КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНИМОСТИ
Оценка 4.7

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНИМОСТИ

Оценка 4.7
Документация +2
pdf
информатика +1
6 кл—11 кл +1
21.02.2023
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНИМОСТИ
В статье рассмотрены вопросы соответствия компьютерного спорта российскому законодательству. В рамках исследования представлен постатейный анализ Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и других нормативно-правовых актов, которые необходимо рассматривать в отношении применимости к компьютерному спорту. Подтверждено, что при создании нормативно-правовой базы нового вида спорта необходимо учитывать как спортивную составляющую правоотношений, так и правовые проблемы информационно-телекоммуникационных технологий. Высказывается мнение, что для активизации решения накопившихся проблем при Госдуме РФ целесообразно создать специализированный комитет по игровой индустрии и компьютерному спорту.
kompyuternyy-sport-i-zakonodatelstvo-rossii-voprosy-primenimosti.pdf

литература

1.   О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98ФЗ, ст. 3 пп. 1, 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/ (дата обращения: 23.03.2019).

2.   Сарин С. В. Новое в законодательстве о коммерческой тайне // Хранитель: медиапортал о безопасности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail. php?ID=5361 (дата обращения: 23.03.2019).

3.   Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 23.03.2019).

4.   Беляев М. В. Субъекты права на коммерческую тайну: проблемы правового статуса // Информационное право. 2005. № 3. С. 76−77.

5.   Погуляев В. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М.: Юстицинформ, 2005. 95 c.

6.   черных А. Б. Общие подходы к построению систем защиты конфиденциальной инфор мации на предприятиях // Глаголъ правосудия. 2015. № 1. С. 44−46.

УДК 796:004:34

В. А. Тарасенко1

Компьютерный спорт и законодательство России: вопросы применимости

V. A. Tarasenko. Computer sport and legislation of Russia:  questions of applicability


В статье рассмотрены вопросы соответ ствия компьютерного спорта российскому законодательству. В рамках исследования представлен постатейный анализ Феде рального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и дру гих нормативноправовых актов, которые необходимо рассматривать в отношении применимости к компьютерному спорту. Подтверждено, что при создании норма тивноправовой базы нового вида спорта необходимо учитывать как спортивную со ставляющую правоотношений, так и право вые проблемы информационнотелекомму никационных технологий. Высказывается мнение, что для активизации решения накопившихся проблем при Госдуме РФ целесообразно создать специализирован ный комитет по игровой индустрии и ком пьютерному спорту.

The article deals with the issues of compli ance of esports to the Russian legislation. The study presents an itemized analysis of the Federal law “on physical culture and sports in the Russian Federation” and other legal acts that need to be considered in rela tion to the applicability to esports. it is confirmed that during creation of legal frame work of a new sport it is necessary to take into account as the sports component of legal relations as the law problems of information and telecommunication technologies. The opinion is expressed that it is advisable to create a specialized committee on the gaming industry and esports under the State duma of the Russian Federation to intensify the solution of the accumulated problems.

 

Василий Александрович Тарасенко — директор Дирекции по правовым вопросам АО «МР Групп» (Москва).

© Тарасенко В. А., 2019

 

Ключевые слова: компьютерный спорт; ви деоигры; право; нормативноправовая база; законодательство о спорте; спортивные правоотношения.

Контактные данные: 127015, Москва,

Новодмитровская ул., д. 2, корп. 2;  (495) 7975522; tarasenko_v@mrgroup.ru. keywords: esports; video games; legal frame work; law; legislation on sport; sports legal relationship.

 

Contact Details: Bldg. 2, novodmitrovskaya St. 2, Moscow, Russian Federation, 127015; (495) 7975522; tarasenko_v@mrgroup.ru.


