Понятие конфликта
Конфликт – это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования. Само слово не обязательно подразумевает ссору или агрессию. Так в случае взаимодействия двух юридических субъектов термин «конфликт интересов» подразумевает лишь то, что они по разному видят продолжение отношений. При этом
обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти консенсус и урегулировать конфликт.
По характеру участников:
Внутриличностные (ролевой; нравственный; адапционный; конфликт неадекватной самооценки; конфликт нереализованного желания; мотивационный.)
Межличностные
Между личностью и группой
Межгрупповые
Стадии конфликта
Первая стадия – «Возникновение» («Зарождение»)Происходит ущемление потребности одной из сторон, возникают разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдателя характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, в изолированности или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т.п.).
Вторая стадия – «Формирование»Происходит разногласие сторон конфликта и выдвижение требований к друг к другу.
Третья стадия – «Расцвет» Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений. Общение принимает форму «открытой войны». Делом чести становится стремление отстоять свою позицию, отказ от нее равносилен потере собственной личности.
Четвертая стадия – «Угасание» («Преобразование»)Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.
Признаки конфликта
Биполярность (оппозиция)Биполярность, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.
АктивностьАктивность — другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.
Субъекты конфликтаНаличие субъектов конфликта — ещё один признак. Субъект — активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления — конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа мышления.
Причины конфликтов
1. Неадекватная самооценка. Возникновение конфликта может спровоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка. В первом случае человек всегда уверен в собственной правоте, во втором – склонен злиться и накапливать обиды.
2. Неправильное понимание ситуации. Заблуждение – одна из главных причин споров, перерастающих в конфликты. Обладая непроверенной информацией, человек уверен, что собеседник заблуждается, поэтому изо всех сил старается переубедить его.
3. Несовместимость понимания о социальной роли. Это основная причина «конфликта поколений». К примеру, подросток в 14 лет обретает уверенность в том, что он уже взрослый, тогда как родители будут считать его ребёнком ещё лет 10. Также данный фактор часто становится причиной рабочих конфликтов между начальством и подчиненными.
4. Дискриминация. Людям свойственно дискриминировать тех, кого они воспринимают чужими. При этом они сильно возмущаются, если дискриминируемый человек посмеет отстаивать свои права.
5. Конкуренция. В нашей природе заложена борьба за ресурсы, социальное положение и возможность произвести потомство. И эта конкуренция может провоцировать конфликты не только между чужими людьми, но даже между близкими друзьями.
Стратегии конфликта
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
Избегание — уход от конфликтной ситуации.
Компромисс — приемлемое для обеих сторон решение.
Соперничество — активное противостояние другой стороне.
Сотрудничество — обсуждение и реализация взаимовыгодного решения.
Как избежать конфликта?
1. Обращение зарождающегося конфликта в шутку или бессмыслицу.Сложно ругаться с человеком отвечающим шутками на ваши претензии.Пример:Жена мужу: посмотри, какой беспорядок ты навёл! Кто будет всё это убирать?Муж: Ты хочешь сказать, что у нас в стране везде порядок и только у меня в комнате бардак?Жена: Причем здесь страна? Я говорю про твою конкретную комнату!Муж: Да, дорогая, ты права! Бардак! Слушай, но раз бардак мы уже завели, может, и корову заведём?
2. Зоны личного пространства.Известно, что чем ближе в конфликте противники находятся друг к другу, тем выше накал страстей. В некоторых конфликтных ситуациях достаточно бывает отойти от противника на 4 метра (за социальную зону), чтобы конфликт сам собою погас. Невербально это будет означать: “Я не желаю с тобой общаться”.Этот способ не следует использовать при конфликтах со значимыми для вас людьми, поскольку ваш демонстративный уход только обострит ваши отношения в дальнейшем.
3. Метапозиция.Этот приём я использую чаще всего. Метапозиция – это техника восприятия самого себя в сложившейся ситуации с позиции беспристрастного наблюдателя.Смотрите на происходящее как бы со стороны. Анализируйте поведение оппонента: что он говорит, как говорит, зачем. Какова ваша цель в этом конфликте, и как ее осуществить. Когда вы перейдёте в метапозицию, вы оградитесь от эмоций, — нелицеприятные слова оппонента перестанут задевать вас. Вы будете просто мониторить ситуацию и противника, и продавливать свой интерес.
4. Уход.Если вы ясно видите, что оппонент сознательно провоцирует конфликт, переходит на оскорбления и не внимает вашим аргументам, лучше уйти, под любым предлогом, предложив перенести выяснение отношений на другой день. За это время агрессор успокоится и возможно трезво оценит ситуацию. Если этого не произойдёт, вам лучше дистанцироваться от него.
Как разрешить конфликт
Видов и типов конфликтов – множество, поэтому единого алгоритма выхода из любого конфликта просто не существует. Есть набор правил и приёмов, которые “работают” практически в любом конфликте. Например, правило соблюдать вежливость и корректность нужно обязательно соблюдать при любом конфликте. Но если вы, возможно невольно, уже втянуты в конфликт, необходимо знать, как грамотно себя вести и чего, ни в коем случае, делать не следует. Если конфликт, несмотря на ваши усилия погасить его, всё же возник, непременно позвольте противнику выпустить пар. Выслушайте все его претензии, — терпеливо, спокойно, не перебивая и не комментируя. Когда он выплеснет свои эмоции и сбавит напряжение, предложите ему обосновать свои претензии. При этом следите, чтобы противник вновь не соскользнул в эмотивную плоскость. Если это происходит, тактично направляйте его на интеллектуальные выводы. Непременно отнеситесь к оппоненту с уважением, — это обязательное условие. При возможности сделайте ему комплимент. Противник не должен почувствовать в ваших словах и/или действиях оскорбления или пренебрежения, — только уважение и желание конструктивно разрешить конфликт. Если противника «зашкалило», и «понесло», вы должны сдержаться. Ваш спокойный вид и внимательный взгляд через пару минут отрезвят его.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.