Конкуренция и типы рынков: теория + практика. Подготовка к ЕГЭ

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • Занимательные материалы
  • Интерактивная доска
  • Карточки-задания
  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Подготовка к тестированию
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Рабочие листы
  • Раздаточные материалы
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 11.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конкуренция и типы рынков: теория + практика. Подготовка к ЕГЭ. Виды конкурентных рынков. Типы рыночных структур
Иконка файла материала 15. Конкуренция.pptx

Рыночные структуры и конкуренция

Тема.

Рыночный механизм

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей с друг другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Функции рынка:
Интеграционная (соединение производителей и потребителей) - рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики.
Санирующая/селекционная (оздоровительная) – очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц. /Освобождает экономику от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание полезных обществу производств.
Регулирующая – рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объемы и ассортимент производства, деятельность потребителя (перетекание капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.)
Информационная – предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары; дает объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство.
Распределительная (социальная) – доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам.
Посредническая – рынок выступает посредником между производителем и потребителем.
Ценообразующая – в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены.
Стимулирующая – рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров.
Инновационная – поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрением в производство новейших научных разработок.

Рыночные структуры:

По характеру продаж: оптовый и розничный.
По отношению субъектов к закону: легальный и нелегальный (то есть законный и незаконный).
По организационному критерию (степень ограничения конкуренции): совершенная чистая и несовершенная конкуренция.
По типу конкуренции: олигополия, монополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, монопсония.
По пространственному критерию (по масштабу): местный (деревня, город, село), региональный (область, республика), национальный (страна), мировой.
По функциональному критерию (по объекту рыночных отношений): рынок товаров и рынок услуг (потребительские рынки), факторов производства (сырья, средств производства, рабочей силы, финансовые, интеллектуальной собственности); рынок жилья и прочих сооружений, рынок труда, финансовый рынок, рынок информации, валютный рынок и т.д.
По степени регулируемости: регулируемый и нерегулируемый.
По уровню насыщения: равновесный, избыточный, дефицитный.

Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. (Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению) .

Рыночная конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Рыночная конкуренция это экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Конкурентными рынками являются: монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, монопсония.

Рынки различаются (характеристики типов рынков):
по количеству покупателей,
степенью сходства товаров (уникальные, аналогичные, однородные),
легкостью входа на рынок и выхода из него,
количеством и размером предприятий.

Типы рынков:

Конкуренция чистая совершенная

Множество фирм производит и предлагает одинаковую, схожую (однородную, стандартизированную) продукцию.
Отсутствие барьеров для осуществления бизнеса.
Участники рынка не могут повлиять на ценообразование.

олигополия

Рыночная структура, при которой рынок поделен между несколькими крупными фирмами. Господствует несколько крупных фирм.
Барьеры для входа на этот рынок трудно преодолимы (барьером является огромный стартовый капитал).
Цены на товары устанавливаются в результате договора между несколькими крупными фирмами (например тайный сговор фирм с целью установить более высокую цену).

Монополия

На рынке представлен только один производитель уникального товара (с уникальной производственной технологией).
Ситуация на рынке, при которой барьеры для входа на рынок являются НЕпреодолимыми.
Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию с учетом рыночного спроса.

Монопсония

При монопсонии монополистом является не продавец, а 1 (один) единственный покупатель – государство.
Примеры: космический корабль, оружие, неогранённые алмазы).

большое количество фирм производит разнообразную продукцию и имеет возможность отчасти контролировать цены на нее.
Примеры: рынки продуктов питания, рынки одежды и обуви, рынки косметических товаров, розничная торговля, производство одежды, обуви, мебели, аптеки, рестораны.

Монополистическая конкуренция

Монополия: электроэнергетика, железнодорожные перевозки, местные предприятия коммунального хозяйства.

Примеры:
В стране Н. железнодорожными перевозками занимается только одна компания.
Государство является единственным производителем военной техники.
Государство является единственным производителем вооружения.
Государство является единственным производителем услуг железнодорожного транспорта.
В стране Н. авиационными перевозками занимается только одна компания.