Чем больший интерес вызывает компьютерный спорт, чем большее чис ло участников, организаторов, компаний вовлекается и чем большие деньги привлекаются в эту сферу, тем острее становятся споры, связанные с юри дическими особенностями совершенно нового вида спортивных состязаний, основанного на видеоиграх. В своей предыдущей статье [1] автор уже оста навливался на принятых в других странах отдельных нормативных актах, касающихся компьютерного спорта, а также на юридических аспектах его становления в России.

Полноценное обсуждение вопросов применимости существующего российско го, да и не только российского, законодательства к компьютерному спорту сегод ня представляется трудноразрешимой задачей. Тому есть несколько причин, основной из которых видится отсутствие в правовом поле четко определенных юридических понятий, связанных с действиями личности или объединения лич ностей в виртуальном мире, созданном разработчиком компьютерной игры, а так же отношениями как между ними, так и третьими лицами, вовлеченными в про цессы превращения видеоигры в дисциплину компьютерного спорта и ее реали зации в виде соревнования между участниками состязания. А пока не разработан полноценный понятийный аппарат, рассуждать о соответствии нового вида спор та какимлибо нормативноправовым нормам, созданным в «доцифровое» время, достаточно сложно.

Вместе с тем, если компьютерные игры перешли в разряд спортивных дис циплин, необходимо понимать, как соотносятся существующее законодатель ство и правоотношения, возникающие в связи с компьютерным спортом, а также какие «дыры», обусловленные цифровизацией спорта, в законах име ют место быть.

Основа правового статуса компьютерного спорта в России была заложена Приказом Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 г. № 470 [2], в соответствии с которым он был признан официальным видом спорта и включен во Всероссий ский реестр видов спорта (ВРВС) [3]. В скобках отметим, что мы намеренно не соотносим широко разрекламированный как признание компьютерного спорта новым видом более ранний Приказ от 25 июля 2001 г. № 449 «О введении видов спорта в государственные Программы физического воспитания» [4] к моменту признания на уровне законодательства РФ, об этом речь пойдет в отдельном ис следовании.

Итак, начиная с 29 апреля 2016 г. компьютерный спорт подпал под действие всех государственных нормативноправовых актов в части, его касающейся. Пре жде всего, как на вид спорта на него распространилось действие Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329ФЗ (далее — Закон о спорте) [5], устанавливающего правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и определяющего основ ные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Этот Закон является основополагающим документом и содержит общие нормы, которые при менимы к любому признанному виду спорта. Для компьютерного спорта особен но важным стало дополнение документа ст. 19.1 «Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта», введенной Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 396ФЗ [6]. Она определяет, в числе прочего, порядок регулирования деятельности субъектов профессионального спорта, к ко торым относятся общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, а также спортивные судьи, спортивные агенты, спортсмены и тренеры, участвующие в профессио нальных спортивных соревнованиях.

В ч. 7 указанной статьи оговорена уставная обязанность спортивной федера ции по командным игровым видам спорта и профессиональной спортивной лиги по утверждению ими положений, определяющих условия и порядок перехода спортсменов в другие спортивные клубы или иные физкультурноспортивные организации (если эта обязанность им предоставлена нормами соответствующей международной спортивной федерации).

Важными с точки зрения финансирования мероприятий по развитию ком пьютерного спорта за счет средств, полученных в виде целевых отчислений от ставок в букмекерских конторах, являются ч. 8 и 9 ст. 19.1, которые введены Федеральным законом от 28 марта 2017 г. № 44ФЗ [7] в виде изменений Закона от 4 декабря 2007 г. № 329ФЗ о спорте. При этом ч. 8 устанавливает, что «Субъ екты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, являющиеся организаторами спортивных мероприятий, в отношении которых организаторы азартных игр в букмекерских конторах принимают ставки, не вправе отказать организаторам азартных игр в букмекерских конторах в заключении соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [8].

