Конкурс педагогического мастерства учителей географии «Знанио»
Оценка 4.8

Конкурс педагогического мастерства учителей географии «Знанио»

Оценка 4.8
Разработки уроков
pptx
география
9 кл
23.05.2017
Конкурс педагогического мастерства учителей географии «Знанио»
Черная и Цветная металлургия.pptx

Тема урока: «Металлургический комплекс

Тема урока: «Металлургический комплекс

Тема урока:

«Металлургический комплекс. Цветная металлургия.»

Цели урока: 1. Выделить особенности металлургии легких и тяжелый цветных металлов

Цели урока: 1. Выделить особенности металлургии легких и тяжелый цветных металлов

Цели урока:

1. Выделить особенности металлургии легких и тяжелый цветных металлов.
2.Работая с текстом учебника, выявить различные факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии(легких и тяжелый металлов).
3. Проверить свои умения работать с экономическими картами и статистическими материалами.

Оборудование. Карта «Металлургии(цветная), коллекция полезных ископаемых(боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда), образцы металла – медь, алюминий и др

Оборудование. Карта «Металлургии(цветная), коллекция полезных ископаемых(боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда), образцы металла – медь, алюминий и др

Оборудование.

Карта «Металлургии(цветная), коллекция полезных ископаемых(боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда), образцы металла – медь, алюминий и др.

Актуализация знаний(проверка домашнего задания)

Актуализация знаний(проверка домашнего задания)

Актуализация знаний(проверка домашнего задания).

Блиц-опрос( 2 мин):
1.Расскажите о типах предприятий в черной металлургии. В чем заключается их отличие?
2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение предприятий черной металлургии?
3. Расскажите о перспективах развития и размещения новой металлургической базы на Дальнем Востоке.

Ответы на блиц-опрос: 1. Завод полного цикла, предельная, доменная, бездоменная

Ответы на блиц-опрос: 1. Завод полного цикла, предельная, доменная, бездоменная

Ответы на блиц-опрос:

1. Завод полного цикла, предельная, доменная, бездоменная.
2. Сырьевой, топливный, транспортный, экологический.
3. Наиболее перспективно строительство завода на территории Южно-Якутского угольного бассейна, г. Нерюнгри, месторождение Чульман. Рядом расположено месторождение железной руды Таежное. Через Нерюнгри проходит железная дорога Тында-Алдан, будущая АЯМ – Амуро-Якутская магистраль. В этом районе действуют две ТЭС – Чульманская и Нерюнгринская.

Практическая работа в группах, класс делится на 3 группы

Практическая работа в группах, класс делится на 3 группы

Практическая работа в группах, класс делится на 3 группы.

Цель: Закрепить понятия «металлургическая база», «комбинат».
Работая с картой атласа «Черная и цветная металлургия», используя знания пройденного параграфа №21 «Черная металлургия», дайте характеристику металлургическим базам России по плану: На выполнение задания 7 минут.







План

Название базы

Источники сырья(руда)

Источники топлива

Металлургические центры

Задание для каждой группы: I.

Задание для каждой группы: I.

Задание для каждой группы:

I. Характеристика центральной металлургической базы.
II.Характеристика Уральской металлургической базы.
III.Характеристика Сибирской металлургической базы.

Карта «Черная металлургия»

Карта «Черная металлургия»

Карта «Черная металлургия»

Изучение нового материала. Работая с учебником стр

Изучение нового материала. Работая с учебником стр

Изучение нового материала.

Работая с учебником стр.142, учащиеся ставят перед собой вопросы, что они должны узнать при изучении новой темы?
1.Мы узнаем, какие специфические черты характерны для цветной металлургии.
2. О влиянии различных факторов на размещение предприятий цветной металлургии.

Проблемная ситуация: Почему говорят, что если черная металлургия дает промышленности «хлеб», то цветная обеспечивает ее «маслом»?

Проблемная ситуация: Почему говорят, что если черная металлургия дает промышленности «хлеб», то цветная обеспечивает ее «маслом»?

Проблемная ситуация:

Почему говорят, что если черная металлургия дает промышленности «хлеб», то цветная обеспечивает ее «маслом»?
Ответ учащихся: Черная металлургия дает промышленности «хлеб» потому, что она производит два самых нужных в хозяйстве сплава: чугун и сталь. Цветная металлургия является «маслом», так как в условиях НТР для работы космической техники, катализаторов для химической индустрии, для сложнейших, новейших сплавов, высококачественной стали, полупроводников - без цветных металлов не обойтись. Цветные металлы и их сплавы просто необходимы.

Выступление учащихся о значении и особенностях цветной металлургии в промышленности страны(Опережающие задания, работа с текстом учебника стр

Выступление учащихся о значении и особенностях цветной металлургии в промышленности страны(Опережающие задания, работа с текстом учебника стр

Выступление учащихся о значении и особенностях цветной металлургии в промышленности страны(Опережающие задания, работа с текстом учебника стр.142-143, по одному из каждой группы, на выступление по 1,5 минуты).

