"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Оценка 4.8

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
10 кл
14.01.2017
"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Разговор на уроке будет посвящен вопросу отношений между отцами и детьми. Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Конфликт поколений.doc
"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Цель урока: Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича. Выяснить, что может привести к конфликту между людьми. Выявить сильные и слабые стороны конфликта. Научиться выходить из конфликтной ситуации. Ход урока. Разговор на уроке будет посвящен вопросу отношений между отцами и детьми. Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их  увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. Эту проблему ­ конфликт поколений ­ мы будем освещать не только с позиции  современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману  И.С.Тургенева «Отцы и дети». Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и  слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации. На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева ­ Н.П.  Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они  живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и  привычки. ­ Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых? /Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он  закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе  тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции,  произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он  поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил  страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за  преобразования в хозяйстве. Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры. Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и  уход в отставку не позволили ему стать генерал­адъютантом./ Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография  поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций,  привычных устоев жизни. В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь  родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу,  создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а  что плохо. Учитель. И вот в доме Кирсановых появляется новый человек ­ Евгений Базаров, друг  Аркадия, сына Н.П.Кирсанова. ­ Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? /Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./ ­ Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика  Базарова. Найдите в тексте описание Базарова. Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом. ­ А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему?  /высказывания учащихся/ ­ Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./ ­А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми?  /высказывания учащихся/ ­Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./ Учитель. Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя.  Разночинец по происхождению, демократ­просветитель по убеждениям, человек нового  материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими  требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста. Прочитаем эту сцену . ­ Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь  слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/ ­ Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/. ­ А как об этом говорит Тургенев? ­ /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и  остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист.  Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/. Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет,  занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем  Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения. ­Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел  Базарова/ ­ А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его  слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/ ­А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. /Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка  спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например,  «Материя и сила»/ . ­ Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/ ­Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у  всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./ ­ Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову?  Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые  проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в  Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая  Петровича о Базарове /Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я  надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а  он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./ Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной  конфликта. ­А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных  целей, интересов, мнений или взглядов. Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на  общественно­политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не  принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия. Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть  человек, который отрицает все, чем живет он сам. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем  эту сцену. ­Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как  автор характеризует героев в эту минуту? /«Павла Петровича задрожали губы, он  побледнел. Базаров был спокоен»!/ ­ Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор  построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское  дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла  Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место  такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». ­ Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные  жизненные позиции/. ­ В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем  этот эпизод ­Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет  причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям». Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что  является причиной конфликта. ­А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/ ­ Как? Если бы герои романа уважали мнение друг друга. Надо бояться не конфликтов, а  неумения и нежелания их решать. . Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается  настроение, ухудшаются межличностные отношения. ­ А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./ ­ Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/. ­ Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы.  Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве  это плохо? ­Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей?  Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/. ­Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас. ­Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями  и детьми? /мнение учащихся/ ­Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.  Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то,  что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто,  социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной  дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в  романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко  засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились  любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки». Сравнительная таблица  Павел Петрович Кирсанов Евгений Базаров 1. Внешность, стиль поведения Подтянутость, изысканность,  аристократизм. «Весь облик Аркадиева дяди, изящный.  