Какие дни называют чёрными? Что происходило в это время в царстве, где теперь жил Назнай?
– Как Назнай отнёсся к просьбе царя?
– Как ему удалось победить змея?
– А теперь можно его назвать богатырём?
– Кто теперь тревожит царство своими набегами?
– Как вы думаете, победит ли Назнай трёх нартов? Узнает ли царь о трусости Назная? Прочитаем 3-ю часть и проверим наши предположения.
Чтение 3-й части сказки вслух.
Вопросы после 1-го абзаца:
– Как это – стреножив коней? (Связать путами ноги лошади: обе передние или обе передние с одной задней.)
– Когда так говорят: душа ушла в пятки?
– Кого испугались нарты и почему?
Чтение до слов «Спустя некоторое время в третий раз...».
– Как удалось Назнаю победить нартов?
– Что он сказал царю?
– Как характеризуют его эти слова? (Он был хвастлив.)
Чтение до слов «Назавтра царь собрал всё своё войско...».
– Почему царь поставил около дома Назная часовых?
– Как в сказке говорится о многочисленном войске чужеземного царя?
– Встречали ли вы такие выражения в других сказках?
Чтение до конца.
– Как Назнай победил войско и захватил казну?
– Что такое казна? (Деньги.)
– Почему Назная выбрали царём?
Литературное чтение
Урок 59.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 4
Проверка домашнего задания.
Тетрадь, задание 1, с. 29.
– Какая тема объединяет пословицы?
– Попробуйте спрогнозировать тему будущего чтения.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 4 1 1 2 3
Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
Выполнение задания 2 в тетради на с. 29.
Собранные слова: богатырь, глупец, повезло.
– Как повашему, о чём мы будем читать?
– Какой народ сочинил эту сказку?
Чтение авторского текста на с. 192.
– Интересно, почему Афанасий хитро прищурился?
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение 1й части вслух (диалог с автором, комментированное чтение).
Образец чтения:
Слушайте, слушайте! Говорят, в поле лиса с зайцем жила, а в лесу медведь
с кабаном. (В Интересно, почему сказка о богатыре небылицей начинается?) Так это
или не так, но правда, что жилбыл в Дагестане один богатырь.
Сам он был паршивый (шелудивый) и придурковатый. (В О) Когда нужно
было идти впереди, он плёлся сзади. Когда нужно было быть сзади, он
совался вперёд. (П Всё наоборот! Не случайно сказка началась с небылицы!) Звали
его Назнайбогатырь. А стоило жене поднять дубину, как он прятался за
дверь. Такой он был храбрый! (Вот так храбрец!)
Однажды ночью Назнай вышел во двор. Светил месяц, а около стояла его
жена. Без жены он ночью не выходил: будто боялся оставить её одну...
(В А на самом деле?)
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
© ООО «Баласс», 2012
2– Какая светлая ночь! Как раз для смельчаков да удальцов! – расхвастался
Назнай. (В Почему это он вдруг расхвастался? О)
– Волк идёт! – вскрикнула тут жена.
Со страха Назнай подскочил и больно ударился головой о косяк двери.
Увела его жена в дом и сказала:
– Опротивел ты мне, трусливый! Сию же минуту убирайся вон отсюда!
Иначе не знать тебе светлого дня, с утра до вечера буду колотить тебя
дубиной!
Еле упросил Назнай жену, чтобы позволила ему остаться до утра. Утром,
захватив плохонькую саблю, пошёл Назнай куда глаза глядят и дошёл до
места, где недавно ктото ел фрукты: туда слетелось много мух. Взяв
плоский камень, хватил Назнай по этому месту. Потом смотрит: убил
пятьсот мух. Отправился Назнай дальше и дошёл до какогото города.
Пришёл к кузнецу и заказал ему чеканную надпись на сабельке: «Богатырь
Назнай, одним взмахом побивающий пятьсот человек». (Оказывается, он ещё и
обманщик!)
Потом он пошёл дальше и прошёл столько, сколько лягушка может
перепрыгнуть. (В Сколько он прошёл? О) Оказался в незнакомой стране и
стал думать, где бы ему переночевать. И тут он услышал зурну, барабан и
песни.
