Занятие – тренинг
Конфликт. Способы разрешения конфликта.
Профилактика агрессивного поведения у подростков.
Задачи:
1. Научить выражать свои эмоции приемлемым способом;
2. Научить находить альтернативные стили поведения в конфликте;
3. Познакомить с конструктивными способами общения.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психолог: Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта.
Ребята, назовите пожалуйста ассоциации, которые возникают у Вас на слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды)
Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.
Как вы думаете, что может привести к конфликту? (слова, действия, поступки)
(Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, столкновение интересов. Конфликты неизбежны ведь каждый человек имеет собственную позицию).
Упражнение «Рисунок вдвоем».
Класс делится на пары, каждая пара получает лист бумаги.
Психолог: С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем и так, чтобы оба партнера держали его, нарисовать рисунок на свободную тему.
(Обсудить готовые рисунки с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вам рисовалось?» и т. д.
Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался прислушаться к тому, чего хочет партнер, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще ничего не делал сам).
Психолог. Почему это так? В ситуации, когда ваши интересы не совпадают или не достаточно ясны, могут возникнуть конфликты. Однако в конфликтных ситуациях можно вести себя совершенно по разному.
Как вы действовали рисуя ваш общий рисунок?
Ответы записать на доске (например):
-Уход- делай, что хочешь, я рисую за тобой.
-Рисуем по очереди.
-Конкурируем- «я первый! – Нет, я!».
-Стараемся прислушаться друг к другу.
Психолог. Существует 5 способов поведения в конфликте:
1.Конкуренция – ориентация на себя и активностью. Сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
2. Избегание - пассивность. Характеризуется отсутствием стремления к кооперации, так и отсутствием стремления к достижению собственных целей. Делаешь вид что никаких разногласий не существует, что все замечательно.
3. Приспособление - ориентация на другого, пассивность.
4. Компромисс- достижение выгоды каждой стороны. Это соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Пример: ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств.
5.Сотрудничество- она позволяет учесть интересы обеих сторон.
А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?
Психолог: Ребята, какова же цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход из конфликта - СОТРУДНИЧЕСТВО.
А сейчас давайте потренируемся с вами, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
Упражнение «Встреча на узком мостике».
Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию:
«Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
(Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:
1 пара – использовать компромисс. Договориться, как пройти мост;
2 пара – использовать стратегию соревнование. Бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;
3 пара – избегание. Один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.
Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:
· Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
· Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?
· Какое из решений ситуации было более эффективным?
· Может ли человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию? (агрессивное поведение очень часто приводит к конфликтам,)
Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.
Упражнение «Ящик недоразумений»
(Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт).
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне писать неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Вы что, видели? ».
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все! Говоришь, а ей, как об стену горох!».
- Какова реакция девочки?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
4. Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Как поступить?
- Какой вариант выхода из конфликта вы изберете?
- Как ещё можно поступить?
Упражнение "Если бы... я стал бы..." (выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию).
Пример: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".
Если бы меня ударил Сидоров ……Я стал бы……..
Если бы Иванов порвал мой учебник…..я стал бы……
Если я получил бы двойку …… я стал…….
Если бы Иванов пролил на меня чай…..я бы…..
Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»
Психолог: Вспомните пжл. конфликтную ситуацию, в которой вы испытывали сильное эмоциональное напряжение, злость. Какая была у вас поза, мимика, жесты?
Как выглядело ваше лицо?
Как вы сидели?
Каким было ваше дыхание?
Когда вы испытываете неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого существуют методы саморегуляции.
1. Произвольно расслабить мимические мышцы,
. Расслабить мышцы лица.
. Брови свободно разведены.
. Лоб расслаблен.
. Расслаблены мышцы челюстей.
. Расслаблены мышцы рта.
. Все лицо спокойно и расслаблено.
. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.
2. «Техника глубокого дыхания». Несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть.
3. «Досчитай до 10»
Сделать очень глубокий вдох и медленно досчитайте до 10. Добейтесь того чтобы ваше дыхание стало спокойным.
4. «Разрядка». Сильно сожмите руки в кулаки, еще сильнее, максимально сильно, а теперь расслабьтесь.
5. Побейте подушку.
Обсуждение:
1. Какое было ваше состояние в начале упражнения когда вы представляли себя в состоянии агрессии?;
2. Как оно изменилось после упражнения;
3. Какие еще вы знаете способы регулирования своего состояния? (послушать музыку, отвлечься, скомкать газету и выкинуть и т.д).
Какими из них вы пользуетесь?
4. Закончите предложение «В напряженной ситуации я сделаю..., так как это поможет….».
Психолог: А как быть, если собеседник агрессивный? (Ответы. Если агрессивный чел. почувствует, что ему не отвечают агрессией на агрессию, то станет менее воинственным и вспыльчивым).
Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликты? Ответы
Правила предупреждения конфликтов:
(Спокойно заявите о своих интересах.
Искать понимание, а не победу.
Не накручивайте себя. Часто люди сами в своей голове выстраивают цепочку несуществующих событий.
Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт.
Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Покажи другой
вариант поведения, устраивающий тебя.
Необходимо делать акцент не на том “кто виноват?”, а на том“что делать?”
Уметь извиниться, если вы не правы.
Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.).
Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах.
Что заметили? (Было легче в паре)
Почему? (Было на кого опереться)
Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться).
Психолог: Раз мы заговорили о правилах бесконфликтного общения, я бы хотела рассказать вам одну притчу, которая называется «Солнце и ветер»
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, шагающего по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и подул на человека сильным порывом, но человек только сильнее закутался в плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-другому, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Психолог: Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью!
И в завершении нашего занятия я предлагаю вам еще одно упражнение, которое называется «Дружественная ладошка».
На листе бумаги у вас нарисована ладонь, внизу подпишите своё имя.
Передавая листочки друг другу, напишите соседу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
Жизнь не прожить без конфликтов, но воспитанный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия: в одних случаях настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
Памятка
«Как выйти из конфликтной ситуации»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы получите.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
4. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
5. Заставьте себя слышать доводы своего собеседника.
6. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
7. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
8. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента
9. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.