«Конфликты среди подростков»

  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 27.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Иконка файла материала пс2.docx
Муниципальное автономное учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Рузский центр содействию семьи  и семейных форм устройства» Педагогический совет:  «Пути выхода из конфликтных ситуаций» Доклад на тему: «Конфликты среди подростков»                                                                                  Подготовил:  педагог­организатор                                                                                     Миронова Е.А.г.Руза 2015г. Конфликты в школе Часть 1. Конфликты между школьниками. Именно   в   общеобразовательной   школе   закладываются   основы   поведения человека в будущем в пред­конфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы   заниматься   профилактикой   конфликтов,   необходимо   иметь   хотя   бы общее   представление   о   том,   как   они   возникают,   развиваются   и   завершаются   в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как   и   для   любого   социального   института,   для   общеобразовательной   школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное   формирование   личности,   ее   цель   —   передача   школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно   в   школе   необходимо   создать   благоприятные   социально­психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Особенности конфликтов между школьниками.   В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие   субъекты   вступают   во   взаимодействие,   конфликты   подразделяют   на   такие виды:   ученик­ученик;   ученик­учитель;   ученик­родители;   ученик­администратор; учитель­учитель;   учитель­родители;   учитель­администратор;   родите­ли­родители; родители­администратор; администратор­администратор. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то   бурса   в   произведениях   Н.   Помяловского   или   описанная   Р.   Киплингомаристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на   необитаемом   острове,   из   книги   «Повелитель   мух»   английского   писателя   У. Голдинга. Как   отмечается   в   обзоре   школьных   конфликтов,   подготовленном   А.И. Шипиловым,  наиболее   распространены   среди   учащихся конфликты лидерства,  в которых отражается борьба двух­трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может   обозначиться   конфликт   трех­четырех   подростков   с   целым   классом   или конфликтное   противостояние   одного   школьника   и   класса.   По   наблюдениям психологов   (О.   Ситковская,   О.   Михайлова),   путь   к   лидерству,   особенно   в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой   педагогики   заключается   в   том,   что   ребенок   в   большей   степени,   чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так,  обнаружена  положительная  связь  между  количеством  агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А.   Бандура).   Поэтому   ряд   исследователей   считают   наказание   моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при   успешном   достижении   цели   агрессивным   способом   может   появиться стремление   вновь   использовать   агрессию   для   выхода   из   различных   трудных ситуаций.  При   наличии   соответствующей   личностной   основы   важной   становится   не агрессия   как   способ   достижения,   а   агрессия   как   самоцель,   она   становитсясамостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме   того,   конфликты   подростка   в   отношениях   с   одноклассниками обусловлены   особенностью   возраста   —   формированием   морально­этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева). Необходимо   отметить,   что конфликты   в   школьных   коллективах изучены педагогами,   психологами,   социологами   и   представителями   других   наук   явно недостаточно,   потому   нет   и   целостного   представления   об   их   причинах   и особенностях.   Об   этом   говорит   тот   факт,   что   пока   практически   нет   работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные   рекомендации   по   предупреждению   и   конструктивному   разрешению межличностных   конфликтов   в   школе.   А   ведь   для   того   чтобы   управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются. Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения   между   учителем   и   учеником.   В   меньшей   степени   исследованы конфликты   во   взаимоотношениях   учеников.   Еще   меньше   работ   по   проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные. В   педагогической   конфликтологии   уже   выявлены   основные   факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Во­первых,   специфика   конфликтов   между   школьниками   определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1­3 года), дошкольный возраст (3 года — 6­7 лет), младший школьный возраст (6­7 — 10­11 лет), подростковый (10­11 — 15 лет), старший школьный возраст (15­18 лет), поздняя юность (18­23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет). Известно,   что   на   время   обучения   в   школе   приходится   этап   наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество   и   раннюю   юность.   