Компьютерная игра - как инструмент мотивации к обучению.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - отмечал В. А. Сухомлинский.
Люди изобрели игру очень много лет назад. Мы все в детстве играли. Наше познание окружающего мира в основном происходило в
процессе игры. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются
психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые позже приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических
процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и
произвольная память. Сознательная цель- например, сосредоточить внимание, запомнить и припомнить, выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая становится ведущей. Играя, ребенок относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Выполняя эти правила, ребенок овладевает
элементарными учебными действиями. У него складывается желание и умение
учиться .
«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают,
развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание,
трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и
наблюдательность, язык и реактивность — словом, все, что составляет богатство человеческой личности» (И. Хейзинг).
Что же меняется, когда ребенок взрослеет? Он перестает играть? С абсолютной уверенностью можно сказать: нет. Меняются игры. Чем занимаются наши дети в свободное время? Они играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях. Совсем недавно в одной школе в рамках проекта «Интернет - ад для современного поколения или информационный рай?» группой учащихся 9 класса был проведен опрос среди школьников. Выяснилось, что общением в социальных сетях увлечены 98 учащихся 6-11 классов, используют Интернет для игр, музыки, видео, общения в соцсетях, чатах и на форумах - 64 % учащихся. При этом некоторые подростки «просиживают» в Интернете 8 и более часов ежедневно. И с этим бороться очень трудно. А если это увлечение направить в «нужное русло», в образовательный процесс?
Почему же миллионы людей по всему миру тратят миллиарды часов каждый
месяц, играя в компьютерные игры? Почему компьютерными играми увлечены не только подростки, но и взрослые, хорошо образованные и состоявшиеся люди? Ответ очень прост:
потому что эти игры умело созданы. Они учитывают психологические особенности участников, в их создание вложен колоссальный труд и опыт разработчиков.
Хорошо сконструированная игра - это многогранный психологический
инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию. А причина очень проста. Игры активизируют выработку дофамина, «гормона удовольствия», предлагая радость побед. Значит, создавая игровую систему, можно превратить процесс выполнения задачи в удовольствие.
Учитель, используя данный метод, может мотивировать ученика на изучение, например, математики «с удовольствием».
Любой «серьезный» урок можно превратить в игру. Игра очаровывает, повышает внимание. Сегодня можно и нужно использовать возможности компьютерных игр в образовании.
Игра, так или иначе, всегда присутствовала в обучении.
С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий игры стали более
наглядными, привлекательными, разнообразными. Среди образовательных
технологий достойное место заняла проектная технология, которая была по
достоинству оценена не только учителями, но и учениками.
Для обучения младших школьников появляется множество компьютерных
программ и сервисов. Ученики среднего и старшего звена охотно используют
программы-тренажеры и тесты.
Как одной из форм проектно-исследовательской деятельности стал Web-квест.
Образовательный Web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб- квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Не изменяя содержание образования, используя новую форму подачи материала, компьютерные игры привлекают детей к обучению, иными словами, повышают учебную мотивацию.
В последние годы произошел взрывной рост интереса к играм, заставивший
говорить о компьютерных играх, как об одном из ключевых трендов образования.
Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом
традиционным учебным курсам. Продвинутые школы уже сейчас активно
используют в работе подобные компоненты.
Но пока игровая педагогика находится в стадии разработки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.