Олигополия: автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок

Примеры:
В регионе Н. рынок услуг мобильной связи поделен между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены.
В городе Н. рынок мобильной связи поделен между тремя крупными производителями, другие производители не представлены.
Несколько сотовых компаний сговорились между собой о цене на услуги.
Три производителя компьютерной техники поделили между собой рынок и конкурируют друг с другом.

Чистая совершенная конкуренция: сельское хозяйство, бытовые услуги.

Примеры:
В регионе Н. несколько десятков небольших медицинских учреждений оказывают различные медицинские услуги, постоянно повышая их качество.
В регионе Н. на рынке медицинских услуг можно встретить и широко известные клиники, и совсем новые медицинские учреждения с разной стоимостью услуг.
В регионе Н. можно встретить и широко известные клиники, и совсем новые медицинские учреждения, предлагающие разнообразные медицинские услуги.
В регионе Н. на рынке медицинских услуг можно встретить и широко известные клиники, и совсем небольшие частные медицинские учреждения.
В городе Н. на рынке продуктов питания действуют как крупные, так и малые фирмы.

Монополистическая конкуренция: рынки продуктов питания, рынки одежды и обуви, производство одежды, обуви, мебели, аптеки, рестораны, рынки косметических товаров, розничная торговля.

Примеры:
В городе Н. на рынке продуктов питания представлено множество фирм, которые производят дифференцированную продукцию и имеют возможность отчасти контролировать цену на нее.
В городе Н. на рынке детских товаров действуют как крупные, так и малые фирмы, которые могут отчасти контролировать цены.
На местном рынке города Н. множество продавцов предлагают различную модную одежду и отчасти имеют возможность контролировать цены на нее.

Позитивные черты (Плюсы)

Конкуренция производителей способствует:
Способствует разнообразию товаров (увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг) – возможность выбора для потребителей.
На увеличение числа товаров лучшего качества (улучшению качества),
Уменьшению цены (снижаются цены),
Внедряются новые технологии/ технические достижения (прогрессивные технологии производства),
Ресурсы используются более эффективно.
Заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Ограничивает возможность возникновения монополий.

негативные черты

Минусами конкуренции являются:
Приводит к разорению производителей,
Огромное количество средств уходит на рекламу,
Используются нечестные методы борьбы,
Экологические нарушения,
Чрезмерная эксплуатация ресурсов - использование техники до его полного износа. Рыночная конкуренция может сделать невыгодным использование техники до его полного износа.

Задание №22. В государстве Н. рынок автомобилестроения поделен между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Уставный капитал каждого из этих предприятий разделен на определенное число ценных бумаг, владельцы которых ежегодно получают часть прибыли в виде дивидендов.

Какая организационно-правовая форма данных предприятий? (Акционерное общество.)
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? (Олигополия.)
Каковы барьеры входа на этот рынок этого типа? (Укажите любые два барьера.) (Сложность товара, высокие расходы на рекламу, первоначальный размер капитала.)
Какие другие типы конкурентных рынков выделяют ученые? (Назовите любые 2 типа.) (Рынок монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции, рынок чистой совершенной конкуренции.)

Задание №22. На рынке детской одежды области Н. конкурирует множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса, продается стандартная продукция.

Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример?
(Рынок совершенной конкуренции.)
Свой ответ объясните.
(На рынке действует множество конкурирующих фирм, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам.)
Какие барьеры входа на рынок этого типа существуют?
(Барьеры отсутствуют: ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного производства в другое.)
Какой тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу?
(по объекту – рынок товаров; по масштабу – региональный.)

Рыночная конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкурентными рынками являются: олигополия, монополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, монопсония. Рынки различаются по количеству покупателей, легкостью входа на рынок и выхода из него, количеством и размером предприятий, степенью сходства товаров (уникальные, аналогичные, однородные).

Конкуренция – это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусами конкуренции являются: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.