В целом необходимо отметить своевременность обновлений Закона о спорте, принятых в 2016−2017 гг. и крайне важных именно для компьютерного спорта. Ведь в те годы, когда создавалась Федерация компьютерного спорта России (2000) и впервые в документах Госкомспорта было признано право этого вида спорта на жизнь (имеется в виду Приказ от 25 июля 2001 г. № 449 «О введении видов спорта в государственные Программы физического воспитания»), правовые от ношения в области физической культуры и спорта в целом, и профессионально го в частности, регулировались с помощью Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80ФЗ [9] и были дале ки от совершенства. Таким образом, признание компьютерного спорта официаль ным видом и включение его в ВРВС совпало по времени с принятием очень важных дополнений в Закон о спорте в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта.

Упомянутый выше Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. № 396ФЗ «О вне сении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Рос сийской Федерации в части регулирования спорта высших достижений и про фессионального спорта“» определил также деятельность, права и обязанности спортивных агентов (ст. 21).

Статья 22 Закона о спорте посвящена спортивным званиям и разрядам, ква лификационным категориям спортивных судей, тренеров и специалистов в об ласти физической культуры и спорта, а также Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).

Отметим, что требования к установлению спортивных разрядов и условия их выполнения по виду спорта «компьютерный спорт» в ЕВСК 2018−2021 гг. [10] включены Приказом Министерства спорта РФ от 13 ноября 2017 г. № 990 «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, не включенные в программы игр Олимпиады, зимних Олимпийских игр, а также не являющиеся военноприкладными или служебноприкладными видами спор та)», Приложение 28 [11]. На сегодняшний день это I−III спортивные разряды, впереди — установление спортивных званий «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта».

Первые киберспортсмены спортивные разряды по компьютерному спорту уже получили весной 2018 г., счастливчиками стали победители и призеры турниров в Курске [12] и Калининграде [13].

Вместе с тем в отношении присвоения спортивных разрядов необходимы уточнения [14], связанные с определением статуса соревнований. Какие именно соревнования считать чемпионатами мира и Европы, каков статус соревнований уровней Minor, Major, international и других крупных международных турниров по компьютерному спорту, будут ли они включены в «Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий» (ст. 23 Закона о спорте). На сегодняшний день юри дически закреплены и Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «Компьютерный спорт» [15], утвержденные Приказом Министерства спорта РФ от 3 ноября 2017 г. № 953 [16].

К числу обязательных для исполнения в сфере компьютерного спорта норма тивноправовых норм относятся и Правила вида спорта «Компьютерный спорт» [17], разработанные в соответствии со ст. 25 Закона о спорте и с учетом Правил и Технических регламентов Международной федерации компьютерного спорта. Правила компьютерного спорта утверждены Приказом Министерства спорта РФ Федерации от 9 октября 2017 г. № 881 [18]. Они устанавливают требования к системам, правилам и способам проведения соревнований, порядку утвержде ния и содержанию положений и регламентов соревнований, к используемому инвентарю (включая оборудование, экипировку и программное обеспечение) и техническим требованиям к нему. Правила регламентируют также права и обя занности участников соревнований, работу организаторов, официальных лиц и представителей, судей и секретариата, а также требования к документации со ревнований. В отдельном разделе документа изложены Правила проведения со ревнований для каждой официально признанной спортивной дисциплины ком пьютерного спорта.

Допинг — одна из важнейших проблем современного спорта. Не является ис ключением и компьютерный спорт. Злоупотребление медицинскими препаратами грозит не только целостности и репутации киберспорта, но и самому его существо ванию как признанному виду спорта. С 2015 г. за ситуацией с допингом в кибер спорте стало следить Всемирное антидопинговое агентство (англ. world antidoping Agency — WADA) [19], допингконтроль стал неотъемлемой частью любых сорев нований. Однако специальная программа для компьютерного спорта, несмотря на его значительные отличия от традиционных видов спорта, так и не разработана — здесь ведущая международная организация по борьбе с допингом ориентируется лишь на существующие стандарты других видов. В Законе о спорте вопросам предотвращения допинга и борьбы с ним посвящена отдельная объемная ст. 26.

