Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Оценка 4.6
Исследовательские работы
pptx
классное руководство
Взрослым
11.03.2017
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Презентацияпроект.pptx
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Конфликты в
системах
«ученик – учитель»,
«учитель – учитель»
Содержание работы психолога
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Актуальность темы
проекта
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Профилактика конфликтов, несомненно,
будет способствовать повышению
качества учебного процесса. Ученики и
учителя станут тратить
интеллектуальные и нравственные
силы не на борьбу с оппонентами, а на
свою основную деятельность.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Своевременные
профилактические
меры весьма
положительно
влияют на
психологическое и
физическое
здоровье учеников и
учителей.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Именно в школе у
ребенка, подростка
формируются
навыки
разрешения
противоречий в
межличностном
взаимодействии.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Цель проекта: определение специфики
конфликтов между учителями и
учениками и систематизация путей их
профилактики и разрешения
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Задачи:
В ходе анализа научно
психологической литературы
уточнить понятие конфликта;
Рассмотреть особенности протекания
конфликтов в системах «ученик –
учитель»,«учитель – учитель»;
Сформировать пакет
диагностических методик по
исследованию конфликтности;
Разработать систему работы психолога с
педагогами, с учениками;
Создать методическую копилку
психолога для работы по
профилактике конфликтов.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Универсальная понятийная схема описания
конфликта
1. Сущность конфликта.
2. Классификация конфликтов.
3. Структура конфликта.
4. Функции конфликта.
5. Генезис конфликта.
6. Эволюция конфликта .
7. Динамика конфликта.
8. Системно-информационное описание
конфликтов.
9. Предупреждение конфликтов.
10.Завершение конфликтов.
11.Исследование и диагностика конфликтов.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Под конфликтом понимается наиболее острый
способ разрешения значимых противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия,
заключающийся в противодействии
субъектов и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Схема линий противоречий в
системе образования
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Конфликты в
школе
Система
«Учитель – Ученик»
Система
«Учитель Учитель»
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Специфика конфликтов в системе
«ученик - учитель»
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Классификация конфликтов в системе
«ученик - учитель»
1
2
3
Конфликты
действия
Конфликты
поведения
Конфликты
отношения
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
«Когда два человека конфликтуют, неправ тот
из них, кто умнее». Умный должен уметь
защитить свои интересы и интересы дела без
конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах
учеников с учителями чаще всего неправы
последние. Житейский опыт ученика, объем
его знаний, мировоззрение, навыки общения
с окружающим миром гораздо меньше, чем у
учителя. Педагог должен научиться
оставаться выше конфликта и разрешать
естественные и неизбежные проблемы во
взаимоотношениях с учениками без
негативных эмоций (лучше — с юмором).
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Конфликты действия и поведения связаны с
непринятием учениками школьных правил и
своих обязанностей. Психолог в
сотрудничестве с учителем может
напоминать о необходимости выполнения
правил учениками.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Чтобы предотвратить конфликты отношений,
психологу необходимо работать с обеими
сторонами системы
«учитель – ученик» - развивать навыки
конструктивного общения ,повышать
коммуникативную компетентность, уровень
эмпатии учителей и учеников.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Специфика конфликтов в
системе «учитель – учитель»
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Частота в конфликтов в системах
• администрация — учитель — 35,5%;
• администрация — обслуживающий
персонал — 7,5%;
• конфликт между учителями-
предметниками — 15%;
• молодые учителя — учителя со
стажем — 7,5%;
• учитель — ученик — 24,8% ;
• учитель — родитель — 14,3% .
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Конфликты системе
«учитель – учитель»
Между рядовыми Между
учителем и
учителями
администрацией
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Причины конфликтов между педагогами
1
2
Высокий уровень
взаимосвязи
в педагогической
деятельности
Преимущественно
женский состав
педагогического
коллектива
3
Социально –
экономическое
давление
окружающей
среды
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Опытный педагог понимает
деструктивные последствия конфликтов
и имеет навыки неконфликтного
разрешения проблем психолог
может ускорить процесс накопления
опыта учителем, занимаясь
просвещением педагогов.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Чаще всего причиной конфликтов у учителей
является неудобное расписание уроков и
значительные затраты времени на дела, не
имеющие непосредственного отношения к
обучению и воспитанию школьников. Нередко
бывают конфликты, связанные с учебной
нагрузкой. Психолог не может
оставить без внимания работу с
администрацией школы(ненавязчиво).
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Психолог может снизить социально –
экономическое давление окружающей
среды, снизить конфликтность, расширяя
пространственные границы
мировосприятия человека.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Гипотеза:
Уровень конфликтов в системах «учитель –
ученик» и «учитель – учитель» обусловлен
недостаточным уровнем психологической
культуры и коммуникативной
компетентности сторон, непринятием правил
школьного распорядка учащимися.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Пакет диагностических
методик
1. МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для
учеников и учителей.
2. Тест. «Оцените уровень конфликтности».
3. Тест К. Томаса «Определение стиля поведения
в конфликтной ситуации»
4. Определение интегральных форм
коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Темы для консультирования педагогов
1. Как снизить конфликтогенность общения.
2. Оптимальная манера общения.
3. Психология конструктивной дискуссии и спора.
4. Я – концепция, продуктивность и образ ученика.
5. Самооценка учителя и стиль взаимодействия с
классом.
6. Доверительные отношения в системе «учитель –
ученик» как основа эффективного
педагогического общения.
7. Технология решения учителем проблем
школьной дисциплины.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Тренинги и семинары
1. Семинар – практикум «Конфликт и пути
его разрешения».
2. Тренинги цикла «Учитель – Класс».
3. Тренинги цикла «Учитель – Ученик».
4. Профилактика стресса.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Памятки
1. Памятка для учителя по профилактике
2. Памятка директору школы по профилактике
конфликтов.
конфликтов.
3. Как помогать ученикам вносить свой вклад в
групповые отношения.
4. Как помогать ученикам почувствовать свою
коммуникативную компетентность.
5. Как помогать ученикам почувствовать свою
интеллектуальную состоятельность.
6. Мера экстренного педагогического
воздействия, когда цель поведения –
избегание неудач.
7. Мера экстренного педагогического
воздействия, когда цель поведения – власть
и месть
8. Избегание напряжённости в общении с
властными и мстительными учениками.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Работа психолога с
учениками
1. Классный час «Дверь в человеческие
отношения открывается на себя».
2. Урок – тренинг «Как разрешать
конфликтные ситуации».
3. Занятие «Профилактика конфликтов».
4. Цикл классных часов «Зачем нужны
правила в школе?»
5. Тренинги общения.
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Вывод: представленный творческий проект
поможет психологу в сотрудничестве с
педагогическим коллективом образовательного
учреждения разработать содержание работы по
профилактике конфликтов в системах «учитель
– ученик», «учитель – учитель»
Конфликты в системах«ученик – учитель»,«учитель – учитель»
Литература:
1. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Анцупов А.Я.
— М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003.
2. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С.
Гусевой. — М., 1997.
3. Как научить детей сотрудничать?. К.Фопель. – М.:Генезис., 1999.
4. Технологии работы школьного психолога с педагогическим
коллективом. Овчарова Р.В. Курган, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.