Влияние конкуренции на развитие производства: Небольшая фабрика по производству конфет в ходе конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской фирмой, после чего произошло полное техническое переоснащение фабрики и увеличился ее объем производства. Компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах мобильного интернета, другие компании-операторы вынуждены были выступить с аналогичными предложениями. Ресторан быстрого питания, ориентированный на производство и продажу гамбургеров, картошки-фри и хот-догов, под влиянием конкуренции со стороны других участников рынка ввел в меню различные салаты и другие вегетарианские блюда. Вконтакте конкурировало с Фейсбуком, в результате постоянно совершенствовало свой интерфейс и улучшило качество сервиса. Компания «Макс» по производству автомобилей выпускала некачественные авто, использование которых приводило к многочисленным авариям. После появления конкурентов с авто лучшего качества, компания «Макс» разорилась и была вынуждена прекратить свое существование. Фирма по производству салфеток снизила цену на свои товары, что привело к увеличению спроса на продукцию. Так фирма привлекла больше покупателей, что увеличило их прибыль.

КОНКУРЕНЦИЯ и ее роль в рыночной экономике

1. Понятие «Конкуренция»
2. Основные виды конкуренции:
а) ценовая и неценовая;
б) совершенная (чистая) и несовершенная;
в) внутриотраслевая и межотраслевая;
г) конкуренция продавцов, конкуренция покупателей.
3. Признаки совершенной конкуренции:
а) большое количество фирм;
б) беспрепятственный (свободный) вход на рынок новым фирмам;
в) отсутствие контроля над ценами отдельными производителями (свободное ценообразование).
4. Виды несовершенной конкуренции:
а) монополистическая;
б) монополия;
в) олигополия.
5. Антимонопольное законодательство.
6. Естественная монополия.
7. Функции конкуренции:


а) регулирующая;
б) посредническая;
в) санирующая (оздоровительная).
8. Позитивные черты (преимущества) конкуренции:
а) способствует снижению затрат;
б) ограничивает возможность возникновения монополий;
в) создаёт возможность выбора для потребителей;
г) заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки;
д) способствует внедрению НТП, улучшению качества продукции.
9. Негативные черты (недостатки) конкуренции:
а) постоянное разорение многих производителей, безработица;
б) отвлечение неоправданно больших средств на рекламу;
в) использование нечестных методов борьбы;
г) чрезмерная эксплуатация ресурсов, экологические нарушения
д) ведет к дифференциации доходов.

КОНКУРЕНЦИЯ И ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

1. Сущность и функции конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая конкуренции.

2. Понятие рыночной структуры и ее типы.

3. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность:
a) теоретические предпосылки модели совершенной конкуренции;
b) определение объема производства и цен в условиях совершенной конкуренции;
c) производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов.

4. Чистая монополия:
a) теоретические предпосылки модели чистой монополии;
b) установление объемов производства и цены фирмой–монополистом. Ценовая дискриминация;
c) экономические и социальные последствия монополии.

5. Монополистическая конкуренция: условия равновесия производителя в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность рынка монополистической конкуренция.

6. Олигополия:
a) сущность олигополии;
b) формы взаимодействия фирм на олигополистическом рынке и факторы, их определяющие;
c) олигополия, основанная на сотрудничестве (сговоре) фирм;
d) модели конкурентного ценообразования на олигополистическом
рынке.

Конкуренция и ее функции в рыночной экономике

1. Понятие рыночной конкуренции.

2. Условия возникновения конкуренции.

3. Функции конкуренции в рыночной экономике:
а) регулирующая;
б) стимулирующая;
в) санирующая.

4. Виды несовершенной конкуренции:
а) чистая монополия;
б) монополистическая конкуренция;
в) олигополия.

5. Совершенная конкуренция и ее признаки:
а) большое количество фирм на рынке;
б) продажа товаров по свободным ценам;
в) беспрепятственное вхождение на рынок любой новой фирмы;
г) доступность для всех экономической информации и т.д.

6. Последствия монополизации экономики.