Компьютерная игра - как инструмент мотивации к обучению.

  • docx
  • 14.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игра как средство.docx

            Компьютерная игра - как инструмент мотивации к обучению.

 

 

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - отмечал В. А. Сухомлинский.

 

Люди изобрели игру очень много лет назад. Мы все в детстве играли. Наше познание окружающего мира в основном происходило в

процессе игры. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются

психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые позже приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических

процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и

произвольная память. Сознательная цель- например, сосредоточить внимание, запомнить и припомнить, выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая становится ведущей. Играя, ребенок относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Выполняя эти правила, ребенок овладевает

элементарными учебными действиями. У него складывается желание и умение

учиться .

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают,

развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание,

трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и

наблюдательность, язык и реактивность — словом, все, что составляет богатство человеческой личности» (И. Хейзинг).

Что же меняется, когда ребенок взрослеет? Он перестает играть? С абсолютной уверенностью можно сказать: нет. Меняются игры. Чем занимаются наши дети в свободное время? Они играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях. Совсем недавно в одной школе в рамках проекта «Интернет - ад для современного поколения или информационный рай?» группой учащихся 9 класса был проведен опрос среди школьников. Выяснилось, что общением в социальных сетях увлечены 98  учащихся 6-11 классов, используют Интернет для игр, музыки, видео, общения в соцсетях, чатах и на форумах - 64 % учащихся. При этом некоторые подростки «просиживают» в Интернете 8 и более часов ежедневно. И с этим бороться очень трудно.  А если это увлечение направить в «нужное русло», в образовательный процесс?

Почему же миллионы людей по всему миру тратят миллиарды часов каждый

месяц, играя в компьютерные игры? Почему компьютерными играми увлечены не только подростки, но и взрослые, хорошо образованные и состоявшиеся люди? Ответ очень прост:

потому что эти игры умело созданы. Они учитывают психологические особенности участников, в их создание вложен колоссальный труд и опыт разработчиков.

Хорошо сконструированная игра - это многогранный психологический

инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию. А причина очень проста. Игры активизируют выработку дофамина, «гормона удовольствия», предлагая радость побед. Значит, создавая игровую систему, можно превратить процесс выполнения задачи в удовольствие.

Учитель, используя данный метод, может мотивировать ученика на изучение, например, математики «с удовольствием».

Любой «серьезный» урок можно превратить в игру. Игра очаровывает, повышает внимание. Сегодня можно и нужно использовать возможности компьютерных игр в образовании.

Игра, так или иначе, всегда присутствовала в обучении.

С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий игры стали более

наглядными, привлекательными, разнообразными. Среди образовательных

технологий достойное место заняла проектная технология, которая была по

достоинству оценена не только учителями, но и учениками.

Для обучения младших школьников появляется множество компьютерных

программ и сервисов. Ученики среднего и старшего звена охотно используют

программы-тренажеры и тесты.

Как одной из форм проектно-исследовательской деятельности стал Web-квест.

Образовательный Web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб- квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Не изменяя содержание образования, используя новую форму подачи материала, компьютерные игры привлекают детей к обучению, иными словами, повышают учебную мотивацию.

В последние годы произошел взрывной рост интереса к играм, заставивший

говорить о компьютерных играх,  как об одном из ключевых трендов образования.

 

 

Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом

традиционным учебным курсам. Продвинутые школы уже сейчас активно

используют в работе подобные компоненты.

 

Но пока игровая педагогика находится в стадии разработки.