Выше в этой статье мы рассмотрели только одну из сторон правовых основ компьютерного спорта, связанную непосредственно со спортивным характером данного явления, причем только часть ее. Вторая часть связана с определенной спецификой спортивного права — спортивные правоотношения не могут одно значно соотноситься ни с гражданскими, ни с административными, ни с иными правоотношениями, что выражается среди прочего в том, что частноправовые отношения в спорте не могут с определенностью подпадать под объем правового регулирования, установленный для отдельных традиционных институтов и суб институтов [20; 21].

Вместе с тем, как и любой вид спорта, компьютерный спорт в соответствии с определением Закона о спорте является обособленной сферой общественных отношений, и на него распространяется действие других нормативных актов, регулирующих подобные отношения. Это Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ [22], целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благопри ятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей; Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 4, раздел Vii «Права на резуль таты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» [23]; Феде ральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите ин формации» от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ [24], регулирующий отношения, воз никающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации; Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152ФЗ [25], регулирующий отношения, связанные с об работкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами госу дарственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муни ципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационнотелекоммуникационных сетях; Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 23001 (ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара») [26]. Приведенный перечень можно продолжить и дальше.

Существует и третья, самая, пожалуй, специфическая и малоизученная сто рона, связанная с правовыми проблемами информационнотелекоммуникацион ных технологий, так называемого магического круга, видеоигры как спортивно го инвентаря, а также интеллектуальной собственности. Эти вопросы достаточно подробно рассматриваются в статьях доцента кафедры теории и истории государ ства и права юридического факультета СанктПетербургского государственного университета В. В. Архипова [21; 27−29].

В заключение можно сказать, что на сегодняшний день определяются только первые подходы к решению правовых проблем компьютерного спорта. Нужен ли специальный раздел спортивного права под названием «киберспортивное» или отдельный закон о компьютерном спорте? Может быть, его положения должны стать частью более общего закона о цифровых технологиях или об игровой ин дустрии? Вопросы дискуссионные и требуют специальной подготовки и большой экспертной работы.

Пока складывается впечатление, что предпринимаемые разрозненные по пытки государственных органов законодательной и исполнительной власти, Федерации компьютерного спорта, некоторых представителей и экспертов компьютерного спорта и игровой индустрии, начиная с 2016 г., выхватывают лишь отдельные вопросы этой сферы, не имея не только концепции ее раз вития и законодательной поддержки, но и результатов всестороннего анали за современного состояния проблемы. Очевидно, что на сегодняшний день приведенные в предыдущем абзаце вопросы ответов не имеют.

Поэтому, с учетом лидерских позиций игровой индустрии и компьютер ного спорта в сфере цифровизации сферы социальнокультурной деятельности, а также возможностей использования полученного опыта и наработок для других сфер человеческой деятельности, представляется целесообразным на первом этапе создание в Государственной думе РФ полноценного профильно го комитета, опирающегося в своей работе на Экспертные советы по отдель ным направлениям. Создание такого комитета подтверждается и необходимо стью полноценного участия киберспортивного сообщества России (а это уже миллионы граждан, включая спортсменов, зрителей, представителей игровой индустрии и бизнессообщества) в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.», утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [30].

литература

1.        тарасенко В. А. Юридические аспекты становления компьютерного спорта в России. [Электронный ресурс]. URL: http://interlegal.ru/wpcontent/uploads/2019/02/0202 web.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

2.        О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисци плин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 17.06.2010 № 606 «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта»: Приказ Министерства спорта РФ от 29 апре ля 2016 г. № 470. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201606070022 (дата обращения: 26.09.2018).

3.        Об утверждении Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС): приказ Государствен ного комитета РФ по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) от 15 янва ря 2004 г. № 22. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=EXP;n=327569#057154782747349 (дата обращения: 24.09.2018).

4.        О введении видов спорта в государственные Программы физического воспитания: при каз Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) от 25 июля 2001 г. № 449. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=301217#01810225057380388 (дата об ращения: 24.09.2018).

