В статье "Компьютерные технологии на уроках математики" описывается как учитель может использовать интерактивную доску и электронные пособия на уроках математики. Автор показывает, компьютерное обучение - новый способ формирования знаний, воздействие которого на учащихся может быть ни только положительным, но и отрицательным, т.е. при определенных условиях оно может приводить учебный процесс к негативным результатам и наносить вред психике учащихся.Компьютерные технологии на уроках математики
Компьютерные технологии на уроках математики
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у
учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более
полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в
работе. В процессе обучения учащиеся
должны не только овладеть
установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои
познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в
любом образовательном учреждении особое место занимали такие формы
занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика,
повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учеников за
результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию
мультимедийных форм обучения, используя современные компьютерные
технологии.
I. Использование интерактивной доски
Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее
собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого
передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора
интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и
рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить
любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого,
сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Использование
интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет
необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры и
графики. В коллекции самой доски много
математических объектов:
многогранники, тела вращения, окружность, треугольники и т.д. При построении
сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса
последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на
уроке. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти
индивидуальную работу обучающихся для последующей проверки или анализа.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка,
карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет
ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на
то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре.
Дает возможность отойти от подачи информации при помощи обычной
презентации.
Остановимся на конкретных примерах использования интерактивной доски,
на уроках.
1) Урок по математике на тему: «Множества и операции над ними».
Рассмотрим предложенные задания:
а) Задание на нахождение общих элементов множеств (пересечение
множеств). С помощью перетаскивания картинок указкой общие элементы
исчезают в мешке, а при неверном указании элементов они остаются видными.б) Указание способа задания множества. При помощи указки можно
сгруппировать данные элементы несколькими способами.
в) Операции над множествами
2. Урок по математике на тему: «Показательная функция»
а) Устный опрос учащихся. Необходимые ответы скрыты с помощью
затенения.б) С помощью маркера необходимо провести цветные линии, соединяющие
верные ответы. Проверка происходит с помощью наложения картинки.
в) Переход с помощью гиперссылки на цифровой образовательный ресурс
«Алгебра и начала анализа», где демонстрируется интерактивное решение задач.
г) Одновременно два ученика с помощью перетаскивания объектов
выстраивают решение уравнения из готовых действий, например, на скорость.
д) Учащиеся решают предложенные задачи. При выборе полученного ответа
стирают ластиком и получают букву, если ответ правильный. В результате
получается слово «пять».
е) Решение задач в подгруппах с последующей проверкой решения с
помощью затенения.ж) Переход во вложения презентация «Показательная функция вокруг нас»
II. Электронные пособия. Электронное пособие – это виртуальная система,
предназначенная для автоматизированного обучения, охватывающая полный или
частичный объем учебной дисциплины. Электронное пособие можно использовать
при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за
компьютером). Если использовать на этапе закрепления материала, то материал
изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 57 мин. под
руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа. В
рамках комбинированного урока с помощью электронного пособия
осуществляется повторение и обобщение изученного материала (1517мин.).
Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по
ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов,
повторить наиболее важные факты и события. На таком уровне учащиеся должны
иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя),
затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению
нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы
параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (34 человека).
В заключение урока (10 мин.) учащиеся обращаются, к разделу или модулю
электронного пособия сравнивая её содержание со своим вариантом. Тем самым
происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке.
Компьютерное обучение возможно в принципе на любых этапах урока, но
надо уметь применять целесообразно, и решающим аргументом должен остаться
тот факт, что личность учителя играет при введении знания огромную
стимулирующую роль, для которой никакого эквивалента при компьютерном
введении знаний не существует и в обозримом будущем принципиально не
может появиться. База данных (память), на которую опирается учительи которая включает не только знания, приобретенные в результате
внешне организованного и, в известной мере, стандартизованного обучения, но
также и неосознаваемый опыт, включающий продукты непроизвольной
психической деятельности, несопоставимо богаче той, что может быть в
распоряжении компьютера.
При этом будем иметь в виду, компьютерное обучение новый способ
формирования знаний, воздействие которого на учащихся может быть ни только
положительным, но и отрицательным, т.е. при определенных условиях оно может
приводить учебный процесс к негативным результатам и наносить вред психике
учащихся.
Для решения проблемы соотношения «компьютерного» и «человеческого»
мышления необходимо наряду с информационными методами обучения
применять и традиционные. Используя различные технологии обучения,
мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц
учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др.. С
другой стороны,
обучающие и контролирующие программы должны
предоставлять пользователю возможность построения своего собственного
алгоритма действий, а не навязывать ему готовый, созданный программистом.
Благодаря построению собственного алгоритма действий ученик начинает
систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям,
что особенно важно для их осмысления.