Методическая разработка открытого урока по психологии на тему "Эмоции"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка по психологии на тему "Эмоции"
Иконка файла материала Министерство здравоохранения РД эмоции.docx

Министерство здравоохранения РД

ГБПОУ “Дербентский медицинский колледж им. Г. А. Илизарова”

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ПСИХОЛОГИЯ

Урок-тренинг на тему:

 

“ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА”

 

Для специальностей 31.02.01 лечебное дело

                  31.02.02 акушерское дело

                  34.02.01 сестринское дело

 

 

Рассмотрена и утверждена на заседании

общепрофессионального цикла 

Протокол № ___  от  «___»_________ 2018 года

Председатель: Мустафаева Б. А.________

Зам.директора по НМР

Сархатова Э. Д.___________

 

Дербент 2018

Открытый урок-тренинг “Эмоции и чувства”

 

Тип занятия: практическое

Тема занятия: Эмоции т чувства

Цели:

 

- создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей.

- расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности их безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом.

- помочь наладить более дружеские отношения между сверстниками;

 

Задачи:

 

- расширение представлений подростков о значении эмоций в жизни.

- осознание способов проявления эмоций;

- развитие навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.

- формирование адекватного отношения к жизни.

 

Материально-техническое оснащение:

 

Пректор, доска, ноутбук, раздаточный материал (бланки с заданиями)

 

Место проведения занятия: аудитория

 

Межпредметные связи: философия, этика

 

Внутрипредметные связи: медицинская психология, анатомия

 

Ход занятия

Название

Описание

Время

1.Организационный момент

Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих.

 

3 мин

 

2.Мотивация цели занятия

Сообщение темы занятия, плана его проведения, мотивация цели занятия. Отметить актуальность темы.

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность темы

   Тема очень актуальна поскольку эмоции присутствуют у каждого человека и пронизывают всю его жизнь.

Они переживаются человеком, выражают оценку личностью определённой ситуации в жизни.

Эмоции оказывают влияние на все психические процессы:

- от простейших ощущений

- до высших уровней самосознания,

В некоторых ситуациях, когда эмоции полностью поглащают человека, они могут мешать разумному поведению и принятию правильного решения, а иногда наоборот придать активную направленность.

В связи с этим в практической деятельности медсестры эмоции и чувства особенно важны т.к. они включены в процесс общения, и непосредственно влияют на течение и исход заболевания пациентов.

Умение контролировать внешние проявления своих эмоций и грамотное использование их в сестринском процессе это одно из необходимых условий вашей будущей деятельности.

Объектом наблюдения медицинской сестры является не только пациент, но и члены его семьи.

Поэтому вы должны уметь:

- правильно оценить эмоциональный настрой как пациента, так и его родственников,

- создать атмосферу сочуствия, добра и тепла в общении с пациентом и его родственниками.

Особенно это имеет огромное значение при общении с детьми т.к. им не нужны рациональные объяснения их заболевания, а важны эмоции и чувства которые вы будете выражать в процессе общения.

Таким образом, для вашей последующей учебной и практической деятельности актуально изучение эмоциональных процессов и состояний.

Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.

  При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.

Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку -  не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.

Эмоции — это наш способ общения, взаимодействия и контакта с миром и людьми вокруг нас. А как вы умеете справляться со своими эмоциями? Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

Каждый должен уметь управлять своими эмоциями и чувствами. Эффективным средством предотвращения эмоциональных расстройств, стрессов является использование способов саморегуляции и «восстановления себя». Это своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение: «Знакомство – интервью».

     Участники делятся по парам, и каждый рассказывает о себе другому участнику. Затем они представляют друг друга, но обязательно надо назвать девиз  и цель жизни.

 

Ведущий:

       Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:

- сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.

- флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.

- холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.

- меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

 Ребята, а вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.

Тест  психогеометрический.

Посмотрите на пять фигур (квадрат,  треугольник,  круг,  прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.

 

     Если  основной формой оказался:

 Квадрат  - упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.

Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является  левополушарным мыслителем.

Круг – высокая потребность в общении. Щедрость,  способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.

Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.

Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным  мыслителям.

    

Упражнение: «Пять хороших дел».

   Участники делятся по парам и по очереди друг другу называют хорошие дела, и хвалят «Молодец», «Хорошо».

Вопрос: Что было легче называть хорошие дела или слушать похвалу?

 

Упражнение: «Хорошие и плохие дела».

     Участники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.

Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.

       Затем идет обсуждение, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

 

Ведущий:  

        Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:

- стыдно казаться слабым;

- затаенные обиды;

- неудобно обременять других своими проблемами;

- боязнь быть непонятыми;

- вдруг будут смеяться.

