Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Муниципальное автономное учреждение для детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья
«Рузский центр содействию семьи
и семейных форм устройства»
Педагогический совет:
«Пути выхода из конфликтных ситуаций»
Доклад на тему:
«Конфликты среди подростков»
Подготовил:
педагогорганизатор
Миронова Е.А.г.Руза
2015г.
Конфликты в школе
Часть 1. Конфликты между школьниками.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения
человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы
общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в
школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы
характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на
целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам
определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому
именно в школе необходимо создать благоприятные социальнопсихологические
условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Особенности конфликтов между школьниками.
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта
деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того,
какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие
виды: ученикученик; ученикучитель; ученикродители; ученикадминистратор;
учительучитель; учительродители; учительадминистратор; родителиродители;
родителиадминистратор; администраторадминистратор.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь
то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингомаристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых
на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У.
Голдинга.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И.
Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в
которых отражается борьба двухтрех лидеров и их группировок за первенство в
классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.
Может обозначиться конфликт трехчетырех подростков с целым классом или
конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям
психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в
подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости,
безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов
мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем
взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и
травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации
личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных
действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р.
Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались,
как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие
(А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью
конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но
при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться
стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных
ситуаций.
При наличии соответствующей личностной основы важной становится не
агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становитсясамостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к
другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками
обусловлены особенностью возраста — формированием моральноэтических
критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В.
Лозоцева).
Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены
педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно
недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и
особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ,
предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и
проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению
межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять
конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их
изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в
этом направлении уже сделаны и делаются.
Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены
столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы
конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме
регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо:
конфликты между учителями наиболее сложные.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы,
определяющие особенности конфликтов между учениками.
Вопервых, специфика конфликтов между школьниками определяется
возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на
причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы
завершения.Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени
ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды:
младенческий (до 1 года), раннее детство (13 года), дошкольный возраст (3 года —
67 лет), младший школьный возраст (67 — 1011 лет), подростковый (1011 — 15
лет), старший школьный возраст (1518 лет), поздняя юность (1823 года), зрелый
возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее
интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все
отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от
конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты,
происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным
конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между
учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет
собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом
социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация
школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а
также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в
школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает
межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок,
подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по
отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Вовторых, особенности конфликтов между школьниками определяются
характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является
учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного
опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее
влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему
межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в
ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений вколлективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены
спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
Втретьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в
современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той
социальноэкономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской
местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным
элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе
вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на
положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах
сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы,
которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о
главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники
знают о многих проблемах жизни села, посвоему переживают их, трансформируют
эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах
Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных
конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:
изза оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
изза отсутствия взаимопонимания — 7%;
в связи с борьбой за лидерство — 7%;
изза противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
в связи с общественной работой — 6%;
у девочек — изза парня — 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство
ненависти к одноклассникам 61% школьников.Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе
не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
подлость и предательство — 30%;
подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей
— 27%;
личная обида — 15%;
ложь и высокомерие — 12%;
соперничество между одноклассниками — 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально
психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе
агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием,
но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о
причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;
источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;
все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;
в агрессивности ученика виновата семья — 8%;
агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;
агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;
агрессивность — плохая черта характера — 1%;
в классе были агрессивные ученики — 12%;
в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и изза
проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормыповедения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей.
При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в
школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению
чьихто интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.
Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие
нарушения норм поведения в школе:
курение — 50%;
употребление спиртных напитков — 44%;
грубость, хамство в общении — 31%;
употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;
ложь — 15% ;
неуважение учеников друг к другу — 13%;
распущенность в половой жизни — 10%;
мелкие кражи — 10%; драки—10%;
хулиганство — 10%;
наркомания — 6%;
издевательства над младшими и слабыми — 6%;
азартные игры (на деньги) — 3%.
Особенности конфликтов в школьных коллективах.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде
всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек).
На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает
характер учебновоспитательного процесса, его организация в конкретном
общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим наконфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и
существующая социальноэкономическая ситуация.