Компьютерные технологии на уроках русского языка
Оценка 4.9

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—11 кл
13.02.2017
Компьютерные технологии на уроках русского языка
Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам, в частности, по русскому языку.
Компьютерные технологии на уроках русского языка.doc
Отчёт  об использовании                      авторских ресурсов (приобретённых)                                                                            Одним из главных направлений процесса                                                                           Одним из главных направлений процесса информатизации   современного   общества   становится   информатизация информатизации   современного   общества   становится   информатизация образования,   обеспечивающая   широкое   внедрение   в   практику   психолого­ образования,   обеспечивающая   широкое   внедрение   в   практику   психолого­ педагогических   разработок,   направленных   на   интенсификацию   процесса педагогических   разработок,   направленных   на   интенсификацию   процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и   методов   организации   учебного   процесса,   обеспечивающих   переход   от и   методов   организации   учебного   процесса,   обеспечивающих   переход   от механического   усвоения   фактологических   знаний   к   овладению   умением механического   усвоения   фактологических   знаний   к   овладению   умением самостоятельно   приобретать   новые   знания.   Применение   в   образовании самостоятельно   приобретать   новые   знания.   Применение   в   образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на   содержание,   методы   и   организацию   учебного   процесса   по   различным на   содержание,   методы   и   организацию   учебного   процесса   по   различным дисциплинам, в частности, по русскому языку. дисциплинам, в частности, по русскому языку.   Учитель   в   информационном   обществе   перестает   выступать   перед   своими   Учитель   в   информационном   обществе   перестает   выступать   перед   своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника,   который   облегчает   ее   получение.     Фундаментальной   Фундаментальной посредника,   который   облегчает   ее   получение.     человеческой   цивилизации   является    получение, характеристикой   развития    человеческой   цивилизации   является   получение, характеристикой   развития накопление, обработка и потребление информации.  накопление, обработка и потребление информации.  В данной работе   рассматриваю   такой   аспект ­ использование компьютера В данной работе   рассматриваю   такой   аспект ­ использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач  и для реализации различных видов для выполнения учебных и реальных задач  и для реализации различных видов деятельности, в том числе и работа с  интерактивной доской. деятельности, в том числе и работа с  интерактивной доской. Особенности   компьютера   как   инструмента   человеческой   деятельности, Особенности   компьютера   как   инструмента   человеческой   деятельности, заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке,   усилении   познавательно­исследовательских   возможностей переработке,   усилении   познавательно­исследовательских   возможностей человека,   организации   обмена   информацией   по   содержанию   выполняемой человека,   организации   обмена   информацией   по   содержанию   выполняемой деятельности   и   создании   новой   человеко­машинной   коммуникативной деятельности   и   создании   новой   человеко­машинной   коммуникативной системы.   системы.   Компонентами   учебной   деятельности   при   компьютерном   обучении Компонентами   учебной   деятельности   при   компьютерном   обучении являются: :  являются  учебная задача,  учебная задача,   система учебных действий,  система учебных действий,   моделирование содержания объектов усвоения,  моделирование содержания объектов усвоения,   преобразование модели,  преобразование модели,   действия самооценки и контроля.  действия самооценки и контроля.  Учебную   задачу  ставит   учитель.   Поскольку   компьютер   неспособен   на ставит   учитель.   Поскольку   компьютер   неспособен   на Учебную   задачу   эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроля эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроля путей решения учащегося, необходимо особое внимание уделять мотивации,  путей решения учащегося, необходимо особое внимание уделять мотивации, имея, наряду с традиционным учебным планом (или сценарием программы) имея, наряду с традиционным учебным планом (или сценарием программы) мотивационный план.  мотивационный план.    показали,   что   наиболее   эффективной   формой Личные   наблюдения     показали,   что   наиболее   эффективной   формой Личные   наблюдения   "учитель­компьютер­группа  "учитель­компьютер­группа компьютерного   обучения   является компьютерного   обучения   является   учащихся".   