Породистый, сохранил юношескую  Развязность, небрежность, грубоватость.  «­ Евгений Васильев, ­ отвечал Базаров  ленивым, но мужественным голосом и,  отвернув воротничок балахона, показал стройность…» «Павел Петрович вынул из кармана панталон  свою красивую руку с длинными розовыми  ногтями…» «Эдакие у него удивительные воротнички,  точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит...» Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и  худое, с широким лбом, кверху плоским,  книзу заостренным носом, большими  зеленоватыми глазами и висячими  бакенбардами песочного цвета, оно  оживлялось улыбкою и выражало  самоуверенность и ум». 2. Общественно­политические взгляды Либерал, аристократ. «… все меня знают за человека либерального  и любящего прогресс…» «… без чувства собственного достоинства,  без уважения к самому себе, а в аристократе  эти чувства развиты, ­ нет никакого прочного основания общественному зданию.  Личность… вот главное». Нигилист. Аркадий: «Нигилист – это человек, который  не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на  веру, каким бы уважением ни был окружен  этот принцип». Базаров: «Мы действуем в силу того, что  признаем полезным. В теперешнее время  полезнее всего отрицание. Мы отрицаем». Теория расчистки места. Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила.  … Сила – так и не дает отчета». Базаров: «Нравственные болезни человека ­ от дурного состояния общества. Исправьте  общество – и болезней не будет». 3. Отношение к народу «…он, между прочим, всегда вступается за  крестьян; правда, говоря с ними, он  морщится и нюхает одеколон». «­ Мой дед землю пахал, ­ с надменной  гордостью отвечал Базаров. И в то же время презирает народ. Верит в Бога 4. Философские взгляды Материалист «… важно то, что дважды два четыре, а  остальное пустяки». Не признает философию «Все люди одинаковые, как деревья в лесу.  Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой». 5. Жизненное кредо «Аристократизм – принсип, а без принсипов  жить в наше время могут одни  безнравственные или пустые люди». «Принципов вообще нет, а есть ощущения». «Настоящий человек тот, которого надо  слушаться или ненавидеть». 6. Эстетические взгляды Защищает искусство, но сам к нему  равнодушен. «Павел Петрович дошел до конца сада и  тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу.  Но в его прекрасных темных глазах не  отразилось ничего, кроме света звезд. Он не  был рожден романтиком, и не умела мечтать  Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее  всякого поэта». «Рафаэль гроша медного не стоит». «Природа не храм, а мастерская…». «Я нахожу. Что говорить красиво его щегольски сухая и страстная… душа». неприлично».   Отношение к женщине благоговейное,  почтительное, любовь рыцарская,  благородная, чистая. 7. Отношение к женщине, любви Отрицает любовь «И что за таинственность отношений между  мужчиной и женщиной? Мы, физиологи,  знаем, какие это отношения. Ты  проштудируй­ка анатомия глаза, откуда тут  взяться загадочному взгляду? Это все  романтизм, чепуха, гниль, художество.  Пойдем лучше лягушек смотреть». «Нравится тебе женщина – старайся добиться  толку. Не получилось, ну, отойди – не свет  клином сошелся». «Этакое богатое тело, хоть сейчас в  анатомический театр». III Выводы. Базаров, немотря на то что отрицает существование принципов, живёт по  определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов,  говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена.  Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди  и отца. Данный эпизод раскрывает характеры герое, их жизненные кредо. Эпизод является  важным для раскрытия смысла романа. IV Анализ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Евгения Базарова». 1. Что предшествует дуэли? 2.Зачем Павел Петрович взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить  того тростью.) 3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические  реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена  для наглядного доказательства пустоты элегантно­дворянского рыцарства, выставленного  почти преувеличенно­комически…») 4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью? 5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как  вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение  Базарова.) 6.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.) 8.Чувивует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может  противопоставить.) 9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая  серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.) 10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из  которого нет выхода».) 11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной  прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой?  (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность  фигуры Петра, сильно перепуганного.) 12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает  никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «Заделом, а мы?») 13.Почему Павел Петрович поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться  секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал  нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.) 14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли  Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (Если П. П. соблюдает форму,  то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму,  подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла  Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле  употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии»,  употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него : «Он мне  прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли  целятся в сердце или в лоб. 15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое  отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому.  Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у  него недоумение и презрение.) 16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего  затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.) 17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного  credo? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме».  Жить стало нечем Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока  околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие  к собственной жизни.) 18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе  лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая,  исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».  Суровый приговор произносит автор своему герою.) IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел  Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить  себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше  понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их  отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и  автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми». V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения? Как вы поработали? Оцените свою деятельность. Домашнее задание. Чит 14­19 гл

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

"Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Скачать файл