Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Оценка 5
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
18.05.2018
Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования.docx
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В ХХІ веке информационнокоммуникационные технологии стали важнейшим
фактором, определяющим развитие общества.
Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные
средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование
повышало эффективность обучения.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая
специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео
средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как
передача информации – это не передача знаний.
В последнее время встает вопрос как использовать компьютерные технологии в
обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не
стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для
развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует
наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки они статичны, а более
близкая детской природе игра, пусть даже и научнопознавательная.
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой
модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием
компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе
дает возможность использовать в педагогической практике психологопедагогические
разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи
развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента
человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к
появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их
внедрению в учебный процесс.
Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки,
апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и
требуют решения целого комплекса психологопедагогических, учебнометодических и
других проблем.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение
интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие
обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее
с помощью компьютера.
Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе –
вполне закономерное явление. Использование компьютерных технологий изменяет цели и
содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения.
Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной
подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного
представления об окружающем мире.
Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации
образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого
педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к
овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии
способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного
средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет
совершенствование процесса обучения.
Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик
обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто
электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее
преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех
субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно
через компьютерную программу.
В образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" — это в
определенном смысле синонимы. При этом средством подготовки и передачи информации
обучаемому является компьютер.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, вопервых, огромные
возможности глобальной сети Internet, вовторых, прикладное программное обеспечение,
входящее в пакет Microsoft Office.
Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и
новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют
хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам
определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
(введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента,
объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
Большие перспективы у компьютерных технологий в специальном образовании.
Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает
применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями
развития – это и речевые патологии, нарушения опорнодвигательного аппарата, зрения,
слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе
с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной
коррекции нарушенных функций.
Многообразие дефектов, их клинических и психологопедагогических проявлений
предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование
разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности
коррекционнообразовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и
средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений
развития специальной педагогики.
Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна,
можно выделить три основные сферы их использования в области образования лиц с
особенностями психофизического развития:
Компенсаторная сфера: применение информационных и коммуникационных
технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и
оптимизировать процесс получения знаний учащимися;
Дидактическая сфера:
способствуют оптимизации учебновоспитательного
процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями
психофизического развития;
Коммуникативная сфера: облегчают процесс коммуникации, позволяют
реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.
Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с
определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о
современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и
программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их
использования, а также функциональные ограничения учащихся.
У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием
высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией
и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных
раздражителей, знаков и символов и др.
Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее
острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов
педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание
новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов;
проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку
новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных
педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного
моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах. При этом одно из
преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может
комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В
этом направлении ведутся различные разработки.
Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в
первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются
на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и
коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов,
компетентных в области применения компьютерно опосредованных технологий изучения
и обучения детей с различными нарушениями в развитии.
Ещё одна важная задача – это формирование информационной культуры педагогов. Она
не ограничивается знанием основных программных пакетов и умением с их помощью
решать профессиональные задачи. В первую очередь педагог должен осознать место
информационных технологий в процессе обучения, сопоставить их со своими
педагогическими и методическими приоритетами и пристрастиями. Он должен научиться
применять компьютер там и тогда, когда это эффективнее всех других форм, и все это с
учетом ограниченных ресурсов.
Для педагога использование информационных ресурсов предоставляет широкие
возможности проектирования обучающей среды, реализации принципиально новых форм и
методов обучения, развития личности обучаемого.
Всё это вместе взятое даёт перспективу роста возможностей социальной адаптации,
коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой
деятельности лиц, нуждающихся в особой помощи.
За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение
практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится
неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением
является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и овладение
самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними
перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к
образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор
1.
модернизации учебного заведения//СПО. – 2004. № 6.
2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические
технологии. – 2004. – №2.
3. Климов В.Г. Психологопедагогические проблемы эффективности использования
информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. 2004. № 6.
4. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые
идеи / О.И.Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 1995.
5. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальной школе: проблемы, поиски, подходы /
О.И.Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 1.
6. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями
психофизического развития: учеб.метод.пособие / сост. Н.В.Савенок Мн.: АПО, 2006.
7. Гурьев С.В., Использование компьютера как инструмента образовательного
процесса, г. Екатеринбург, 2006.
8. Гусарова Е.Н.Современные педагогические технологии. – М.: АПК и ПРО, 2004.
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.