Новикова Вера Александровна
Развивающее занятие социального педагога
«Учусь общаться»
Пояснительная записка:
а) Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».
б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой
Конспект развивающего занятия
«Учусь общаться»
Продолжительность: 45 минут.
Аудитория: 10–11 лет.
Количество участников: 10–15 человек.
Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.
Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.
Задачи:
Оборудование и материалы: презентация, кроссворд, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди».
Ход занятия.
Здравствуйте ребята!
Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.
Упражнение «Твое имя»
Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.
Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя
Дискуссия:
Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».
Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?
Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:
Цели общения:
Упражнение «Копилка народной мудрости»
Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».
А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.
Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.
Упражнение « Круг моего общения»
Цель: выявить круг общения подростков.
Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту
Возрастная категория |
Количество человек |
Сверстники Старше меня на 1 – 3 года Младше меня на 1-3 года Маленькие дети Взрослые |
Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя - вы ученик).
Упражнение « Я – это …» « Какой я?»
Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.
Давайте напишем 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик - старательный)
Игра «Назови эмоцию»
Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.
Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?
ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА
Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).
Упражнение «Музыка и чувства»
Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).
Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.
Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.
Дискуссия « Что может мешать общению»
Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении.
А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)
Обучающимся предлагается рассмотреть схему:
Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.
А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.
- Садитесь в пары лицом друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги).
- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.
Затем происходит обмен впечатлениями.
Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение:
Заключение. Подведение итогов.
Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».
Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго!
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.