Примерные выступления: I.Первая особенность заключается в том, что цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности и др. Эти металлы используют в атомной(уран) и космической (титан) промышленности, электротехнике(медь, серебро, золото) и т.п. Сплавы меди с оловом дают бронзу, с алюминием - дюралюминий, с цинком- латунь, с никилем -мельхиор.

Выступление учащихся (продолжается)

Выступление учащихся (продолжается)

Выступление учащихся (продолжается).
Россия богата рудами цветных металлов. От мировых запасов в России находится:
11 % запасов меди;
12% запасов свинца;
16% запасов цинка;
21% запасов кольбата;
27% запасов олова;
31% запасов никеля. Но не хватает запасов алюминиевых руд(бокситы, нефелины), ртути, сурьмы.

Об отраслевом составе цветной металлургии

Об отраслевом составе цветной металлургии

Об отраслевом составе цветной металлургии. Задание всем учащимся: заполнение таблицы «Виды цветных металлов» с используем рис.65, учебник стр.143.


Наиболее широкое применение в металлургии находят следующие основные виды цветных металлов(3 мин.):

Тяжелые: Медь Цинк Свинец Олово Никель

Легкие: Алюминий Магний Титан

Драгоценные: Золото Серебро Платина Металлы платиновой группы

Редкие и редкоземельные: Вольфрам Молибден Ванадий Цирконий Селен Скандий и др.

Конкурс педагогического мастерства учителей географии «Знанио»

Конкурс педагогического мастерства учителей географии «Знанио»

Выступление учащихся: II. Вторая особенность руд цветных металлов – их многокомпонентный состав

Выступление учащихся: II. Вторая особенность руд цветных металлов – их многокомпонентный состав

Выступление учащихся:

II. Вторая особенность руд цветных металлов – их многокомпонентный состав. Например, в уральской медной руде содержится кроме меди: никель, цинк, хром и др.
В Норильской 14 элементов различных металлов, среди них редкие: ванадий, германий и др. Поэтому такую руду необходимо использовать комплексно, извлекая из руды все необходимые металлы.

Учитель. Работа с интерактивной доской

Учитель. Работа с интерактивной доской

Учитель. Работа с интерактивной доской.

Технологическая цепочка цветной металлургии выглядит следующим образом:
Добыча руды -> ГОК (обогащение) -> плавка чернового металла -> плавка рафинированного(чистого) металла -> прокат.

Факторы размещения предприятий цветной металлургии

Факторы размещения предприятий цветной металлургии

Факторы размещения предприятий цветной металлургии.

Размещение цветной металлургии, производство легких металлов на примере алюминиевой и медной промышленности.
I.Фактор размещения легких металлов: для выплавки легких металлов требуется огромное количество дешевой электроэнергии. Самую дешевую электроэнергию дают ГЭС. Например, для выплавки 1 тонны алюминия требуется 18 кВт * ч электроэнергии. А значит, вывод: алюминиевое производство стоит размещать вблизи дешевых источников электроэнергии.

Заполнение таблицы: основные центры размещения предприятий алюминиевого производства( работа с атласом стр

Заполнение таблицы: основные центры размещения предприятий алюминиевого производства( работа с атласом стр

Заполнение таблицы: основные центры размещения предприятий алюминиевого производства( работа с атласом стр.13)

Основные центры:
Восточно-Сибирский:
Красноярск
Саяногорск 80 % алюминия РФ
Братск
Шелехов
Кандалакша
Надвоица(Карелия)
Волхов
Волгоград
Краснотуринск
Каменск-Уральский
Новокузнецк

Источники дешевой электроэнергии:
Красноярская ГЭС
Саянская ГЭС
Братская ГЭС
Иркутская ГЭС
Кольская АЭС
Ондская ГЭС Волховская ГЭС
Волжская ГЭС
Серовская ТЭС
Рефтинская ТЭС
Кузбасская ТЭС

II.Фактор размещения тяжелых металлов на примере медной промышленности

II.Фактор размещения тяжелых металлов на примере медной промышленности

II.Фактор размещения тяжелых металлов на примере медной промышленности.
Например, для получения 1 тонны меди требуется переработать 100 тонн медной руды, из которых 99 тонн пустая порода.
Для производства 1 тонны олова необходимо переработать 300 тонн руды. А значит,
вывод: размещение предприятий тяжелых металлов тяготеет к источникам добычи сырья.
Задание учащимся: заполнение таблиц факторов размещения цветных металлов и нанесение алюминиевых и медеплавильных заводов на контурную карту.