Эффективна   совместная   деятельность,   осуществляемая   в .   Эффективна   совместная   деятельность,   осуществляемая   в учащихся" педагогике сотрудничества.  педагогике сотрудничества.  Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории   Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики,   потому   что   объединяет   в   себе   как   средство,   инструмент педагогики,   потому   что   объединяет   в   себе   как   средство,   инструмент обучения, так и субъект ­ учителя.     обучения, так и субъект ­ учителя. Диалог   ­ Диалог   ­ технологии обучения технологии обучения .Компьютерные обучающие системы  также  называют интерактивными Сведения,   пока   они   не   осмыслены   и   не   включены   в   соответствующую понятийную структуру, еще не являют Эффективное представление уроков на экране является одним из центральных вопросов компьютерного обучения. Как лучше предоставлять обучаемому сведения о возможностях урока?  ак лучше предоставлять обучаемому сведения о возможностях урока?    коммуникативная   основа   информационной    коммуникативная   основа   информационной   Перед   выдачей   обучаемому   изображения   необходимо   позаботиться   о Перед   выдачей   обучаемому   изображения   необходимо   позаботиться   о виде каждой строки, каждого слова и даже каждого символа текста. Главным виде каждой строки, каждого слова и даже каждого символа текста. Главным здесь является ясность сообщения, выдаваемого обучаемому. Сообщение в здесь является ясность сообщения, выдаваемого обучаемому. Сообщение в целом можно охарактеризовать четырьмя показателями читабельности: типом целом можно охарактеризовать четырьмя показателями читабельности: типом стиля, длиной строки, выравненностью текста, точками прерывания. Стиль стиля, длиной строки, выравненностью текста, точками прерывания. Стиль включает   реверс   текста,   отчетливость   изображения,   подчеркивание, включает   реверс   текста,   отчетливость   изображения,   подчеркивание, выделение мерцанием и другими средствами важных моментов содержания, выделение мерцанием и другими средствами важных моментов содержания, размеры   текста,   всевозможные   способы   чередования,   курсив   и   цвет. размеры   текста,   всевозможные   способы   чередования,   курсив   и   цвет. Очевидно, что размер текста должен быть небольшим, по крайней мере таким, Очевидно, что размер текста должен быть небольшим, по крайней мере таким, чтобы можно было различать сходные строчные буквы и знаки, длина текста чтобы можно было различать сходные строчные буквы и знаки, длина текста обусловлена   особенностями   памяти   обучаемого,  в  том  числе   возрастными. обусловлена   особенностями   памяти   обучаемого,  в  том  числе   возрастными. При чтении текста усваивается сенсорная, синтаксическая, семантическая и При чтении текста усваивается сенсорная, синтаксическая, семантическая и прагматическая   информации.   Читающий   использует   различные   процессы прагматическая   информации.   Читающий   использует   различные   процессы представления и обработки знаний для усвоения информации, содержащейся представления и обработки знаний для усвоения информации, содержащейся в   тексте.   Используется   так   называемая   "текстовая   база",   строящаяся   из в   тексте.   Используется   так   называемая   "текстовая   база",   строящаяся   из трехуровневого концептуального анализа: :  трехуровневого концептуального анализа 1.1. 2.2. 3.3. 1.1. 2.2. 3.3. грамматический разбор текста;  грамматический разбор текста;  представление содержания текста;  представление содержания текста;  включение содержания в имеющиеся у обучаемого знания.  включение содержания в имеющиеся у обучаемого знания.  Уровни анализа текста соответствуют трем характеристикам текста: Уровни анализа текста соответствуют трем характеристикам текста: структура текста, подлежащая грамматическому разбору;  структура текста, подлежащая грамматическому разбору;  смысловая однозначность текста;  смысловая однозначность текста;  наличие   предшествующих   знаний,   обусловливающее   понимание наличие   предшествующих   знаний,   обусловливающее   понимание текста.  текста.  Текст   должен   относиться   к   одной   теме.   В   тексте   должно   быть Текст   должен   относиться   к   одной   теме.   В   тексте   должно   быть центральное   предложение,   отражающее   основную   идею.   Как   правило, центральное   предложение,   отражающее   основную   идею.   Как   правило, взрослый   обучаемый   ищет   именно   такое   предложение   и   находит   его   в взрослый   обучаемый   ищет   именно   такое   предложение   и   находит   его   в "хороших"   текстах.   Это   предложение,   как   правило,   читается   дольше "хороших"   текстах.   