Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Оценка 5

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Оценка 5
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
18.05.2018
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования.docx
Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.          В ХХІ веке информационно­коммуникационные технологии стали важнейшим  фактором, определяющим развитие общества.         Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения.      Информационная технология – это педагогическая технология, использующая  специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео  средства, компьютеры) для работы с информацией. Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как  передача информации – это не передача знаний. В последнее время встает вопрос ­ как использовать компьютерные технологии в  обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не  стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.    Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для  развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует  наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки ­ они статичны, а более  близкая детской природе игра, пусть даже и научно­познавательная.       Во   всех   сферах   образования   ведутся   поиски   способов   интенсификации   и   быстрой модернизации   системы   подготовки,   повышения   качества   обучения   с   использованием компьютерных   технологий.   Применение   компьютерных   технологий   в   учебном   процессе дает   возможность   использовать   в   педагогической   практике   психолого­педагогические разработки,   позволяющие   интенсифицировать   учебный   процесс,   реализовывать   идеи развивающего   обучения.   Возможности   компьютерных   технологий   как   инструмента человеческой   деятельности   и   принципиально   нового   средства   обучения   привело   к появлению   новых   методов   и   организационных   форм   обучения   и   более   быстрому   их внедрению в учебный процесс.      Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации   и   внедрения,   поиск   разумного   сочетания   нового   с   традиционным   сложны   и требуют   решения   целого   комплекса   психолого­педагогических,   учебно­методических   и других проблем.          Главной   задачей   использования   компьютерных   технологий   является   расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.         Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание   обучения:   появляются   новые   методы   и   организационные   формы   обучения. Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки,   формированием   у   обучаемых   последовательного   естественнонаучного представления об окружающем мире.            Внедрение   компьютерных   технологий   создает   предпосылки   для   интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого­ педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.              Поэтому   использование   компьютера   как   самого   совершенного   информационного средства   наряду   с   использованием   книги,   авторучки,   телевизора,   калькулятора, видеомагнитофона   и   пр.   в   изучении   учебных   предметов   естественно   влечет совершенствование процесса обучения.       Более   четко   представляются   и   виды   деятельности   в   компьютерной   среде:   ученик обучается,   развивается,   общается.   Компьютер   в   современных   условиях   не   просто электронная   вычислительная   машина;   это   источник   информации,   инструмент   ее преобразования   и   универсальная   система   связи,   обеспечивающая   взаимодействие   всех субъектов   дидактической  системы,   включая  и  тех,  с   кем  общение  идет   опосредованно через компьютерную программу.      В образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" — это в  определенном смысле синонимы. При этом средством подготовки и передачи информации  обучаемому является компьютер.     Основным потенциалом современных компьютеров являются, во­первых, огромные  возможности глобальной сети Internet, во­вторых, прикладное программное обеспечение,  входящее в пакет Microsoft Office.     Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и  новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют  хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам  определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.     Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении  (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента,  объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.      Большие перспективы у компьютерных технологий в специальном образовании.    Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает  применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.    В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно­двигательного аппарата, зрения,  слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной  коррекции нарушенных функций.    Многообразие дефектов, их клинических и психолого­педагогических проявлений  предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование  разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности  коррекционно­образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и  средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.    Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна,  можно выделить три основные сферы их использования в области образования лиц с  особенностями психофизического развития: Компенсаторная сфера:  применение информационных и коммуникационных  технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и  оптимизировать процесс получения знаний учащимися;  Дидактическая   сфера:    способствуют   оптимизации   учебно­воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;  Коммуникативная   сфера:  облегчают   процесс   коммуникации,   позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.      Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с  определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о     современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и  программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их  использования, а также функциональные ограничения учащихся.   У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием  высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией  и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных  раздражителей, знаков и символов и др.    Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее  острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов  педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание  новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку  новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных  педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного  моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах. При этом одно из  преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может  комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В этом направлении ведутся различные разработки.   Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в  первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются  на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.    На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и  коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов,  компетентных в области применения компьютерно ­ опосредованных технологий изучения  и обучения детей с различными нарушениями в развитии.   Ещё одна важная задача – это формирование информационной культуры педагогов. Она  не ограничивается знанием основных программных пакетов и умением с их помощью  решать профессиональные задачи. В первую очередь педагог должен осознать место  информационных технологий в процессе обучения, сопоставить их со своими  педагогическими и методическими приоритетами и пристрастиями. Он должен научиться  применять компьютер там и тогда, когда это эффективнее всех других форм, и все это с  учетом ограниченных ресурсов.     Для педагога использование информационных ресурсов предоставляет широкие  возможности проектирования обучающей среды, реализации принципиально новых форм и  методов обучения, развития личности обучаемого.    Всё это вместе взятое даёт перспективу роста возможностей социальной адаптации,  коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой  деятельности лиц, нуждающихся в особой помощи.     За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение  практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится  неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением  является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и овладение  самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними  перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к  образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор 1. модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.­ № 6. 2.       Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2. 3.         Климов В.Г. Психолого­педагогические проблемы эффективности использования  информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. ­ 2004.­ № 6.  4.         Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые  идеи / О.И.Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 1995.  5.           Кукушкина, О.И. Компьютер в специальной школе: проблемы, поиски, подходы / О.И.Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 1.  6.         Современные   педагогические   технологии   в   обучении   детей   с   особенностями психофизического развития: учеб.­метод.пособие / сост. Н.В.Савенок Мн.: АПО, 2006. 7.          Гурьев С.В.,    Использование компьютера как инструмента образовательного  процесса, ­  г. Екатеринбург,  2006. 8.        Гусарова Е.Н.Современные педагогические технологии. – М.: АПК и ПРО, 2004.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Компьютерные технологии как одно из условий повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018