Заполнение таблицы: основные центры размещения предприятий производства меди(работа с атласом стр

Заполнение таблицы: основные центры размещения предприятий производства меди(работа с атласом стр

Заполнение таблицы: основные центры размещения предприятий производства меди(работа с атласом стр.13)

Основные центры:
Медный пояс Урала:
Красноуральск
Реж
Кировоград
В.Пышма
Ревда
Карабаш
Кыштым Медногорск
Мурманская обл. Мончегорск
Московская обл. Кальчугино

Фактор размещения:
Сырьевой Сырьевой Сырьевой
Сырьевой
Сырьевой
Сырьевой
Сырьевой
Сырьевой

Сырьевой
Сырьевой

Месторождение:
Месторождение меди на Урале: Сибайской
Гайское
Дегтярское, Левиха
Карабашское





Печенга

Работа с текстом учебника стр.145-146 и атласом «Черная и цветная металлургия» стр

Работа с текстом учебника стр.145-146 и атласом «Черная и цветная металлургия» стр

Работа с текстом учебника стр.145-146 и атласом «Черная и цветная металлургия» стр. 13, выделить центры производства цинково-свинцовой, никилевой и оловянной промышленности и заполнить таблицу

Название района

Основные отрасли цветной металлургии

Центры

Уральский
Кемеровская обл.
Северный Кавказ
Северный (Мурманская обл.)
Красноярский край
Восточно-Сибирский
Дальневосточный
Республика Саха(Якутия)
Чукотский АО

Цинково-свинцовая


Никилевые руды


Медно-никилевые руды
Оловянные руды

Челябинск
Белово
Владикавказ, Тырнауз
Печенга

Талнахское
Нарильск

Эсэ-Хайя, Депутатский
Телекское

Золотодобывающая промышленность (работа с текстом учебника стр

Золотодобывающая промышленность (работа с текстом учебника стр

Золотодобывающая промышленность (работа с текстом учебника стр. 145-146).


В России ежегодно добывается более 150 тонн золота. По добыче Россия занимает 5-6 место в мире. Более 85% добычи российского золота приходится на Дальний Восток и Восточную Сибирь.

География золотодобычи Основная добыча золота в

География золотодобычи Основная добыча золота в

География золотодобычи

Основная добыча золота в России ведётся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
1-е место- Магаданская область(29 тонн в год)
2-е место-Красноярский край (18 тонн в год)
3-е место-Якутия (13 тонн в год)
4-е место-Иркутская область (12 тонн в год)

Проблемы цветной металлургии.

Проблемы цветной металлургии.

Проблемы цветной металлургии.

Вопрос учащимся: расскажите, какие же проблемы сегодня мы можем выделить в цветной металлургии? И как с ними нужно бороться?

Закрепление нового материала. Обсуждение вопросов в группах по карточкам:

Закрепление нового материала. Обсуждение вопросов в группах по карточкам:

Закрепление нового материала.

Обсуждение вопросов в группах по карточкам: Карточка №1 Вопрос: В чем различие технологической цепочки производства черных и тяжелых металлов?
Карточка №2
Вопрос: В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?
Карточка №3
Вопрос: Назовите отраслевой состав цветной металлургии?

Ответы на карточки: Карточка №1

Ответы на карточки: Карточка №1

Ответы на карточки:

Карточка №1
Ответ: Бедные руды тяжелых цветных металлов обязательно обогащаются на ГОКах, а богатые железные руды(45-60% железа) не обязательно обогащать. Тяжелые цветные металлы дважды очищают при плавке: сначала получают черновой металл, а затем рафинированный.
Карточка №2
Ответ: Медеплавильные заводы размещаются вблизи мест добычи сырья(особенно при плавке черной меди), а алюминиевые заводы – у источников дешевой энергии, т.е. ГЭС.

Оценивание усвоения знаний учащихся на уроках по следующим критериям:

Оценивание усвоения знаний учащихся на уроках по следующим критериям:

Оценивание усвоения знаний учащихся на уроках по следующим критериям:

I. Оценивание актуализации знаний:


Оценивание знаний учащихся на уроках проходит совместно с обучающимися. Блиц – опрос: Правильные ответы на все вопросы – “4,, Если заполнена таблица и группа активно отвечала на блиц-опросе – “5,,

I группа:

II группа:

III группа:

“3 ,,

“4,,

“5,,

II.Оценивание изучения нового материала:

II.Оценивание изучения нового материала:

II.Оценивание изучения нового материала:
Если выполнены все работы с текстом учебника, атласом, заполнены таблицы и контурные карты – “5,,
Оценки учащихся: Ф.И. – “ ,,
III.Оценивание закрепление материала:
Полный ответ на вопрос карточек – “ 5 ,,

Рефлексия. Вопросы к обучающимся: 1

Рефлексия. Вопросы к обучающимся: 1

Рефлексия.

Вопросы к обучающимся: 1. Какие вопросы вызвали у вас трудности в усвоении нового материала и почему?
2. Что показалось вам достаточно легким и захватывающим в освоении новых понятий?

Домашнее задание: 22 параграф учебника(стр

Домашнее задание: 22 параграф учебника(стр

Домашнее задание:

22 параграф учебника(стр. 142-146) и вопросы после него «проверим знания» и «более сложные вопросы»(стр. 146-147).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017