Это   предложение,   как   правило,   читается   дольше остальных,   для   обучаемого   очень   важны   те   характеристики,   атрибуты остальных,   для   обучаемого   очень   важны   те   характеристики,   атрибуты понятия, которые в нем упоминаются. Если первое предложение текста не понятия, которые в нем упоминаются. Если первое предложение текста не содержит   главную   идею,   обучаемый   вынужден   искать   ее   в   последующих содержит   главную   идею,   обучаемый   вынужден   искать   ее   в   последующих предложениях.  Этот   процесс   требует   больших   усилий   от   обучаемого   и   не предложениях.  Этот   процесс   требует   больших   усилий   от   обучаемого   и   не главную идею текста делает процесс обучения успешным. Таким образом,  главную идею текста делает процесс обучения успешным. Таким образом,   лучше вынести в заголовок, а пояснение понятия сделать четким и ясным, , а пояснение понятия сделать четким и ясным, лучше вынести в заголовок выделяя   либо   в   отдельные   пункты,   либо   рассматривая   каждый   атрибут   в выделяя   либо   в   отдельные   пункты,   либо   рассматривая   каждый   атрибут   в отдельном предложении.  отдельном предложении.  Текст  предоставляет обучаемому информацию по теме урока, помогает Текст  предоставляет обучаемому информацию по теме урока, помогает ему использовать систему (в форме управления обучающей программой) или ему использовать систему (в форме управления обучающей программой) или ориентироваться в уроке, а также содержит сообщения об ошибках. Одно из ориентироваться в уроке, а также содержит сообщения об ошибках. Одно из главных преимуществ компьютера ­ выдача сообщения в любую точку экрана главных преимуществ компьютера ­ выдача сообщения в любую точку экрана в любое время работы программы. Структура экрана при этом может быть в любое время работы программы. Структура экрана при этом может быть три способа организации экрана.  .  ПриПри разнообразной. Выделим основные  три способа организации экрана разнообразной. Выделим основные   первом способе экран разделяется на две, не обязательно равные, части. Одна  экран разделяется на две, не обязательно равные, части. Одна первом способе часть может быть использована для ввода данных с клавиатуры, а другая ­ для часть может быть использована для ввода данных с клавиатуры, а другая ­ для вывода команд, подсказок. В другом случае ­ окна экрана могут иметь разный вывода команд, подсказок. В другом случае ­ окна экрана могут иметь разный Второй способ организации размер и содержание в разные моменты обучения. Второй способ  организации размер и содержание в разные моменты обучения.  пространства экрана означает, что нет зарезервированных участков экрана, пространства экрана означает, что нет зарезервированных участков экрана, которые   содержат   некоторый   бланк   для   выдачи   информации.   Требуемая которые   содержат   некоторый   бланк   для   выдачи   информации.   Требуемая информация выдается по мере необходимости, а отводимая для этого часть информация выдается по мере необходимости, а отводимая для этого часть экрана   может   использоваться   для   других   целей. экрана   может   использоваться   для   других   целей. Третий   способ   Третий   способ     ­ ­ использование вложенных окон (или "выталкиваемых", "выпадающих"). Такое использование вложенных окон (или "выталкиваемых", "выпадающих"). Такое окно появляется в определенном месте экрана по требованию, оно исчезает окно появляется в определенном месте экрана по требованию, оно исчезает либо когда на экране исчезает данное требование, либо появляется новое. либо когда на экране исчезает данное требование, либо появляется новое. Также необходимо иметь на экране участок для ввода ответа обучаемого на Также необходимо иметь на экране участок для ввода ответа обучаемого на вопрос системы. Желательно, чтобы и вопросы задавались в определенном вопрос системы. Желательно, чтобы и вопросы задавались в определенном месте экрана. Постоянно в одном и том же месте должна появляться (или месте экрана. Постоянно в одном и том же месте должна появляться (или постоянно   присутствовать)   ориентировочная   информация.   Лучше,   если постоянно   присутствовать)   ориентировочная   информация.   Лучше,   если ориентировочная   информация   помещена   в   одной   строке   вверху   или   внизу ориентировочная   информация   помещена   в   одной   строке   вверху   или   внизу экрана.   Необходимо   иметь   список   управляющих   воздействий,   таких   как экрана.   Необходимо   иметь   список   управляющих   воздействий,   таких   как прерывание обучения, очистка экрана и другие, которые выдаются в начале прерывание обучения, очистка экрана и другие, которые выдаются в начале урока   в   рамке   и   затем   могут   просматриваться   при   нажатии   клавиши   с урока   в   рамке   и   затем   могут   просматриваться   при   нажатии   клавиши   с функцией "помощь".  функцией "помощь".  