 

Упражнение: «Волшебная рука».

   Участникам тренинга предлагается обвести контур своей руки. На каждом контуре пальца написать свои хорошие качества, а на ладони плохие.

 

Ведущий:

       Плохие качества могут стать проблемой. И не всегда человек может самостоятельно справиться  со своей проблемой. И из-за этого человек страдает, а иногда и делает глупые, необдуманные  поступки.

Ребята, назовите, какие могут быть глупые и необдуманные поступки?

( участники тренинга   называют поступки)

       Самый глупый и нелепый  поступок это самоубийство (суицид). 

  Когда совершается самоубийство, что этим хотят выразить,

отомстить, заставить страдать кого-либо или привлечь внимания к себе?

 А если подумать, то этим наказывают тех, кто любит, кто  переживает.

 

Предлагается учаcтникам ответить на личностный опросник  ИСН

(исследование суицидной направленности поведения)

   Так как мы разные, то каждый по-своему поступает и реагирует на поступки и слова.

Методика определения суицидальной направленности(Личностный опросник ИСН)

Данный опросник составлен как ориентировочная методика для выявления суицидально опасных установок у подростков 13—18 лет, но может применяться и для обследования взрослых. Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности. Общее количество шкал в опроснике — 4, количество утверждений — 74.

1 шкала «И» — шкала искренности.

Определяет достоверность результатов. 8—10 баллов означают высокий уровень искренности ответов; 4—7 баллов — средний уровень; 0—3 балла свидетельствует о низком уровне искренности ответов, ориентации только на социальное одобрение, исследование признается недостоверным.

2 шкала «Д» — шкала депрессивности.

Определяет уровень склонности к депрессивному состоянию. 17—21 балл — высокие оценки, соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к социальному окружению. 8—16 баллов — средний уровень, 1—7 баллов — низкий уровень депрессивности.

3 шкала «Н» — шкала невротизации.

Определяет уровень невротизации. 17—21 балл — высокие оценки, могут соответствовать невротическому синдрому, проявляющемуся, в эмоциональной неустойчивости, тревожности.

4 шкала «О» — шкала общительности.

Определяет уровень развития общительности. 17—21 балл — высокий уровень общительности; 8—16 баллов — средний уровень; 1—7 баллов — низкий уровень. Низкий уровень общительности, в сочетании с высокими показателями депрессивности и невротизации может означать суицидально опасную установку испытуемого до степени «пассивного согласия на смерть».

Инструкция для испытуемого

Представьте себе, что все услышанное вами далее сказано от вашего имени человеком, который давно и хорошо вас знает. Кое-что из сказанного верно, подходит к вам, а кое-что — не верно, то есть вы с этим утверждением не согласны. На бланке ответов отметьте то из утверждений, с которым вы согласны знаком «плюс» против соответствующего номера утверждения, а то, с которым вы не согласны — знаком «минус». Если вы не можете или не хотите ответить, обведите номер утверждения кружочком. Будьте внимательны, задание выполняется за ограниченное время. Следите за тем, чтобы номер ответа совпадал с номером утверждения. Постарайтесь не ставить кружочки, а ставьте наиболее вероятный ответ. Не старайтесь долго рассуждать. Обычно то, что в начале приходит в голову и является наиболее точным ответом.

Предлагаемые утверждения

(будьте внимательны и аккуратны, следуйте инструкции)

1.     Я внимательно выслушал инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы.

2.     Я часто легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

3.     Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

4.     Иногда я могу похвастаться.

5.     У меня часто бывает веселое настроение.

6.     Меня часто одолевают грустные мысли.

7.     Я люблю общение с людьми.

8.     Нередко чувствую, что у меня немеют или холодеют руки и ноги.

9.     Я быстро забываю об огорчениях.

10. Иногда ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

11. Я люблю развлекаться в веселой компании.

12. В моей семье есть нервные люди.

13. Бывает что я с уверенностью говорю о вещах, в которых слабо разбираюсь.

14. Временами чувствую себя беспомощным.

15. У меня много хороших знакомых.

16. У меня часто болит голова.

17. Я почти всегда подвижен и активен.

18. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружиться голова.

19. Иногда я ссылаюсь на болезнь, чтобы избежать неприятностей.

20. Бывает, что я проявляю интерес к запретным темам.

21. У меня часто бывают приступы плохого настроения.

22. Мои друзья поражаются моей работоспособности и неутомимости.

23. Я человек чувствительный и возбудимый.

24. Все проблемы в жизни разрешимы.

25. У меня бывают приступы дрожи.

26. Я люблю рассказывать анекдоты и веселые истории.

27. Временами мне хотелось навсегда уйти из дома.

