1. Сущность менеджмента и эволюция его теории и практики Задание 1: Установите соответствие характеристик той или иной школе менеджмента   (для   иллюстрации   соответствия   проведите   линии, соединяющие характеристику и наименование школы) Характеристика Разделение организации на подразделения в соответствии с выполняемыми функциями (финансы, маркетинг и др.) Наибольший вклад в развитие этой школы внес А.Файоль Разработка принципов научного менеджмента Представители данной школы уделяли внимание человеку ­ как основному фактору производства У истоков этой школы стоял Ф.Тейлор Представителями этой школы являются Фоллет  и Мэйо Рационализация труда – это наиболее важный фактор повышения производительности труда Изучение влияния психологического климата, социального взаимодействия на результаты труда Название школы Школа человеческих отношений Классическая школа Школа поведенческих наук Школа научного управления Школа науки управления Методы контроля: письменный индивидуальный опрос Задание 2. Подготовить информационные сообщения по вопросам: ­ Японская модель менеджмента ­ Американская модель менеджмента ­ Особенности Российского менеджмента Регламент информационного сообщения – 5 ­ 7 минут. Информационные источники: 1.Семенов А.К.,  Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник, 5 изд., перераб. и доп.­М.: Дашков и К, 2008. 2.  Кабушкин,   Н.И.   Основы   менеджмента:   учебное   пособие.   –   М.:   Новое знание, 2009. 58 3.Казначевская   Г.Б.,   Менеджмент:   учебник.­М.:   Издательство:   Феникс+, Серия: среднее профессиональное образование , 2010г. 4. http://www.aup.ru/ AUR.RU Административно­управленческий портал Методы контроля: оценка устного публичного выступления Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента Задание   1:   Распределите   менеджеров   по   управленческим   уровням, заполнив таблицу: директор предприятия, старший продавец, начальник отдела   кадров,   главный   бухгалтер,   кассир,   заведующий   магазином, бухгалтер,   заместитель   директора   по   финансово­экономическим вопросам, продавец.  Управленческий уровень Должность Высший  Средний Низший (первый) Все   ли   из   перечисленных   должностей   можно   отнести   к   менеджменту предприятия? Ответ обоснуйте. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание   2.   Заполните   таблицу,   указав   напротив   каждого   примера соответствующую   ему   функцию   менеджмента,   и   приведите   свои примеры функций менеджмента: Пример Функция Определении   ценовой   политики   с   целью получения   прибыли   при   наименьших издержках производства Разработка планов организации   при   планировании   выпуска новой продукции и освоении новых рынков сбыта Премия по итогам финансово­хозяйственной перспективных     59 оперативной   деятельности предприятия Распределение   работ   между   сотрудниками бухгалтерии Дополнительное   пенсионное   обеспечение работников предприятия Составление бухгалтерского баланса  Ведение предприятиями по выверке расчетов Проведение   инвентаризации   имущества предприятия Формирование   учетной   политики   с разработкой мероприятий по ее реализации Оказание методической помощи работникам подразделений   предприятия   по   вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и .экономического анализа работы   с Планирование Организация Мотивация Контроль Методы контроля: фронтальный опрос, письменный опрос Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Тема 2.1. Внешняя и внутренняя среда организации Задание   1.   Заполните   таблицу   «Фоновые   и   деловые   факторы организации»,   распределив   следующие:   географическое   положение, покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, коллектив предприятия,   законодательство,   органы   местного   самоуправления, технология, политика центрального правительства. Фоновые факторы  Деловые факторы 60 Задание   2.     Укажите,   какие   угрозы   и   возможности   для   организации содержат такие факторы внешней среды, как: демографический спад, конкуренты.  Ответ оформите в таблице: угрозы угрозы Демографический спад возможности Конкуренты возможности Задание   3.     Укажите,   какие   угрозы   и   возможности   для   организации содержат   такие   факторы   внутренней   среды,   как:   компьютеризация бухгалтерского  учета,  увеличение  управленческих   звеньев  в структуре организации.  Ответ оформите в таблице: Компьютеризация бухгалтерского учета угрозы возможности Увеличение количества управленческих звеньев в структуре организации угрозы возможности Методы   контроля:  письменный   опрос   в   микро   группах,   выполнение практической работы Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации Задание 1. Приведите примеры формальных и неформальных групп (по 2 примера) Формальные группы Неформальные группы 61 Задание 2. Заполните таблицу, указав психологические признаки Вашего коллектива, которые, на Ваш взгляд, являются препятствием для более эффективной   работы   группы.   Предложите   пути   устранения   этих препятствий.  Психологические признаки ­ Пути устранения препятствий препятствия 1 2 Методы контроля: фронтальный опрос РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Тема 3.1. Планирование: понятие, значение, виды планирования. Методы планирования Задание   1.   Установите   правильную   последовательность   реализации этапов   стратегического   планирования,   указав   рядом   с   этапом   его порядковый номер: ­  определение миссии и целей организации.  ­ оценка и контроль выполнения.  ­ выбор стратегии. ­   анализ   среды,   включающий   в   себя   сбор   информации,   анализ   сильных   и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.  ­ реализация стратегии.  Задание   2.   Сформулируйте   миссию   известного   Вам   предприятия. Постройте дерево целей, формулируя цели по 4 направлениям: в области доходов,   в   области   работы   с   персоналом,   в   области   работы   с потребителями, в области социальной ответственности. Декомпозируйте цели на задачи. 62

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018