Тестирование с помощью компьютера на уроках русского Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка языка Чтобы научиться хорошо плавать, необходимо плавать, чтобы научиться Чтобы научиться хорошо плавать, необходимо плавать, чтобы научиться хорошо и правильно писать, ­ надо писать, читать и работать со своими и хорошо и правильно писать, ­ надо писать, читать и работать со своими и чужими текстами. Поэтому идея создания полностью компьютеризированного чужими текстами. Поэтому идея создания полностью компьютеризированного курса русского языка представляется абсурдной, но оказать большую помощь курса русского языка представляется абсурдной, но оказать большую помощь в его изучении учителю и ученику компьютерные технологии все же могут. в его изучении учителю и ученику компьютерные технологии все же могут. создание   справочно­тестирующих Основное   направление   на   этом   пути   ­  создание   справочно­тестирующих Основное   направление   на   этом   пути   ­   программ­тренажеров.  В   качестве   примера   можно   назвать   компьютерную   В   качестве   примера   можно   назвать   компьютерную программ­тренажеров. обучающую систему «Репетиторы   Кирилла и Мефодия», которая помогает обучающую систему «Репетиторы   Кирилла и Мефодия», которая помогает самостоятельно   подготовиться   к   Единому   Государственному   Экзамену     и самостоятельно   подготовиться   к   Единому   Государственному   Экзамену     и известна  многим владельцам домашних компьютеров. По отзывам родителей, известна  многим владельцам домашних компьютеров. По отзывам родителей, купивших программу, большинство детей, регулярно занимавшихся на этом купивших программу, большинство детей, регулярно занимавшихся на этом тренажере,   стали   писать   грамотнее.   В   разработке   принимали   участие тренажере,   стали   писать   грамотнее.   В   разработке   принимали   участие несколько групп учителей ­ преподавателей русского языка. Дидактическую несколько групп учителей ­ преподавателей русского языка. Дидактическую модель, лежащую в ее основе, можно сформулировать следующим образом: модель, лежащую в ее основе, можно сформулировать следующим образом: сочетание периодического тестирования, выявляющего проблемы письма, и сочетание периодического тестирования, выявляющего проблемы письма, и интенсивного   тренажа,   их   устраняющего.   Программа   включает   в   себя   как интенсивного   тренажа,   их   устраняющего.   Программа   включает   в   себя   как отдельные тренажи для отработки того или иного навыка, так   и отдельные отдельные тренажи для отработки того или иного навыка, так   и отдельные тесты, помогающие сориентироваться с будущим экзаменом, ибо идёт тест во тесты, помогающие сориентироваться с будущим экзаменом, ибо идёт тест во временной плоскости. временной плоскости. В   процессе   работы   В   процессе   работы     как   самостоятельно   как   самостоятельно разработанные на компьютере слайд ­ уроки с использованием интерактивной разработанные на компьютере слайд ­ уроки с использованием интерактивной доски, так и данные дисков. доски, так и данные дисков.   мною   практикуются     мною   практикуются   Разработаны  и  используются   на  уроках   регулярно  презентации   как   по Разработаны  и  используются   на  уроках   регулярно  презентации   как   по русскому  языку,  так   и  по   литературе.  Особенно   удачными   можно  считать русскому  языку,  так   и  по   литературе.  Особенно   удачными   можно  считать урок – презентацию по А. Пушкину «Евгений Онегин», И. Тургеневу»Отцы и урок – презентацию по А. Пушкину «Евгений Онегин», И. Тургеневу»Отцы и дети»,   Ф.Достоевскому   «Биография   писателя»,   М.Шолохову   «Страницы дети»,   Ф.Достоевскому   «Биография   писателя»,   М.Шолохову   «Страницы   великого   романа   великого   романа    По русскому  языку  ежеурочно в качестве   подготовки к  ЕГЭ  и  ГИА По русскому  языку  ежеурочно в качестве   подготовки к  ЕГЭ  и  ГИА презентуются   материалы   контрольного   характера   наподобие   «Вставь презентуются   материалы   контрольного   характера   наподобие   «Вставь пропущенную букву», «Расставь правильно ударение», «Пишем изложение» и пропущенную букву», «Расставь правильно ударение», «Пишем изложение» и другие. другие.   «Тихий   Дон»   и   многие   «Тихий   Дон»   и   многие   другие.   другие. Все уроки  мастер­класса и просто открытые уроки для коллег школы и Все уроки  мастер­класса и просто открытые уроки для коллег школы и города  даются только с использованием компьютерной техники. города  даются только с использованием компьютерной техники. Директор МБОУ СОШ №10  Директор МБОУ СОШ №10  Заместитель директора по УВР      Заместитель директора по УВР      (С.А.Савельева)    (С.А.Савельева)    (Л.Н.Мартыненко) (Л.Н.Мартыненко) 16 декабря 2011 года 16 декабря 2011 года

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка

Компьютерные технологии на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017