Компьютерные технологии на уроках математики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье "Компьютерные технологии на уроках математики" описывается как учитель может использовать интерактивную доску и электронные пособия на уроках математики. Автор показывает, компьютерное обучение - новый способ формирования знаний, воздействие которого на учащихся может быть ни только положительным, но и отрицательным, т.е. при определенных условиях оно может приводить учебный процесс к негативным результатам и наносить вред психике учащихся.Компьютерные технологии на уроках математики
Иконка файла материала статья.docx
Компьютерные технологии на уроках математики Современное   обучение   должно   проводиться   таким   образом,   чтобы   у учащихся   пробуждался   интерес   к   знаниям,   возрастала   потребность   в   более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.   В   процессе   обучения   учащиеся     должны   не   только   овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в любом   образовательном   учреждении   особое   место   занимали   такие   формы занятий,   которые   обеспечивают   активное   участие   в   уроке   каждого   ученика, повышают   авторитет   знаний   и   индивидуальную   ответственность   учеников     за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию мультимедийных   форм   обучения,   используя   современные   компьютерные технологии. I. Использование интерактивной доски Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать,   чертить,   наносить   на   проецируемое   изображение   пометки,   вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать   процесс   обучения   ярким,   наглядным,   динамичным.   Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости   постоянно   вытирать   доску   и   чертить   необходимые   фигуры   и графики.   В   коллекции   самой   доски   много     математических   объектов: многогранники, тела вращения, окружность, треугольники и т.д. При построении сечений   многогранников   можно   использовать   режим   записи   самого   процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.   Использование   интерактивной   доски   позволяет   сохранить   в   памяти индивидуальную работу обучающихся для последующей проверки или анализа. Заранее   подготовленные   тексты,   таблицы,   диаграммы,   картинки,   музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет­ ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Дает   возможность   отойти   от   подачи   информации   при   помощи   обычной презентации. Остановимся на конкретных примерах использования интерактивной доски, на уроках.  1)   Урок   по   математике   на   тему:     «Множества   и   операции   над   ними». Рассмотрим предложенные задания: а)   Задание   на   нахождение   общих   элементов   множеств   (пересечение множеств).   С   помощью   перетаскивания   картинок   указкой     общие   элементы исчезают в мешке, а при неверном указании элементов они остаются видными.б)   Указание   способа   задания   множества.   При   помощи   указки   можно сгруппировать данные элементы несколькими способами. в) Операции над множествами 2. Урок по математике на тему: «Показательная функция» а) Устный опрос учащихся. Необходимые ответы скрыты  с помощью  затенения.б) С помощью маркера необходимо провести цветные линии, соединяющие верные ответы. Проверка происходит с помощью наложения картинки. в) Переход с помощью гиперссылки на цифровой образовательный ресурс «Алгебра и начала анализа», где демонстрируется интерактивное решение задач.  г)   Одновременно   два   ученика   с   помощью   перетаскивания   объектов выстраивают решение уравнения из готовых действий, например, на скорость. д) Учащиеся решают предложенные задачи. При выборе полученного ответа стирают   ластиком   и   получают   букву,   если   ответ   правильный.   В   результате получается слово «пять». е)   Решение   задач   в   подгруппах   с   последующей   проверкой   решения   с помощью затенения.ж) Переход во вложения презентация «Показательная функция вокруг нас» II. Электронные пособия. Электронное пособие – это  виртуальная система, предназначенная для автоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебной дисциплины. Электронное пособие можно использовать при изучении нового материала       и   его   закреплении   (20   мин.   работы за компьютером). Если использовать на этапе закрепления материала, то материал изучается   обычным   способом,   а   при   закреплении   все   учащиеся   5­7   мин.   под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа. В рамках       комбинированного       урока       с      помощью       электронного   пособия осуществляется   повторение   и   обобщение   изученного   материала   (15­17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда       по ходу   урока   требуется    «пролистать»    содержание    нескольких параграфов, повторить наиболее важные факты и события. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем   в   парах   (по   заданию   учителя),   наконец,   индивидуально   (по   очереди). Отдельные    уроки    могут    быть    посвящены    самостоятельному изучению нового   материала   и   составлению   по   его   итогам   своей   структурной   формулы параграфа.   Такая   работа   проводится   в   группах   учащихся   (3­4 человека). В заключение урока (10 мин.)   учащиеся   обращаются, к разделу   или модулю электронного пособия сравнивая её содержание со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке.  Компьютерное обучение возможно в принципе на любых этапах урока, но надо уметь применять  целесообразно, и решающим аргументом должен остаться тот   факт,   что   личность   учителя   играет   при   введении   знания   огромную стимулирующую   роль,   для   которой   никакого   эквивалента   при   компьютерном введении знаний не существует и в обозримом будущем     принципиально     не может   появиться.   База  данных   (память),   на которую    опирается    учительи    которая    включает    не    только    знания,  приобретенные в результате внешне организованного и, в известной мере,   стандартизованного обучения, но также   и   неосознаваемый   опыт,   включающий   продукты   непроизвольной психической   деятельности,   несопоставимо   богаче     той,   что   может   быть   в распоряжении компьютера.  При   этом   будем   иметь   в   виду,   компьютерное   обучение   ­   новый   способ формирования знаний, воздействие которого на учащихся может быть ни только положительным, но и отрицательным, т.е. при определенных условиях оно может приводить учебный процесс к негативным результатам и наносить вред психике учащихся. Для   решения  проблемы  соотношения «компьютерного» и «человеческого» мышления   необходимо   наряду   с   информационными   методами   обучения применять   и   традиционные.   Используя   различные   технологии   обучения, мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др.. С другой   стороны,   обучающие   и   контролирующие   программы   должны предоставлять    пользователю    возможность    построения    своего собственного алгоритма действий, а не навязывать  ему готовый, созданный программистом. Благодаря   построению   собственного   алгоритма   действий ученик начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к  реальным условиям, что особенно важно для их осмысления.