«Конфликты среди подростков»
Оценка 4.9

«Конфликты среди подростков»

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
классное руководство
8 кл—11 кл
27.02.2018
«Конфликты среди подростков»
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
пс2.docx
Муниципальное автономное учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Рузский центр содействию семьи  и семейных форм устройства» Педагогический совет:  «Пути выхода из конфликтных ситуаций» Доклад на тему: «Конфликты среди подростков»                                                                                  Подготовил:  педагог­организатор                                                                                     Миронова Е.А. г.Руза 2015г. Конфликты в школе Часть 1. Конфликты между школьниками. Именно   в   общеобразовательной   школе   закладываются   основы   поведения человека в будущем в пред­конфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы   заниматься   профилактикой   конфликтов,   необходимо   иметь   хотя   бы общее   представление   о   том,   как   они   возникают,   развиваются   и   завершаются   в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как   и   для   любого   социального   института,   для   общеобразовательной   школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное   формирование   личности,   ее   цель   —   передача   школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно   в   школе   необходимо   создать   благоприятные   социально­психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Особенности конфликтов между школьниками.   В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие   субъекты   вступают   во   взаимодействие,   конфликты   подразделяют   на   такие виды:   ученик­ученик;   ученик­учитель;   ученик­родители;   ученик­администратор; учитель­учитель;   учитель­родители;   учитель­администратор;   родите­ли­родители; родители­администратор; администратор­администратор. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то   бурса   в   произведениях   Н.   Помяловского   или   описанная   Р.   Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на   необитаемом   острове,   из   книги   «Повелитель   мух»   английского   писателя   У. Голдинга. Как   отмечается   в   обзоре   школьных   конфликтов,   подготовленном   А.И. Шипиловым,  наиболее   распространены   среди   учащихся конфликты лидерства,  в которых отражается борьба двух­трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может   обозначиться   конфликт   трех­четырех   подростков   с   целым   классом   или конфликтное   противостояние   одного   школьника   и   класса.   По   наблюдениям психологов   (О.   Ситковская,   О.   Михайлова),   путь   к   лидерству,   особенно   в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой   педагогики   заключается   в   том,   что   ребенок   в   большей   степени,   чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так,  обнаружена  положительная  связь  между  количеством  агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А.   Бандура).   Поэтому   ряд   исследователей   считают   наказание   моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при   успешном   достижении   цели   агрессивным   способом   может   появиться стремление   вновь   использовать   агрессию   для   выхода   из   различных   трудных ситуаций.  При   наличии   соответствующей   личностной   основы   важной   становится   не агрессия   как   способ   достижения,   а   агрессия   как   самоцель,   она   становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме   того,   конфликты   подростка   в   отношениях   с   одноклассниками обусловлены   особенностью   возраста   —   формированием   морально­этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева). Необходимо   отметить,   что конфликты   в   школьных   коллективах изучены педагогами,   психологами,   социологами   и   представителями   других   наук   явно недостаточно,   потому   нет   и   целостного   представления   об   их   причинах   и особенностях.   Об   этом   говорит   тот   факт,   что   пока   практически   нет   работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные   рекомендации   по   предупреждению   и   конструктивному   разрешению межличностных   конфликтов   в   школе.   А   ведь   для   того   чтобы   управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются. Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения   между   учителем   и   учеником.   В   меньшей   степени   исследованы конфликты   во   взаимоотношениях   учеников.   Еще   меньше   работ   по   проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные. В   педагогической   конфликтологии   уже   выявлены   основные   факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Во­первых,   специфика   конфликтов   между   школьниками   определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1­3 года), дошкольный возраст (3 года — 6­7 лет), младший школьный возраст (6­7 — 10­11 лет), подростковый (10­11 — 15 лет), старший школьный возраст (15­18 лет), поздняя юность (18­23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет). Известно,   что   на   время   обучения   в   школе   приходится   этап   наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество   и   раннюю   юность.   