28. Я часто волнуюсь из-за пустяков.

29. В свое оправдание я иногда кое-что выдумываю.

30. Иногда вдруг весь покрываюсь потом.

31. Бывает, что я не выполняю своих обещаний.

32. Порой мне кажется, что я не на что не гожусь.

33. Не все мои знакомые мне нравятся.

34. Часто у меня нет аппетита.

35. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

36. Привычки некоторых членов семьи меня раздражают.

37. Я легко нахожу тему для разговора даже с незнакомым человеком.

38. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

39. Часто мне хочется умереть.

40. Меня считают человеком веселым и общительным.

41. Я все принимаю близко к сердцу.

42. У меня часто возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.

43. Я всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.

44. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

45. Я много мечтаю, но никому об этом не говорю.

46. Иногда я полон энергии так, что все горит в моих руках, а иногда - совсем вялый.

47. Я не всегда говорю правду.

48. На спор я могу сделать все, что угодно.

49. Я так остро переживаю неприятности, что долго не могу выкинуть из головы мысли об этом.

50. Я часто чувствую себя вялым и усталым.

51. Я люблю подшучивать над другими.

52. Критика и замечания всегда очень задевают меня.

53. Мне часто снятся кошмары.

54. Я способен дать волю чувствам и повеселиться в компании.

55. Иногда без видимой причины чувствую себя вялым и подавленным.

56. У меня часто бывает бессонница.

57. Иногда я передаю слухи и сплетни.

58. Я ко всему отношусь достаточно легко.

59. Почти ежедневно думаю о том, насколько бы я лучше жил, если бы меня не преследовали неудачи.

60. Я — уверенный в себе человек.

61. Меня часто беспокоит чувство вины.

62. Я хожу быстро.

63. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.

64. Часто мне не спиться из-за того, что в голову лезут разные мысли.

65. Мне кажется, что другие часто смеются надо мной.

66. Я — человек беспечный.

67. Иногда у меня бывают такие мысли, которых нужно стыдиться.

68. У меня часто бывает сильное сердцебиение.

69. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.

70. Иногда я много говорю и мне трудно остановиться.

71. Я постоянно нуждаюсь в друзьях, которые меня понимают, могут ободрить, утешить.

72. Иногда я отказываюсь от начатого дела, так как не верю в свои силы.

73. У меня бывают периоды, когда меня сильно раздражают яркий свет, яркие краски, сильный шум, хотя на других людей это так не действует.

74. У меня есть плохие привычки.

 

 

Ключ подсчета баллов по шкалам

Шкала «И». Ответы «плюс»: 4, 13, 20, 29, 31, 33, 47, 57, 67, 74.

Шкала «Д». Ответы «плюс»: 2, 6, 12, 14, 19, 21, 27, 28,  32, 36, 39, 41, 45, 49, 52, 55, 59, 63, 65, 69, 72.

Шкала «Н». Ответы «плюс»: 3, 8, 10, 16, 18, 23, 25, 30,  34, 38, 42, 44, 46, 50, 53, 56, 61, 64, 68, 71, 73.

Шкала «О». Ответы «плюс»: 5, 7, 9, 11, 15, 17, 22, 24, 26, 35, 37, 40, 43, 48, 51, 54, 58, 60, 62, 66, 70.

Упражнение: «Прекрасный сад».

     Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.

      Затем   ребятам предлагается  нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.

Вывод: Предлагается всем полюбоваться на  «прекрасный сад». Замете, всем хватило место, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание. 

         Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы  учиться,  получить специальность, работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.

 

Притча:

     Потерпел корабль кораблекрушение. Человек выныривает и обращается к Господу за помощью, что бы тот его спас. Смотрит,  рядом проплывает обломок доски, он ухватился  за нее  и держится. И снова стал просить Господа о том, чтобы показалась земля. Человек смотрит,  вдали показалась земля.  Тогда  человек стал просить господа о том, чтобы тот помог добраться ему до земли. Вдруг небеса раздвинулись, Господь и говорит ему: «Ты хоть руками греби».

     Смысл притчи, в том, чтобы  добиться в жизни того  чего ты хочешь, надо и самому двигаться, потрудиться, а не надеяться на кого-то.

  Иногда на пути к цели встречаются и препятствия, но чтобы найти свое место в жизни, надо учиться их преодолевать.

 

Ведущий: Ребята, обучаясь в колледже, за это время вы хорошо познакомились друг с другом, а кто-то и подружился.

Сейчас прошу подойти ко мне десять человек

Упражнение:

    Участникам  надо выстроиться в одну шеренгу по датам месяца своего рождения. Построиться надо молча  не переговариваться.