5.        О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 28.09.2018).

6.        О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Рос сийской Федерации в части регулирования спорта высших достижений и профессио нального спорта»: Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. № 396ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207422/ (дата об ращения: 28.09.2018).

7.        О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детскоюношеского спорта и субъектов профессионального спорта: Федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 44ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_214522/ (дата обращения: 29.09.2018).

8.        О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения: 28.09.2018).

9.        О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=40648&rnd=E6CB802804B7FA239E466D7 4BEA8C6EF&dst=100314&fld=134#02501598745271777 (дата обращения: 24.09.2018).

10.      Единая Всероссийская спортивная классификация 2018−2021 гг. // Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.

ru/sport/highsport/edinayavserossiyska/31598/ (дата обращения: 05.10.2018).

11.      Спортивные разряды по киберспорту: таблица требований из ЕВСК. [Электронный ресурс]. URL: http://frs24.ru/st/razryadnormativkibersport/ (дата обращения: 06.10.2018).

12.      Впервые в России присвоены спортивные разряды по league of legends и Heroes of the Storm. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@resf46vpervyevrossii prisvoenysportivnyerazryadypoleagueof (дата обращения: 05.10.2018).

13.      В Калининграде присвоены первые спортивные разряды по компьютерному спорту. [Элек тронный ресурс]. URL: https://www.ambersport.ru/blog/news/3474vkaliningradeprisvoeny pervyesportivnyerazryadypokompyuternomusportu.html (дата обращения: 05.10.2018).

14.      Спортивные разряды и звания в киберспорте // Форум DOTA2. [Электронный ресурс]. URL: https://dota2.ru/news/7303sportivnyerazryadyizvaniyavkibersporte/ (дата обращения: 06.10.2018).

15.      Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «компьютерный спорт». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_288323/ (дата обращения: 06.10.2018).

16.      Об утверждении квалификационных требований к спортивным судьям по виду спор та «компьютерный спорт»: приказ Министерства спорта РФ от 3 ноября 2017 г. № 953. [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/PrikazMinsportaRossiiot 03.11.2017N953/ (дата обращения: 06.10.2018).

17.      Правила видов спорта // Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/highsport/pravilavidovsporta/ (да та обращения: 24.09.2018).

18.      Об утверждении правил вида спорта «компьютерный спорт»: приказ Министерства спорта РФ от 9 октября 2017 г. № 881. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291859/ (дата обращения: 24.09.2018).

19.      World AntiDoping Agency (WADA). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wada ama.org/ (дата обращения: 10.10.2018).

20.      Савельев А. и. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх. [Электронный ресурс]. URL: http://отрасли права.рф/article/4830 (дата обращения: 14.10.2018).

21.      Архипов В. В. Киберспортивное право: миф или реальность? [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/publication/igzakon/7494 (дата обращения: 14.10.2018).

22.      трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/4a31b57741 dfbf7b99756f5338ab052b3fb209cc/ (дата обращения: 30.09.2018).

23.      Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 4. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 30.09.2018).

24.      Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 18.10.2018).

25.      О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152ФЗ. [Электрон ный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/d44bdb 356e6a691d0c72fef05ed16f68af0af9eb/ (дата обращения: 18.10.2018).

26.      О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 23001. Ст. 26.1. Дистанционный способ продажи товара (введена Федеральным законом от 21.12.2004 № 171ФЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_305/1525b1a2f037db240c8e6a749619f86e53857f13/ (дата обращения: 18.10.2018).

27.      Архипов В. В. Виртуальное право: основные проблемы нового направления юридиче ских исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ virtualnoepravoosnovnyeproblemynovogonapravleniyayuridicheskihissledovaniy (да та обращения: 24.09.2018).

28.      Архипов В. В. Виртуальная собственность: системные правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр. [Электронный ресурс]. URL: http://отрасли права.рф/article/1137 (дата обращения: 21.10.2018).