«Вот это для меня! (В Чему он обрадовался? О) Ничего нет хуже, как ходить с
пустым брюхом и когда пересохло в глотке (П)», – подумал Назнай и пошёл
на звуки. Смотрит: большой замок, обширный двор, полно мужчин и
женщин, и все едят, пьют, поют, шумят.
– Гостя не примете ли? – спросил Назнай и вошёл во двор.
Ввели его в хоромы, посадили на почётное место, кормили и поили,
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
© ООО «Баласс», 2012
3способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
сколько в него могло влезть. То были хоромы царского визиря, он справлял
свадьбу сына.
Когда Назнай наелся и напился, визирь спросил его:
– Откуда пришёл ты, гость? Где твой город, твоя страна? Покупаешь ты
чтонибудь или продаёшь?
– Зачем мне самому говорить? Взгляни на мою саблю, она скажет тебе, что
я за человек, – отвечал Назнай.
Посмотрел визирь на саблю, выпучил глаза и, не выпуская её из рук,
бросился прямо к царю. (В Что его так удивило? О) Царь ещё более удивился,
созвал речистых глупцов, сколько их было в городе, созвал молчаливых
умников, собрал большой совет. И все сказали в один голос:
– Любой ценой, но надо удержать здесь этого богатыря Назная,
пришедшего из Дагестана. Пока он будет жить среди нас, мы будем как за
каменной стеной (под надёжной защитой, иметь надёжную опору).
Приказал царь визирю, и тот привёл Назная.
– Богатырь Назнай из Дагестана, – сказал ему царь. – Я отец, ты мой сын!
Возьми за себя мою дочь и останься при мне, управляй моим
царством.
– А что, пожалуй, останусь! Как бы трудно ни было, сделаю всё, что тебе
угодно, – отвечал Назнай, покручивая усы.
И в ту же ночь женился он на царской дочери.
Вопросы после 1й части.
– Про какого богатыря эта сказка?
– Где он жил? (В Дагестане. Сейчас это республика в составе России. Она
расположена на Кавказе.)
– Почему жена выгнала Назная?
© ООО «Баласс», 2012
4– Что произошло с ним в пути?
– Почему царь просватал за Назная дочь?
– Что вы узнали о Назнае? Каким он был?
– Почему же его назвали богатырём?
– Что показалось смешным?
– Симпатичен ли вам этот человек?
Чтение 2й части сказки самостоятельно.
Вопросы после чтения:
– Какие дни называют чёрными? Что происходило в это время в царстве,
где теперь жил Назнай?
– Как Назнай отнёсся к просьбе царя?
– Как ему удалось победить змея?
– А теперь можно его назвать богатырём?
– Кто теперь тревожит царство своими набегами?
– Как вы думаете, победит ли Назнай трёх нартов? Узнает ли царь о
трусости Назная? Прочитаем 3ю часть и проверим наши предположения.
Чтение 3й части сказки вслух.
Вопросы после 1го абзаца:
– Как это – стреножив коней? (Связать путами ноги лошади: обе передние
или обе передние с одной задней.)
– Когда так говорят: душа ушла в пятки?
– Кого испугались нарты и почему?
Чтение до слов «Спустя некоторое время в третий раз...».
– Как удалось Назнаю победить нартов?
– Что он сказал царю?
– Как характеризуют его эти слова? (Он был хвастлив.)
© ООО «Баласс», 2012
5Чтение до слов «Назавтра царь собрал всё своё войско...».
– Почему царь поставил около дома Назная часовых?
– Как в сказке говорится о многочисленном войске чужеземного царя?
– Встречали ли вы такие выражения в других сказках?
Чтение до конца.
– Как Назнай победил войско и захватил казну?
– Что такое казна? (Деньги.)
– Почему Назная выбрали царём?
3. Работа с текстом после чтения.
Вопрос после чтения:
– Похожи ли победы Назная на победы Дыйканбая из киргизской сказки?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– В каких словах выражен смысл сказки? (Последнее предложение.)
– Можно ли считать Назная богатырём? (Он не был сильным, не был
хитрым... Это так. Но ему улыбалась судьба, ему везло, и все, с кем он
«сражался», были побеждены.)
– Почему же счастье помогло именно Назнаю?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
© ООО «Баласс», 2012
6Ι
V. Домашнее
задание.
1. Ответить на вопрос 5 (с. 201 учебника).
2. Озаглавить части сказки (задание 3 в тетради на с. 29).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
7