Компьютерная поддержка изучения английского языка как инструмент повышения качества обучения
В современном мире цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенно заметна роль таких технологий в изучении иностранных языков. Дети, принадлежащие поколению Α, воспринимают цифровой мир как естественную часть своей жизни, что делает применение ИКТ в обучении более чем актуальным.
Компьютерная поддержка изучения английского языка (Computer-Assisted Language Learning, CALL) предоставляет множество инструментов и методик, которые помогают сделать обучение детей более эффективным, увлекательным и доступным [1, с.16]. Компьютерные программы, приложения и онлайн-ресурсы помогают улучшить восприятие материала, разнообразить способы практики и дают возможность адаптировать обучение под уровень и потребности каждого учащегося.
Компьютерная поддержка обучения предмету — это комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения. Она не ограничивается применением на занятиях только лишь компьютера как такового, а включает в себя использование педагогом и учащимися различных периферийных устройств: интерактивной доски, мультимедийного проектора, акустической системы, сканера, принтера, сетевого оборудования; программного обеспечения, обучающих программ.
Использование специализированного программного обеспечения для изучения английского языка предоставляет множество преимуществ для детей. Ключевыми из них являются:
· Интерактивность и вовлеченность
Компьютерные программы и онлайн-ресурсы делают процесс обучения более увлекательным благодаря игровым элементам, анимациям и аудиовизуальным материалам. Например, игры на запоминание слов, интерактивные викторины или задания на аудирование превращают обучение в игру, что особенно важно для младших школьников. Интерактивность помогает поддерживать интерес ребенка и мотивирует его продолжать занятия [1, с.15–16].
· Индивидуальный подход
Компьютерные программы могут адаптироваться под уровень знаний и скорость усвоения материала каждого ребенка [4, с.48–50]. Это позволяет создать индивидуальный план обучения, устраняя стресс от неподходящего темпа или сложности материала. При занятиях на различных обучающих интернет-платформах учащийся может выбрать свой уровень и тематику занятий.
· Разнообразие форматов обучения
Технологии предоставляют доступ к множеству ресурсов: видеоурокам, подкастам, интерактивным тестам, чтению электронных книг и даже виртуальным экскурсиям. Такой формат помогает детям развивать все ключевые языковые навыки: чтение, письмо, аудирование и устную речь [5, с.32–33].
· Укрепление навыков самостоятельной работы
Использование компьютеров развивает у детей навыки самостоятельного поиска и анализа информации [4, с.50]. Онлайн-платформы часто предлагают задания, требующие самостоятельного изучения материалов, что способствует формированию у ребенка ответственности за собственное обучение.
· Доступ к носителям языка
С помощью сети интернет учащиеся могут взаимодействовать с носителями языка через видеочаты, обмениваться сообщениями, смотреть англоязычные мультфильмы и видео. Это позволяет им не только улучшать произношение и аудирование, но и знакомиться с культурой стран, где английский является основным языком.
· Увеличение мотивации к обучению
Компьютерные технологии помогают визуализировать успехи детей, т.е. привносят элементы игрофикации в учебный процесс. Программы часто включают системы наград: виртуальные медали, звезды или достижения. Это стимулирует детей продолжать заниматься и ставить перед собой новые цели.
· Развитие технических навыков
Параллельно с изучением языка дети осваивают навыки работы с современными устройствами и программами, что также важно для их общего развития [1, с. 22].
В МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский» занятия по обучению детей младшего и среднего школьного возраста английскому языку с компьютерной поддержкой проводятся более двадцати пяти лет. Персональные компьютеры при этом используются в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной системы организации учебного процесса и постепенно приучает учащихся к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала.
При первоначальной интеграции лингвистических программ с программами по компьютерной поддержке на занятиях использовались только мультимедийные пособия и интерактивные компьютерные игры. Мультимедийность позволяла облегчить процесс запоминания, сделать занятие более интересным и динамичным, повысить познавательный интерес учащихся. Интерактивные обучающие игры помогали превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Затем игры стали служить формой контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала.
В связи с бурным развитием интернета и ростом возможностей компьютерной техники, обучающие интернет-ресурсы стали важным компонентом в изучении английского языка, предоставляя доступ к качественным и разнообразным материалам. Появилась возможность выполнять интерактивные упражнения, грамматические тесты на различных интернет-платформах, использовать аудио- и видеоматериалы в онлайн-режиме. С помощью современных компьютерных программ учащиеся испытывают настоящее погружение в живую речь, получают множество перспектив для изучения и запоминания новых слов и речевых оборотов, а также для развития речевых навыков.
В учебном процессе для изучения и закрепления изучаемых тем, а также грамматики и лексики английского языка активно используются онлайн-занятия на различных обучающих интернет-платформах:
· Проект «Native English». Проект полностью посвящен английскому языку и вопросам, связанным с его изучением. Его главной целью является помощь людям, изучающим английский язык, а также повышение эффективности процесса обучения.
· Сайт «Poliglot16.ru». Сайт является бесплатным самоучителем, который не только поможет освоить все основные грамматические конструкции английского языка, но и изучить грамматику, лексику, произношение и понимание на слух, благодаря уникальным практическим онлайн-упражнениям и тренажёрам.
· Портал «Learn English Best!». На портале найдется практически любая информация для изучения английского языка, можно поиграть в игры, пройти интерактивные тесты.
· Сайт «FreLes.com». Онлайн-тренажеры по грамматике помогут быстро и легко освоить английский язык.
· Сайт «English-exercise.ru». Сайт упражнений на английскую грамматику для детей и взрослых.
· Сайт «Duolingo». Сайт и приложение для изучения языков, использующее нейросети при составлении уроков и тестов. Образовательный сервис предлагает упражнения на аудирование, практические задания для тренировки разговорной речи и чтения на английском языке. Обучающая система подстраивается под каждого учащегося в зависимости от его успеваемости.
· Проект «LearningApps.org». «LearningApps.org» создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе.
· Платформа «Wordwall». Платформа содержит множество викторин, сопоставлений, словесных игр. «Wordwall» можно использовать для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии.
Хотя компьютерные технологии облегчают процесс обучения, они не заменяют педагога. Педагог дополнительного образования играет важную роль в подборе подходящих инструментов, мониторинге прогресса обучения и предоставлении индивидуальной помощи. Компьютерная поддержка должна дополнять традиционные методы и средства обучения, а не заменять их. Внедрение компьютерных технологий в образование открывает новые горизонты для воспитания поколения, которое будет уверенно владеть английским языком и успешно применять его в жизни.
1. Алексеева, Г. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам: современные подходы и перспективы // Вестник образования и науки, 2021. – 45 с.
2. Бахтин, Н. А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам //Москва: Просвещение, 2019. – 320 с.
3. Воронова, Н. П. Интерактивные методы обучения английскому языку: пособие для педагогов // М.: Просвещение, 2018. – 125 с.
4. Иванова, Л. В., Смирнова, О. С. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе //Современная школа: проблемы и перспективы, 2019. - 60 с.
5. Кларк, Р. Использование мультимедийных ресурсов в изучении иностранных языков // Журнал лингвистики и образования, 2020. – 50 с.
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.