Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.Своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Конфликты в
системах
«ученик – учитель»,
«учитель – учитель»
Содержание работы психолога
Актуальность темы
проекта
Профилактика конфликтов, несомненно,
будет способствовать повышению
качества учебного процесса. Ученики и
учителя станут тратить
интеллектуальные и нравственные
силы не на борьбу с оппонентами, а на
свою основную деятельность.
Своевременные
профилактические
меры весьма
положительно
влияют на
психологическое и
физическое
здоровье учеников и
учителей.
Именно в школе у
ребенка, подростка
формируются
навыки
разрешения
противоречий в
межличностном
взаимодействии.
Цель проекта: определение специфики
конфликтов между учителями и
учениками и систематизация путей их
профилактики и разрешения
Задачи:
В ходе анализа научно
психологической литературы
уточнить понятие конфликта;
Рассмотреть особенности протекания
конфликтов в системах «ученик –
учитель»,«учитель – учитель»;
Сформировать пакет
диагностических методик по
исследованию конфликтности;
Разработать систему работы психолога с
педагогами, с учениками;
Создать методическую копилку
психолога для работы по
профилактике конфликтов.
Универсальная понятийная схема описания
конфликта
1. Сущность конфликта.
2. Классификация конфликтов.
3. Структура конфликта.
4. Функции конфликта.
5. Генезис конфликта.
6. Эволюция конфликта .
7. Динамика конфликта.
8. Системно-информационное описание
конфликтов.
9. Предупреждение конфликтов.
10.Завершение конфликтов.
11.Исследование и диагностика конфликтов.
Под конфликтом понимается наиболее острый
способ разрешения значимых противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия,
заключающийся в противодействии
субъектов и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями.
Схема линий противоречий в
системе образования
Конфликты в
школе
Система
«Учитель – Ученик»
Система
«Учитель Учитель»
Специфика конфликтов в системе
«ученик - учитель»
Классификация конфликтов в системе
«ученик - учитель»
1
2
3
Конфликты
действия
Конфликты
поведения
Конфликты
отношения
«Когда два человека конфликтуют, неправ тот
из них, кто умнее». Умный должен уметь
защитить свои интересы и интересы дела без
конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах
учеников с учителями чаще всего неправы
последние. Житейский опыт ученика, объем
его знаний, мировоззрение, навыки общения
с окружающим миром гораздо меньше, чем у
учителя. Педагог должен научиться
оставаться выше конфликта и разрешать
естественные и неизбежные проблемы во
взаимоотношениях с учениками без
негативных эмоций (лучше — с юмором).
Конфликты действия и поведения связаны с
непринятием учениками школьных правил и
своих обязанностей. Психолог в
сотрудничестве с учителем может
напоминать о необходимости выполнения
правил учениками.
Чтобы предотвратить конфликты отношений,
психологу необходимо работать с обеими
сторонами системы
«учитель – ученик» - развивать навыки
конструктивного общения ,повышать
коммуникативную компетентность, уровень
эмпатии учителей и учеников.
Специфика конфликтов в
системе «учитель – учитель»
Частота в конфликтов в системах
• администрация — учитель — 35,5%;
• администрация — обслуживающий
персонал — 7,5%;
• конфликт между учителями-
предметниками — 15%;
• молодые учителя — учителя со
стажем — 7,5%;
• учитель — ученик — 24,8% ;
• учитель — родитель — 14,3% .
Конфликты системе
«учитель – учитель»
Между рядовыми Между
учителем и
учителями
администрацией
Причины конфликтов между педагогами
1
2
Высокий уровень
взаимосвязи
в педагогической
деятельности
Преимущественно
женский состав
педагогического
коллектива
3
Социально –
экономическое
давление
окружающей
среды
Опытный педагог понимает
деструктивные последствия конфликтов
и имеет навыки неконфликтного
разрешения проблем психолог
может ускорить процесс накопления
опыта учителем, занимаясь
просвещением педагогов.
Чаще всего причиной конфликтов у учителей
является неудобное расписание уроков и
значительные затраты времени на дела, не
имеющие непосредственного отношения к
обучению и воспитанию школьников. Нередко
бывают конфликты, связанные с учебной
нагрузкой. Психолог не может
оставить без внимания работу с
администрацией школы(ненавязчиво).
Психолог может снизить социально –
экономическое давление окружающей
среды, снизить конфликтность, расширяя
пространственные границы
мировосприятия человека.
Гипотеза:
Уровень конфликтов в системах «учитель –
ученик» и «учитель – учитель» обусловлен
недостаточным уровнем психологической
культуры и коммуникативной
компетентности сторон, непринятием правил
школьного распорядка учащимися.
Пакет диагностических
методик
1. МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для
учеников и учителей.
2. Тест. «Оцените уровень конфликтности».
3. Тест К. Томаса «Определение стиля поведения
в конфликтной ситуации»
4. Определение интегральных форм
коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)
Темы для консультирования педагогов
1. Как снизить конфликтогенность общения.
2. Оптимальная манера общения.
3. Психология конструктивной дискуссии и спора.
4. Я – концепция, продуктивность и образ ученика.
5. Самооценка учителя и стиль взаимодействия с
классом.
6. Доверительные отношения в системе «учитель –
ученик» как основа эффективного
педагогического общения.
7. Технология решения учителем проблем
школьной дисциплины.
Тренинги и семинары
1. Семинар – практикум «Конфликт и пути
его разрешения».
2. Тренинги цикла «Учитель – Класс».
3. Тренинги цикла «Учитель – Ученик».
4. Профилактика стресса.
Памятки
1. Памятка для учителя по профилактике
2. Памятка директору школы по профилактике
конфликтов.
конфликтов.
3. Как помогать ученикам вносить свой вклад в
групповые отношения.
4. Как помогать ученикам почувствовать свою
коммуникативную компетентность.
5. Как помогать ученикам почувствовать свою
интеллектуальную состоятельность.
6. Мера экстренного педагогического
воздействия, когда цель поведения –
избегание неудач.
7. Мера экстренного педагогического
воздействия, когда цель поведения – власть
и месть
8. Избегание напряжённости в общении с
властными и мстительными учениками.
Работа психолога с
учениками
1. Классный час «Дверь в человеческие
отношения открывается на себя».
2. Урок – тренинг «Как разрешать
конфликтные ситуации».
3. Занятие «Профилактика конфликтов».
4. Цикл классных часов «Зачем нужны
правила в школе?»
5. Тренинги общения.
Вывод: представленный творческий проект
поможет психологу в сотрудничестве с
педагогическим коллективом образовательного
учреждения разработать содержание работы по
профилактике конфликтов в системах «учитель
– ученик», «учитель – учитель»
Литература:
1. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Анцупов А.Я.
— М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003.
2. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С.
Гусевой. — М., 1997.
3. Как научить детей сотрудничать?. К.Фопель. – М.:Генезис., 1999.
4. Технологии работы школьного психолога с педагогическим
коллективом. Овчарова Р.В. Курган, 2006.