Игра
"Умники и Умницы" по математике для 5-6 классов.
ЦЕЛЬ: Повторение
изученного материала по математике в 5 классе в игровой форме.
ЗАДАЧИ:
- Проверить сформированность
знаний, умений и навыков учебного материала;
- Развивать мышление,
память, внимание;
- Повысить интеллект
учащихся, интерес к изучению математики.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- плакат с девизом.
- карточки с заданиями (для
игроков и болельщиков)
- плакаты натуральные числа;
обыкновенные дроби; десятичные дроби; процент
- ручки, карандаши, бумага
(листы).
5.историческая справка
(выступление ученика).
ДЕВИЗ: Повторение-мать
учения.
-
Первый гейм
Натуральные числа
Зеленая дорожка:
Какое натуральное число равно числу
букв в его названии?
(три)
Желтая дорожка:
Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или
их произведение?
(сумма)
Красная дорожка:
Ничего не пишите. Возьмите
1000.Прибавьте 40.Прибавьте еще 1000. Прибавьте 30. Еще 1000.Плюс 20.Плюс
1000. И плюс 10. Сколько получилось?
(4100)
Отборочный тур:
- Какие числа называются
натуральными?
- Как найти значение буквенного
выражения?
- Что такое процент?
- Что такое квадрат и куб
числа?
- Как найти объем
прямоугольного параллелепипеда?
- Что такое уравнение?
- Расскажите правила
сложения и вычитания обыкновенных дробей.
- Как найти среднее
арифметическое нескольких чисел?
- Что такое угол?
- Расскажите правило
умножения десятичных дробей.
- Назовите формулу пути.
- Что такое диаметр?
- Расскажите правило
округление чисел.
- Какие дроби называются
правильными?
- Что такое координатный
луч?
Второй гейм
Обыкновенные дроби
Зеленая дорожка
Первые дроби, с которыми нас знакомит
история, это дроби вида: 1/2, 1/3, 1/4. Вопрос: как они назывались?
(единичные)
Желтая дорожка
В древнем Риме в качестве основной
дроби пользовались дробью 1/12, которая называлась унцией.
Вопрос: как
назывались соответственно дроби 5/12,7/12?
(пять унций, семь унций)
Красная дорожка
В вазе лежало 5 яблок. Мальчик взял
половину всех яблок и еще пол-яблока. Сколько яблок взял мальчик?
(три)
Третий гейм
Десятичные дроби
Зеленая дорожка
Какой знак нужно поставить между 2 и
3, чтобы получить число, больше 2 и меньше 3?
(запятая)
Желтая дорожка
На какое число можно умножить дробь:
9,1; 0,4; 7,5 чтобы произведение оказалось натуральным числом?
(например, 10)
Четвертый гейм
Процент
Зеленая дорожка
Назовите 1% метра.
(1см или 0,01м)
Финал
Задание:
Величина угла равна 30 градусов. Чему
она будет равна, если рассматривать угол в лупу с двукратным увеличением?
(30 )
Задание болельщикам
1.Выполните действия:
35*18=
10260:36=
45087-8391=
3 419 845 099+11 087 609 311=
153*1000=
2.вопросы и задания:
- Четверо играли в домино
четыре часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 часа)
- Пассажир такси ехал в
село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины.
Сколько всего машин ехало в село? (одна - такси)
Я - цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь
Рядом встать,
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и
мать. (семь- семья)
- Какие часы показывают
верное время только два раза в сутки? (которые стоят)
- Вспомните пословицы и
поговорки с числами.
- Назовите фамилии
ученых-математиков.
- Кто автор первого
российского учебника математики? (Магницкий)
сообщение ученика о Магницком.
Л. Ф. Магницкий и его учебник
арифметики.
Леонтий Филиппович Магницкий родился
19 июня 1669 года в бедной крестьянской семье Телятина Тверской губернии.
Есть предположение, что Магницкий учился в Славяно-греко-латинской
академии. Также в Москве в знак своих выдающихся способностей он получил от
царя Петра первого новую фамилию – Магницкий (вместо Телятин), что означало
привлекающий, влекущий всех к себе своими знаниями (как магнит притягивает
железо).
Магницкий проявлял любовь к
самообучению и страсть «разбирать мудреное и трудное», сам научился читать
писать.
Историки утверждают, что Магницкий
изучал в Академии латинский и греческие языки и самостоятельно голландский,
немецкий и итальянский.
Магницкий самостоятельно изучал
математику в объеме, значительно большем, чем сообщалось в рукописях 18
века, он был знаком с европейской учебной литературой и с произведениями
греческих и латинских авторов.
Магницкий преподавал в
математико-навигацкой школе арифметику, геометрию и тригонометрию, в начале
преподавал также и навигацию. Преподавательские обязанности Магницкий
исполнял с прилежанием и
исключительной добросовестностью.
Магницкий руководил
математико-навигацкой школой до последних дней своей жизни. Он умер 19
октября 1739 года и похоронен в Москве.
В 1702 году Магницкому были отпущены
средства на составление и печатание его арифметики.
Учебник Л. Ф. Магницкого называется
«Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский
язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена». Он был
издан в 1703 году в Москве тиражом в 2400 книг.
Сразу после выхода в свет «Арифметика»
стала основным математическим учебником в России на долгие годы.
М. В. Ломоносов высоко ценил эту
книгу. Он сам не только изучил «Арифметику», но и знал её наизусть.
Магницкий определяет арифметику
необычным для нас приемом с вопроса «что есть арифметика» и отвечает, что
«арифметика или числительница есть художество честное, независимое, и
удобопонятное, многополезнейшее и многопохвальнейшее, от древнейших же и
новейших, в разные времена изряднейших арифметиков изобретение и
изложение».
Многие поколения образованных русских
людей обучались по «Арифметике» Магницкого. Даже и теперь авторы задачников
и книг по занимательной математике включают в текст задачи Магницкого.
Заслуга Л.Ф. Магницкого, прежде всего
в том, что он создал основу для последующего развития математического
просвещения в России
|