Конфликты   у   школьников   заметно   отличаются   от конфликтов   у   взрослых   людей.   Существенные   различия   имеют   и   конфликты, происходящие   в   младшей,   неполной   средней   и   средней   школах.   Основным конфликтогенным   фактором,   определяющим   особенности   конфликтов   между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой   процесс   и   результат   усвоения   и   активного   воспроизводства   индивидом социального   опыта,   проявляемого   в   общении   и   деятельности.   Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный   конфликт.   В   ходе   конфликтов   с   окружающими   ребенок, подросток,   юноша,   девушка   осознают,   как   можно   и   как   нельзя   поступать   по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Во­вторых,   особенности   конфликтов   между   школьниками   определяются характером   их   деятельности   в   школе,   основным   содержанием   которой   является учеба.   В   психологии   А.В.   Петровским   разработана   концепция   деятельностного опосредствования   межличностных   отношений.   Он   подчеркивает   определяющее влияние   содержания,   целей   и   ценностей   совместной   деятельности   на   систему межличностных   отношений   в   группе   и   коллективе.   Межличностные   отношения   в ученическом   и   педагогическом   коллективах   заметно   отличаются   от   отношений   вколлективах   и   группах   других   видов.   Эти   отличия   во   многом   обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе. В­третьих,   специфика   конфликтов   между   учащимися   сельской   школы   в современных   условиях   определяется   внешним   укладом   жизни   на   селе,   той социально­экономической   ситуацией,   которая   сложилась   сегодня   в   сельской местности.   Сельская   школа   является   неотъемлемым   и   важным   структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще   и   конкретной   деревне   в   частности   оказывает   существенное   влияние   на положение   дел   в   сельской   школе.   Взаимоотношения   и   конфликты   в   коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по­своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями. Исследование,   проведенное   под   руководством   В.И.   Журавлева   в   школах Московской   области,   позволило   выявить   некоторые   особенности   местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:  из­за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;  из­за отсутствия взаимопонимания — 7%;  в связи с борьбой за лидерство — 7%;  из­за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;  в связи с общественной работой — 6%;  у девочек — из­за парня — 5% . Считают,   что   конфликтов   у   учеников   не   было  —  11%,  испытывали   чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно. Основные причины ненависти к сверстникам:  подлость и предательство — 30%;  подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;  личная обида — 15%;  ложь и высокомерие — 12%;  соперничество между одноклассниками — 9%. На   конфликтность   учеников   заметное   влияние   оказывают   их   индивидуально­ психологические   особенности,   в   частности   агрессивность.   Наличие   в   классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:  причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;  источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;  все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;  в агрессивности ученика виновата семья — 8%;  агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;  агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;  агрессивность — плохая черта характера — 1%;  в классе были агрессивные ученики — 12%;  в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.  Конфликты   между   учениками   в   школе   возникают,   в   том   числе   и   из­за проступков,   нарушений   общепринятых   норм   в   поведении   школьников.   Нормыповедения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При   их   соблюдении   подразумевается   снижение   до   минимума   противоречий   в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих­то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники,   по   их   собственному   мнению,   чаще   всего   допускают   следующие нарушения норм поведения в школе:  курение — 50%;  употребление спиртных напитков — 44%;  грубость,  хамство в общении — 31%;  употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;  ложь — 15% ;  неуважение учеников друг к другу — 13%;  распущенность в половой жизни — 10%;  мелкие кражи — 10%; драки—10%;  хулиганство — 10%;  наркомания — 6%;  издевательства над младшими и слабыми — 6%;  азартные игры (на деньги) — 3%. Особенности конфликтов в школьных коллективах. Особенности   конфликтов   между   учениками школы   определяются,   прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер   учебно­воспитательного   процесса,   его   организация   в   конкретном общеобразовательном   учреждении.   Третьим   фактором,   воздействующим   наконфликты   во   взаимоотношениях   учащихся,   является   жизненный   уклад   и существующая социально­экономическая ситуация.