Ведущий: Вот так и в жизни  бывает  трудно найти свое место. Тебя будут толкать, пихать, отталкивать. Будут жизненные испытания и неприятности.

 

Притча: «О колодце и осле».

    Осел упал в колодец, старик не смог его вытащить. И решил, что колодец старый, и  он давно хотел его засыпать, да и осел уже не работник. Решил засыпать вместе с колодцем и осла. Старик стал кидать землю в колодец, а осел стряхнет землю с себя, да и ногами утопчет. Старик кидал землю, а осел стряхивал ее с себя, да и  утаптывал ее.  Так и выбрался осел из колодца.

    Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. Каждая проблема, это камень, который жизнь кидает в вас. 

      Помните, что вы справитесь с любой неприятностью и выдержите любые испытания, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Запомните пять простых правил:

1.     Освободите свое сердце от ненависти – простите всех на кого были обижены;

2.     Освободите свое сердце от волнений, - большинство из них, они бесполезны;

3.     Цените, то, что имеете;

4.     Отдавайте больше;

5.     Ждите меньше.

6.      Сделай добро и бросай в воду, оно обязательно к тебе вернется.

Упражнение: «Аплодисменты»

      Участники образуют  круг, в центре круга стоит стул. Каждый участник становиться на стул и называет одно свое положительное качество, и остается стоять на стуле несколько секунд. Остальные участники тренинга хлопают в ладоши.

Вопрос: Смущали ли Вас аплодисменты, или приятно было их слушать?

Ведущий:

Ребята мы с вами хорошо знаем какую роль играют эмоции в деятельности медицинского работника.

Эмоции напрямую связаны с эмпатией - одно из главных качеств, которым должен обладать каждый медицинский работник.

Эмпатия - (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека, умение поставить себяна место этого человека.Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейнд одним из первых дал определение слову «эмпатия», говоря о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его.Отличительная особенность эмпатии заключается в том, что это свойство касается широкого спектра эмоций - вне зависимости от их позитивного или негативного оттенка.

 

Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко

 

Шкалы: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии; общий уровень эмпатии

Назначение теста

Диагностика уровня эмпатических способностей испытуемого.

Инструкция к тесту
Тест
Ответь
 на  каждый  вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю “родственную душу” в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.
9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Бели я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих “ключу”) по каждой шкале. Затем определяется суммарная оценка:

Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31;
Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;
Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;
Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;
Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;
Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов теста


Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал
эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал
эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал
эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация – еще одно непременное условие успешной змпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным В.В.Бойко, можно считать:

• 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;
• 29-22 – средний;
• 21-15 – заниженный;
• менее 14 баллов – очень низкий.

Упражнение: «Вверх по радуге»

 (снятие тревожных ощущений)

Звучит спокойная мелодия.

 Ведущий.   Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь.  Закройте глаза представьте красивую, разноцветную радугу. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с воздухом вы взбираетесь вверх по радуге (задержите дыхание), а выдыхая – съезжаете по ней в низ (и все плохое, негативное выдыхаете, избавляетесь от него). И так несколько раз.

Вопрос: Что вы при этом испытывали?

 

Итог занятия

 

Итак, теперь спросим себя, эмоции правят мной или я ими?

Мы дружно ответим? Я!

Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?

Цвет одежды, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбнуться даже если очень не хочется и настроение тоже изменится; если тебя обижают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти).

Вы видите, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние.

Оценим наше занятие – на столе лежат смайлики, выберите один из них, чтобы оценить.

Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом и не теряйтесь!

 

Перешагните, люди, через грусть!

Вы улыбнулись, значит все в порядке.

Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть

Улыбка станет утренней зарядкой!

И  не важны возраст или внешность,

Цвет волос — все это ерунда.

Ведь не ростом меряется нежность,

И не в сантиметрах - доброта.

Разрушить всегда легче, чем построить.

Обидеть легче, чем простить,

И врать всегда удобней, чем поверить,

А оттолкнуть намного проще, чем любить!

Привыкайте счастливыми быть!

 

От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости!

Благодарю студентов за работу, активное участие.

Здоровья, благополучия, счастья, улыбок, настроения!

 

Библиография

 

1. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками.- Спб.:Питер,2008-368л.

2. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. - М., 1998. - С. 231-244.

3. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994.

4. Бодалев А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 4-16.

5. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии// Групповая психотерапия при неврозах и психозах.- Л., 1975. -Т. XXXVI. - С. 11-19.

6. М. Кипнис 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга для любого тренинга,Аст прайм- еврознак, серия: лучшие тренинги мира

Интернет-ресурсы:

http://www.gurutestov.ru/

https://lektsii.org/

https://studfiles.net/


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также