В. В. ионов                                                                                                            Законотворчество и лоббизм

29.      Архипов В. В. Правила игры как нормативная система, или Что общего между юрис пруденцией и геймдизайном. [Электронный ресурс]. URL: http://logosjournal.ru/ arch/79/103_10.pdf (дата обращения: 21.10.2018).

30.      Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/law/ukazprezidentarfot 09052017n203/strategiiarazvitiiainformatsionnogoobshchestvav/ (дата обращения:

29.09.2018).

УДК 323.2

В. В. Ионов1 Законотворчество и лоббизм

V. V. Ionov. Lawmaking and lobbyism

В статье рассматриваются понятия и прин ципы законотворчества. Кроме того, нами рассматривается сущность явления лоббиз ма, его становление и особенности. Анали зируется роль лоббизма в законотворчестве.

Ключевые слова: лоббизм; законотворче ство; государство; законодательная деятель ность; законодательные органы; лоббисты; нормативные акты; правовые нормы.

Контактные данные: 190103, СанктПе тербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 4511910; ionov[email protected].

The article discusses the concept and prin ciples of lawmaking. in addition, we con sider the essence of the phenomenon of lob byism, its formation and features. The role of lobbyism in lawmaking is analyzed.

keywords: lobbyism; lawmaking; state; le gislative activity; legislative bodies; lobby ists; regulations; legal norms.

 

Contact Details: lermontovskiy ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 4511910; ionov[email protected].

Законотворчество — это деятельность компетентных государственных органов, особая правовая форма, которая выполняет функции государства по принятию, изменению или отмене правовых норм [1]. Законотворческая деятельность от личается от других форм публичной власти тем, что устанавливает обязательные правила поведения (правовые нормы), которые охватывают всех субъектов право отношений. На основании законотворчества нормы права включаются в офици альные документы — нормативноправовые акты.

Важнейшей задачей государства в сфере законотворчества является обеспечение основных прав и свобод людей и граждан, а также установление законности и по рядка в соответствии с нормами конституционного и международного права. Прак тическим аспектом деятельности национального законотворчества является установ ление и продвижение принципов и норм права в ранг законодательных актов [2].

Законодательные меры являются важной частью правовых регуляторных и управленческих механизмов общества. Культура и уровень законодательного процесса, а также качество принятых правовых мер являются показателями со циальной цивилизации и национальной демократии [3].

Владимир Владимирович Ионов — аспирант кафедры теории и истории государства и права СанктПетербургского университета технологий управления и экономики.

© Ионов В. В., 2019

О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г

О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г

Ключевые слова: компьютерный спорт; ви деоигры; право; нормативноправовая база; законодательство о спорте; спортивные правоотношения

Ключевые слова: компьютерный спорт; ви деоигры; право; нормативноправовая база; законодательство о спорте; спортивные правоотношения

В ч. 7 указанной статьи оговорена уставная обязанность спортивной федера ции по командным игровым видам спорта и профессиональной спортивной лиги по утверждению ими положений, определяющих…

В ч. 7 указанной статьи оговорена уставная обязанность спортивной федера ции по командным игровым видам спорта и профессиональной спортивной лиги по утверждению ими положений, определяющих…

Вместе с тем в отношении присвоения спортивных разрядов необходимы уточнения [14], связанные с определением статуса соревнований

Вместе с тем в отношении присвоения спортивных разрядов необходимы уточнения [14], связанные с определением статуса соревнований

Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г

Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г

Министерства спорта РФ от 29 апре ля 2016 г

Министерства спорта РФ от 29 апре ля 2016 г

Правила видов спорта // Министерство спорта

Правила видов спорта // Министерство спорта

В. В. ионов

В. В. ионов

Владимир Владимирович Ионов — аспирант кафедры теории и истории государства и права

Владимир Владимирович Ионов — аспирант кафедры теории и истории государства и права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023