Конфликты   у   школьников   заметно   отличаются   от конфликтов   у   взрослых   людей.   Существенные   различия   имеют   и   конфликты, происходящие   в   младшей,   неполной   средней   и   средней   школах.   Основным конфликтогенным   фактором,   определяющим   особенности   конфликтов   между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой   процесс   и   результат   усвоения   и   активного   воспроизводства   индивидом социального   опыта,   проявляемого   в   общении   и   деятельности.   Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный   конфликт.   В   ходе   конфликтов   с   окружающими   ребенок, подросток,   юноша,   девушка   осознают,   как   можно   и   как   нельзя   поступать   по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Во­вторых,   особенности   конфликтов   между   школьниками   определяются характером   их   деятельности   в   школе,   основным   содержанием   которой   является учеба.   В   психологии   А.В.   Петровским   разработана   концепция   деятельностного опосредствования   межличностных   отношений.   Он   подчеркивает   определяющее влияние   содержания,   целей   и   ценностей   совместной   деятельности   на   систему межличностных   отношений   в   группе   и   коллективе.   Межличностные   отношения   в ученическом   и   педагогическом   коллективах   заметно   отличаются   от   отношений   в коллективах   и   группах   других   видов.   Эти   отличия   во   многом   обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе. В­третьих,   специфика   конфликтов   между   учащимися   сельской   школы   в современных   условиях   определяется   внешним   укладом   жизни   на   селе,   той социально­экономической   ситуацией,   которая   сложилась   сегодня   в   сельской местности.   Сельская   школа   является   неотъемлемым   и   важным   структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще   и   конкретной   деревне   в   частности   оказывает   существенное   влияние   на положение   дел   в   сельской   школе.   Взаимоотношения   и   конфликты   в   коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по­своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями. Исследование,   проведенное   под   руководством   В.И.   Журавлева   в   школах Московской   области,   позволило   выявить   некоторые   особенности   местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:  из­за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;  из­за отсутствия взаимопонимания — 7%;  в связи с борьбой за лидерство — 7%;  из­за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;  в связи с общественной работой — 6%;  у девочек — из­за парня — 5% . Считают,   что   конфликтов   у   учеников   не   было  —  11%,  испытывали   чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников. Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно. Основные причины ненависти к сверстникам:  подлость и предательство — 30%;  подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;  личная обида — 15%;  ложь и высокомерие — 12%;  соперничество между одноклассниками — 9%. На   конфликтность   учеников   заметное   влияние   оказывают   их   индивидуально­ психологические   особенности,   в   частности   агрессивность.   Наличие   в   классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:  причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;  источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;  все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;  в агрессивности ученика виновата семья — 8%;  агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;  агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;  агрессивность — плохая черта характера — 1%;  в классе были агрессивные ученики — 12%;  в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.  Конфликты   между   учениками   в   школе   возникают,   в   том   числе   и   из­за проступков,   нарушений   общепринятых   норм   в   поведении   школьников.   Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При   их   соблюдении   подразумевается   снижение   до   минимума   противоречий   в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих­то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники,   по   их   собственному   мнению,   чаще   всего   допускают   следующие нарушения норм поведения в школе:  курение — 50%;  употребление спиртных напитков — 44%;  грубость,  хамство в общении — 31%;  употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;  ложь — 15% ;  неуважение учеников друг к другу — 13%;  распущенность в половой жизни — 10%;  мелкие кражи — 10%; драки—10%;  хулиганство — 10%;  наркомания — 6%;  издевательства над младшими и слабыми — 6%;  азартные игры (на деньги) — 3%. Особенности конфликтов в школьных коллективах. Особенности   конфликтов   между   учениками школы   определяются,   прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер   учебно­воспитательного   процесса,   его   организация   в   конкретном общеобразовательном   учреждении.   Третьим   фактором,   воздействующим   на конфликты   во   взаимоотношениях   учащихся,   является   жизненный   уклад   и существующая социально­экономическая ситуация.

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»

«Конфликты среди подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018